Обзор публикаций журнала «Огни Кузбасса» за 2020 год. Часть 1.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Категория: Критика, литературоведение
Автор: Чириков Евгений Стефанович
Просмотров: 665

СИДИМ НА ОДНОЙ ВЕТКЕ

 

В 2020 году журнал отметился двумя приметными ляпсусами. Литература, как известно, делится на три рода: лирика, эпос (проза) и драма. А комедия И. Назарова, определяемая им как «административно-фантастическая пьеса», почему-то попала в раздел прозы. При этом, мне кажется, вряд ли она найдет своего благодарного читателя ввиду слишком большой говорливости персонажей при незначительности поднимаемых ими тем.

Второй ляп возник из-за убежденности корректора в том, что слово «директор» мужского рода (с чем, конечно, не поспоришь). И вот в документальной повести И. Германа «Миссионеры и язычники» в том месте, где директор Светлана Сергеевна беседует с посетителем, мы в нескольких местах читаем: «директор сказал» и т. п., а это режет слух. В данном случае надо все-таки писать: «директор сказала»*.

Впрочем, отдельные погрешности не умаляют общего приятного впечатления от журнала, ценность которого еще и в том, что он, будучи официальным органом, служит эталоном качества на фоне многочисленных самодеятельных изданий. 

Сравнение с другими региональными журналами, например с «Бийским вестником», во многом тоже может оказаться в пользу «Огней Кузбасса», где печатается более солидная, социально-проблемная проза – как художественная, так и документальная.

Но вот в чем «Огни Кузбасса» проигрывают, так это в части литературной критики, которая в нашем журнале редко поднимается выше комплиментарного уровня. Вероятно, это связано с нынешней слабостью в Кузбассе литературоведческой школы.

Есть несколько авторов, которые регулярно пишут на литературно-критические темы, отзываются на публикации, на выход новых книг. Так, Вячеслав Елатов весьма опытен в литературе, но живет прошлым, из статьи в статью монотонно восхваляя достижения социалистического реализма.

Молодая поэтесса Марина Федорова интересно высказалась о стихах М. Рантовича, которые ассоциируются у нее с бабочками, однако не мешало бы подкрепить это впечатление примерами. Без них читатель не может оценить точность ее образа.

Между прочим, сам Михаил Рантович написал прекрасный отзыв о поэзии Юлии Шкуратовой, говорящий о том, что он владеет и мыслью, и слогом.

Татьяна Горохова, судя по всему, писать очень старается. Но, прочитав ее отзыв о новой книге стихов В. Коврижных, открыть сборник не захочешь.

«...Август! Месяц сбора плодов. Так не в этом ли заключается смысл всего написанного? – от души хвалит она лирика и тут же намазывает масло маслом: – Для человека труда, а особенно сельского жителя, хлебопашца и земледельца уборочная страда – один из наиважнейших моментов жизни на земле».

К 70-летию поэта Александра Каткова вышло две статьи в одном номере («ОК» № 4). Владимир Есенин в путаном стиле славил А. Каткова, риторически совмещая любовь к Богу и любовь к женщине («Сирень, цветущая у сердца»). Из стихов юбиляра он процитировал и тот, где женщина сравнивается с надломленной веткой сирени. Кандидат филологических наук Ирина Ащеулова в статье «Об Александре Ивановиче Каткове» тоже сделала акцент на сирени. Казалось бы, и так понятны строки: «…Как веткою надломленной сирени / Та женщина осталась за окном», но автор пошел куда-то далеко-далеко с глубокомысленными рассуждениями о «сирени в мифопоэтической традиции», «научно» загружая читателя трюизмами.

Невольно вспоминается стих Сергея Донбая:

 

Литературоведы и литературоведки

Сидят с поэтом на одной и той же ветке.

Поэт как свистнет офигенно!

А они зачирикают: мифологема, мифологема…

Поэт устанет и клюет на ветке носом.

А они чирикают: судьбоносно, судьбоносно…

 

Литературный критик должен иметь горячее сердце и холодную голову, как в свое время Феликс Эдмундович говаривал о чекистах. А это, видно, не каждому дано.

В россыпи рассказов, опубликованных за год, в основном все добротного качества. Назову лишь нескольких авторов, которые отложились в моем личном восприятии: Игорь Назаров, Борис Кузнецов, Татьяна Твердохлебова, Инна Ким, Валентин Роков, Дмитрий Филиппов, Николай Башев.

Встретился, впрочем, и очень слабенький рассказ, принадлежащий перу Светланы Улановой. Называется он «Прорвемся». Суть сюжета: голодное военное время,12-летняя Таня потеряла продуктовые карточки. И автор не справляется с описанием этой трагической ситуации. Рассказ написан чуждыми образности словами. Вот пример из самого начала, когда мама инструктирует дочь: «Главная ее обязанность – отовариваться по продуктовым карточкам крестной». И так, с канцелярщинкой – каждый абзац…

В первом номере журнала за 2020 год помещено окончание повести Александра Савченко «Неисповедимы дороги». Она о годах, проведенных Достоевским в Сибири, и о его венчании с Марией Исаевой в Кузнецке. Поднять такую тему само по себе уже достойно уважения.

Роман «Поглощение» Сергея Подгорнова предполагает мрачно-символический прогноз: погружение шахтерского городка во тьму горных выработок. Как всегда у С. Подгорнова, роман хорош сочным языком, но, с моей точки зрения, описаниями автор как раз и злоупотребляет, резко замедляя действие. 

Повесть о. Сергия Адодина «16 белок и прочее разумное пространство», где главный герой – пьющий отец Пью, специфична темой быта духовенства и его мировоззренческих устоев. Читатель, представляющий религиозную жизнь с сусальной стороны, прочитав эту повесть, может узнать нечто более реальное. В то же время ни белки, ни все другие животные с их «государством», освещением чего упивается автор, здесь абсолютно не нужны. Понимаю, что он не согласится со мной, видя в белках глубокую символику. Но читатель вряд ли избавится от ощущения скуки, внимая мультяшному изображению животного мира.

Теперь о документальной повести Игоря Германа, упомянутой выше в связи с говорящим директором. Тема любопытна и злободневна, язык хорошей литературной пробы, как и подобает в борьбе с антикультурой. Расстановка главных эпизодов вроде бы грамотна. Но действие идет медленно, как тепловоз, маневрирующий на станции. Есть повторы на одной и той же ноте – ноте праведного возмущения матами. Нет анализа, откуда, из каких глубин идет заражение общества матерностью (а идет оно, по-моему, не просто из Москвы, а из апокалиптических недр бытия). И нет концовки, которая публицистически разрубила бы гордиев узел проблемы. Впрочем, не слишком ли многого я хочу?

В разделе очерковой прозы хочется особо выделить первопроходческое исследование Василия Дворцова «Русская правда Ермака», публикация которого делает большую честь журналу. В нем принципиально по-новому раскрывается историческая тема завоевания Ермаком Сибири, убедительно опровергаются застарелые догмы и стереотипы в трактовке личности Ермака Тимофеевича.

Эссе Олега Кухарева «Актерские записки» захватывает исповедальными признаниями, мятежными настроениями и оригинальными мыслями одного из виднейших актеров Кузбасса, остро чувствующего провинциальность местной жизни.

Очерк Александра Савченко «Мы все в одной жизни» о судьбе одного из директоров КМК Т. И. Шкляра, попавшего в водоворот репрессий сталинского времени, добавляет еще одну страницу в краеведение Кузбасса.

Каждая из публикаций рубрики «Книга памяти» имеет свой смысл для людей любознательных и не потерявших интереса к прошлому нашего края и страны.

Особо следует сказать о публицистике писателя-новокузнечанина Виктора Коняева, который в эссе «Закроют ли Россию? (Заметки неравнодушного)» («ОК» № 6) набрал высшие обороты в апологетике сталинизма. Личное дело христианской души

В. Коняева – любить вождя, который взрывал храмы и тысячами расстреливал священников. Но когда он пишет о том, что Сталин якобы противостоял ОГПУ-НКВД, – это уже невежество и даже завиральность.

«Тогда, в тридцатых годах, партократы развязали репрессии, пытаясь повернуть историю вспять, но и сами себя изгрызли едва не до смерти, – утверждает В. Коняев. – Это они, областные и краевые руководители, объединившись с руководством ОГПУ-НКВД, которое по факту до 1939 года не подчинялось Политбюро и Совнаркому, изобрели печально знаменитые «тройки», уничтожали неугодных. Какого же труда стоило Сталину остановить эту вакханалию!»

Неудобно даже доказывать неправоту В. Коняева и рассказывать о сталинских расстрельных списках, как и о многом другом трагическом…

Евгений ЧИРИКОВ, г. Кемерово

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.