Обзор публикаций журнала «Огни Кузбасса» за 2020 год. Часть 2.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Категория: Критика, литературоведение
Автор: Фролова Ирина Александровна
Просмотров: 653

Журнал «Огни Кузбасса» – мой любимый журнал! С неизменным интересом читаю его на протяжении многих лет от корки до корки. Вспоминая публикации за 2020 год, назову произведения, которые вызвали у меня наибольший интерес и оставили самое яркое впечатление.

Поэзия

Поэзия всегда была украшением журнала. В Кузбассе много своих прекрасных авторов, чье поэтическое слово весомо, значимо, емко. Замечательно и то, что у нас также есть возможность знакомиться с лирическими произведениями поэтов из разных городов России.

В первом номере представлена подборка стихов Леонида Гержидовича «По следу ветра и огня» (к 85-летию со дня рождения). Еще не утихла боль от горькой утраты – ухода Леонида Михайловича из жизни, и его строчки воспринимаются с особым чувством: «Между нами темь и стужа, / Между нами дождь, / Разошлась тоска по лужам, / Где меня ты ждешь. / Если к сроку не приеду, / Не кори меня, / Отыщи меня по следу / Ветра и огня». В этом же номере понравились стихи Владимира Скифа из Иркутска («А помнишь, как было») и Бориса Бурмистрова («В доме нашем чужие живут»).

Второй номер журнала традиционно посвящен военной теме, и стихи, опубликованные в «Огнях Кузбасса», не могут не трогать сердца людей. Особенно поэтические подборки фронтовиков: Евгения Буравлева («Страшный, но все-таки труд»), Михаила Небогатова («Все вспомнил я. Все было, как вчера»), Владимира Чугунова («Меня в час встречи помяните»). Низкий им поклон и светлая память…

В третьем номере зацепили рассуждения москвички Олеси Николаевой о стране, о душе, о сложности и простоте («Страна моя любит метель»): «Лучше уж петь, плыть, / разрывать у берега сеть, / сложный глагол «быть» / в тесной груди вертеть».

В четвертом номере опубликованы проникновенные стихи ушедших поэтов Александра Каткова («Берегиня») и Ивана Полунина («Родник поет у колыбели»). В пятом номере – поэзия Инны Кабыш (Москва) с красноречивым названием «Куда, родимая, несешься?..». В шестом номере журнала согрели душу Виктор Коврижных («Лукоморье мое деревянное»), Сергей Дьяков («Ни звонка, ни звона колокольного»), Ольга Хапилова («Не говори, что время утекло»). Их стихи покорили мудростью, философским подходом, духовностью.

Проза

Произвела большое впечатление киноповесть Евгения Мамыкина из Бийска «Небо и земля» (повествование о необыкновенной женщине) в № 2. Это военная история об участнице Парада Победы в июне 1945 года, хрупкой девушке Нине Бондарь, управлявшей и самолетом, и танком.

Понравились рассказы Александра Кердана (Екатеринбург) из цикла «Если бы да кабы…» в № 3.

В пятом номере журнала опубликовано произведение Игоря Германа «Миссионеры и язычники», вызвавшее разногласия в восприятии у разных читателей. Актеру, вернувшемуся из отпуска, новый главный режиссер рекомендовал познакомиться со свежей пьесой. И после тот признается: «Это было мое первое прямое столкновение с айсбергом под названием «новая драматургия». Описанная дикая история главного героя уже не удивила: по всем каналам с утра до ночи транслировались похожие «дикие истории». Другое дело, каким языком эта пьеса была написана. «Когда я прочитал первый мат, подумал: «Ошибка или опечатка», но… сквернословием в пьесе страдали все, включая влюбленных героев. Вкупе с черным сюжетом безобразная авторская лексика провела на мое сознание массированную психическую атаку. И к последней странице пьесы я был морально разбит. Нахлынуло беспросветное гадостное состояние. Хотелось хватить чистого воздуха и внутренне отдышаться». Однако главный режиссер навязывал труппе сквернословие: «Это часть нашего языка. Она имеет место быть в жизни, значит, имеет право быть на сцене». Герой повествования поставил руководство в известность, что произносить нецензурные слова не сможет ни на репетициях, ни тем более со сцены: «Буду пропускать это или заменять нормативными синонимами». Так было запущено шесть пьес. «Все пьесы, представленные на этих эскизах, оказались одна грязнее другой. Актеры безбожно матерились на сцене, отдавая дань мучительно выстраданному авторскому слову. Нетворческие люди нашего театра, то есть службы и цеха, включая сантехников, пожарных и уборщиц, после каждого такого просмотра надолго впадали в состояние шока, пораженные языковой правдой жизни, услышанной со сцены». Автор показывает два пути борьбы со сквернословием. Главный герой не произносит ненормативную лексику из пьес, он любит свою работу, не может уйти из театра, да и, вероятно, ему необходимо содержать семью; а другой актер готов на беспрецедентные поступки, чтобы только заставить понять чиновников и критиков, как омерзительна и смрадна языковая грязь. «Петенькин подошел к столу с обедающими гостями и вежливо пожелал им приятного аппетита. После этого здесь же, у их столика, расстелил на полу газету…» И справил нужду. «Когда пауза после чудовищного поступка Михаила Петровича потребовала разрешения, артист обратился к ошарашенным гостям: «А сейчас прислушайтесь, пожалуйста, к своим ощущениям. Что вы чувствуете? Вот то же самое чувствуют зрители в зале, когда они приходят в театр за искусством, а их угощают со сцены вот такой вот правдой жизни». Он считает, что мат со сцены и его собственное «действие» абсолютно равнозначны «по уровню своего скотства»: «Я тоже показал вам правду жизни. Уж правдивее этого быть ничего не может. Правда – она и есть правда. Еще раз приятного аппетита!» Поступок не остался безнаказанным: «На следующий день артист высшей категории Михаил Петрович Петенькин за совершенное им деяние, несовместимое со статусом творческого работника, и нанесение морального ущерба театру был уволен». Именно эти два фрагмента (с криминальным сюжетом навязанной пьесы «Любовь» и с газетой, на которой было совершено действо) вызвали споры читателей. Хотя автор боролся как мог за чистоту русского языка и освобождение пьес от «чернухи».

В пятом и шестом номерах прот. Сергий Адодин в произведении «16 белок и прочее разумное пространство» использует принципы мозаичности, аллегоричности, метафоричности и многие другие приемы; их с первого раза не охватишь глазом, пониманием, чувством – необходимо осмысление. Понравились произведения малой формы из пятого номера – психологические рассказы Татьяны Твердо-хлебовой «Посторонние» и Александра Демышева «Куда уходят дети».

В шестом номере произвела впечатление художественно-документальная повесть Владимира Гуляева «Солдатская Любань. 1942 год» и рассказ Инны Ким «Заветное».

Коротко о разном

Хочется также отметить в журнале разнообразие рубрик и представленных жанров. Просто перечислю понравившееся по разделам.

«Книга памяти»: Зинаида Волошина («Время любви и надежд», №1); Екатерина Тюшина («Чем бы еще помочь фронту?») и материалы Ю.Сычевой, В. Чурилова к 75-летию Победы в № 2; Диана Балибалова («Нам дороги эти позабыть нельзя», № 4); к 105-летию со дня рождения Ларисы Федоровой («С божественной любовью к поэзии», подготовила

Г. Карпова, № 4).

«Библиотечество»: Геннадий Красников, «И одна в поле воин» (про Новеллу Матвееву), № 5; Иван Бунин, «Руся», № 6.

«Заповедная Сибирь»: Василий Дворцов, «Русская правда Ермака», № 5.

«Православные чтения»: Анатолий Байбородин, «Русский обычай» (очерк о языческом и христианском в народной этике), № 1, 3.

«Лики земляков»: Нелли Соколова, «Прикосновение к подвигу», № 2.

«300 лет Кузбассу»: Александр Савченко, «Мы все в одной жизни» (про Тимофея Шкляра), № 5.

«Эссе»: Олег Кухарев, «Актерские записки», № 1.

«И большим, и детям»: Марина Карпенко, «Анютино богатство», № 5; Владимир Переводчиков, «Акварель», № 5.

«Литературный семинар»: Анатолий Бимаев, «Бегом по сияющей радуге», № 5.

«Критика и литературоведение»: Вячеслав Елатов, «Открываются архивы», № 2, «Без регламента. «Огни Кузбасса» за 2019 год», № 6; Нина Инякина, «Без позолоты фальши», № 2; Ирина Ащеулова, «Об Александре Ивановиче Каткове», № 4; Татьяна Горохова, «Отклик на сборник стихов Виктора Коврижных «Черемуховый спас», № 5.

Ирина ФРОЛОВА, г. Кемерово

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.