Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Симфония жизни. Слово о Н. А. Капитошникове, почётном гражданине Кузбасса

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Будить чуткие струны души 

Для Николая Алексеевича не было бесталанных, неодаренных детей. Всех наградила своими богатствами природа. И только под влиянием неблагоприятных обстоятельств художественные начала порой остаются неразбуженными, неразвитыми. Тогда жизнь человека бедна духовными событиями и радостями.

Музыка – один из путей пробуждения чутких струн души. Но никогда в работе Капишникова, в слитной жизни с детским коллективом музыкальные занятия не были самоцелью. Оркестранты учились слушать и открывать для себя красоту звучания великих музыкальных произведений – Чайковского, Глинки, Моцарта, Шопена, задушевных русских народных песен и видели за ними величие природы, совершенство художественных творений мастеров искусств, высоту и благородство человеческих чувств. Учились сопереживать.

Мир расширялся, и уже не были преградой разлившиеся Кондома и Тельбесс, непролазные снега, дальние-дальние километры.

И всегда с ребятами был их Учитель – на уроках литературы, в музыкальной комнате, на прогулках, в поездках с концертами, у них дома, наконец. Ведь с родителями тоже надо было беседовать, объяснять – для чего должен бегать ребенок в школу по вечерам на сыгровки оркестра, хоть он и извлекает из своего инструмента лишь два звука: трень-брень. Лучше бы, мол, на баяне учился играть.

Напилить и привезти из лесу дрова ветерану войны, побелить хату старенькой бабушке, сбросить снег с крыши, расчистить двор немощным – это тоже неотъемлемая часть жизни коллектива оркестра.

Помощь строителям музыкальной школы (в ее необходимость после первых успехов оркестра уверовали не только все жители Мундыбаша, но и начальствующие лица района и области), участие в расчистке места для детской площадки и сооружении на ней фонтана, посадке деревьев, благоустройство улиц, дворов... Сбор пожертвований на восстановление в Москве Храма Христа Спасителя, организация концертов с этой целью, – все это физическая и нравственная закалка для ребят, – считал Николай Алексеевич.

Потрясение при столкновении с несчастьем, болью страданиями людей в больнице, заброшенностью и одиночеством стариков в доме престарелых – это тоже этапы воспитания души ребенка, через которые шел вместе со своими питомцами Учитель. Он вел их в эти скорбные дома, чтобы и там пролился свет – прозвучала музыка.

«По-разному определяют счастье разные люди. Для нас великое счастье в том, что в детство и юность нашу вошел этот удивительный человек – Николай Алексеевич Капишников» (Аника Кирьянов, выпускник школы и оркестра, учитель, ныне священник).

«Я часто думаю, насколько беднее была бы моя жизнь, если бы не Капишников. Сколько бы радостных часов я потерял, если бы не пришел в школьный оркестр! Николай Алексеевич часто повторял: «Когда мы не открываем в подрастающем человеке художника, мы обкрадываем его как человека». Это справедливо и за доказательствами не надо далеко ходить.

Что мне, ученому, дает искусство? Вероятно, то же, что и моим товарищам по оркестру. Боюсь быть нескромным, но, наверное, в какой-то степени – творческий подход к работе, в общем-то, далекой от искусства. Еще – стремление воспитать своих детей так, как бы их воспитывал наш Учитель. А главное – чувство локтя.

Разделенные большими и малыми расстояниями, мы понимаем друг друга с полуслова, огорчаемся неудачами и радуемся успехам каждого из нас – выпускников мундыбашского оркестра. И пусть каждый год делает нас старше, семена, которые он посеял в наших сердцах, никогда не заглохнут». (Валерий Кушнарев, кандидат технических наук).

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.