Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Симфония жизни. Слово о Н. А. Капитошникове, почётном гражданине Кузбасса

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Что такое Мундыбаш ?

Заметает, заваливает снегом по зиме маленький поселок Мундыбаш в глубине Шории. Три-четыре десятка домиков по склонам лесистых гор, агломерационная фабрика, коротенькая главная улица – вот и все, что увидите вы с верхней точки поселка. И кто бы в мире слышал, знал, полюбил этот далекий поселочек, где живет и трудится совсем небольшое число людей, если бы не стал он не обозначенной на карте, но в сердцах многих людей Музыкальной республикой.

Почти сорок лет назад, весной, в Мундыбаш, в среднюю школу № 15, на имя руководителя самодеятельного оркестра пришла телеграмма: «Ваш оркестр допущен конференцию ИСМЕ. Успеха подготовке предстоящему выступлению Москве. Кабалевский».

IX Международная конференция ИСМЕ по музыкальному воспитанию детей и юношества состоялась в Москве в июле 1970 г. 42 государства принимали в ней участие. Крупнейшие музыкальные педагоги, детские художественные коллективы из Франции, Германии, Финляндии, Японии. Из столиц союзных республик – Ташкента, Вильнюса, Тбилиси, из Москвы, Ленинграда и ...оркестр народных инструментов из поселка Мундыбаш.

«...вы сумели сделать то, чего до вас пока еще не удавалось сделать никому: самодеятельный школьный оркестр из небольшого рабочего поселка вызвал самое высокое одобрение на международном конгрессе по музыкальному воспитанию перед огромной аудиторией, в состав которой входило более тысячи крупнейших педагогов-музыкантов из 42 стран мира», – написал ребятам в оркестр Дмитрий Борисович Кабалевский, вице-президент ИСМЕ и большой друг оркестра.

«...Вас теперь поминают не только у нас, но и в США, и в других странах мира. До чего же я рад за Вас, за Ваших чудесных ребят, за наше общее дело» (из письма Д. Б. Кабалевского Н. А. Капишникову).


С чего все начиналось 

В 1946 году в поселке появился демобилизованный из армии молодой преподаватель литературы Н. А. Капишников. «...в офицерской шинели я вернулся в Мундыбаш, в родную школу. Мир! Счастье! Солнце! Задыхаюсь от радости. А дети грустные. На них легли заботы и беды взрослых людей... Что бы такое сделать, чтобы они поскорее оттаяли? Сохранилась у меня со студенческих лет мандолина. Принес ее в школу, играл иногда после уроков», – рассказывает Николай Алексеевич в своей книге «Музыкальный момент» (Кемеровское книжное издательство, 1986 г.).

Продолжает рассказ участник оркестра, выпускник школы Вячеслав Пискулин: «Только что кончилась война. На всем ее печать. На нашей улице Луговушке не было электрического света, часто не было и керосина, поэтому я с вечера уходил в школу – там делал уроки, там за партой и ночевал... На Луговушке я считался первым балалаечником – научился у сестер. Они хорошо пели «Девичьи страдания» и сами себе подыгрывали.

И вот однажды за дверью учительской я услышал звуки нового инструмента – мандолины. Они не звали плясать или петь куплеты. Они завораживали душу. Играл человек, который повлиял на все мое дальнейшее развитие».

Нашлись в семьях у ребят три гитары, две балалайки, в клубе – полуразвалившийся контрабас. И вот с таким набором инструментов начали первые репетиции.

«Музыкальную грамоту учили общими усилиями. Играли, можно сказать, «по пальцам»... Но какое ни с чем не сравнимое сладостное чувство испытывали мы от каждого разученного произведения. «Музыкальный момент», «Лихорадушка», «Сережа-пастушок», «Дунайские волны». Эти произведения и сейчас для меня – радость... Мы стремились в новый мир, заглядывая в него впервые, делали потрясающие открытия. Шуберт! Глинка! Мусоргский! Гармония звуков нескольких инструментов! Как все ново и как прекрасно!»

В том же 1947 г. школа получила оркестровый комплект русских народных инструментов. И каждую неделю, по вторникам и пятницам, в музыкальной комнате, что выделили в школе ребятам, начались регулярные репетиции не кружка, а оркестра. В нем было уже 30 ребят!


Будить чуткие струны души 

Для Николая Алексеевича не было бесталанных, неодаренных детей. Всех наградила своими богатствами природа. И только под влиянием неблагоприятных обстоятельств художественные начала порой остаются неразбуженными, неразвитыми. Тогда жизнь человека бедна духовными событиями и радостями.

Музыка – один из путей пробуждения чутких струн души. Но никогда в работе Капишникова, в слитной жизни с детским коллективом музыкальные занятия не были самоцелью. Оркестранты учились слушать и открывать для себя красоту звучания великих музыкальных произведений – Чайковского, Глинки, Моцарта, Шопена, задушевных русских народных песен и видели за ними величие природы, совершенство художественных творений мастеров искусств, высоту и благородство человеческих чувств. Учились сопереживать.

Мир расширялся, и уже не были преградой разлившиеся Кондома и Тельбесс, непролазные снега, дальние-дальние километры.

И всегда с ребятами был их Учитель – на уроках литературы, в музыкальной комнате, на прогулках, в поездках с концертами, у них дома, наконец. Ведь с родителями тоже надо было беседовать, объяснять – для чего должен бегать ребенок в школу по вечерам на сыгровки оркестра, хоть он и извлекает из своего инструмента лишь два звука: трень-брень. Лучше бы, мол, на баяне учился играть.

Напилить и привезти из лесу дрова ветерану войны, побелить хату старенькой бабушке, сбросить снег с крыши, расчистить двор немощным – это тоже неотъемлемая часть жизни коллектива оркестра.

Помощь строителям музыкальной школы (в ее необходимость после первых успехов оркестра уверовали не только все жители Мундыбаша, но и начальствующие лица района и области), участие в расчистке места для детской площадки и сооружении на ней фонтана, посадке деревьев, благоустройство улиц, дворов... Сбор пожертвований на восстановление в Москве Храма Христа Спасителя, организация концертов с этой целью, – все это физическая и нравственная закалка для ребят, – считал Николай Алексеевич.

Потрясение при столкновении с несчастьем, болью страданиями людей в больнице, заброшенностью и одиночеством стариков в доме престарелых – это тоже этапы воспитания души ребенка, через которые шел вместе со своими питомцами Учитель. Он вел их в эти скорбные дома, чтобы и там пролился свет – прозвучала музыка.

«По-разному определяют счастье разные люди. Для нас великое счастье в том, что в детство и юность нашу вошел этот удивительный человек – Николай Алексеевич Капишников» (Аника Кирьянов, выпускник школы и оркестра, учитель, ныне священник).

«Я часто думаю, насколько беднее была бы моя жизнь, если бы не Капишников. Сколько бы радостных часов я потерял, если бы не пришел в школьный оркестр! Николай Алексеевич часто повторял: «Когда мы не открываем в подрастающем человеке художника, мы обкрадываем его как человека». Это справедливо и за доказательствами не надо далеко ходить.

Что мне, ученому, дает искусство? Вероятно, то же, что и моим товарищам по оркестру. Боюсь быть нескромным, но, наверное, в какой-то степени – творческий подход к работе, в общем-то, далекой от искусства. Еще – стремление воспитать своих детей так, как бы их воспитывал наш Учитель. А главное – чувство локтя.

Разделенные большими и малыми расстояниями, мы понимаем друг друга с полуслова, огорчаемся неудачами и радуемся успехам каждого из нас – выпускников мундыбашского оркестра. И пусть каждый год делает нас старше, семена, которые он посеял в наших сердцах, никогда не заглохнут». (Валерий Кушнарев, кандидат технических наук).


Где черпать силы ?

С сентября в оркестре самая напряженная работа – обсуждается репертуар, разучиваются партии, занимаются с новичками.

Потом – первые пробы звучания оркестра, первые отчаяния и первые радости. Но к началу февраля должны быть подготовлены несколько произведений.

В феврале – первое отчетное выступление оркестра на традиционном вечере-встрече в Музыкальной республике. А затем – пешком, в автобусах, в вагонах поездки по близ – и дальлежащим поселкам, выступления в клубах на учительских конференциях, перед рабочими на предприятиях. Оркестр должен жить полнокровно – давать радость слушателям и сам получать ее.

Но ведь так происходит каждый год. Каждую осень приходится начинать все с начала. Ушли, разъехались из Мундыбаша выпускники-десятиклассники. Остались в музыкальной комнате их инструменты. Как грустно смотреть на них руководителю оркестра! Когда еще они зазвучат в руках новичков!

Ни одному долго существующему творческому коллективу не выдержать такой смены состава. А этот – самодеятельный, детский. Беспокойный, требующий огромного напряжения, всех сил души «сизифов труд».

«Запишите меня в оркестр». Тернист путь от новичка до исполнителя и для этого мальчугана и для его учителя. Семь дней в неделе. Во вторник и пятницу общие сыгровки в оркестре, среда – занятия с группой домр, четверг– с басистами, понедельник – балалаечники.... С начинающими – суббота, воскресенье и всегда, как выберется время. Им особое внимание и забота. Нет отпуска, выходных. И все же, уверена, никогда бы не смог самодеятельный детский оркестр из маленького рабочего поселка, удаленного не только от культурных центров, но и просто от города, достигать высокого художественного уровня концертных программ, если б не был его наставник не только талантливым, до последнего удара сердца преданным воспитанию в детях лучшего педагогом, но и волшебником. Как бы могли его ребятишки быстро овладевать музыкальной грамотой, техническими приемами, умением слышать партнера, держать темп, если б не было на его занятиях чудесных моментов в разучивании любого произведения.

Вот «Вальс» из «Ивана Сусанина». В нем много частей, не каждая сразу дается. Устали от повторений, упали духом: не получается!

– Друзья, приходилось ли вам видеть себя во сне летающими в воздухе?– спрашивает Николай Алексеевич.– Какой это замечательный сон! С разбегу оттолкнешься ногой и легко летишь. Отталкиваешься другой и снова летишь, сердце замирает от восторга. Руки в стороны, как крылья. Полеты красивые, плавные, дугами, как при замедленной съемке...! Приземляешься, отталкиваешься, летишь...! Попробуем исполнить эти полеты на самом тихом, на самом красивом звуке...

На завтра работают над следующей частью произведения. Учитель предлагает ребятам пройти мимо спящей царевны, осторожно, тихонько, на цыпочках.... Не разбудить!

А когда разучивают «Сказ о Байкале» Будашкина, украинскую народную песню «Реве та стогне Днипр широкий», русскую народную «Липу вековую» в обработке Куликова или «Осеннюю песню» Чайковского.... Какие прекрасные картины природы возникают в оркестровой комнате! И начинает твориться музыка...

Николай Алексеевич ко всем своим талантам и колоссальному трудолюбию был человеком, преодолевавшим ради своих питомцев любые преграды, и было их немало на полувековом пути, особенно вначале. Само существование оркестра (более 40 человек) в стенах общеобразовательной школы создает немалые неудобства – нужно свободное большое помещение, звукоизоляция, другие затраты, и не все работники школы сразу поняли благое значение для воспитания детей того, чем занимался с ними учитель литературы, дополнительно к своим урокам. И позднее, когда оркестр стал главным делом Капишникова, сколько было еще всяких больших и малых трудностей.

Отлучки ребят во время выступлений оркестра в городах области, поездки на фестивали в столицы наших тогда еще союзных республик, Москву, Ленинград, не всегда они совпадали с каникулами. Тогда брали с собой учебники и занимались в пути. А сколько денег требуется на ремонт и приобретение новых инструментов, пюпитров, нотной бумаги, струн, пластинок и дисков для прослушивания? Красивые концертные костюмы (и чтоб каждому по размеру!), билеты для проезда, жилье, питание, надежные сопровождающие.... Помогали родители, дирекция школы, и все же инициативы, заботы и хлопоты начинались с Николая Алексеевича. И был он неутомим в организации всей интересной и яркой жизни своих воспитанников. А внимание, поддержка, которую всегда оказывали любимому в Кузбассе детскому коллективу руководство района, областная администрация, отеческая опека губернатора Амана Гумировича Тулеева делали возможными осуществление планов, творческий рост оркестра.


Почему «Музыкальный момент» ?

Все годы в репертуаре школьного оркестра был «Музыкальный момент» Шуберта – шедевр, доступный для исполнения и детям. С этим прелестным произведением коллектив делал первые шаги, с ним поднимался на высокие сцены Москвы, Ленинграда. Его исполняли ребята на Всесоюзном фестивале детского искусства в пионерском лагере «Орленок» у Черного моря. Прозвучал он и в концерте для лауреатов, когда оркестру вручали премию Ленинского комсомола в 1978 году, на многих сценах и позднее радовал слушателей и самих исполнителей. Звучит он и сегодня.

Когда мы с Николаем Алексеевичем выбирали название для его книги (книжное издательство поручило мне готовить рукопись к изданию), остановились на этом – «Музыкальный момент». Но не только потому, что именно Шуберт был особенно любим и понятен детям.

Участие ребят в оркестре было тоже только музыкальным моментом в их жизни. Но каким же моментом! Как повлиял этот короткий школьный период на всю их дальнейшую жизнь, во многом определив ее, одарив в дорогу таким запасом лучших человеческих качеств!

Двадцать лет прошло со дня выхода в свет книги «Музыкальный момент». Перечитываю ее сейчас, когда уже нет с нами Николая Алексеевича, с грустной признательной благодарностью за его душу, открытую только добру. За его любовь к детям, природе, Родине, что звучит в каждой маленькой главке-новелле его повести. За умение понять и простить и нерадивого ученика, за тревогу о том, чтоб никогда не угасал в нем спасительный огонек творчества. Надо жить красиво, победно, дарить радость людям – этот завет уносил в дальнейшую жизнь каждый выпускник его оркестра.

Никогда за долгие теперь уже годы моих журналистских путей-перепутий не приходилось мне встречать, слышать, читать о таком уникальном явлении – огромном притяжении воспитанников к своему Учителю, о связи с ним, которая продолжалась не 5, 10 лет, а более полувека! О дружбе всех поколений ребят Музыкальной республики. И трогательна забота старших, теперь уже седых оркестрантов о младших.

Во все годы, когда оркестр ехал на какое-нибудь ответственное выступление в столицу или другие города, на станциях встречали поезд бывшие выпускники. Несли в вагоны цветы, пластинки, запасные струны, свою любовь и благословение. И каждый год, во вторую субботу февраля, летели, ехали, мчались в Мундыбаш на традиционный праздничный вечер – встречу.


Учредим фестиваль !

В шестидесятый раз состоялся такой вечер и в нынешнем феврале, феврале 2007 года. Только не было с детьми– участниками оркестра, с гостями из области, из разных городов, где живут ныне выпускники школы, Николая Алексеевича. Смотрел он на своих питомцев, свою Музыкальную республику с многочисленных фотографий, с портрета, что написал к юбилею Николай Бублик, ныне художник: «Посвящаю эту работу светлой памяти моего учителя, просветителя детских душ, духовника и проповедника прекрасного».

Во Дворце культуры полон зал народу. Звучат любимые произведения – «Музыкальный момент» Шуберта, вальс «Грезы» Андреева, «Липа вековая» в обработке Куликова, уральская плясовая «Полянка» и другие.

Вручили ежегодную оркестровую премию «За энтузиазм и настойчивость в пропаганде русской народной, советской и классической музыки». Ее лауреатом стала в этот раз Е. В. Щеголихина, преданнейший друг оркестра, библиотекарь. Читали письма-приветствия бывших юных мундыбашских музыкантов, ныне послов оркестровой Республики.

Вот что написали новосибирцы: «С «Музыкального момента» Шуберта начинал шесть десятков лет назад свою жизнь школьный оркестр народных инструментов. Прошли годы, и этот музыкальный момент для каждого из нас превратился в настоящую «Симфонию жизни», написал которую, отредактировал и сдирижировал Н. А. Капишников. Человек, чьи добрые глаза, располагающую к общению улыбку, седой вихор на голове и тонкий юмор мы будем помнить до конца дней своих. Он напоминал нам чем-то липу вековую, которая под густой и широкий кроной своей, способна была укрыть путника от непогоды и зноя».

Вспоминали и рассказывали о поездке оркестра в августе прошлого года на международный фестиваль детских хоров и оркестров в Германию, в г. Бад-Херсфельд. Тогда, оставив все дела в Кемерово, готовил ребят к выступлению А. И. Бублин, с третьего класса игравший на балалайке у Капишникова. Ныне Александр Иванович, художественный руководитель и главный дирижер муниципального оркестра русских народных инструментов государственной филармонии Кузбасса, профессор кафедры народных инструментов Кемеровского государственного университета культуры и искусств, преподаватель Кемеровского музыкального училища. Огромный зал на две тысячи мест не только рукоплескал, но и восторженными криками и топотом выражал свое восхищение и признательность юным сибирякам, а дирижера А. И. Бублика назвали там Господином Россия.

Это была еще одна победа самодеятельного оркестра. Разве она может быть последней?.. А между тем то, что нет больше в поселке Капишникова, уникальной талантливой личности, Учителя в самом высоком понимании этого слова, не может, конечно, не сказаться на том, как будет жить дальше наша гордость-Мундабышская музыкальная республика.

Занимаются с детьми преподаватели музыкальной школы Нина Анатольевна Трифонова, Ольга Николаевна Суханова, Людмила Витальевна Жабина. Сами играли в этом оркестре, стараются не отступать от традиций. С энтузиазмом готовила юбилейный вечер– встречу, ребят к выступлению студентка-практикантка из Кемеровского университета культуры и искусств Людмила Шкуркина. Постоянно помогает коллективу Александр Иванович Бублик.

Но где тот подвижник, что сможет каждую осень начинать все сначала с обновившимся на треть оркестром и вместе с тем поднимать его на новую творческую ступень? Стать другом детей, их духовником и просветителем, не только музыкальным наставником?

Неужели Николай Алексеевич Последний из Могикан?

Не может иссякнуть живой родник, если вовремя о нем позаботиться, придти на помощь. И оркестру нужна помощь, одному Мундыбашу с этим не справиться. Не должна замолчать ни одна струна в Симфонии жизни, созданной Капишниковым. А во имя его светлой памяти давайте проводить в Кузбассе фестиваль детского художественного творчества, Капишниковский фестиваль. Не ради славы, ради воспитания в детях лучшего.

г. Кемерово

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.