Журнал Огни Кузбасса
 

Лики земляков

Сергей Заплавный. В жизни всё рядом

Рейтинг:   / 1
         Случилось  чудо
        
         Лучшим кинофильмом 1973 года читатели журнала «Советский экран» назвали художественный фильм «Мачеха» с Татьяной Дорониной в главной роли. Ему отдали предпочтение более двадцати тысяч участников опроса. Вошел он и в число самых кассовых кинолент страны. Затем началось его триумфальное шествие по планете. 76 государств мира предоставили «Мачехе» свои лучшие кинозалы. Секрет столь широкого успеха один из зарубежных обозревателей определил так: «С удивительной проникновенностью в фильме показано рождение материнской любви к чужому ребенку».      
         Людям старшего возраста нет надобности говорить, о чем этот фильм. Гораздо меньше знаком с ним сегодняшний зритель. Поэтому вкратце напомню его содержание. Начинается он празднично: семья лучшего совхозного тракториста Павла Олеванцева (его играет артист Л.Неведомский)

Евгений Мельников. Заволокины

Рейтинг:   / 0

Шли по улице и пели

Мужики одной артели,

Мужики другой артели

Их в кино снимать хотели.

 

Певчая артель – Саша и Гена Заволокины. Задолго до телепередачи «Играй, гармонь», фильмов о Заволокиных на Западно-Сибирской киностудии режиссера Аллы Мамонтовой (мамы нынешнего телегероя Второго канала Аркадия), телефильма «Гармонисты» Юрия Шиллера, естественно, на «Сибтелефильме», братья Заволокины были широко известны не только в узких кругах. В своей фирменной телепередаче на радио о Заволокины Александр Метелица сказал: – И знает этот голос весь наш город, и даже отдаленное село. Он-то имел в виду Новосибирск и область, но голос Заволокиных знали и в других сибирских городах и весях, да и в России о них были наслышаны.

Геннадий Морозов. Гений чистого бельканто.

Рейтинг:   / 1
       

Поверьте на слово, дорогие читатели, мне трудно и горестно писать о Борисе Тимофеевиче Штоколове, как об ушедшем от нас великом и неповторимом певце, с которым меня связывала не только сцена, но и преданная мужская дружба. Видимо, еще не пришло ко мне скорбное и трагическое осознание того, что этого замечательного артиста, к большому сожалению, уже нет с нами. Но его исключительной красоты и уникального тембра голос продолжает звучать во мне, заполняя осиротевшую душу, возвышая её, утешая и облагораживая.
Такая огромная потеря никогда и никем не будет восполнена, ибо лишился я в своей жизни очень дорогого и близкого мне человека, чье замечательное творчество оказало на меня духовное и нравственное воздействие. Я видел вживе, как совершается художественное чудо, когда он пел на сцене.

Владимир Соколов. Жду. До востребования. Колмогоров

Рейтинг:   / 2

Такая телеграмма мне попалась, когда перебирал старые бумаги, из которых вдруг вывалилась груда писем. До боли знакомый почерк, на некоторых вместо обратного адреса это самое «До востребования» или просто «Здравствуй, это - я»… Он много пошатался по свету, побездомничал. Я помню, как в брошенной развалюхе на самой окраине Кемерова  мы отмечали его 25-летие. Не очень обласканный в своей семье, так он вынужден был отстаивать свою человеческую и поэтическую свободу, право быть самим  собой, ни на кого не похожим. 

 Я стал перечитывать его письма, некоторые из которых оказались на обратной стороне стихотворных набросков, телеграфных бланков, и меня снова  заплеснуло бесшабашной волной молодости.

                Конечно, спустя столько времени, я так и не разобрался, где и зачем он меня ждал, понял только, что кого-то или что-то он всегда ждал - в принципе. Ждал большой любви, тепла, одобрения, ответа на очередное письмо, участия, понимания…  И всегда ждал появления близкого друга, для которого был бы готов на все. Не в этом ли смысл того взыскующего и слегка насмешливого взгляда, которым он часто окидывал нас, приятелей, а мы обижались: мол, нос задирает!.. 

                Пусть сам Коля о себе расскажет – так же «непричесанно и небрито», как и вывалился из старых бумаг. Как и жил, постоянно, безуспешно стремясь, между тем, к порядку…  Из писем я выбросил только повторы, вопросы, касающиеся некоторых общих знакомых, сугубо личное, поцелуи в конце и все эти обращения типа «Здравствуй, Вовка, - морковка - божья коровка»,  «Соколов-Микитов» и т.п.

 

                                               С северным чувством раскованности…

 

                «…высылаю твой студ. билет. Большое, большое спасибо. (Видимо, этот билет помог ему добраться до Севера – В.С.). Мы в Магадане. Городок небольшой, но чистый и в общем приятный.

 Еще снег, но ничего. Здесь, как на Луне: в тени холодно, на солнце жарко. По всей видимости, я поеду жить и работать на Колыму, а Саша (Ибрагимов) пробиваться на Чукотку. Думаем, что все будет нормально.                

Как вы там? Мне, конечно, обидно, что вы не пришли меня проводить, ну да бывает. Передавай привет всем знакомым. Магадан – город, построенный на костях заключенных времен культа личности. И страшно, и интересно. Вообще, Север – интересная штука. Очень. Красивое холодное Охотское море, льды, корабли, сопки в снегу и т.д. Целую всех вас. От Саньки привет. Коля. 12 мая 1970.»

Олег Максимов. Маралий корень

Рейтинг:   / 3


НАРОДНАЯ
ЗАСТУПНИЦА

«Красная Шория» была всегда. Во всяком случае, так мне всегда казалось. А пуще всего мне нравилось в газе¬те то, что она всегда была заступницей неправедно обиженных земляков своих. Особенно доставалось обид¬чикам всех мастей и рангов от Ивана Шмеля. Жалящие его фельетоны таштагольцы читали запоем. О том, что ге¬роям фельетонов крупно до¬стаётся на орехи, читатели узнавали из заметок под ру¬брикой «По следам опубли¬кованного». Высшей же по¬хвалой газете была крылатая фраза: «Ну, всё! Не хотите по-хорошему, я обращаюсь в «Красную Шорию».
Что самое сегодня уди¬вительное, угроза эта была настолько действенной, что многие конфликты решались на первой стадии, и необхо¬димость обратиться в газету отпадала сама собой.

Николай Ничик. «Я - дочь, я - ветвь абинского народа…»

Рейтинг:   / 1

В конце 2012 года в новокузнецком художественном музее прошел юбилейный авторский вечер шорской писательницы Таяны Васильевны Тудегешевой.

С ее творчеством читатели знакомы по многочисленным публикациям не только в местной периодике, но и в центральных литературных изданиях: газетах «Литературная Россия» и «Российский писатель», журналах «Наш современник», «Огни Кузбасса», «Литературный Кузбасс», многих коллективных сборниках.

В своих произведениях Т. Тудегешева воспевает красоту гор и рек родной Шории, осмысливает историческое прошлое родины. И, как отмечают критики, в ее творчестве постоянно живёт тема удивительного шорского фольклора. Помимо того, что Таяна Васильевна хорошо изучила историю и традиции своего народа, она профессионально использует эти знания в своих произведениях, делится впечатлениями со слушателями на авторских вечерах.

Ольга Щукина. Четыре очерка

Рейтинг:   / 4


ВАРГАНОВЫ,
или ИЗ КАКИХ КОРНЕЙ РАСТЁТ КЕРАМИКА

Пока нет такого, чтобы друзья и близкие наперебой делали заказы отправляющимся кататься на гору Зелёную: «Ой, вы же едете в Шерегеш! Обязательно привезите нам оттуда … » Вот это многоточие и предстоит заполнить нашим художникам в ближайшее время, создав такие сувениры, которые могли бы стать визитными карточками, брендами и самой горы, и Горной Шории в целом. Творческий потенциал для выполнения этой задачи в Таштаголе есть, и подтверждение тому – много лет подряд проводимая выставка «Лучшая картина года», которая почти каждый сезон открывает публике новые имена. На этот раз таким открытием стал художник-прикладник Аркадий Варганов с его керамическими сосудами. Жюри выставки в составе новокузнецких искусствоведов присудило ему первую премию. Больше всех радовалась этому событию другая участница выставки – Ирина Варганова. Ещё бы: Аркадий не просто муж ей, но и ученик, причём, талантливый!
 

Зоя Естамонова. Трудная повесть

Рейтинг:   / 1

 

ТРУДНАЯ ПОВЕСТЬ

Памяти писателя и дорогого мужа

«Вел вожак журавлиную стаю

С милых мест на неведомый юг,

В камышовых озёрах оставив

Теплоту своих гнёзд и уют.