Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Лики земляков

Олег Максимов. Маралий корень

Рейтинг:   / 3


НАРОДНАЯ
ЗАСТУПНИЦА

«Красная Шория» была всегда. Во всяком случае, так мне всегда казалось. А пуще всего мне нравилось в газе¬те то, что она всегда была заступницей неправедно обиженных земляков своих. Особенно доставалось обид¬чикам всех мастей и рангов от Ивана Шмеля. Жалящие его фельетоны таштагольцы читали запоем. О том, что ге¬роям фельетонов крупно до¬стаётся на орехи, читатели узнавали из заметок под ру¬брикой «По следам опубли¬кованного». Высшей же по¬хвалой газете была крылатая фраза: «Ну, всё! Не хотите по-хорошему, я обращаюсь в «Красную Шорию».
Что самое сегодня уди¬вительное, угроза эта была настолько действенной, что многие конфликты решались на первой стадии, и необхо¬димость обратиться в газету отпадала сама собой.

Николай Ничик. «Я - дочь, я - ветвь абинского народа…»

Рейтинг:   / 1

В конце 2012 года в новокузнецком художественном музее прошел юбилейный авторский вечер шорской писательницы Таяны Васильевны Тудегешевой.

С ее творчеством читатели знакомы по многочисленным публикациям не только в местной периодике, но и в центральных литературных изданиях: газетах «Литературная Россия» и «Российский писатель», журналах «Наш современник», «Огни Кузбасса», «Литературный Кузбасс», многих коллективных сборниках.

В своих произведениях Т. Тудегешева воспевает красоту гор и рек родной Шории, осмысливает историческое прошлое родины. И, как отмечают критики, в ее творчестве постоянно живёт тема удивительного шорского фольклора. Помимо того, что Таяна Васильевна хорошо изучила историю и традиции своего народа, она профессионально использует эти знания в своих произведениях, делится впечатлениями со слушателями на авторских вечерах.

Ольга Щукина. Четыре очерка

Рейтинг:   / 5


ВАРГАНОВЫ,
или ИЗ КАКИХ КОРНЕЙ РАСТЁТ КЕРАМИКА

Пока нет такого, чтобы друзья и близкие наперебой делали заказы отправляющимся кататься на гору Зелёную: «Ой, вы же едете в Шерегеш! Обязательно привезите нам оттуда … » Вот это многоточие и предстоит заполнить нашим художникам в ближайшее время, создав такие сувениры, которые могли бы стать визитными карточками, брендами и самой горы, и Горной Шории в целом. Творческий потенциал для выполнения этой задачи в Таштаголе есть, и подтверждение тому – много лет подряд проводимая выставка «Лучшая картина года», которая почти каждый сезон открывает публике новые имена. На этот раз таким открытием стал художник-прикладник Аркадий Варганов с его керамическими сосудами. Жюри выставки в составе новокузнецких искусствоведов присудило ему первую премию. Больше всех радовалась этому событию другая участница выставки – Ирина Варганова. Ещё бы: Аркадий не просто муж ей, но и ученик, причём, талантливый!
 

Зоя Естамонова. Трудная повесть

Рейтинг:   / 2

 

ТРУДНАЯ ПОВЕСТЬ

Памяти писателя и дорогого мужа

«Вел вожак журавлиную стаю

С милых мест на неведомый юг,

В камышовых озёрах оставив

Теплоту своих гнёзд и уют.

Евгений Мельников. Заволокины

Рейтинг:   / 0

Шли по улице и пели

Мужики одной артели,

Мужики другой артели

Их в кино снимать хотели.

 

Певчая артель – Саша и Гена Заволокины. Задолго до телепередачи «Играй, гармонь», фильмов о Заволокиных на Западно-Сибирской киностудии режиссера Аллы Мамонтовой (мамы нынешнего телегероя Второго канала Аркадия), телефильма «Гармонисты» Юрия Шиллера, естественно, на «Сибтелефильме», братья Заволокины были широко известны не только в узких кругах. В своей фирменной телепередаче на радио о Заволокины Александр Метелица сказал: – И знает этот голос весь наш город, и даже отдаленное село. Он-то имел в виду Новосибирск и область, но голос Заволокиных знали и в других сибирских городах и весях, да и в России о них были наслышаны.

Виктор Арнаутов. Человек-айсберг (К 100-летию со Дня рождения писателя Геннадия Молостнова)

Рейтинг:   / 0

Три цифры сегодня соседствуют с этим именем: 100, 50 и 5.

31 августа 2012 года исполняется 100 лет со дня рождения журналиста, прозаика, поэта, фантаста, члена Союза писателей СССР Геннадия Модестовича Молостнова. А ровно  50 лет назад, при образовании Кемеровского отделения Союза писателей, он был в числе первой пятёрки его личного состава.

Геннадий Молостнов – «гусар и ерник» – назовёт его один из мэтров  кузбасской литературы, широко известный за пределами не только  Сибири, но и России писатель Гарий Немченко.

Владимир Соколов. Жду. До востребования. Колмогоров

Рейтинг:   / 2

Такая телеграмма мне попалась, когда перебирал старые бумаги, из которых вдруг вывалилась груда писем. До боли знакомый почерк, на некоторых вместо обратного адреса это самое «До востребования» или просто «Здравствуй, это - я»… Он много пошатался по свету, побездомничал. Я помню, как в брошенной развалюхе на самой окраине Кемерова  мы отмечали его 25-летие. Не очень обласканный в своей семье, так он вынужден был отстаивать свою человеческую и поэтическую свободу, право быть самим  собой, ни на кого не похожим. 

 Я стал перечитывать его письма, некоторые из которых оказались на обратной стороне стихотворных набросков, телеграфных бланков, и меня снова  заплеснуло бесшабашной волной молодости.

                Конечно, спустя столько времени, я так и не разобрался, где и зачем он меня ждал, понял только, что кого-то или что-то он всегда ждал - в принципе. Ждал большой любви, тепла, одобрения, ответа на очередное письмо, участия, понимания…  И всегда ждал появления близкого друга, для которого был бы готов на все. Не в этом ли смысл того взыскующего и слегка насмешливого взгляда, которым он часто окидывал нас, приятелей, а мы обижались: мол, нос задирает!.. 

                Пусть сам Коля о себе расскажет – так же «непричесанно и небрито», как и вывалился из старых бумаг. Как и жил, постоянно, безуспешно стремясь, между тем, к порядку…  Из писем я выбросил только повторы, вопросы, касающиеся некоторых общих знакомых, сугубо личное, поцелуи в конце и все эти обращения типа «Здравствуй, Вовка, - морковка - божья коровка»,  «Соколов-Микитов» и т.п.

 

                                               С северным чувством раскованности…

 

                «…высылаю твой студ. билет. Большое, большое спасибо. (Видимо, этот билет помог ему добраться до Севера – В.С.). Мы в Магадане. Городок небольшой, но чистый и в общем приятный.

 Еще снег, но ничего. Здесь, как на Луне: в тени холодно, на солнце жарко. По всей видимости, я поеду жить и работать на Колыму, а Саша (Ибрагимов) пробиваться на Чукотку. Думаем, что все будет нормально.                

Как вы там? Мне, конечно, обидно, что вы не пришли меня проводить, ну да бывает. Передавай привет всем знакомым. Магадан – город, построенный на костях заключенных времен культа личности. И страшно, и интересно. Вообще, Север – интересная штука. Очень. Красивое холодное Охотское море, льды, корабли, сопки в снегу и т.д. Целую всех вас. От Саньки привет. Коля. 12 мая 1970.»

Николай Ничик. След в жизни. К 80-летию со дня рождения Геннадия Емельянова

Рейтинг:   / 1

Однажды, когда я гостил у Геннадия Емельянова, он, в поисках того, что обычно впохыхах кладут в привычное место, приподнял на постели подушку, и я увидел под ней истрёпанную книжечку в мягкой обложке. Было в ней что-то знакомое, и я невольно протянул руку:

– Можно, Геннадий Арсентьич, глянуть?