Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Обсуждение четырёх номеров журнала "Огни Кузбасса" за 2006 год. Состоявшийся журнал с идеей просвящения

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Толстый литературный журнал выполняет не только функцию органа печати для писателей, но просвещает и воспитывает своих читателей. «Огни Кузбасса» не исключение. Журнал интересен для различных категорий читателей. И для тех, кто ищет только развлечения, наслаждения от чтения, и для тех, кто читая, старается думать и размышлять, для любителей поэзии и для читателей прозы. Остановлюсь на нескольких именах и произведениях, которые показались мне близки и интересны.

В номере 1 за 2006 год сразу же захватывает внимание роман Юлии Лавряшиной «Фальшь истины». Здесь разворачивается парадоксальный сюжет. Одна из главных героинь — Марина — полностью идентифицирует себя с Мариной Цветаевой. Она выстраивает свою речь, отношения с близкими людьми, с любимыми по схеме жизни и творчества известной поэтессы. При этом Марина не пишет стихов, не следует за мужем, не имеет детей. Перед читателями предстает образ обыкновенного человека, ничем ни приметного, посредственного, который отказывается от себя, своей личности, своей судьбы ради воплощения судьбы гения. Мысль интереснейшая, убедительно воплощенная в тексте. Автор романа, безусловно, глубоко знает творчество Цветаевой, и может быть, так же, как героиня, подражает и восхищается ею. Но есть в романе другая героиня как другой полюс жизни и реальности — это Дайна. Она полна жизненной энергии, не желает быть похожей ни на кого, кроме самой себя, поэтому она притягивает людей и, особенно, мужчин. Дайна не пытается изменить реальность или подчинить её своим правилам, она не играет, а живет, ошибается, ищет, но живет, думается, именно пафос подлинной жизни утверждается в романе. Роман интертекстуален, помимо творчества Цветаевой, при чтении возникает множество аллюзий и реминисценций, которые воспринимаются как загадки и головоломки, требующие интерпретации.

Второй номер «Огней Кузбасса» за 2006 год открывает мемуарное повествование Виктора Лихоносова «Записи перед сном». В современной литературе жанр мемуаров чрезвычайно популярен. В. Лихоносов выбирает эпистолярную форму — записки, записные книжки, которые писались каждый день на протяжении нескольких десятилетий, для востановления событий, для памяти сердца и ума. Общий тон записок — элегическая печаль, невозможность вернуть прошлое, его мгновения, слова, людей. В этом смысле показательна запись о встрече с Рубцовым в 1970 году, за год до смерти. Автор мучается сознанием того, что не помнит, о чем тогда говорилось, каков был Рубцов. Из памяти ускользают мельчайшие детали, которые и являются основой жизни. Интересно читать записи, относящиеся к 1980-началу 1990-х годов, здесь очевидно прочитывается ощущение распада, разлада, непонимание того, что происходит в стране, с людьми, с родиной, с патриотизмом. Это истинная боль для Лихоносова — почему так произошло, почему так быстро поменялись настроения, идеалы, люди, поэтому чувство уходящей, распадающейся России не покидает читателя при чтении этих записок.

В этом же номере обращает на себя внимание несколько замечательных рассказов. Так рассказ В. Соколова «Лунная девочка» достаточно узнаваем по основной сюжетной коллизии — уже немолодая семья берет из детдома девочку (нечто подобное происходит в рассказе В. Распутина «Нежданно-негаданно»), но совершенно неожиданно развивается повествование и финал рассказа. Девочку возвращают обратно. Рассказ заставляет задуматься не просто о доброте человеческой, но о готовности людей пожертвовать ради другого человека своим эгоизмом, покоем, перестать быть равнодушными. В рассказе А. Байбородина «Господи, прости» сюжет напоминает одновременно фантастику, славянскую мифологию и сказку про нежить, всяких русалок, водяных, утопленников. Но речь идет о современной русской жизни и действительности, тем страшнее читать и ощущать разгул нечисти, которая завладевает Русью и уничтожает её. Но в финале рассказа звучит очистительная молитва как надежда на спасение. Безусловно, интересны рассказы Николая Ничика о главных людях Кузбасса — шахтерах: «Когда-нибудь напишу рассказ» и «Ворьё». Это повествование пронзительно по своей сути, автора заботит судьба истинного героя жизни — обыкновенного мужика-работяги, на котором держится мир. Первый рассказ о смерти одного такого героя, о смерти в забое, второй рассказ с болью повествует о вынужденном воровстве шахтеров ради своей семьи, ради прокорма детей.


Чувствуется, что автор знает свой предмет и болеет за общее дело, он лишен равнодушия наших дней, и его герои это подтверждают. С добрым юмором, таким нужным в наши дни, написаны рассказы Александра Сергеева «Злоумышленница» и «Автоугонщики». Героиня первого рассказа, попытавшись «заработать», как многие другие, на цветном металле, оказывается виновата перед своим мужем, она не только раскаивается, но оказывается как бы заложницей неустроенности и абсурдности современной жизни. В этом же номере останавливает на себе внимание раздел «Литературная студия», где представлены произведения начинающих или пробующих перо любителей словесности. Это произведения Екатерины Франк «Иринкины рассказы» и Сергея Адодина «Скрытый контент». И то, и другое посвящены детям, детскому или подростковому восприятию мира. Рассказы написаны живым языком, захватывает сюжет и его движение. Сергей Адодин находит интересную и необычную коллизию развития событий в ходе компьютерной игры. Здесь можно усмотреть и традиции антиутопии (некое общество, где запрещено молиться), и сказки (испытание героя и спасение от волшебного помощника), и традиции архетипа старца, который как бы дарует главному герою — мальчику Даньке сакральное слово, спасающее его. Думается, что начинающие авторы имееют все возможности и задатки для продолжения работы и новых поисков.

В № 3 за 2006 год моё внимание привлекла повесть Ольги Белоусовой «Посмотри мне в глаза…». Можно утверждать, что по сюжету, системе персонажей, конфликту повесть может быть отнесена к женской прозе — такой популярной в современном литературном процессе. Повесть динамично написана, имеет довольно авантюрный сюжет (смена масок и имен героини, двойная и тройная жизнь), однако совершенно очевидно прочитывается драматический код развития жизни, ибо героиня одинока при всей своей эмансипированности, лишена дома, к которому она стремится всей душой и ищет иную жизнь, где было бы настоящее человеческое тепло и любовь. В этом же номере напечатан замечательный художественно-публицистический материал о жизни Л. Н. Гумилева. Автор повествования — Юрий Панов разыскал документы о жизни Гумилева в лагерях, о том, как рождалась его теория, его труд. Это удивительно живой рассказ, из которого вырастает образ гениального человека, прошедшего тяжелейшие испытания и создавшего своё слово и путь в науке.

Переходя к анализу поэтического раздела, сразу замечу, что при знакомстве с текстами поэтов из номера в номер остается чувство единого мотива, объединяющего все стихотворения. Это мотив одночества. Поэты — это люди с тонкой душевной организацией, они чутко реагируют на события реальности и переживают глубже, поэтому ощущения одиночества, разъятости бытия, отсутствия надежды встречаются во многих стихотворениях. Например, подборка стихотворений С. Донбая «Я в одиночестве не мучусь», Б. Бурмистрова «Нет границы между мною и мной», А. Петрова «Мое одиночество живет в плеере», В. Бровикова «Одиночества бесперебойность», А. Каткова «С разрушенной страной наедине» в №2 и А. Шихера «Атом одиночества» в №1. Видимо, поэты не видят других основ существования, кроме одиночества, отсюда достаточно пессимистический настрой поэзии, как в стихотворении Н. Переяслова «Московское инферно», где дьявольские, инфернальные силы гуляют в центре столицы, а значит и по всей стране.

Безусловно, «Огни Кузбасса» за 2006 год оставляет впечатление состоявшегося журнала с идеей просвещения и расширения кругозора читателя. Остается пожелать коллективу дальнейших удач и поисков, особенно это пожелание касается раздела критики и литературоведения, который может быть более содержательным и интересным.

 

И.В. Ащеулова,
доцент кафедры журналистики и русской литературы ХХ века КемГУ, г. Кемерово

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.