Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Ольга Черкасова. Дыхание земли родимой

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

«Дыхание земли родимой»

Июнь 1973 года.Вышел телевизионный серил «Вечный зов». Кузбасс готовится к выборам в Совет народных депутатов. Рабочие, швеи, колхозники рапортуют о досрочном выполнении пятилетнего плана. Дают наказы своим будущим депутатам. Начальник управления культуры г. Кемерово  И. Л. Курочкин доложил о готовности учреждений культуры к обслуживанию избирательных участков и населения в день выборов  17 июня. И в это же время по инициативе Кемеровского обкома КПСС творческая группа отправляется в командировку по северным районам Кузбасса. В нее входят замечательные поэты земли Кузнецкой, члены Союза писателей России:  Евгений Буравлев, Виктор Баянов, Валентин Махалов и член Союза художников России Николай Бурцев.

Почти месяц провели они на колесах. Посещали колхозы и совхозы, прииски, фабрики. Встречалась с рабочими и колхозниками. Знакомились с их трудом. Выступали перед ними с чтением стихов. Из номера в номер в газете «Кузбасс» публиковались главы их лирического репортажа «Дыхание земли родимой», иллюстрированные рисунками Н. Бурцева. Репортаж должен был стать в будущем книгой. Но помешала болезнь Е. Буравлева.

Листаешь сегодня выцветшие с годами газеты и удивляешься: «А ведь мы жили интересно!» И это несмотря на застой, теперь так принято называть жизнь в СССР в 70-е годы прошлого века. С тех минуло почти сорок лет. Немало произошло событий. И что знаменательно? Уже и страны такой – СССР - нет. Из творческой группы ныне здравствует только Н. Бурцев. А история жизни северных районов Кузбасса, рассказанная в стихах и рисунках, жива. И по-прежнему наполнена  светом, теплом, любовью к родной земле и людям Кузбасса.

Может,  по сегодняшним меркам, репортаж не очень ярок? Ведь в нынешней сфере массового развлечения ценится прежде всего нетипичность, чрезмерность. И обязательно должен быть скандал. В нашем репортаже этого нет. Но он выразителен, несмотря на некоторую приземленность, будничность, сдержанность стиля. Таков стилистический замысел авторов. Кажущаяся суховатой манера изложения должна обнажить событие, представить его таким, каким оно было в тот день и час. Однако и художественной красоты у репортажа не отнять: авторы использовали богатый поэтический инструментарий. Поэтические страницы вместили множество примет времени и целый ряд разноплановых образов – достоверных, удивительно увиденных. Перед нами галерея простых колхозников, рабочих, руководителей. В их делах «полно и света, и добра». «Их взоры и светлы, и чисты».

«Перед дорогой»

 

Дыхание земли родимой

Волнует сердце. И к тебе

Приходит миг необходимый,

Тот редкий миг в твоей судьбе,

Когда вдруг из дому потянет…

 

Собираясь в путь, участники творческой группы надеются «послушать, как трубят маралы»; «прийти в село у Тебы-речки… да с мудрым дедом на крылечке присесть, за жизнь поговорить».

Испить воды хрустальной – горстью

Из Салаирских родников;

Побыть денек желанным гостем

 У берикульских горняков,

У хлеборобов – чебулинских.

Юргинских, яйских и иных…

Да, героями репортажа, конечно, станут люди, но уже в его первой части определяется основной образ поэтического рассказа: «земля-кормилица», «земля словно мать». Для того чтобы подчеркнуть значение этого образа, авторы используют известный поэтический прием – повтор. Несколько раз повторяется фраза «дыхание земли родимой».

Действительно, что мы без земли?

На ней живем – поем и плачем,

И дело делаем свое.

 

«Далекое-Близкое»

 

Из наших северных районов,

Тисульский – самый отдаленный.

И мы не обошли вниманьем далекий краешек земли.

Как уже понятно, группа отправляется в Тисульский район. Описание дороги во IIчасти репортажа, по которой пришлось ехать,  – настоящий драматический зачин лирического рассказа. Не каждому удается:

…пробиться в этот уголок,

 Поскольку по весне дороги

Так развезло – не дай-то бог!

Лирично, по законам поэтического репортажа очерчена проблема о состоянии дороги в этот, удаленный от центра Кузбасса, район:

…Мол, есть задачи поважней.

Мол, руки не доходят как-то

И деньги вырешить-де жаль

Хотя б для плохонького тракта…

Конечно, области виднее,

…Кто – край нуждается в подмоге,

А кто – потерпит пару лет,

Но факт - есть факт:

В Тисуль дороги

Считай, что не было и нет

Порядком натерпевшись, наши герои все же добрались «до Тисуля и Макарака». В награду смельчакам природа раскрыла свои объятья, порадовав весной, подарив необычайную красоту этого прекрасного и богатого края. Кстати, в газете «Кузбасс» рядом с лирическим репортажем разместилась статья  Г. Иванова «Липовая рать», где он описывает цветущую в тайге черемуху и наш знаменитый Липовый остров.

Авторы же репортажа, чтобы подчеркнуть очарование сибирской земли, прибегают к традиционному  поэтическому приему – к метафорам. Перед читателями разворачивается красивейшая картина:

И здесь весна хозяйкой щедрой

В обновы рядит все вокруг –

Над речкой в серьгах звонких вербы,

В кострах подснежников весь луг.

М. Горький когда-то сказал: «Как прекрасна земля, и на ней человек!». И наши авторы, налюбовавшись весенней красотой, обращаются к другой замечательной теме – к людям труда.

«Биеньем пульса измеряя время…»

 

Трудящийся человек всегда прекрасен. Может, кто-то скажет, что эта фраза отдает соцреализмом. Но смысл ее с годами не меняется. Мысль поэтов о жизни, о человеке труда в репортаже широка и вместе с тем четко определена. Казалось бы, перед нами стихи самых строгих реалистов, переносящих на страницы лишь то, что есть. То, что они видят. Однако в их стихах играет солнце. Сила непосредственного наблюдения за человеком здесь выражается не только привычным бытописанием, эмоции авторов выражены специальными поэтическими средствами. Мы не будем анализировать поэтику репортажа, у нас другая цель, обратимся опять же к метафорам. Читатель обязательно обратит внимание, насколько они органичны в поэтических сценах, рассказывающих о людях труда. Они многое объясняют. Во-первых, дают понять, как близок авторам трудящийся человек. Во-вторых, подчеркивают, как же хочется авторам возвысить его средствами поэзии.

Повествование в репортаже «впускает» одного персонажа за другим. Только село Колба представляет целую портретную галерею передовиков, работающих не за честь, а за совесть.

Сам предправления Давыдов

Спешит объехать все поля

Александра Кашлева – ответственная:

И за надой, и за телят.

И за район – за все в свете

Как бригадир и депутат.

И далее читаем о семействе Копыловых, которых изобразил Н. Бурцев.

Он сам – дояр, она – доярка,

И держат два из первых мест.

Ухмыляются некоторые горе-мужики, мол, не мужское это дело – доить коров. Но

Труд – он всякий не зазорен,

Когда полезен этот труд.

Примечательна история рисунков Н. Бурцева. Пока авторы репортажа беседовали со знатными колхозниками или рабочими (им нужно было понять, чем занимается человек, каков его характер, как он справляется с тяжелой работой), художник, примерно за двадцать минут, успевал сделать портрет, передать графикой суть человека. Спокойны, может быть, чуть суровы лица героев репортажа, как правило, не балует их жизнь. Но они привыкли работать, справляться с трудностями. И Н. Бурцев это отлично передал в своих рисунках.

Сибирское село Колба знаменито не только родом Копыловых, но и родом Чирковых, Курбатовых. «Живут как будто в глухомани», а трудятся на славу всей стране. И разве нужно объяснять, что нелегок труд хлебопашца? И приятно читать о том, что его герои отмечены орденами.

Интересна география IIчасти репортажа «Далекое-Близкое». Так и мелькают на страницах  названия сел, колхозов, совхозов: Колба, Куликовка, «Россия», «Заря», «Сибирь». И снова перед нами галерея мужественных людей, живущих и работающих в суровом сибирском крае. Безусловно, легче создать коллективный портрет передовиков: колхозников, рабочих, шахтеров. Но в репортаже на передний план выдвигается отдельный человек: сильный, цельный, переживающий  за свое дело, а значит, и за всю страну. Таков директор прославленного  колхоза «Сибирь» Михаил Меснянкин,

…чьей любовью и раденьем

Хозяйство крепнет и село.

Это и его «гвардейцы», «былинные русские молодцы»: Иван Тульнов, Альберт Гладских, Николай Токарев, которые «ловки – и сеять, и пахать».

Действие во второй части разворачивается не спеша, давая возможность читателю почувствовать суть жизни, характера героя, сродниться с ним. Авторы развивают основную тему репортажа – стремятся показать человека труда максимально полно. Стараются породить в читателе ощущение достоверности повествования, используя средства «бытописательства». Это усиливает «натуральность» поэтического рассказа, делает его более жизненным, реалистичным. И вместе с тем, многое в репортаже поэтически возвышенно и преображено, подано ярко и крупно. Ведь реальность всегда проще, чем литература. Обычных колхозников автор называет «гвардейцами», «богатырями». Все они,

Как на подбор крепки,  плечисты, -

Кольчугой стеганки бугрят.

А. Гладких, как и И. Тульнов, « в шестнадцать комбайн и трактор оседлал». Все приметы русских воинов-богатырей.

И кажется, что с них, героев,

Списал когда-то Васнецов.

Удачные метафоры позволяют возвысить ежедневный труд сибиряков, подчеркнув их упорство, ответственность, мужество. Человек труда, действительно, богатырь. «Гвардейцы» Меснянкина – сильные люди. Настоящие сибиряки.

И взоры их светлы и чисты,

О стиле духа говорят.

 

«Хозяин земли»

 

О хозяине земли тамбарской – директоре совхоза Алексее Ефимовиче Белькове идет речь в IIIчасти репортажа. Алексей начал трудовой путь, работая пастушком в небольшом селе новый Кривск. Еще совсем мальчишка – кормил многодетную семью Бельковых. Много  трудностей выпало на долю паренька, в том числе, и Великая Отечественная война.

 Он штыком  на самом рейхстаге

Расписался: «Сержант Бельков».

И вновь начал растить хлеб. «Над Тамбаром ветра гуляют», «и опять врукопашную» идут трактора. И снова «принимает огонь на себя» А. Бельков. Для него «единственная основа в жизни» - работа.

А его работа – забота

О родной тамбарской земле.

Чтоб цвела она, хорошела,

И возвышенно, светло.

 

«Мыл по распадам золотишко…»

 

IVчасть лирического рассказа «Златые горы» дарит нам колоритнейшую фигуру деда Феоктиста Пичугина. Для того чтобы описать необычную судьбу этой сильной, могучей личности, авторы используют соответствующие эпитеты и эмоционально окрашенные слова. Не очень-то приглядно село Солдаткино, где живет дед Феоктист. Здесь «Бор мрачноватый даже  днем», «тесно старинное подворье». Сам Пичугин «крепко жизнью терт и пуган».

 

Он приискатель, он и плотник,

Мастак косить, метать стога,

А главное – такой охотник,

Каких не видела тайга.

И потому-то разговоры.

Вся речь его – не про войну,

А про златые эти горы.

Он и сам мыл золотишко, но не было у него золотой лихорадки. Спокойно относится к золоту: «Антихрист бы его пятнал». А вот опасностей испытал достаточно:

…оно известно:

Где фарт, там вот он и кистень.

А то – медведь…

Все перенес Феоктист, он и теперь не унывает, бодр и энергичен.

И молодо глаза лучатся,

И щеки – будто снегири.

 

Из Солдаткова творческая группа отправляется «на Макарак да Берикуль». Макарак – самородок долины Кийской». «С тайгою вековою дружен», поселок Берикуль находится «в горах, в скалистом их окруженье». «Глушь», - подумает читатель. Может быть, но

В нем   с самых давних пор живут

Старатель, золотодобытчик

И прочий работящий люд…

 

Богатства главная основа –

Златая жила рудника.

И люди здесь «тоже золотые». Известны не только в поселке, но и в стране: орденоносец Новоселов – «забойщик с шахты «Берикуль», горнопроходчик Семилетов, партийный секретарь Дроздов, директор рудника Долматов. Все ясно, просто и определенно в лирическом рассказе, как в жизни этих героев труда. Это с одной стороны, но с другой стороны:  какие перед нами сверкают человеческие личности! Сколько энергии, усилий прикладывают люди, чтобы дать стране золото.

Богата тисульская земля. С грустью покидают ее наши герои. Но пора отправляться в Мариинск.

Мариинск

Любимое слово поэтов в Vчасти репортажа – Кия. «Она – красавица района». Хорош и Мариинск – «разноэтажный город на левом кийском берегу». Дома – «деревянная сказка.

Светлы, легки на тех домах

Коньки резные да подзоры,

Да ставней кружевных размах…

Хороша и природа этого края: «березы дышат молодо и легко», «В лесу весной цветут медуница, жарки и кандыки. Творческая группа любуется березняком, кедрачом, «лиственницей-королевой», не забывая при этом прославлять, в данном случае, фабричных девчат. Они на фабрике «Кия»

Десятки лет здесь телогрейки

Шьют для российских мужиков.

Пусть неприглядна для парада,

Пусть в праздник не в ходу она,

Но для работы – то, что надо…

Малая бытовая деталь поднята авторами до символического образа. Телогрейка, действительно, «проста, скромна по сути», но «не подводила никогда». Она спасала и в окопах, она спасает и в тайге.

Трудятся здесь Люда и Валя Волковы  «и не за рубль, и не за чин».

«В четыре года пятилетку» -

Вот этой девушки почин.

 

Бригадир Вера Огнева – «лет десять за машинкой» и «бригадиром третий год».

Хоть круг девчонок спаян, дружен,

Все шестьдесят – как на подбор.

Но к каждой ключ особый нужен.

Особый с каждой разговор.

Безусловно, мы привыкли, что русские поэты говорили о человеке удивленно и высоко. А в репортаже «Дыхание земли родимой» прелестные барышни шьют телогрейки, но труд их прекрасен. Что, как ни труд – оправдание человеческого существования на земле? Мы родились, чтобы украсить и преобразовать этот мир. Наверное, в этом – гуманистический пафос этого произведения, светлый и оптимистический его заряд. На кого ни посмотрит поэт, на какой, пусть самый обычный предмет, ни наведет свою призму, она загорится множеством разных красок. Сурова природа сибирского края, тяжел труд, но стремление к красоте – внутренняя потребность человека.

В коньках, подзорах

Теперь угадываем мы

Мечту людей о ясных зорях,

Их тягу к красоте из тьмы…

Теперь другая жизнь в Мариинске. «Пришел он, светлый день, на Кию».

Есть у людей то,

Чего не знали предки ввек, -

Дворец культуры, залы клубов

И стеллажи библиотек.

Много уже состоялось встреч у творческой группы. Они окунулись не только в лесную, но и в людскую гущу. Поэтому

Дыхание земли родимой

Все ощутимей, все теплей.

Вот и «Мариинск ушел за взгорье». Село Раздольное встречает гостей.

«Кто не был бригадиром…»

 

Большую роль играет в репортаже лирический пейзаж, который помогает раскрыть отношение авторов к действительности. Достаточно много места отведено в поэтическом рассказе описанию красот природы. Не обошли авторы и Раздольное.

Здесь места не безлюдны, не дики,

Но по осеням тут, говорят,

В перелесках темно от черники

И пестро от груздей и опят…

Можно встретить косулю и лося –

Здесь у них испокон водопой.

И должно быть, не зря, свою долю

На сибирской земле отыскав,

Люди место назвали Раздольным,

Породнившись с ним на века.

В красивом месте живут и работают люди. Совсем, казалось бы, не герои. Но ведь героем может быть и самый обычный человек. С большой симпатией в VIчасти репортажа дан портрет бригадира Павла Аксененко:

По годам он – ровесник Белькова,

 По\работе – герою под стать, -

Говорят, что второго такого

По Кузнецкой земле – поискать.

Хорошо удаются авторам образы простых людей. Мир труда близок поэтам. Они понимают, что с такими, как Иван Кирпиченко, Иван Долгалев, Семен Иващенко, Леонид Уржумов, «можно жить, как за каменной стенкой». С такими «бригадиру П. Аксененко  заботы не знать». Что представляют собой эти колхозники? Честные люди, внимательные к жизни природы, которая им дает не только хлеб насущный, но и прочное ощущение своего места в мире. У них сильные руки, искренние чувства и стремление к счастью. А счастье для них – прежде всего, труд. И они не только труженики, они – творцы, создатели. Своим трудом они одухотворяют жизнь, ведь они щедро наделены способностью радоваться делу, радоваться жизни.

Современная литература грешна перед человеком: она занята его раздваиванием, разоблачением, принижением. Тычет ему в глаза его пороки. Нужно ли это? Наверное, нужно, но нельзя при этом не любить человека. Однако любовь такова – или она есть, или ее нет. Тут не обманешь. Наши авторы полны любви – к людям, к жизни, к природе. Это жадная любовь поэта. Их герой – цельный человек, некогда ему метаться в сомнениях, страдать депрессией. У него просто нет времени на это, ведь он занят делом. И в нем, «как в капле-росинке, весь мир…».  

«Нас погодою встретила солнечной

После долгих дождей Чебула»

 

VIIчасть репортажа – «Рассказ о седой пионерке». Пионерка 30-х годов, комсомолка, ныне уже седая учительница начальных классов Федосья Владимировна Пшеничная, поразила творческую группу. Е. Буравлев, В. Баянов, В. Махалов, Н. Бурцев познакомились с ней в новой школе, в Чебуле. Имея за плечами лишь семилетку, добывая знания ночами из книг, Ф. Пшеничная ставится учительницей

Выводя людей на дорогу

Из безграмотности глухой.

Вот уже и 70-е годы, а она по-прежнему учить ребят писать, читать, считать, а главное – любить свою родину, быть достойными ее. Скромно, ответственно делает свое дело Федосья Владимировна изо дня в день. И когда она идет по улице, ей радуется вся Чебула.

Пожилые встречают с поклонами,

Молодые – кепки долой,

Ясно даже и постороннему –

Человек вы здесь всем родной.

Ф. Пшеничная – заслуженный учитель. Она как мама большой семьи.

Нет превыше чести, наверное,

Той, что выпала в жизни вам –

Быть учительницею первою

И отцам, и их сыновьям.

 

Да здравствует жизнь!

Завершилась поездка, окончен репортаж. Перед читателями - целая плеяда талантливых людей, умеющих трудиться, жить и быть счастливыми на родной земле. Авторы представили читателям жизнь северных кузбасских городов, поселков, деревень в непрерывном движении, в которое вовлечен советский человек, не знающий остановок на своем пути. Что служит ему ориентиром в этом вечном движении, если не память, труд и любовь, выступающие нравственными координатами самобытного художественного мира, созданного поэзией Е. Буравлева. В. Баянова, В. Махалова и рисунками Н. Бурцева.

Персонажи репортажа смеются и плачут, негодуют и страдают, переживают за свое дело и гордятся результатами. Они живые. Они взяты поэтами не из сердца – из жизни. Авторы  пишут о родном, о своем, о близком. И бесконечно любят свой народ и свою землю. До всего есть дело поэтам. Они не только слагают хвалебные гимны, но и размышляют о том, как труден наш хлеб, ведь «тут не Дон, не Алтай».  Пишут о том, как трудно приходится руководителям колхозов и совхозов, рудников и фабрик. Ведь у них – масса проблем. Чтобы наладить производство, нужно работать сутками. А главная проблема – молодежь «подалась от земли» в город. И где «взять старой гвардии смену»? И что будет с селом, когда уйдут на покой Бельковы и Меснянкины? Как решать эту проблему? И кто должен ее решать?

«Какое наслаждение уважать людей!»

Это сказал А. П. Чехов. Мы можем по-разному относиться к нашему прошлому, но не должны забывать свою историю. Авторам лирического репортажа удалось реально, при этом поэтично и красочно, воссоздать образы советских людей, вносивших свой вклад в жизнь нашей страны. Они трудились для нее, защищали ее и за нее умирали. Кстати, в каждой части репортажа авторы пишут о героизме советских людей в Великой отечественной войне.

…во многих сибирских селеньях,

В память павшим стоит обелиск…

Это уже наша история, и нужно помнить об этом. «Не будем Иванами, не помнящими родства», - любит повторять  поэт А. Катков. А ведь лучше и не скажешь!

 Красив человек в труде. Это еще раз доказали авторы репортажа «Дыхание земли родимой». И как бы ни переменилась наша жизнь, труженики ушедшей советской эпохи сильны и прекрасны. Хорошо бы нам гордиться ими, помнить их, брать с них пример.

Они, действительно, на самом деле были

За людей и  за землю в ответе,

И за все-то земные дела…

 

Замечательные слова. И, может быть, в них-то и заключен секрет, смысл лирического репортажа.

 

Черкасова Ольга

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.