Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Pro и contra

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Содержание материала

А на рубеже 90-х, в начале нашей последней смуты после 70-летнего кошмара, исчезали из страны, как из ловушки, расплевавшись на весь белый свет, и лишь опасаясь, что отменят рейс.

Либерал. Готов перечислить те условия, без которых не может быть возрождения нации. Возродиться нельзя на любой ненависти. Нельзя также отрицать всё ранее существовавшее без анализа на добро и зло. Нельзя построить цивилизованное общество без частной собственности, ибо в ней не только экономический интерес, но и нравственное начало любого общества. Человек не может быть в жизни средством, он должен суметь стать самоцелью и смотреть на себя, как на ценнейшее явление мира. Нельзя народу надеяться только на указания сверху. Он должен ещё раз проснуться уже в XXI веке, но не для очередного бунта и грабежа, а для творчества только в своих частных интересах и интересах семьи и рода.

Верующий. Конечно, странно рассуждать о вечных истинах через два тысячелетия после Рождества Христова и его великого откровения. Успокаивает лишь то, что самые простые и сущие истины познаются гораздо труднее, чем бесовские приманки, как правило, завернутые в соблазнительные и порочные обёртки. Согласен, что возрождение России должно осуществляться на религиозной основе и быть национальным по духу, а любые принимаемые решения и планируемые действия должны проверяться на наличие бесовщины, ибо этого добра накопилось очень много.

Предприниматель. Прежде чем намечать пути реконструкции нашего духовного состояния, хотелось бы определиться, какое общество мы собираемся строить. Пока на этот вопрос никто не ответил, умалчивает и конституция.

Разговоры идут о среднем классе, о прожиточном минимуме, зарплатах бюджетников, об инфляции, о ценах на нефть. А что ждёт основную массу трудящихся в вечном и непримиримом противостоянии труда и капитала в условиях почти полной ликвидации профсоюзов, особенно на малых и средних предприятиях? А роль профсоюзов в рыночных условиях гораздо значимее, чем она была в плановой системе учёта и распределения всех благ.

Стоило лишь во Франции в «Контракте первого найма» появиться некоторым незначительным ужесточениям к работе вновь принятых молодых людей, как на улицу вышли толпы протестующих студентов. У нас же вообще нет Закона об обязательном трудоустройстве молодых специалистов (что чётко соблюдалось в Союзные времена), и каждый ищет себе работу, где придется. А корень зла здесь в том, что детям нашей элиты, депутатам ГД и т. п. работу искать не надо.

А куда и с чем обращаться многочисленной дворне, обслуживающей быстро растущий класс буржуазии? У них же нет никаких прав, ни документов, ни адвокатов! А особенность момента в том, что новых господ обслуживают, как правило, люди более образованные, чем они сами. Жизнь круто перестраивается от всеобщего и коллективного на индивидуальное репетиторство, частное гувернерство и семейное врачевание. Конечно, институт благородных девиц лучше, чем вольница путан, но здесь тоже могут вызреть «грозди гнева».

Патриот. Казалось бы лозунг, что средний класс должен составлять не менее 60 %, весьма привлекателен. Кому не хочется быть в нём? Но, если это будут в основном юристы, адвокаты, оценщики, лицензионщики и прочие присяжные поверенные и обслуживающие класс имущих – это один вариант, если же сюда входят инженеры, мастеровые, элита рабочего класса, учителя и врачи – это другой подход и другая конфигурация общества. Таким образом, нужны не голые цифры, но и суть и содержание, определяющие конкретную целенаправленную политику.

Либерал. Но при этом никак нельзя ставить на люмпенизированные и маргинализированные слои населения, ибо это тоже тупик и очень опасно в перспективе. В Европе считают, что хорошо кормить надо только лучших людей. Свобода – образ жизни мастеров, а не босяков. Разговоры о несчастном, забитом и страдающем народе уже надоели. Он что-то должен делать и сам, хотя бы организоваться на борьбу за свои права. Или он ждёт нового Ильича, большевиков? Нельзя же надеяться только на изменения сверху. А если народ молчит, то значит всё в норме. И власть отдыхает. И я остаюсь при своём мнении, что только полная свобода сама вырулит на столбовую дорогу, по которой идут цивилизованные страны, правительства которых лишь обеспечивают наилучшее благоприятствование своему бизнесу в стране и за рубежом.

Патриот. А кто же будет заботиться о сирых и обездоленных. Дай в России полную свободу, наши сыромятные капиталисты не бросятся помогать бедным, они скорее солнце приватизируют и будут пропускать лучи по графику за деньги. Все же заповедные места скупили, берега рек и озёр застроены виллами и огорожены, там охрана, рожу в реке не ополоснуть. А с другой стороны, детдома переполнены, а матерям платят слёзы. Зато за собаками, попугаями и мартышками очередь, и чем экзотичнее и безобразнее, тем дороже, и тут за ценой не постоим. Мы скобские!

Либерал. С оплатой матерям согласен. Вопрос перезрел. А пьяницам и наркоманам я дал бы полную свободу, легально, через аптеки, а не через ментов и цыган. Чем больше и дольше с ними нянчатся, тем только хуже и для них, и для общества. Это как рубить хвост у живой скотины по частям: жестоко и затратно. Спасти себя может и должен только сам человек, себя уважающий.

Верующий. Но это не по-христиански. Помощь нужна всем, ибо слаб человек. А с другой стороны, те же пьяницы – они пьют-то не в элитных клубах вдали от публики, а в семьях, где куражатся на глазах у детей, подростков, тиражируя эту беду и проклятие русского народа. Считаю, наоборот, что у нас очень слабо ведётся борьба с этим злом, хотя все беды у нас от пьянки. 75 % убийств – по пьяни и главным образом в семье, среди ярых друзей и корешей – не разлей вода. Норов паче разума.

А на экранах телевизоров больше рекламы спиртного, чем передач, показывающих действительную цену, которую платит народ за этот свой порок. И телевидение явно лукавит, когда в своих телешоу (наверняка оплаченных алкогольными компаниями) пьянству приписываются национальные черты, раскрывающие широту русской души, нашу удаль и лихачество. Добро у нас убыточно. Русский народ в прежние времена так не пил. Он с похмелья не освоил бы матушку Сибирь. Это можно было сделать только на трезвую голову и с большой Верой в душе. А сейчас у народа пропала воля, а с ней характер и ответственность, а уж следом идёт отношение к труду, сострадание к ближнему, да и к ценности собственной жизни.

Предприниматель. Действительно, часто приходится видеть, как гибнут молодые по смехотворному поводу, как будто жизнь им досталась на сдачу от чего-то более ценного. Его растили, вкладывали души, средства, питали надежды, а тут, полюбуйтесь на этого транжиру и расточителя, рассчитавшегося с жизнью за то, о чём завтра никто не сможет даже вспомнить. По пьянке: был и нет!

Монархист. Считаю, что лишь монархический строй воспитывает в человеке чувство долга, чести и ответственности.

Интересный случай приводится в воспоминаниях жены Астафьева Марии Семёновны. Дело было в Перми, проездом. Виктор Петрович крепко приболел, и договорились со своим очень хорошим и преданным товарищем, Мишей Голубковым, о том, что он поможет им с отъездом, с доставкой багажа, с посадкой в поезд и т. п. Но вышло всё дико и безумно глупо. К Мише явились друзья с бутылкой, и они решают быстро выпить – закусить, немного пообщаться и успеть проводить Астафьевых. Успеем! Но не получилось, поезд их не дождался. О чём это говорит? О полном отсутствии воли и ответственности. В царские времена такого не могло случиться ни в одном сословии, от крестьянина до дворянина. Слово держали и ему доверяли.

Патриот. А меня поражает та быстрота, с которой в России, еще совсем недавно называвшейся социалистической, где все были де-юре равны, за считанные годы появились, но уже де-факто, сверхбогатые и сверхбедные, чего даже в старой дворянской России не было. Зато наша Русь всегда отличалась широтой сострадания к бедности, чего сейчас нет. Наоборот, из сегодняшних богачей просто лезет гордыня, они как бы соревнуются меж собой, кто хлеще и изощреннее удивит окружающий мир богатством. Идет соревнование недостаточно духовно развитых и некультивированных в поколениях, но случайно преуспевших в нашем несовершенном обществе личностей. Это как же нужно обрасти цинизмом, чтобы у всех на глазах кичиться сомнительно нажитым богатством. И это уже перенимают их отпрыски. Только благодаря французской прессе стала достоянием гласности грандиозная попойка владельца «Норникеля» Михаила Прохорова (с 25 собутыльниками), занимающего 89-ю строку в рейтинге самых богатых людей мира, на альпийском курорте Куршевель.

Размах куража впечатляет: девушки-модели для гостей самолетами из Москвы, апартаменты в старинных дворцах и замках, шампанское коллекционное – за дружбу, подарки в 300 тыс. евро – за любовь. И за все это наш весельчак, любитель прекрасного, легко выкладывает 20 млн евро. И мы не узнали бы, если бы не французская полиция нравов, арестовавшая загулявшую нашу «элиту» из богатейшей страны мира с бедным народом.

И эта попойка лишь одного олигарха, наверняка не самого крутого, по затратам равноценна выплате пенсий в течение года 25 тыс. пенсионеров. Целый город!

А чтобы лишний раз хорошо «оттянуться» в комфортных условиях, да на Рождество, наша элита заставила народ 10 дней маяться от безделья зимой. Если такие добрые, дайте народу отдохнуть в мае, а заодно и потрудиться, всё посадить и посеять. Не дадут! Охота – пуще неволи! А нашего отдыха в Европе боятся больше, чем нашей работы.

Вот поэтому в странах с человеческой элитой и бедных нет. А наша любые несметные богатства из общей «кладовой» промотает за рубежом, ещё более обогатив богатых. А народ, как жил от доходов с шести соток, так и будет жить. Не жили хорошо – нечего и начинать. А главное-то, пропивают не свое кровное, и даже не заработанное отцом и дедом. И осознать это не могут. Опять поймут, когда будет уже поздно, когда народ, устав смотреть придурков по Т V и слушать, как чиновники перекачивают деньги из нацпроектов в свои карманы, наконец скажет свое слово. Но, это же опять ... очередная русская канитель по новому кругу. А хорошо известно, что только одно делает человека человеком – это знание о социальном неравенстве. Нужно помнить всегда, что есть нуждающиеся твои соплеменники, которые по ряду причин избрали другие пути в жизни, очень нужные обществу, часто требующие больших знаний и душевных затрат, но эти пути не пересекаются непосредственно с денежными потоками. Наладить же ситуацию в стране по справедливому перераспределению этих потоков ни у Думы, ни у Правительства, ни у партий нет ни желания, ни интересов, нет и чувства ответственности перед народом. Эта ситуация их вполне устраивает, ибо к ним-то эти потоки сейчас и заворачивают в первую очередь.

Верующий. А я бы пожалел этих несчастных. Они стали богатыми, а что дальше – не знают. Их богатство не выстрадано, оно пришло к ним внезапно, и духовно они не готовы нести его действительную тяжесть. И посоветоваться не с кем: кругом такие же пустотелые, бездуховные личности. Раньше у богатых и больших людей были духовники, направляющие в ответственные моменты жизни их волю и сознание, укрепляющие веру и разум, облагораживающие чувства и желания. А без этого русский человек страшен и непредсказуем.

В обществе, где сбиты координаты добра и зла, где не осталось идеалов, веры и мечты, царит уныние и тоска, а это большой христианский грех, ибо за унынием и теснятся все искушения и соблазны.

Патриот. А сейчас на ослабевший социализм наложился не созревший капитализм. Папа отдает бездарному сыну завод и три тыс. душ рабочих. Вот так элита и закупорила вход в свои структуры толковым и способным людям, создав пробку между собой и обществом. Из наших олигархов не получится ни Фордов, ни Демидовых, а скорее Мавроди и Прохоровы. Разворовать сельскую усадьбу или бывший государственный завод – это ещё не значит стать фермером и заводчиком. И действовали вы, либералы, по-большевистски. Уж если дан приказ покончить с социализмом, то круши всё дотла. Рушить-то зачем? Какая была нужда? Заводы-то кому помешали? А сейчас их надо строить заново, т. к. у нас нет машиностроения. Посмотрите у себя в квартире, где найдете « Made in Russia ?»

Либерал. Я понимаю Вас, но считаю, что многие у нас сейчас числятся в патриотах от неудачно сложившейся жизни. Если бы им чуть больше удачи, я уж не говорю – ума, и кто знает, кем бы был сейчас тот или иной патриот? Удача пока ещё многое определяет в жизни! И нельзя так упрощенно смотреть на развитие общества. Вы сами хорошо понимаете, что большая политика вершится не в заводских мойках или в шахтерских раскомандировках. Лишь однажды в июле 1989 г. шахтеры крепко побунтовали из-за отсутствия мыла, а затем сочинили свои требования власти, которые сейчас уже читать без улыбки нельзя, как письмо запорожских казаков турецкому султану. А последствиями их бунта воспользовались совершенно другие, столичные, корпорации реальной власти.

Историк. Друзья, чувствую, что мы подошли к одному из главных вопросов нашего реального бытия: что всё-таки произошло в России на сломе 80–90-х годов ХХ века? Революция, переворот, передача власти от обкомов к администрациям, захват власти мирным путём, по сговору? И в чьих это произошло интересах?

Предприниматель. Мне кажется, что наша тогдашняя партийная элита устала перевыполнять бесконечные пятилетки с их решающими и завершающими годами, устала быть в роли повременщика и её потянуло на сдельную работу с премиальными процентами от предоставляемых ею (властью) услуг. И кровь к этому времени уже поменялась, неистовство и фанатизм прошли, захотелось пожить, как живут элиты на Западе. Все-таки коммунизм был рассчитан только на победу и не был готов на длительное противостояние, а западные соблазны разрушили идеологию. Поэтому враз и распался, но его крах, как ни странно, породил сомнения в правоте капитализма.

Монархист. Всё-таки это была либеральная революция, ибо капиталистической её не назовешь ввиду отсутствия на тот момент в стране живых капиталистов (не считать же владельцев подпольных цехов полноценным классом буржуазии).

На волне всенародного отрицания партийного засилья либералы (это была небольшая, но шумливая кучка) взяли власть, но при этом так качнули страну в противоположную сторону, что её зашкалило («качает чёрт качели»). Но вместе с партией (водой) выплеснули и ребёнка (разрушили государство). Моральные и социальные вопросы смешали, скорее умышленно, подстрекая доверчивых шахтёров, с политическими, и как в любой революции, начав с ненависти к чему-либо всенародному (самодержавие, война, маразм партии), разрушили государственную дисциплину, а затем и само государство, и государственную мощь. Все революционеры, преследуя свои внутренние цели, решая социальные, национальные, религиозные или какие-то другие морально-этические вопросы нации, разрушают государство и его могущество.

Вот и сейчас Россия снова была отброшена на много лет назад, и снова, как в 1918 году, лежала нагишом перед всем миром большая, смешная, с нищим народом, без армии (бери – не хочу, а возьмешь – себе дороже), где кучка доморощенных, но амбициозных демократов во главе с очень своеобразным Президентом, не имея понятия об управлении громадной страной, беря без разбору займы под имеющиеся природные богатства у растерявшегося от радости Запада, приступила к созданию в авральном порядке, как в конце месяца, класса буржуазии, по спискам, в обмен на дружбу и будущую лояльность.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.