Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Голос русской народной школы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

В.В. Путин неоднократно заявлял: «Мы строим русский мир». Это утверждение не пойдет дальше благого намерения, если не опираться на русскую национальную школу. Русский мир без такой школы – это скрипач без скрипки.

А.Н. Майков написал стихотворение «И.Ф. Тютчеву». В нем – строки:

«Поймите лишь, твердит, - и будет вам прозренье!
«Поймите лишь, каких носители вы сил, -
И путь осветится, и все падут сомненья,
И дастся вам само, что жребий вам судил!..

Желающим блага России, ее творческого движения в самобытном развитии нужно понять, именно лишь понять следующее: упадок, переживаемый Россией, вызван болезнью русского национального самосознания, деградацией русского духовного национального характера. Есть лечение против этой болезни – национальная русская современная школа в братском союзе с одухотворенной Русской Православной Церковью. Она без скороспелых плодов, влияет неторопливо, но в нужном направлении: укреплении и развитии исторической России и воспитании более совершенного человека, чем человек предыдущих культурных ступеней. Сотворение и развитие такой школы – важнейшая задача руководителей страны, педагогической общественности и всего народа. Созданная на высоком государственном и научно-педагогическом уровне, она вылечит и разовьет нашего человека. К созданию такой школы должны быть приложены все интеллектуальные и духовно-нравственные силы Родины.

Настало время, когда вся великая культура человечества и в первую очередь отечественная должна войти в искомый образ современной русской национальной школы. Что же нами освоено, «переплавлено»? В результате чего появился Лик национально-русской школы? Это:

Народная педагогика.

Фольклор.

Философско-просветительская мысль античности: Сократ, Платон, Аристотель…

Христианская педагогика Отцов и Учителей Церкви: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов…

Педагогика святых отцов и учителей Русской Церкви: Илларион, Сергий Радонежский, Геннадий Новгородский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский…

Живописный образ русского мира («умозрение в красках»): Феофан Грек, Андрей Рублев, И.С.Глазунов…

Духовные песнопения: Д.С.Бортнянский, С.В. Рахманинов, Г.В.Свиридов …

Школа богословия: А.С.Хомяков, П.А. Флоренский, А.Ф.Лосев…

Православная педагогика: И.В.Киреевский, Феофан Затворник….

Философия, социология, культурология русского просвещения: П.Я.Чаадаев, И.А. Ильин, В.В.Кожинов, А.М. Панченко …

Русская научно-педагогическая мысль: М.В. Ломоносов, Н.М.Карамзин, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский..…

Педагогика правителей и государственных деятелей: Владимир Святой, Владимир Мономах, Иван IV, А.С. Шишков, С.С. Уваров, П.Н.Игнатьев…

Великая русская словесность в социально-педагогическом аспекте: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, М.О. Меньшиков, И.С. Шмелев, А.Т. Твардовский…

Благотворные уроки европейской школы: Витторино да Фельтре, Я. А. Коменский, И.Г.Фихте, И. Кант…

Ренессанс в свете русского просвещения: Рабле, Эразм Ротердамский…

Образовательные встречи автора с достойнейшими людьми Земли Русской - нашими современниками: И.Р. Шафаревичем, Ф.Г. Угловым, В.А. Чернушенко, В.Г. Распутиным…

 

Русская идея в актуальном наполнении

«В школе – все будущее России, и никакие жертвы, необходимые для ее устроения и подъема, не должны останавливать правительство, которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет».[1]

С.Н. Трубецкой.
 

Поставив краеугольным камнем отечественной школы самобытную просветительскую и педагогическую мысль и опираясь на мысль зарубежную, мы должны быть осмотрительными, разборчивыми. Это давняя мысль, но она - о современности: «По какому правилу следует действовать и в отношении к Европейскому просвещению, к Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их грозят нам неминуемой гибелью».[2]

Вот созидательная идея Родины: государство реформируется национальными средствами воспитания, просвещения и образования (реформирование как продолжение лучших традиций исторического государства и его совершенствование в национальном духе). Самобытное национальное творчество подрастающего поколения, активизация его творческих сил, неутомимое трудолюбие, культ знаний и работы высокого качества как высшая форма самоосуществления и самоутверждения, православное мировосприятие – это основной мотив всей русской новой педагогики.

Русская национальная школа в братском союзе с одухотворенной Русской Православной Церковью – ключевой фактор, определяющий творческое развитие страны, спасительный исход России. Это есть русская идея в актуальном наполнении.

 

Основа русской школы

Кратко–перечислительно обозначим свойства русского народа.

Благороднейшие главные свойства русского человека, имеющие всемирное значение: Этнический патриотизм. Государственный жертвенный патриотизм в сочетании с всемирной отзывчивостью. Титаническая энергия по созданию великой гигантской империи, дар государственности. Глубокая «нутряная» религиозность, необыкновенная способность веровать, православность. Духовность. Совесть. Смиренномудрие. Беспощадность к национальным и государственным недостаткам, самокритичность, строгий самосуд. Работоспособность. Жажда праведности. Соборность. Общинность. Коллективизм. Неустанная работоспособность, фантастическое сверхнапряжение, выносливость в авральном труде. Жизнеспособность, гибкий инстинкт самосохранения. Сверхтерпение. Обостренное чувство радости жизни. Созерцательность. Преимущественно эмоциональное восприятие жизни и отзывчивость. Абсолютная доброта, сопереживание, сострадание, отзывчивость. Мудрая простота, простота величия, простодушие. Бескомпромиссность. Чувство нации, соборное национальное единение в роковые периоды. Удивительная уживчивость. Сознание русской национальности как многонациональности, не замыкающейся в круге эгоистических узких племенных интересов. Всечеловечность, всемерная отзывчивость, вселенность, общечеловеческая солидарность. Державность, способность преимущественно к мирной экспансии. Достоинство. Военная талантливость. Разносторонняя, высокая и глубокая одаренность, сообразительность, изобретательность, умение толково вести любое дело, богатство способностей. Гражданская активность, могучая, беспримерная в истории сила воли. Самоподдержка. Чуждость рабской психологии. Увлекаемость высокими порывами. Великодушие. Вера в человека, в возможность воспитать его более совершенным. Способность мобилизации сил в условиях, когда, казалось бы, все потеряно и проиграно.

Недостатки русского характера, слабости, противоречия: Безбожие. Комплекс национальной неполноценности. Слабое патриотическое чувство. Демонический, религиозный нигилизм. Неоформленность чувства национального единства. Неустойчивая трудовая этика, непрофессионализм. Неуважение к науке и научным знаниям. Знаменитое бедственное долготерпение. Имущественная жадность. Склонность к пьянству. Низкопоклонство перед Западом. Недооценка своих хороших свойств, вплоть до отрицания каких бы то ни было достоинств. Незрелость национального правосознания. Цивилизационная отсталость, технически-бытовая примитивность, бытовая бездарность. Непредсказуемость поведения. Пренебрежение организационными заботами. Склонность к одержимости и беснованию.

Национальный упадок: Деградация собственной экономики. Вымирание русского народа. Биологическое, физическое вырождение. Низкая продолжительность жизни. Морально-нравственное вырождение. Утрата представителями титульной нации пассионарности, воли к руководительству, попечению, управлению другими народами. Кричащее социальное размежевание – конфликт. Исчезновение добросовестного безвозмездного труда в общественной сфере, «испарение» труда по совести, нередко – трудовое одичание. Массовое корыстолюбие. Надлом в интеллектуальной сфере. Подрыв русского глубинного самосознания. Подорванность народного духа, уныние, пессимизм как массово распространенное умонастроение. Духовное опустошение. Индивидуализм. Самомнение. Властолюбие. Экзистенциальная катастрофа.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.