Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


История общения друг с другом (три фрагмента воспоминаний)

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Имена на поверке

В 1949 году тогдашний секретарь Кемеровского обкома партии Евгений Федорович Колышев обратился с письмом к Александру Александровичу Фадееву, в котором просил создать в Кемеровской области отделение Союза советских писателей с «направлением в Кузбасс двух-трех членов Союза». В том же году начал выходить альманах «Огни Кузбасса» (первые пять номеров - «Сталинский Кузбасс»).

Направлять в Кемерово из столицы членов Союза не пришлось. Земля Кузнецкая обрела голос, взрастив собственных поэтов и прозаиков. Её литература вышла из шахтерских забоев, из заводских цехов, вернулась с Великой Отечественной войны. И никогда не чуралась читальных залов, вузовских аудиторий, архивных и музейных хранилищ.

28 апреля 1962 года правление Союза писателей РСФСР приняло постановление: «Организовать отделение Союза писателей РСФСР в городе Кемерово». 14 июня прошло организационное собрание писателей Кузбасса, которое избрало Евгения Сергеевича Буравлева ответственным секретарем. Молодая организация насчитывала пять человек. О каждом следует сказать особо.

Александр Никитич Волошин известил страну и планету (его роман был переведен на несколько иностранных языков) о существовании Земли Кузнецкой. Роман «Земля Кузнецкая» отмечен Государственной премией СССР и стал значительным явлением советской литературы послевоенного времени. Из-под пера Волошина позднее вышли такие произведения: «Все про Наташку», «Дороги зовут», «Пойду, командир», «Пора далекая», «Зеленые дворики», рассказы, пьесы, киноповести.

Геннадий Модестович Молостнов тоже относится к фронтовому поколению. Известен романами «Междуречье», «Голубые огни», «Даруя жизнь», «Конь ломает прясло», книгами стихов, повестей, рассказов. В конце семидесятых переехал в Красноярск.

Герберт Генке писал на немецком языке. Его книги выходили в переводах Валентина Махалова. Для вступления в члены Союза писателей СССР ему дала рекомендацию всемирно известная писательница Анна Зегерс.

Тамара Ян - поэтесса и драматург. Ее пьесы шли на сцене Новокузнецкого драматического театра. Героями вышедших в Кузбассе поэтических книг стали молодые строители Запсиба.

Евгений Сергеевич Буравлев - первый руководитель писательской организации. Автор многих лирических книг. Выступал в таком трудном жанре, как поэма. В соавторстве с композитором Федором Мартыновым создал оперетту «Жемчужина Кузбасса», которая была в репертуаре Кемеровского театра оперетты. Был близким другом Василия Дмитриевича Федорова, нашего прославленного земляка, известного русского поэта.

Широкоплечий, красивый, сдержанный в движениях, за которыми чувствовалась чалдонская сила, с нежной и щедрой душой, Евгений Буравлев сумел создать высокий авторитет Кемеровской писательской организации. Писательские собрания проходили в больших залах, с участием всей интеллигенции. Это были настоящие литературные праздники.

Буравлев заботился о становлении моей литературной судьбы. Редактировал первую поэтическую книжечку, писал к ней предисловие. Когда я вернулся после трехлетней работы на Крайнем Севере и положил ему на стол рукопись поэмы «Борискин ключ», он заложил в нее листок, на котором написал четыре строчки:

Спасибо, брат, за «Ключ Борискин».

Порадовал под старость лет.

Всё есть в «Ключе» - и божья искра,

И божьей милостью поэт.

Это самое дорогое для меня напутствие.

Организация росла и крепла. Владимир Сергеевич Ворошилов на войне был летчиком, потерял зрение в воздушном бою. Стал председателем Кемеровского областного отделения Всероссийского общества слепых. Написал романы «Солнце продолжает светить», «И не погаснет!», «Капля света».

Исторический, краеведческий срез Кузбасса дал в своих произведениях Виталий Степанович Рехлов, написавший «Повесть о Михайле Волкове», повести «Горные рекруты» и «Серебряный рудник».

Профессиональный критик и литературовед Алексей Федорович Абрамович посвятил творчеству кузбасских литераторов книги «На своей земле» и «Романтика мужества».

Становятся членами Союза писателей поэты-фронтовики Владимир Измайлов и Михаил Небогатов, критик Анатолий Срывцев, прозаик Анатолий Соболев.

Затем получает всероссийское признание творчество поэта Виктора Баянова и прозаика Владимира Мазаева. Это уже второе послевоенное поколение кузбасских литераторов, связанное с так называемой «хрущевской оттепелью» шестидесятых. Владимир Мазаев - автор книг «Конец лосиного камня», «Птицы не поют в тумане», «Грозовая аномалия», «Последний цветок лета» и многих других принимает бразды правления Кемеровской писательской организацией (1971-1983 годы), редактирует альманах «Огни Кузбасса».

На строительстве Западно-Сибирского металлургического завода формировались таланты Геннадия Емельянова и Гария Немченко, заявивших о себе романами «Берег правый» и «Здравствуй, Галочкин!». На Запсибе набирались впечатлений столичные литераторы Павел Мелехин, Сергей Дрофенко, Владимир Леонович, ставшие впоследствии известными поэтами.

Именно в Кемерове в 1966 году прошел зональный семинар молодых литераторов Западной Сибири и Урала. Мастера слова Ленид Соболев, Василий Федоров, Марк Соболь, Сергей Антонов, Антонина Коптяева, Ярослав Смеляков, Виктор Астафьев, Василий Казанцев, Марк Сергеев приехали в Кузбасс, чтобы оценить творчество молодых, дать им путевку в большую литературу. Обсуждались яркие, самобытные рассказы Виктора Чугунова, проникновенные стихи Игоря Киселева, добротная лирика Валентина Махалова, пьеса из шахтерской жизни Зинаиды Чигаревой, роман Олега Павловского, повесть Анатолия Яброва... Все они впоследствии стали профессиональными писателями.

Зрелыми по возрасту людьми, с богатым жизненным опытом пришли в писательскую организацию Виль Рудин - автор остросюжетных повестей, Петр Ворошилов - мастер публицистики, Владимир Власов - писатель геологической темы, Павел Майский - автор многих поэтических книг, Владимир Куропатов, Владимир Коньков, Екатерина Дубро, создавшие значительные произведения в прозе.

Несмотря на обретение все новых имен, Кемеровская писательская организация долгие годы численно не росла, тяготея к цифре 13. Прежде всего потому, что понесла горькие потери. Ушли из жизни Александр Волошин, Геннадий Молостнов, Евгений Буравлев, Владимир Ворошилов, Петр Ворошилов, Виталий Рехлов, Алексей Абрамович, Анатолий Соболев, Александр Пинаев, Геннадий Блинов, Олег Павловский, Михаил Небогатов, Владимир Измайлов и другие литераторы. Завершили свой жизненный путь представители шорской культуры поэт Фёдор Чиспияков, поэт Степан Торбоков, прозаик Софрон Тотыш. Умер старейший писатель-краевед Илья Васильевич Зыков. В расцвете сил и таланта ушли Виктор Чугунов, Игорь Киселев, Анатолий Саулов, Николай Пискаев, Владимир Поташов, Александр Береснев, Сергей Ковякин. Горькие, невосполнимые потери.

Многие писатели уехали за пределы области - Гарий Немченко, Михаил Борисов, Тамара Пономарева, Тамара Ян, Евсей Цейтлин, Виктор Козько, Юрий Могутин, Александр Родионов, Геннадий Кругляков. Они не порывают связей с Кузнецкой землей.

 

Третье поколение писателей Кузбасса - это воспитанники литературной студии «Притомье», которая начала действовать с октября 1979 года.

Вначале было слово. И это слово мне нравилось. Я поискал его в известных словарях, но не обнаружил. Размышлял так: есть Приобье, Прииртышье, пусть будет и Притомье. А что за словом? За словом - судьба моего края, географическая, историческая, экологическая... Теперь вот еще и поэтическая.

Слово было опробовано в моем повествовании о реке Томи, затем перешло в название областного литературного объединения. Поначалу оно вызвало неприятие, даже насмешки, типа: «Что-то притомились наши молодые авторы» или: «Это не Притомье, это притонье какое-то» (если заседание заканчивалось слишком бурно).

Затем слово стало постоянной рубрикой областных и районных газет, в которой публиковались произведения молодых литераторов. Затем было использовано в названии сборника «Мы - Притомье», где были не только стихи, но и рассказы. Недавно в Томске появилось несколько выпусков альманаха «Литературное Притомье». Традиционным стал праздник «Весна в Притомье». Слово стало родным и привычным. Теперь кажется, что оно было всегда.

Точная дата открытия литературной студии «Притомье» подзабылась. Определяя возраст студии, назовут и десять, и пятнадцать, и двадцать лет. Могу внести в это дело полную ясность, ибо храню в своем архиве «Бортовой журнал» студии - общую тетрадь в клеточку, где заполнены лишь несколько первых страниц. Жанр документа и отчета как-то у нас не прижился. Мечтаю подарить эту тетрадь молодым литераторам будущего поколения, если они студию сберегут.

А сейчас интересно вернуться к истоку - обратиться к этим первым записям в «Бортовом журнале», ставшем историей.

Итак, 25 октября 1979 года. Новокузнецкий поэт-сатирик Борис Рахманов скупо фиксирует состав совета студии, который определился в горячих спорах, - примерно так спорят депутаты нынешнего парламента... В совет вошли: С. Донбай, Л. Ананьева, Е. Богданов, В. Бокин, Б. Рахманов, А. Катков, И. Куралов, В. Советов. Помню, резюмировали: «Борьба за власть Советова закончилась его полной победой». В журнале отражено выступление поэта В. Зубарева, предложившего создать редколлегии при городских газетах. Ответственный секретарь альманаха «Огни Кузбасса» Владимир Куропатов пригласил присутствующих на страницы издания. Заметим, к чести альманаха, что молодежная рубрика присутствовала в нем всегда.

Из протокола этого дня следует, что успели и почитать стихи по кругу, и послушать лекцию о международном положении, и посетить выставку молодых художников Кузбасса, побывавших на БАМе.

Следующая запись в «Бортовом журнале» сделана рукой поэтессы Нины Павлушиной. На заседании 19 ноября 1979 года отчитывался руководитель кемеровской литгруппы Владимир Ширяев, актер В. Мирошниченко призывал писать для театра, лектор В. Плющев рассказал о международном положении... Читали стихи Виталий Креков, Геннадий Чупин, Александр Катков, Владимир Советов, Семен Печеник. Евгений Красносельский порадовал своими пародиями. Затем пошли в областную филармонию, смотрели спектакль «Люди и куклы», беседовали с режиссером и артистами.

В конце декабря 1979 года состоялся поэтический семинар в Новокузнецке, обсуждены 12 рукописей. Заодно обсудили и четырех прозаиков. Провели в пединституте литературный праздник, посвященный выходу коллективной книги «Дыхание земли родимой».

17 марта 1980 года Евсей Цейтлин провел занятие, посвященное жанру литературной критики, разобрал несколько публикаций этого жанра. Читали стихи по кругу. На этом записи обрываются, хотя студия собиралась ежемесячно.

Не на голом месте возникла студия «Притомье». До нее много лет существовали группа литераторов «Гренада» в Новокузнецке и областное литературное объединение, которым бессменно руководил поэт Валентин Махалов. Литературное движение в 1979 году обрело новое качество потому, что на него обратил внимание комсомол.

Свидетельствую, что ни секретарь обкома ВЛКСМ по идеологии Юрий Учитель, ни куратор наш Людмила Чех, помогая нам организационно и финансово, никогда в творческий процесс не вмешивались, никакого давления не оказывали. Лишь однажды заведующий отделом пропаганды Виктор Артемов предложил: «А не начать ли в области движение «Алло, мы ищем таланты!». Я решительно воспротивился. Для литературы это не годится. Дайте разобраться с теми, кто не может не писать. Их собирается ежемесячно по 50-60 человек. И для многих это - судьба.

Позднее студией руководили Валерий Зубарев, Валентин Махалов, Геннадий Естамонов, Сергей Донбай. Кемеровское книжное издательство выпустило десятки первых книжек молодых литераторов. Поэтов издавали кассетами, чтобы каждый мог выйти к читателям. Писательская организация пополнялась за счет воспитанников литературной студии «Притомье» и выросла с 13 человек до нескольких десятков. Это известные сейчас поэты и прозаики: Александр Ибрагимов, Николай Колмогоров, Любовь Никонова, Владимир Иванов, Леонид Гержидович, Иван Полунин, Иосиф Куралов, Любовь Скорик, Александр Катков, Борис Бурмистров, Эдуард Гольцман, Валерий Ковшов, Сергей Самойленко, Анатолий Козлов, Владимир Ширяев, Владимир Есенин, Александр Раевский, Николай Николаевский, Борис Рахманов, Семен Печеник, Юлия Лавряшина... И другие.

Выстраивать этот ряд имен дело рискованное (вдруг кого-то не упомянешь). Мне приходилось писать предисловие к библиографическому указателю «Писатели Кузбасса» в 1989 году. В 1997 году Владимир Коньков составил первую хрестоматию «Литература Земли Кузнецкой», куда поместил произведения четырнадцати ушедших из жизни писателей. Он попросил меня написать обзор-предисловие. Я назвал его «Духовное поле провинции». И была там глава «Товарищеский круг». Поскольку мне не попадались другие обзоры, полагаю, что моя работа может послужить исходным материалом для библиографов, историков, краеведов.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.