Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Галина Карпова. Влияние детского лепета

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
В 1950-е годы в литературно-художественном и общественно-политическом альманахе «Сталинский Кузбасс» (с 1954 года «Огни Кузбасса») появились рубрики «Стихи для детей», «Стихи для дошкольников». В 1952 году альманах № 5 представил стихи для детей тридцатилетнего поэта-фронтовика Михаила Небогатова, а в 1957 году в Кемеровском книжном издательстве вышла его книга «Юным друзьям». Однако «детским» писателем М. А. Небогатов не стал. Возможно, прислушался к мнению известной новосибирской детской писательницы Елизаветы Стюарт, которая 16 сентября 1957 года написала ему в письме: «… я считаю, что это скорее стихи о детях, чем для детей, как Вы и сами пишите в письме. Мне кажется, что для детей нужен совсем иной тон, но, возможно, что я ошибаюсь»
 (ГАКО. Фонд № Р-1250. Опись № 1. Ед. хр. № 445). Пожалуй, Стюарт была права. Дети в стихотворениях Небогатова уж слишком рассудительны. Вот, например, стихотворение Михаила Небогатова  «Часы», опубликованное в альманахе 1952 года:
Нет, ни с кем я не согласна,
Что часы у нас идут.
Почему идут? – не ясно,
Раз они всё время тут.
Это просто бег на месте.
Только знают тик да так.
Хоть куда вы их повесьте,
Не отходят ни на шаг.
 
Какой же тон нужен в «детских» стихах? Ответ найдём в пародии В. Фесенко «Детскому писателю», которую опубликовал альманах «Огни Кузбасса» № 15 в 1963 году:
В твореньях его не без лёгкого трепета
Находишь влияние детского лепета.
 
Кого имел в виду В. Фесенко: Александра Береснева? Эдуарда Гольцмана? Людмилу Фадееву? Владимира Матвеева? Все они состоялись как «детские» писатели. 
Стихи Людмилы Фадеевой, уроженки Ленинграда, оказавшейся в Кузбассе по распределению и работавшей учителем рисования и черчения Ново-Романовской средней школе Юргинского района, альманах «Огни Кузбасса» публиковал не один раз (№ 12 за 1959 г., № 13 за 1960 г.). 
В личном фонде Евгения Буравлёва есть письмо Людмилы Фадеевой от 9 марта 1961 года, в котором она сообщает, что ушла из школы, по своей доброте не справилась с дисциплиной и в настоящее время работает на металлургическом заводе в конструкторском бюро копировщиком. Молодая «детская» поэтесса благодарит Е. С. Буравлёва за творческую и человеческую поддержку (ГАКО. Р-1161. Оп. 1. Ед. хр. 42. Л. 52-53).
В стихотворении Л. Фадеевой «Сколько лет – зима?» две подружки Ирочка и Света рассуждают о коротком лете и долгой зиме:
А зима такая злая.
Сколько лет идёт, не знаю…
– Я не знаю и сама…
Мама, сколько лет – зима?
 
Этот «детский лепет» зафиксировала поэтесса в Кузбассе. Она вернулась на малую родину, но именно в Кемеровском книжном издательстве была издана  в 1961 г. её первая книга стихов для дошкольников «Подсолнушек» с рисунками автора. В 2013 году Людмила Фадеева из Санкт-Петербурга стала лауреатом литературной премии им. С. Я. Маршака, а ведь стартовой площадкой для известной детской писательницы стал альманах «Огни Кузбасса».
Альманах «Сталинский Кузбасс» в 1953 году представил ещё одного поэта для дошкольников. Это был Пётр Белов, фронтовик, журналист, зав. сельхозотделом в районной газете «Колхозное слово» (Белово). Именно его книга стихотворений для детей «Подарок», вышедшая в 1952 году в издательстве «Кузбасс», стала нашей первой детской книгой.  
Пётр Назарович Белов (1922-1990) – детский поэт, переписывался с М. А. Небогатовым в 1950-е годы, подарил ему две свои книги стихов для детей «Подарок» (Кемерово, 1952) и «Скоро в школу» (Тюмень, 1955). Дарственная надпись на книге «Подарок»: «Певцу Кузбасса, поэту Михаилу Небогатову от автора. 30 января 1953 г. П. Белов». В 1959 году М. А. Небогатов написал эпиграмму в связи с возвращением П. Н. Белова на свою родину в Ишим Тюменской области: «Не слыхать Белова из Белова – детского поэта…  М-да… былого» (газета «Кузбасс». 1959. № 30. 4 февраля). В 1960-1970-е годы Пётр Белов работал в газете «Ишимская правда», руководил литературным объединением им. П. П. Ершова. В 1966 году в Средне-Уральском издательстве (Свердловск) была издана его книга стихов для детей «Я счастливей всех».
Именно в Кузбассе Пётр Белов состоялся как настоящий «детский» поэт. Приведём два его стихотворения из цикла «Про самых маленьких», которые он посылал в письмах Михаилу Небогатову:
ЗАРЯДКА
Я у дома на площадке
Утром делаю зарядку
И водой до пояса
Утром каждым моюсь я.
Ветерок мне нипочём –
Я хочу быть силачом.
 
ПРО КОНЯ
Папа мне купил коня,
Но не возит он меня.
Я шнурочек привяжу,
Сам коняшку повожу.
 
Можно назвать имя ещё одной детской писательницы, которую открыл читателям альманах «Огни Кузбасса». Это Аида Газукина. Её рассказ «Капитаны» был опубликован в 12-м номере альманаха в 1959 году. Герои – мальчишки-пионеры, играющие в морских капитанов среди полей колхозной пшеницы. Ответственные пионеры помогают прогнать заблудившихся телят с колхозного поля, спасая урожай семенной пшеницы. 
Аида Ивановна Газукина родилась 15 сентября 1921 года в Томске – детская писательница, прозаик, баснописец, очеркист, лектор, дрессировщик.  Жила в Кузбассе с 1951 года. В 1952 года работала руководителем кукольного кружка Дома Пионеров г. Кемерово. Первая книга рассказов о животных для детей «Чёрная молния» была издана в Новосибирске в 1950 году. В 1960 году в Москве в издательстве «Детгиз» вышла её книга рассказов о животных «Мохнатая прачка». В Кемеровском книжном издательстве были изданы две  книги рассказов для детей Аиды Газукиной «Приключение игрушек» (1960) и «Снежный барс» (1966). 
В 1958 году альманах «Огни Кузбасса» опубликовал её басни. В дневниковой записи от 8 апреля 1959 года М. А. Небогатов зафиксировал, что 23 апреля на межобластном совещании литераторов будут обсуждать кандидатуры для приема в члены Союза писателей СССР: Буравлев, Баянов, Газукина, Виль Рудин. Аида Газукина участвовала в Зональном семинаре молодых писателей Западной Сибири и Урала, который с успехом прошёл в Кемерово с 29 мая по 6 июня 1966 года, в работе секции «Детская проза».
В конце 1960-х годов альманах «Огни Кузбасса» открыл читателям имена новых «детских» поэтов: Александра Береснева, Эдуарда Гольцмана, Виталия Юречко. Александр Береснев был участником областного семинара молодых писателей, где его стихи (в их числе был «Кот-проказник») оценил Евгений Буравлёв и сам хлопотал об издании первой книги детских стихов «Снегурочка» (1967). После публикаций в «Огнях Кузбасса» в 1967, 1968, 1969 годах стихотворений для детей А. Береснева Кемеровское книжное издательство в 1971 году выпустило сразу три книги поэта, чьё имя сейчас носит Городская детская библиотека в Кемерово. Назовём эти замечательные детские книги: «Солнышки», «О чём поют скворцы», «Кузнечик-музыкант».
В 1969 году первый номер альманаха «Огни Кузбасса» представил читателям два стихотворения Эдуарда Гольцмана. Одно из них, наверное, знают наизусть многие читатели журнала. Это стихотворение «Почему плачут сосульки?»:
Почему сосульки плачут,
Уцепившись за карниз?
От испуга, не иначе:
Вдруг сорвутся с крыши вниз.
 
Вот ещё один мастер «детского лепета», автор более двух десятков детских книг. А первой его детской книгой стали знаменитые «Петушки» (1966). 
В 1967 году альманах «Огни Кузбасса» вышел уже двумя номерами. В номерах 18 и 19 в рубрике «Почитайте вашим детям» были представлены стихи Виталия Ивановича Юречко (1936-2004). Напомним одно из них:
Говорит мне часто мама
(говорят так, видно, всем):
Если буду кушать мало –
Я не вырасту совсем.
Я-то кушаю. Немножко.
Только это всё – не в счёт.
Почему же наша кошка
много ест, а не растёт?
 
Согласитесь, ещё один замечательный стихотворный «детский лепет». В скором времени в Кемеровском книжном издательстве у Виталий Юречко вышла прекрасная детская книжка «Арбузёнок» (1969), а годом ранее книга лирики «Пристани» (1968). В 1970-х годах, состоявшись в Кузбассе как писатель, В. И. Юречко переехал в Донецк, работал гл. редактором художественного вещания Донецкой телерадиокомпании и написал много хороших книг для детей и взрослых.
В 1950-е года к созданию исторических повестей для школьников обратился журналист Виталий Рехлов. В 1958 году журнал «Огни Кузбасса» опубликовал его повесть «Рудознатец» о первооткрывателе кузнецкого каменного угля Михайле Волкове. В 1960-е году Кемеровское книжное издательство выпустило три исторические повести В. С. Рехлова: «Повесть о Михайле Волкове» (1960), «Горные рекруты» (1962), «Серебряный рудник» (1965). Повести Рехлова полюбились юным читателям-краеведам. 
Приведём одно из писем, хранящееся в Государственном архиве Кемеровской области: «Уважаемый Виталий Степанович! Пишут Вам ребята-краеведы из Салаира. Мы прочитали Вашу книгу «Серябряный рудник». Об этой книге мы много говорили на кружке. Эта книга всем ребятам очень понравилась. Наши любимые герои в книге – Федот Карпыч, в этом человеке нам понравился его твёрдый характер, забота о людях, которые жили в неволе и угнетении. Также неотразимый интерес у нас вызвали – Иван Сохранов, Тимошка, Алексей. Из Ваших книг мы очень многое узнаём о нашем родном крае» (ГАКО. Р-195. Оп. 1. Ед. хр. 61. Л. 8).
 «Повесть о Михайле Волкове», как считал автор,  «в определённой мере выражает Кузбасс, Волков является олицетворением народных сил, всегда думающих о Родине и её природных богатствах, стремящихся «изобрести» эти богатства и поставить на службу людям». Из письма Виталия Рехлова  Виталию Банникову, директору Кемеровского областного книжного издательства, от 23 октября 1970 года. В это время писатель  готовил к печати третий вариант «Повести о Михайле Волкове» и просил увеличить тираж до тридцати тысяч (ГАКО, Р-195. Оп. 1. Ед. хр. 60. Л. 20). В 1972 году его книга была издана двадцатитысячным тиражом.
Трактуя образ Михайлы Волкова как русского патриота, писатель хотел, чтобы юные читатели знали о важном этапе истории Кузбасса и гордились первооткрывателем кузнецкого угля.
Виталий Рехлов справедливо считал: «Выход в свет доброй книги для детей – это всегда праздник. Праздник и для юных читателей, и для взрослых, которые видят в такой книге своего помощника в воспитании подрастающего поколения... » (ГАКО. Р-195. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 1). К таким книгам, изданным в Кузбассе, Рехлов относил приключенческие повести для детей и подростков Геннадия Блинова: «Патруль «Синяя стрела» (1968), «Операция «Бременские музыканты» (1972), «Пятые приходят на помощь» (1975). В третьем номере журнала «Огни Кузбасса» за 1973 год был опубликован даже обзор многочисленных читательских писем о книгах Г. Я. Блинова. 
В конце 1960-х годов к созданию детских книг обратился и создатель  Кемеровского областного отделения Союза писателей РСФСР Евгений Сергеевич Буравлёв, редактор альманаха «Огни Кузбасса» с 1962 по 1967 гг. Он создал две повести для младших школьников «Приключения Маришки и её дружка Лопушка» (1968) и «Шкипер Чик» (1969). Их оценили юные читатели. В Государственном архиве есть три письма-отклика на эту повесть. 
Письмо ученицы 2 «Е» класса школы № 63 Наташи: «Здравствуйте!!!!! Евгений Буравлёв. Мне очень понравилась ваша книга. Я учусь в 2 классе «е» школы № 63. Особенно мне понравились картинки и путешествия Маришки.  Когда я села писать, не могла найти ваше имя и фамилия [отчество]. Я хочу, чтобы вы ещё написали что-нибудь. У меня есть брат Вова, ему 16 января год будет. До свидания. 4.10.1971 г. (ГАКО. Р-1161. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 101). 
Письмо Татьяны Салоед,  студентки геологического отделения горного техникума г. Осинники  подтверждает, что повести Буравлёва подходят для семейного чтения: «Здравствуйте, уважаемая редакция! Как ни странно, мне 17 лет, а я пишу отзыв о детской книжке Е. С. Буравлёва «Приключения Маришки и её дружка Лопушка». Эту книгу я купила для своего братишки, читать нечего было, и я прочла её. Очень понравилось. Я сейчас живу в Осинниках, учусь в горном техникуме, на геологическом отделении. Мои родители работают в поисково-разведочной партии. Сейчас они в Хакасии. Мы часто переезжали с места на место. Были и на реке Казыр. Прочла книгу и вспомнила красоту тайги. Давно не была в настоящей тайге. В Хакасии степь. В газете прочла объявление: Осинниковский горный техникум объявляет набор…. И решила ехать туда, вернее, уже сюда. С детства мечтала быть геологом. Моя мечта сбылась. После окончания техникума я буду техник-геолог. Потом пойду в институт. Поработаю, конечно. Ну, а теперь разрешите о главном. Во-первых, за нескромный вопрос: Кто такой Евгений Сергеевич Буравлёв? О нём слышу впервые. Очень прошу Вас, если, конечно, это возможно, познакомить меня с ним. Я прошу у вас его адрес. До свидания. С нетерпением жду ответ и адрес Е. С. Буравлёва (ГАКО. Р-1161. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 148).
Две повести Буравлёва для младших школьников достойны переиздания. Героиня повести Маришка привлекает умением удивляться окружающему её миру природы, любить и любоваться и рыбами, и птицами, и животными Южной Сибири. Она сумела сама поймать рыбу, разжечь костёр. Конечно, вместе с Маришкой влюблён в мир сибирской природы и автор повести Евгений Буравлёв.
В ГАКО хранится рукопись и два машинописных варианта повести Е. Буравлёва «Шкипер Чик», датированные 1965 и 1967 годом.  Из печати книга вышла в начале 1969 года. Вторую повесть для детей Е. Буравлёва «Шкипер Чик» оформил также художник Леонид Левицкий. В книге много замечательных рисунков. Из рецензии Алексеевой Т. (творческий псевдоним Т.А. Шатской) в газете «Кузбасс» за 6.02.1969 г. можно узнать, что и вторая детская повесть Буравлёва тронула сердца юных и взрослых читателей. Можно согласиться с рецензентом, что «специально для детей книг не бывает. Потому что хорошая детская книжка радует и взрослого. Взрослые люди, мы всю жизнь читаем Маршака: для себя, для детей, для внуков. Каждый раз это хорошая встреча с хорошей литературой». 
Таисия Шатская отмечает достоинства детской повести «ШкиперЧик» об озорном, добром, смелом воробье Чике, хорошем семьянине: «обрадовали меня серьёзный тон, обоснованность поступков героев, добротный язык, увлечённость поэта Евгения Буравлёва». Рецензент оценила, что разговор с юным читателем автор ведёт без снисходительности: «Евгений Буравлёв заставил юного читателя не только взгрустнуть, но по-своему задуматься над такой понятной как будто бы до сих пор жизнью, присмотреться к ней. Ведь храбрый Чик, потерявший в бою ногу, точно так же постукивает своей проволочной култышкой, которую приделал ему добрый человек, как сторож Петрович, потерявший ногу на войне». 
В 1960-1970-е годы в Кузбассе была созданы добротная детская литература. Журнал «Огни Кузбасса» активно принимал участие в появлении детской литературы в Кузбассе. И ещё: с самого основания он стремился стать журналом для семейного чтения. Сегодня известный в России и за её пределами шестиномерной журнал «Огни Кузбасса» остаётся интересным отцам и детям.
Люблю читать стихи в рубрике «Светлица», некоторые перечитываю. Обожаю стихотворения школьника из Таштагола Павла Плосконосова, опубликованные в четвёртом номере журнала «Огни Кузбасса» за 2006 год. Одно про мартовского кота:
… Часов в двенадцать, как на старт,
Он вышел на тропу свиданий.
Я понимаю – месяц март,
Но можно ж проще, без рыданий…
 
В другом стихотворении Павла «За старенькой завалинкой…» музыкальный дуэт из двух сверчков «оживил» столетнего деда:
И вот идёт к завалинке
Живой и бравый дед,
И балалайкой старенькой
Подхвачен был концерт.
 
Дорогой журнал, с 70-летием тебя! Продолжай искать молодые таланты и радовать читателей! Долголетия тебе, «Огни Кузбасса»!
 
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.