Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Зоя Естамонова. Чистые силы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

«Мы желаем счастья и творческих успехов человеку, который своим творчеством дарит людям красоту…»
Оставленные в книге отзывов и адресованные художнику слова – всегда желанный контакт со зрителями, которые к сожалению, не слишком часто посещают Музей изобразительных искусств. Выставки наших мастеров живописи, графики, скульптуры проходят в основном в пустующих залах. Где же ты реклама, призывающая на встречу  с талантами? Увы, реклама художнику не по карману. Между тем, мы даже не представляем себе, как много теряем, когда проходим мимо дверей картинной галереи, где нас ожидает праздник искусства.
«Остались в восторге от созвучия красок, созданных в унисон с природой…»
Я хожу по залам персональной выставки Юрия Белокриницкого. Да, это так: богатство цвета ошеломляет, делает волшебным месяц над крышей многоэтажки, превращает в драгоценность плоды летнего сада, заставляет по-новому смотреть даже на старенькую кухонную посуду.
…Грустная семейка домиков городской окраины. «Подглядывающий домик».  Задумчивость, затишье предзимья в картине «Студеная вода». Художница-осень. Мощные кристаллы гор в «Берегах Катуни». Гармония лета у таежной реки в картине «Божественная уха». Незримое присутствие живописца в мистическом измерении пространства, где в ночь на Ивана Купала расцветает сказочный цветок. Вдруг расцветший на домашнем подоконнике кактус – это тоже чудо… Натюрморты с цветами. Декоративные узоры геометрических фигур, проглянувшие сквозь земной облик растений. Цветы, цветы и опять цветы… Художник не жалеет им места на больших полотнах.
Цветы? Но из букетов смотрит на меня спрятанная в хрупком облике растений какая-то тайна. И уходя из зала, я снова возвращаюсь к цветочным натюрмортам.
Почему букеты нежных цветов он уподобляет слиткам?
Почему я вижу подобие слитков в облике деревьев и домов? О чем говорят эти названия: «Букет осени»? «Букет Павлин»? Может быть о том, что и природа – единый организм и созданные руками человека дома – некое единое семейство? Ведь созвучие красок и обращение к мотивам природы обычны для любого живописца. Но и в колорите и в пластике формы Юрий Белокриницкий постоянно настойчиво ищет скрытое единство, синтез многочисленных ликов окружающего мира.
Наверное каждый из нас задумывался над тем, что и как роднит цветок и снежинку, камень и волну, птичью песню и голос грозы, дерево, человека и землю. Безусловно родственность в окружающем нас мире – назовем это так – качество, скрытое в божественных глубинах, и художник интуитивно прозревает эти идеи созданий Творца.
Ключ всеединства, «великий синтез», «метаязык» веками исследуют ученые и философы. И приходят к выводу, что на фундаментальном уровне материя и сознание едины.
Вслед за рационалистами-учеными идут  интуитивисты-художники.
Художники-модернисты, представители разных течений авангарда еще в начале прошлого века отказались от зеркальных изображений и в таких же как ученые, дерзких попытках проникнуть туда, где таятся изначальные «чертежи» мира, ушли в своем творчестве в своеобразное зазеркалье. Это то, о чем так убедительно писал испанский философ и публицист Хосе Ортега – и – Гасет; «Художник повернул свой зрачок внутрь, в сторону субъективного ландшафта. От трепета жизни к геометризму форм…»
Художники-модернисты живут в согласии с технократическими вызовами времени. Но в стремлении к Большому Стилю, к тому, что сами они называют «Высшим пилотажем»,  мастера искусства и в XIX веке и в наше время идут порой прямо противоположными путями.
Сегодня кого-то из них весьма устраивает потребительский запрос так называемого гламура, когда «все в шоколаде». Другие ищут свой стиль в гримасах постмодернизма и в шокирующих зрителя откровениях не стесняются ни цинизма, ни прямой похабщины.
Может ли быть Юрий Белокриницкий в стороне от художественного процесса своего времени? Вряд ли. Но о себе он вдруг сказал: «По характеру я немного ретроград». Слово «ретроград» происходит от латинского «retrogradus», что означает  «идущий назад». Свое признание Юрий подтверждает еще раз, ведь его идеал, его кумир – не из числа великих модернистов. Это испанский гений XIX века Франсиско Хосе де Гойя.
—  Что же тебе нравится в его искусстве?
— Эмоционально! Скупость средств, выразительность… Даже когда вижу репродукции с его работ – волосы дыбом: высший класс живописи!
Можно догадаться, что художник для которого планка мастерства столь высока, строг и взыскателен к самому себе: «…Встаю в 4 утра…» «…Начинаю писать когда невмоготу…» «…Иногда падаю в мастерской от изнеможения…»
Выбирая труднейший для живописца  путь – композицию на большом холсте, когда любой натюрморт – это уже картина, он вынашивает замысел долго или решение приходит быстро, но работать начинает, когда внутренне готов и может ответить на заданный самому себе вопрос: «Созрел или не созрел?», когда он может себя остановить: «Так вот в чем мои проколы…»
Что же в нем от Бога? Что от профессиональных навыков? Что от воспитания?
Его истоки напрямую связаны со славянским, белорусско–польско–русским началом.
Украинское село Белая Криница, от названия которого пошла фамилия предков, и новосибирская деревня Журавлиха, где он родился, где прошло детство – таковы внешние биографические данные.
У Марии Семеновны Белокриницкой было пятеро сыновей, но только один из них стал художником. Рисовал, как многие, в детстве, когда оставалось время от семейного труда на 53-х сотках земли. Свой живописный дар вынашивал упорно, терпеливо, не оставляя мечты об учебе. Из деревни ездил автобусом в районную изостудию. Зимой, когда дорогу переметало снегом, ходил пешком. Окончил техникум лесного хозяйства, но после армии поступил в Кемеровское художественное училище, там же преподавал. Затем – Дальневосточный институт искусств. Пятнадцать лет учебы – этим не всякий может похвалиться.
С деревней расстался вряд ли: деревня осталась в душе.
– Один раз зимой поехал к брату. Иду с автобуса – пахнет деревней! какая-то соломка на дороге… И так защемило…
Испокон веков русская деревня – колыбель народа. Наши деревни и малые провинциальные города пестовали таланты – Есенина, Бунина, Толстого, Шишкина, Левитана, Сурикова…
Когда палитра Юрия Белокриницкого сияет солнышком оптимизма, когда он уверяет, что не может, как другие его сверстники, уехать в Москву, где «легче засветиться», когда он говорит, что должен «поставить детей на крыло», я узнаю в нем именно то, о чем сказал и он сам: «От тех корней…»
Очень не просто вызвать на откровение любого художника, Юрия – тем более сложно, ведь по знаку зодиака он – импульсивное и задумчивое в то же время лунное создание: Рак. Свою ранимость, свое теплое душевное начало он старательно скрывает от чужого, холодного любопытства под своим «рачьим панцирем».  А что говорит нам его гороскоп? Рожденные в этом знаке – добрые, страстные, чувствительные, обладающие развитыми художественными способностями.
Наверное «ретроградство» Юрия связано еще и с другим качеством, отличающим его от меркантильных людей. «Ровесники лучше ориентируются как выжить, заработать, ну и что?»
Еще одно удивительное признание: «Может быть холсты – то, чего недостает, то, что душа требует, а ее, душу, не обманешь…»
То, чего требует, Юрий, твоя душа, видят в картинах зрители: жизнелюбие, духовный взлет, который помогает выжить, подняться над суровыми социальными катаклизмами. И еще – надежда. Надежда!
Одна из последних работ Юрия Белокриницкого – «Пейзаж с храмом».
Где пейзаж? Где храм? – спросит дотошливый зритель.
Холст накрывает мягкое, радужное движение света. Едва проглядывают в нем – почти намек! – золотистые купола.
Движение света, окутывающего храм и – свечение небес.
Думаю, в этом странном на первый взгляд пейзаже живописец пытался передать то же, что и в других работах – портрет своих чувств. Но опять мы видим нечто единое: единение душ, рождаемую в храме соборность.
Чтобы передать ощущение от молитвы, надо быть Пушкиным, переложившим на слова молитву Святого Ефрема Сирина  или Лермонтовым, когда он «в минуту жизни трудную» открывает для себя очистительную силу молитвенных слов и тогда –
«С души, как бремя, скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»
Изображение церковной службы на холсте сложнее словесного. И все же бережным прикосновением кисти, стихией радужного света живописец внушает нам ощущение главных, нематериальных ценностей православного храма.
Это объединяющие прихожан любовь и добро, память о предках, благодать. Благо – дать…
Расстался ты, Юрий, со своей Журавлихой, но незримые генетические токи продолжают пульсировать в твоей душе, когда ты с горечью говорил: «…Уничтожают корни, деревню, а из деревни – силы, чистые силы. В деревне все – родня…»
Твоя светоносная живопись возвращает нам детское изумление гармонией природы, очищает уставшее зрение, приносит радость красоты, душевное здоровье, веру в богатство духовных ценностей. И надежду.
Вот ради чего ты встаешь по-деревенски в 4 часа утра, несешь в себе и отдаешь палитре те чистые силы, которые никогда и никто не в силах одолеть.
«Юрий Александрович смотреть на Ваши работы без замирания сердца невозможно. Я не сомневаюсь, что это дар от Бога…»



 З. Естамонова
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.