Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Держава любокнижия

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Царство книжное

Когда-то мне уже приходилось писать о мистической природе и мистическом влиянии книг на человеческое общество и отдельного читателя. Между прочим, ученые уже начали изучать этот таинственный феномен. Став доступными, книги сохранили ощущение тайны.

Представить нельзя, можно только ощутить мистическую силу прорвы книг, выставленных на ярмарке. Вот они-то и являются главными действующими лицами в этом месте. По такому громадному количеству томов, брошюр, альбомов, мини и максиизданий вряд ли можно успеть скользнуть взглядом всего за три дня, которые выкроились для этого форума, но главное ухватить, при желании, можно. Желание было. Добавим, можно загодя из Интернета скачать ярмарочную программу, попутешествовав по ней медленно, с чувством и расстановкой, застолбив «якоря» обязательных посещений, определить свое поведение и наметить путь странствий сквозь время, соблазны и книги, оставляя в обязательном порядке зазоры для всевозможных экспромтов: книжные сюрпризы, знаю по опыту, таятся в самых неожиданных местах.

Вот лишь несколько примеров духовных богатств, явленных ярмаркой. Рядом с мемориальной солженицынской экспозицией располагаются книжки издательства «Русский путь», берущие качеством – каждый томик, как драгоценность. Здесь узрел «Тайны книжных переплетов: Из записок книжника» Бориса Тебиева – моя давнишняя тема-болезнь и «Дневники» протопресвитера Шмемана, о котором в превосходной степени написала в своей книге о Солженицыне уже упоминавшаяся Людмила Сараскина. Дневники одного из самых известных богословов и деятелей русской зарубежной православной церкви были встречены с громадным интересом зарубежной Россией. В Отечестве знающие люди тоже сделали приличное паблисити знаменитому церковному деятелю русской эмиграции: «Дневники» за короткое время вышли уже вторым изданием. Александр Шмеман первым, из хорошо знавших Солженицына, глубоко, серьезно и проникновенно отметил как позитивные стороны личности писателя, так и присущие каждому человеку нюансы: нарисовал объемный портрет русского гения.

Чуть дальше выставлены книги питерского издательства «Вита Нова» – не устаю восхищаться его издательской политике и качеству продукции, застолбившей сегмент рынка, ориентированного, в основном, на средний класс: цены здесь начинаются от тысячи рублей, верхняя планка которых – это уже библиофильский штучный эксклюзив в десятки тысяч рублей для богатых людей. Считаю жемчужинами книгоиздательства питерских мастеров серии, в которые включаются самые прославленные классические произведения, такие, как «Евгений Онегин», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Робинзон Крузо», «Три мушкетера» и, конечно, два великолепно иллюстрированных - не знаю, какое из них шикарнее – издания «Мастера и Маргариты».

В этот раз так получилось, что сразу два издательства «Вита Нова» и «Молодая гвардия» выпустили накануне ярмарки биографию (каждое – своё жизнеописание) умершего от голода в осажденном Ленинграде, в момент смерти находящегося под арестом поэта-обэриута Даниила Хармса. Убежден, интересующимся необходимо приобретать обе биографии – работы разных авторов с индивидуальным подходом. И, конечно, питерцы сделали из книжки конфетку: полукожаный переплет, колоссальное количество фотографий и иллюстраций – настоящий кладезь сведений об известном поэте-парадоксалисте.

В торце длинного ряда встречаюсь с ещё одним отличным питерским издательством «Лимбус Пресс» и его интеллектуальными книжками. На мой взгляд, настоящим издательским подвигом здесь является серия «Инстанция вкуса» – все книги в мягких обложках: в них эссе, статьи, размышления и исследования современных писателей, критиков, специалистов о литературе, искусстве, жизни. Это, конечно, литература не для массового читателя. Неожиданно вижу здесь книжечку одного из новых, но уже широко заявившего о себе  брутального Захара Прилепина: сборник называется «Я пришел из России». Знаю, что у Прилепина на ярмарку подгадала разрекламированная заранее его четвертая книга (некоторые определяют её как «пацанская проза») рассказов с «алкогольным» названием: «Ботинки, полные горячей водкой». Писатель был заявлен в программе как «презентатор» своей книги, кто бы его отыскал в ярмарочном многолюдье, я пытался это сделать, но безрезультатно. Перед моим взором пятая книга, успевшего за короткое время олауреатиться несколькими престижными литературными премиями сочинителя. Вот так и бывает: для кого-то раздольна и широка дорога русской литературы, а для кого-то тоньше волоса.

Не в первый раз отыскиваю одно из любимых мною издательств «Искусство – XXI век», вижу знакомые лица издателей, их продукция – это, прежде всего, серия альбомов «Художники русской эмиграции». Эти, насыщенные неизвестным иллюстративным материалом фолианты, недешевы. Но каждый раз приобретаю по тяжеленному альбому: в этот раз добычей становится «Николай Калмаков». А совсем скоро впервые в России выйдет «Хаим Сутин» - «безумный русский гений» из Парижа, как о нем писали уже при жизни, и о котором я впервые прочел в самом начале 70-х в знаменитых мемуарах Ильи Эренбурга.

О том, что поразило, рассказать за один присест нет никакой возможности. Вот, к примеру, собрались на моем рабочем столе несколько издательских каталогов, их тех, которые понравились, либо нужны для работы. Среди этой специфической рекламной продукции присутствуют просто чудеса полиграфии: быстро научились наши издатели у международных грандов издательского бизнеса за короткое рыночное время. Отдельно можно говорить о великолепии детских изданий, да мало ли книжных тем предоставляет этот грандиозный книжный форум.

Есть ли недовольные? А куда же им деться. Один из московских писателей-корифеев, принадлежащих к стану брюзжателей (все-таки москвичей перекормили предложениями), в самом начале ярмарки озаботился поиском на ней книги, которая бы потрясала, заставляла спорить и драться. Не нашел он «самую-самую» и фельетонно обругал скопом всех пишущих. Если быть точным, то книги, как, например, «Плаха» Чингиза Айтматова, штормом прошедшая по литературному процессу сразу после её выхода, такой книги эта ярмарка не предлагала. Но общий литературный уровень был вполне приличным. Хотя, если честно, я и сам люблю поругать современных писателей за низкую духовную продуктивность. Чтобы не застаивались.

«Сказочным» же было то, что почти всё, за исключением некоторых работ для элитного потребителя (далеко не всегда этот пресыщенный потребитель-сноб является читателем), было доступным при наличии не таких уж и критических для домашнего бюджета денежных сумм. Никак не могу привыкнуть, что всё можно приобрести, иногда наплывает картинка ярмарок советского времени (приходилось неоднократно бывать и уходить, облизываясь), когда видит око, да зуб неймет – почти ничего невозможно было купить на книжных форумах тех дефицитных лет.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.