Журнал Огни Кузбасса
 

Аркадий Елфимов. Познать секрет вечной молодости (180 лет первой публикации «Конька-горбунка» П. Ершова)

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
За горами, за лесами, за широкими морями, не на небе – на земле. Точнее – в России, в журнале «Библиотека для чтения», был напечатан отрывок из сказки «Конёк-Горбунок». А затем она была опубликована уже полностью.180 лет назад…
Только в ХХ веке сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» издавалась более 200 раз. Она вошла в золотой фонд русской детской литературы, хотя писалась и на протяжении всего XIX века мыслилась как произведение для взрослых.
В чём секрет вечной молодости «Конька-Горбунка»? Да, в соединении сибирского фольклора и литературного гения автора, но – главное – в соединении земного и божественного: события, происходящие на Земле, одновременно происходят на Небе. Это древняя традиция, так и Библия написана и все великие книги, например, «Илиада».
Но «Илиада» не стала народным эпосом, её не цитируют современные греки так, как мы цитируем «Конька-Горбунка».
…Шел 1834 год. Преподаватель кафедры русской словесности Санкт-Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, как обычно, пришёл в аудиторию, но вместо лекции неожиданно начал читать неизвестную сказку:

У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак...

Когда он закончил, восхищенная аудитория потребовала назвать автора. Тогда-то Плетнев объявил, что читал он на самом деле курсовую работу по народному творчеству, которую написал их коллега – студент. И указал на счастливого и смущенного 18-летнего юношу – Петра Ершова….
Легкость и простота сказа Ершова родственны поэтике народного эпоса, который, безусловно, во многом питал и духовный мир его сочинений. Именно органичную слиянность таланта молодого сибиряка с миром народной сказки, видимо, почувствовал А.С. Пушкин в «Коньке-Горбунке», после чего и произнес свои знаменитые слова о признании дара юного поэта («Теперь этот род сочинений мне можно и оставить», – заявил Александр Сергеевич). Великий поэт полагал, что отныне сочинение произведений в сказочном роде – дело его молодого последователя…
Каким недюжинным талантом нужно было обладать, чтобы сказка ещё совсем безвестного автора вызвала восторг просвещённых и авторитетнейших умов русской культуры, да ещё в то время, когда литературно обработанная народная сказка и сказка по фольклорным мотивам, романтическая история на основе устных преданий были в моде, являлись веянием времени, когда к подобным жанрам обращались А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, В.И. Даль (Казак Луганский), А.Ф. Вельтман, О.М. Сомов... Ведь в самом начале 1830-х годов уже появились и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя...
П.П.Ершов обладал внутренним, духовным зрением и мог воспарить сознанием над суетой, подняться по ступеням света до «небесной обители», «райской обители» и сердечно пообщаться с ангелами и херувимами… А потому и  русская народная сказка (так высоко титуловано его произведение самим народом) – «Конёк-Гобунок», – далась Ершову легко, писалась «на одном дыхании».
Недаром Ершов скажет об успехе своей сказки: «Мне удалось попасть в народную жилу. Зазвенела родная, и русское сердце отозвалось».
Не сомневаюсь, что русское, да и любое другое сердце каждого из нас не отмолчится и 1 июня сего года, когда в ТК «Ермак» Общественный благотворительный фонд будет проводить чтецкий марафон: школьники и студенты, рабочие и домохозяйки, преподаватели и музейные работники, чиновники и предприниматели, в общем, все те, для кого дорога память о нашем великом земляке и его великом творении, станут читать «Конька-Горбунка». Кто пару строк, кто пару строф, а кто и полностью – двадцать четыре часа…
Сегодня много говорится о поисках того, что может объединить всех нас. «Выплывают расписные челны» глобальных проектов и программ, делаются заявления с высоких трибун, но дальше деклараций дело, как правило, не идёт.
Недавно известный публицист и писатель Александр Проханов, находясь в Тобольске на юбилее нашего Фонда, отметил, что «не удаётся консолидировать граждан на большом спектре вопросов. И эти разрывы, разломы приводят к огромным утечкам социальной энергии. Смута отвлекает народ от решения кардинальных проблем. Это не может длиться вечно…»
Не может. Но для этого необходимо и каждодневное взросление души, невозможное без сохранения святынь исторической памяти, святынь единокровного родства между прошлым и настоящим, без чего о будущем говорить не приходится. Собственно, без того, чем занимается на протяжении своей двадцатилетней истории Фонд «Возрождение Тобольска».
Великие, данные Богом ценности: Любовь и Самопожертвование. В этой жертвенной любви и заключается преемственность нашей истории. Господь сказал: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13).
Так вот, история русского сибирского Ивана из «Конька-Горбунка» – это история взросления души. Душа человека раскрывает свою божественную искру, растет и возвышается не внезапным и чудесным образом, а благодаря нелегкому и упорному труду. Такой труд называется подвигом. Мораль же всей сказки (она же – народная мораль): жить честно, не жадничать, не красть, быть верным своему долгу и слову.
И 1 июня, читая бессмертные строки Ершова, мы будем об этом помнить, нас будет объединять эта мораль. И это движение к Свету уже не прервётся никогда.
Уместно здесь привести слова университетского друга Ершова, писателя А.К. Ярославцова: «Некоторые говорят – в сказке этой нет никакой идеи; но может ли это быть по самому складу человеческого и русского ума, в этом случае в особенности? Сказка эта служит не для забавы только праздного воображения; в основе ее лежит идея нравственная, данная ей первыми слагателями ее, простыми детьми природы. Смысл сказки является таким: необузданные желания губят человека даже и на высочайшей ступени земного величия».
В этой мысли заключена глубокая истина, поэтически выраженная Ершовым с гениальной легкостью и свободой. И она особенно важна сейчас, когда известные силы так настойчиво пытаются оглушить и вывалять в испражнениях бездуховности новое поколение, чтобы ему и в голову не пришло, что можно жить иначе, как в канализационной трубе. Когда русский человек, в какую сторону не поглядит, до чего не дотронется – всюду натыкается, если не на саму ложь, так сказать, в чистом виде, то на испачканные враньем ещё недавно чистые, а то и святые для народа сущности.
Самое страшное, что мы начинаем привыкать к чудовищному поведению человека – к насилию, воровству, обманам и... всего не перечислишь! «Чудище обло, стозевно, огромно и лайяй». Бесконечный тупик, из которого надо выбираться, обернувшись на себя, чтобы найти светлое Солнце Родины.
У нас всевозможных ратников, мирских и духовных, только и думающих о благе народном, во все времена хватает. Не хватает – людей дела. Духоподъемного и душеспасительного.
Культ знания, книги, культ труда – должны быть единственно возможной основой общества. Даже идейно близкие к диссидентам братья Стругацкие сформулировали в 1964-м, на заре брежневской эпохи, свой идеал: «Чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!» Об этом же говорил и Александр Проханов в конце февраля года нынешнего. Эти же культы – сердцевина деятельности Фонда «Возрождение Тобольска».
Для людей минувших эпох такие чувства как вера, любовь к Богу, любовь к отечеству, любовь к близким людям являлись предметом искреннего публичного выражения. Причем, как правило, коллективного.
К примеру – православная литургия полна выражений эмоций, причем эмоций коллективных: «Радостию друг друга обымем!» – говорится в пасхальном каноне.
«Обымем» же друг друга «радостию» чтения бессмертного «Конька-Горбунка» в память о его великом создателе!
Любовь к своей Родине, к своему Отечеству, к великому историческому и литературному наследию есть общественное чувство, которое имеет самое прямое касательство до других людей и публичное выражение которого в высшей степени желательно.
Одно из последних стихотворений Ершова, оно называется «Одиночество», написано, в 1860-е годы и выглядит как завещание. Вот его заключительная строфа:

Затишье душу мне тревожит,
Пою, чтоб слышать звук живой,
А под него ещё, быть может,
Проснётся кто-нибудь другой.

1 июня 2014 года мы услышим этот «звук живой». И – уверен в том, многие из тех, кто поражен сегодня болезнью разобщенности и суеты, проснутся. Итак, начинаем:

За горами, за лесами,       
За широкими морями,       
Не на небе – на земле       
Жил старик в одном селе…



г. Тобольск
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.