Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Нина Орлова. Чиста любовь. (О поэзии Владимира Ерёменко)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Недавно я хотела купить в подарок друзьям книгу о Кузбассе. В большом трёхэтажном книжном магазине на проспекте Ленина города Кемерова спросила у продавца, где находится раздел Краеведения и произведения поэтов Кузбасса.
- А мы представляем Новосибирское торговое предприятие, у нас ничего такого нет.
Признаюсь, мне стало нестерпимо обидно, так как в нашем регионе выходят замечательные книги, пишут по-настоящему талантливые люди, и мне бы хотелось, чтобы о них знали, их книги читали, радовались.
Недавно, например, "Печатный двор Кузбасса" порадовал читателей новой книгой стихов поэта Владимира Ерёменко.*
                   Не претендую на роль критика, но как читательнице и почитательнице поэтического творчества наших земляков, хотелось бы выразить своё отношение к этому, как мне кажется, немаловажному событию в литературной жизни нашего края.
Автор разделяет книгу на смысловые главы: «Рождение», «Путь» и «Тебе, Любовь, ликующая песнь».  Первые две части  включают в себя новые лирические произведения поэта, а третья, о которой ниже пойдёт особый разговор,  это венок сонетов.
                   Лирика поэта – это размышление о Жизни и смерти, о предназначении человека,- словом, всё, что принято называть вечными вопросами человеческого бытия. Горячо сострадая человеку, с трогательной нежностью воспевает поэт своего современника. Все стихи его пронизаны глубоким покаянием, любовью к Богу и человеку:     
                           
                              Одни только Ангелы видят,
                              Как самый уродливый свят...

*Владимир Ерёменко. Свет Невечерний: стихи. Кемерово: ООО «Печатный двор Кузбасса», 2014. – 142 с. – 1000экз.
                              А самые близкие спят
                              И даже во сне ненавидят...
                                                   ( "Красота", стр.27)

                               Две, как лодочки, ладони
                               В мир бушующий плывут.
                               Их обида не затронет,
                               Коли и не подадут.

                               Даже если обругают  –
                               Улыбнётся в тот же миг.
                               Проступает, проступает
                               Сквозь улыбку Божий Лик.
                                                   ("Божий Лик", стр.28)

                   Поразительна, воистину бескорыстна и потому чиста любовь к человеку поруганному, обесчещенному грехом, когда казалось бы и жалеть – то его, гнусного, не за что, к человеку, которому ничего не стоит, напившись, "дней десять в пекле прогостить и, выдравшись оттуда, дня три ещё себя казнить за то, что ты – Иуда." (стр.101).              
Но вот из этой пьяной рожи проступает вдруг "Божий Лик" и невероятное, сверхангельское  терпение ( стихотворение "Стража").  И сердце сжимается от сострадания и...восхищения человеком, в котором- в каждом! – образ Божий иногда прикровенно проявляется, как сквозь тусклое стекло...
                   А вот о предназначении поэта:
                                 Поэт в себе содержит Свет,
                                 Мирского света непричастен,
                                 И потому всегда несчастен,
                                 Но счастлив тем, что он  –  Поэт.
(стр.21)                                                           
                                  Поэт в порыве вдохновенья
                                  Мгновенный знает перелёт  –
                                  Он Бога сердцем познаёт
                                  Через своё стихотворенье.
                                                                              (стр.14)

                 "Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога" – эти слова Ф.М.Достоевского, являющиеся эпиграфом к стихотворению, невольно напоминают высказывание  Александра Блока о том, что поэт в своём творчестве стремится познать и выразить Бога. Бога, Который внимательному взору являет Себя во всех Своих творениях, стремится выразить и автор этих строк:

                                       Малым, старым, немощным –
                                       Лавочки вдоль стен,
                                       Мы же на коленочках
                                       Избываем тлен.

                                       Все грехи повынули...
                                       Слёзоньки из глаз,
                                       Каждого по имени
                                       Окликаешь нас.

                                       Крест вратами Царскими
                                       Вносит иерей,
                                       Знаем: за мытарствами –
                                       Свет, Любовь, Елей.
                                                          ("Крестовождвижение", стр.23)

                    Бог-Любовь, по слову апостола Иоанна Богослова, наделяет Своим Светом всех, поклоняющихся Ему в духе и истине. Его Светом и надеждой на несказанную милость Его наполнены даже самые печальные строки стихов, даже те, где изболевшаяся душа поэта покаянно обнажает перед читателем "вся тайная" и молит Бога о помощи и прощении, даже там, где общая горестная судьба обезбоженного народа и его страдания, сливаются с болью самого поэта за свой народ, за униженную и поруганную Отчизну:
         
                                        Опять лютуют гибнущие силы,
                                        Предвидя неминуемый конец,
                                        И топчут у разверзнутой могилы
                                        Святой Руси поруганный венец.
      
                                         Опять одни среди врагов остались.
                                         Куда же мы, заблудшие, бредём?!.
                                         От Бога всей Россией отказались,
                                         Без Бога всей Россией пропадём.                                    
                                                                      (стр.72)

                   Особо хочется сказать о третьей части книги, в которой поэт воспевает своего Творца, посвящая Ему венок сонетов.
                   Венок – это особая форма поэзии, которая берёт своё начало от одного из жанров церковной гимнографии  –  канона.                                           
                                         Венок сонетов  –  давняя мечта
                                         Изведать власть железного канона.
                                         Теряя форму, гибнет красота,
                                         А форма четко требует закона.

                                        Невыносима больше маята
                                        Аморфности, неряшливости тона,
                                        До скрежета зубовного, до стона.
                                        Уж если так, – пусть лучше немота...                                       
                    Эти строки из талантливого венка сонетов Владимира Солоухина,  которым мы зачитывались в студенческие годы, невольно приходят на память при чтении нового прекрасного венка кузбасского поэта.
                    "Власть железного канона", так обременительная для  любителей либерально- аморфных форм, всё сильнее притягивает тех, кто стремится подняться к высотам духовного смысла поэзии, туда, где поэзия неизбежно приближается к молитве.
                     Поэзия соединила в себе два жанра искусства: литературу и музыку и является, по сути, музыкой речи. Ведь, поэзия фактически первый на земле жанр  искусства, потому что первой человеческой речью была молитва. Только после падения прародителей и изгнания их из Рая возникает бытовая речь-проза, а создателем отдельной от молитвы музыки ( музыкальных инструментов) стал потомок Каина Иувал...
                     Канон может пугать только того, кто плохо владеет формой, не понимает её предназначения творить совершенство жизнеутверждающих образов, полагая, что форма ограничивает творческую свободу. Не ту ли свободу злотворчества, которая пренебрегая законами и разрушая формы, погружает мир в хаос, и о которой написал иеромонах Роман ( Матюшин) : " Преступная свобода падать, да не отыщешься во мне!"?
                     Приветствую свободу восхождения к совершенству – подлинную свободу творчества – и радуюсь тому, что знакома с замечательным поэтом и хорошим  человеком Владимиром Спиридоновичем Ерёменко, который сегодня полагает свой благоухающий венок к подножию Престола Пресвятой Троицы, Законополагателя и Творца всех канонов и всех законов, лежащих в основе совершенства мира.
                      Неслучайно автор назвал этот венок сонетов посвящением: "Тебе, Любовь, ликующая песнь":
         
                                           ...Что без Любви нам хлеб насущный днесь
                                            И Вечность, как бы ни была желанна?
                                            Что без высот глубины океана
                                            И без Небес весь мир, лежащий здесь?!.

                                            Мы, в эту жизнь входящие едва,
                                            Внимаем сердцем Светлые Слова
                                            И ищем их Источник Вдохновенья.

                                            Мятемся, страждем, жаждем вновь и вновь.
                                            Скажите мне, что больше,  чем Любовь,
                                            Кто Вечного достоин восхваленья?!.

                                Надеюсь, что эти прекрасные строки сонетов будут заучивать и запоминать на всю жизнь, как и мы ранее,  нынешние студенты и все любители высокой поэзии.

                                                                                             Нина Орлова

                                           
                               
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.