Журнал Огни Кузбасса
 

Елена Елистратова. Из прошлого в настоящее (о 48 номере альманаха «Гостинный двор», г. Оренбург)

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Для меня знакомство с этим изданием началось с раздела «В зеркале истории», где внимание привлекла статья Владимира Семёнова и Веры Семёновой «В. А. Перовский. К 220-летию со дня рождения», увлекательно повествующая о начальнике Оренбургского края, его военном губернаторе Василии Алексеевиче Перовском (1795 – 1857), годы правления которого историки называют «временем Перовского», «золотым веком Оренбургского края». В тот период позитивные изменения произошли во всём и коснулись всех жителей. Василий Алексеевич был незаурядным, великолепно образованным человеком, одарённым художественно и литературно, но, вместе с тем, обладающим «твёрдой волей, самостоятельным характером, ясным пониманием цели и путей её достижения , что, вероятно, и позволило ему стать не просто хорошим администратором, а выдающимся государственным деятелем», мечтающим «как бы лучше устроить любимый им край, чтобы он был образцовым в России».
В. А. Перовскому посвящены ещё несколько публикаций альманаха. В разделе «Культурный слой» статья Аллы Прокофьевой «В память прогулки нашей в Бёрды…» рассказывает о дружбе Василия Алексеевича с русскими писателями: В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и др.; а также знакомит нас с его знаменитыми в области литературы родственниками: Андреем Погорельским (псевдоним родного брата Василия Алексеевича – Алексея) - автором сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» и других произведений, А. К. Толстым и братьями Жемчужниковыми – племянниками Василия Алексеевича. В разделе «Наша гостиная» печатается продолжение романа писателя из Подмосковья Владислава Бахревского «Перовские». А обложки альманаха украшают интересные фотоколлажи В. Б. Соколова – портрет В. А. Перовского на фоне крепости и интерьер кабинета того времени.
Любопытно, что вступительной статьёй в альманахе, также отсылающей нас в прошлое, является рассуждение Ивана Аксакова на тему «Отчего так нелегко живётся в России?», датированное 1865 годом. И если бы не дата и некоторые стилистические особенности, присущие веку ХIХ, можно было бы утверждать, что текст написан в наше время, так злободневно и актуально он звучит. В доказательство приведу несколько цитат: «Россия преображается, Россия развивается; она в скором времени будет, по внешности, по каталогу заведений и учреждений, более похожа на Западную Европу, чем любая страна <…>. И в самом деле, можно было бы обольщаться успехом реформ, если бы не обличало нас одновременно с ними наше банкротство во всех отношениях: несмотря на все усилия и пособия западной науки и опыта – богатая Русь бедна и беднеет <…>; гордящаяся умом и смышлёностью своего народа, порождает, большею частью, в лице своих высших общественных представителей поразительную неспособность, нравственную дряблость и духовную непроизводительность (как же нам не хватает таких людей, как Василий Алексеевич Перовский! – прим. Е. Е.); полная преданий и задатков самостоятельного политического развития, она жмётся, как в тисках, в формах ей чуждых, прививает и развивает у себя чужие произрастания, запуская свою собственную духовную ниву»; «Половина общества так воспользовалась предоставленною ему от правительства свободою, что живёт за границей и воспитывает там своих детей; наши будущие русские деятели готовятся не только вдали от России, но в атмосфере ей чуждой и враждебной, под воздействием иных просветительских начал, с детства усваивают себе точку зрения, с которой менее всего понятна Россия. Те же, которые воспитываются дома, в России, в общественных заведениях, относятся отрицательно ко всему, что дорого и свято русскому народу: кроме чиновников и нигилистов, ничего не создаёт наше общественное воспитание»; «Открылась возможность слыть и самому воображать себя русским, не будучи русским или будучи им лишь только по имени и по крови; воображать себя патриотом, не расходуясь на это никаким новым трудом мысли и продолжая воспитывать детей своих в Дрездене или Женеве; толковать о государственном единстве и цельности России, посягая на духовную цельность русской народности, на русскую общину и мир и, наконец, признавать себя расквитавшимся со всеми своими обязанностями как русского гражданина, пристроив себя под аристократическое знамя какой-нибудь иноземной политической партии»; «…Прощай, читатель, и да спасёт тебя русская правда от всякой иноземной лжи, которою долго ещё не перестанут наши аристократы и демократы, доктринёры-чиновники и нигилисты и всё это старое общество мутить поверхность нашего могучего, величавого, глубокого народного моря».
С окрепшим чувством любви к родине, желанием всячески способствовать возрождению духовности и нравственности нашей страны, я перевернула страницу и попала в год 2015 – Год литературы в Российской Федерации. В ознаменование этого события в Оренбурге прошёл Второй региональный культурный форум, среди участников которого были представители власти, видные деятели искусства и науки, поэты и писатели из Москвы, Красноярска, Перми, Уфы, Симферополя, а также учителя, библиотекари, музейные работники из районов области. Репортаж Александра Москвина с этого мероприятия, проиллюстрированный вклейками с цветными фотографиями, опубликован в разделе «Время действовать». Лично я по-хорошему позавидовала и порадовалась за писателей и читателей Оренбургской области в связи со следующими итогами форума: запуском книжной серии «Поэты Оренбуржья» в столичном издательстве «У Никитских ворот» и решением областных властей финансировать детский журнал «Гостиный дворик».
Основную же часть небольшого по формату, но объёмного (368 страниц) альманаха составляют стихи и художественная проза.
В разделе «Наша гостиная» опубликованы маститые российские и зарубежные литераторы: поэты Марина Саввиных (г. Красноярск), Нина Ягодинцева (г. Челябинск), Светлана Сырнева (г. Киров), Виктор Кирюшин (г. Москва); прозаики Сергей Трахимёнок (г. Минск), Владислав Бахревский (Подмосковье) и Вячеслав Лютый (г. Воронеж) с критической статьёй, посвящённой творчеству Виктора Кирюшина.
Раздел «Проза и поэзия» представляет заслуженных оренбургских авторов: Виталия Молчанова, Александра Филатова, Тамару Шабаренину, Владимира Петрова, Александра Трубенка (стихи); Павла Рыкова, Антонину Мелешко (рассказы).
Под крылом раздела «Свиток» собралась талантливая пишущая братия - члены одноимённого сообщества молодых писателей при областном Доме литераторов: Анастасия Кольцова, Наталья Борисова, Ирина Гаврилова, Александр Москвин, Полина Пороль.
Раздел «Оренбургская диаспора» объединил авторов, рожденных в Оренбургской области, но живущих за её пределами: молодую одарённую поэтессу Анастасию Устинову, студентку Самарского государственного института культуры, и ныне проживающего в Таджикистане доктора исторических наук Виктора Дубовицкого с рассказом «Семь уровней правды», посвященным легендарному венгерскому востоковеду Арминию Вамбери, проникшему в 1862-1863 годах в Среднюю Азию под видом дервиша.
Отмечает «Гостиный двор» и «Юбилеи» своих земляков. Здесь опубликован рассказ «Ушлые» Петра Краснова – признанного в России и за рубежом писателя, чьи книги переведены на несколько европейских языков, лауреата многих литературных премий, награждённого дипломом ЮНЕСКО за выдающийся вклад в мировую культуру. А следом за рассказом – фотографии из архива юбиляра и статья Алексея Татаринова о романе П. Краснова «Заполье».
Филолог и постоянный автор альманаха Татьяна Дегтярёва в статье «У него всё по-честному…» рассказывает о творчестве ещё одного юбиляра – известного оренбургского прозаика Александра Филиппова, пишущего на остросоциальные темы. А его новую книгу «День козла», вышедшую в издательско-полиграфическом комплексе «Южный Урал» представляет Наталья Кожевникова.
Но, пожалуй, самое большое впечатление произвёл на меня трогательный и добрый очерк об удивительном человеке Никифоре Фёдоровиче Рахманове «В доме окнами на Иртыш» (раздел «Наше наследие»), принадлежащий перу Евгения Курдакова (1940-2002), выпускника Высших литературных курсов при Литинституте им. А. М. Горького, автора десяти книг стихов и прозы, лауреата многочисленных литературных премий. Автор вспоминает, как познакомился в 1989 году с самобытным поэтом из народа, на которого, по его собственным словам, «стих напал» в уже пожилом возрасте. Евгений Курдаков пишет: «…это как раз тот редчайший случай, когда, наконец, можно с абсолютной уверенностью сказать, что вот он, природный талант, мало того, совершенно не затронутый литературными и прочими влияниями, навязанными темами и идеями, кругом общения и всем остальным, - что передо мной образец поэзии, порождённой как бы самим внутренним духом её». Прочитав приведённые в очерке стихи Никифора Рахманова, я тоже увлеклась незаурядностью, простотой и незамутнённой чистотой его поэзии. А узнав о жизни и характере этого человека, прониклась к нему симпатией и уважением. Появилось желание более полно познакомиться с творчеством Никифора Рахманова.
Завершается такое насыщенное и в информационном, и в культурном, и в литературном плане издание публицистическим материалом о том, «как помиловали Спасскую церковь» Владимира Баклыкова, редактора журнала «Православный духовный вестник Саракташского благочиния». В статье «Уповали на милость божью» (раздел «Духовный щит») автор рассказывает о поистине историческом событии, состоявшемся 17 декабря 2014 года в селе Спасском Саракташского района и венчающем весь Год Культуры в Оренбургской области, - торжественном открытии после восстановления храма Христа Спасителя – объекта культурного наследия федерального значения «Спасская церковь». Приводятся архивные сведения о строительстве храма, о его деятельности до 1917 года, о постепенном разрушении и осквернении после октябрьской революции и, наконец, о возрождении и восстановлении этой православной святыни в наши дни. Статья проиллюстрирована вклейками с цветными фотографиями.
Подводя итог, хочу сказать, что знакомство с оренбургским альманахом «Гостиный двор» обогатило меня новыми знаниями в области истории, доставило удовольствие от прочтения стихов и прозы, зарядило позитивной энергией патриотизма и веры. Можно утверждать, что теперь Оренбургский край, с его богатым прошлым и настоящим, с его талантливыми жителями, стал мне хорошим добрым знакомым.
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.