Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Все меняется, а правда остается. О книге В. Попка "Деревенский дневник"

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

ВСЁ МИНЕТСЯ, А ПРАВДА ОСТАНЕТСЯ

Истории, услышанные от селянина Егорыча, автор скромно оценивает как немудрёные. А что? Должно, так оно и есть. Именно немудрёные. То есть простые, незамысловатые, самые обыкновенные, из каких, собственно, и складываются деревенские наши будни.

Иногда чертовски обыкновенные! Ну, вот вам одна. Серёга-рэкетёр пришел к лесничему ночью. И опять с бензином. Дескать, плати. Лесничий на то готовился. Патрон в ствол загнал с крупной дробью, с какой на пролетного гуся ходят. Этой дробью он в упор развалил Серёге грудную клетку и живот. Дал умереть и только тогда вызвал милицию и «скорую помощь».

Вот другая. Бабку Иваниху «по новой» обокрали. Залезли в погреб. Но сначала собаку отравили. Воры - две спившиеся парочки Хакимовы и Шакировы. Забирать их в КПЗ менты не стали, там, говорят, кормить нечем. Привели воров в бабкину избу. Пока протокол составляли, Хакимиха с Шакирихой из сенок бабкину стиральную машину упёрли. «Беда, как татары начинают спиваться, это еще хуже, чем русские», - комментирует ситуацию Егорыч.

Но жизнь состоит не только из «историй». Она прежде всего - из судеб людских складывается. Таких, как у отставника Паши Долганова, бывшего вертолетчика (намотался по Союзу, а нынче истово пытается построить в деревне дом). Как у соседа Кравченко, вынужденного, несмотря на золотые руки механизатора, приворовывать «козлом» электроэнергию. Как у бизнесмена Пецы, «богатого и жадного», которому богатство после бедности решать проблемы не помогает. Как, наконец, у деда Нарымского, чья жизнь-судьбина - «ходячая история России», оценка того же меткого на язык Егорыча.

Я почему-то убежден: если нет в литературе жизненной правды, то нет и художественной убедительности. Здесь же, на страницах «Деревенского дневника», правда полная, убедительная, хоть у нотариуса заверяй. И подана хорошим русским разговорным языком. А он нынче в некотором дефиците.

Писатель Василий Попок завидно слышит жизнь и легко, без видимых усилий, переносит на бумагу. И делает в логике своего взгляда, своих критических замет.

Надо ценить это, хотя правда окружающей жизни местами и горчит. Так ведь еще классиком сказано: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

Есть такое, слегка подзабытое словосочетание «излучина души». Выражением этим отмечалась душа, обладавшая своеобразным и часто неожиданным ходом мысли, оттенком чувств, так, кажется? Вероятный читатель, думаю, отметит, насколько эмоционально (хотя и минимумом языковых средств) передана, к примеру, бессонница одного пожилого человека в сценке «Бессонница». Или какой изящной почтительностью одарена бабкина сторожевая собака: «Псина был здоровый, гладкошерстный, но никакого мороза не боялся. Бабка щели в конуре ему затыкивала старыми тряпками, а он выдирал их и выбрасывал. Брезговал».

Вот вам сразу и характер. Хотя и собачий.

«Оттенки» чьей души в таких вот (и многих других) штрихах и деталях сказались? То ли Егорыча, то ли самого автора «дневника», поди разберись...

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.