Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Наталья Налегач. Поэтический мир Андрея Правды

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
         Андрей Правда – поэт, чье творчество началось в 1980-е годы и развивается до сих пор. К настоящему времени оно свидетельствует о себе сборниками: «Только горсть можжевеловых ягод» (1995), «Забытая латунь» (1995), «Синяя глина небес» (1999), «Стихография» (2005), написанная в соавторстве с Верой Лавриной книга «Вдвоем» (2009) и начатый в том же 2009 году поэтический цикл «Бегущая строка», стихи из которого уже отчасти были опубликованы в журнале «Огни Кузбасса», но работа над ним продолжается и по сей день.
         Не случайно, что в первом же стихотворении, открывающем первый из упомянутых сборников, «Может быть, не стихи?» стихи сравниваются с горстью можжевеловых ягод, горько-смолистых, «как капли тоски», в силу чего сама культура сопоставляется с «милым лесом».
            В стихах Андрея Правдыотказ от жалоб и упрямое стремление сохранить в душе способность переживать радость бытия оказывается, по сути, тем заветом, который предстоит обрести и исполнить поэту:
 
Вот дар пронзительных небес –
Прозрачная твоя цикада,
Пролив отвесную прохладу,
Тревожит клавесинный лес...
 
Вот пыл таинственных светил
Пыль золотую образует...
Но все что с жизнью нас связует – 
Лишь трепет ломких крыл...
 
Пусть брашном мы обнесены,
Нам христарадничать не надо –
В тенетах нищенской весны
Мы просто солнцу просто рады!..
 
         Установка на преодоление всего суетного ради чуда прозрения первозданного замысла о мире и человеке пронизывает собой все творчество А. Правды. Эта позиция влияет и на образность этой лирической системы, в которой вещность, зримость, конкретность реалий свидетельствует не о житейской приземленности, а о способности прочувствовать в этих земных явлениях чудо сотворенного мира, ощутить дыхание Вечности в пространственных формах созерцаемой нами природы.
Устремленность лирического героя к постижению божественного замысла пронизывает собой и поэтический сборник «Забытая латунь», то подспудно раскрываясь в мотиве слияния субъекта переживания с миром, то явственно проступая в поэтическом выражении, как, например, в стихотворениях «Я очнулся и сквозь онемелость…» или «Мне жалко тишины…» В этих стихотворениях мир постепенно раскрывается как храм, наполненный любовью, теплотой человеческих отношений, светом. Возможно, это интуитивное восприятие мира как отражения райской гармонии побуждает поэта в первых поэтических сборниках отдавать предпочтение летним пейзажам, в которых раскрывается благодатное состояние природы, вызывающее в душе лирического героя чувство благодарности Творцу за его творение.
         И в центре этого мира – любовь, в переживании которой земная страсть оборачивается способностью увидеть возлюбленную как воплощение всей красоты этого мира, в чертах которой сквозят образы Афродиты и Евы. Так, в стихотворении «Меж нами плыли облака…» уже не богиня роняет с колен подобное апельсину солнце, но любимая роняет уподобленное яблоку солнце из рук, наделяясь, тем самым, божественными чертами:
 
Твоя рука была светла,
Как день, как ночь, как рек начало...
Ты солнце яблоком роняла
Из пятипалого тепла…
 
            Способность прозреть в своей возлюбленной Вечноженственное романтически одухотворяет страсть, испытываемую лирическим героем, и становится источником счастья, усиливая тему приятия мира и своего места в нем.
Обретенное на земле небо, нераздельность идеала и его воплощения в восприятии поэта нашли отражение в заглавии третьего поэтического сборника «Синяя глина небес». От земных образов взгляд поэта стал подниматься к небу, но при этом небо не противопоставлено земле, что подчеркнуто его метафорическим уподоблением синей глине, невольно отсылающим к мотиву Божественного творения.
         Упрямая воля к творчеству дала возможность высветить новые грани созданного поэтического космоса в диалоге с другим поэтическим я. Так, в 2009 году увидела свет книга «Вдвоем», в которой голоса двух авторов подсвечены, как это подчеркнуто в предисловии и символике заглавия, неразрывностью творчества и любви. Первый раздел книги состоит из стихов Андрея Правды, второй – из сказок Веры Лавриной.
         Ключевые темы сказок – смирение, приятие своего места в мире, любовь и самоотречение, доброта и мудрость – оказываются магистральными и для стихотворений. Показательно, что мотив сказочной красоты мира и способности на нее откликаться тоже скрепляет меж собой оба раздела, оказываясь сквозным. Благодаря композиции книги, этот мотив способствует возникновению эффекта эха, усиливая символичную перекличку двух голосов, созвучным дуэтом воспевающих пронзительную красоту жизни, открывающуюся двум в такт бьющимся сердцам:
 
 
 
***
В этой сказке весенних закатов
Нет дорог, кроме светлых аллей,
Вдоль которых в серебряных латах –
Кавалькады сырых тополей.
 
Но зачем, но зачем они медлят?!
Этих всадников ждут небеса!
Покрываясь окисленной медью,
В облаках пропадают леса!
И, встречая вечерние зори,
Рассветает дроздами капель,
И, пронзительно чист и минорен,
Подступает к гортани апрель!
 
Сохранившаяся в творческой душе человечность трогательным и чутким теплом наполняет душу читателя, входящего во все еще расширяющуюся поэтическую Вселенную Андрея Правды.
 
                                                                                              Наталья Налегач
 
 
        
 


[1] Статья даётся в сокращении
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.