Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Дух поэзии - природа. О творчестве поэта В. Иванова

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Из восьми книг поэта Владимира Иванова, увидевших свет, последняя называется «Все любимо с детских лет». Потребовалась целая творческая жизнь, чтобы, будучи уже умудренным жизненным опытом и многотрудной поэтической работой, поэт заявил о самом главном, о том, что он счел са-мым большим своим достижением и достоянием.

Состояние влюбленности вело его по жизни, давало и дает тот творческий импульс, который опреде-ляет и миросозерцание поэта, и содержание его поэзии. А это уже очень и очень немало. Ведь все, чем движет любовь, по определению не может быть бескрылым, служить целям, далеким от высокого призвания поэзии как та-ковой. Все стихи в книге – это, по сути, сердечное объяснение в любви к природе, родному краю.

Какими бы не были времена, хорошими или плохими, в жизни для по-эта всегда есть вернаянадежная нравственная опора, постоянная и непод-властная времени величина – природа. Она то и является тем, что одухотво-ряет творчество В. Иванова. (Такой подход был продекларирован поэтом в другой подготовленной печати, но пока не изданной, книге «Хлебозоры», однако исчерпывающе он реализован именно в книге «Все любимо с дет-ских лет).

Поэзия – душа искусства.
Душа поэзии – природа.
Лишь к ней неугасимо чувство,
Пронзительнее год от года.

Если чувство влюбленности, как таковое вообще, может зарождаться, развиваться и умирать, то любовь, пробужденная природой, нетленна со временем она только усиливается, делается глубже, осознаннее, ярче. Хотя природа, как и человек, не лишена недостатков, но она тоже стремится к со-вершенству и по воле Творца она может сделать это только через человека. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, - потому, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), - в надежде». Вот эту то великую надежду природы и воплощает всем своим творчеством в поэтическом слове В. Иванов. Он принял ее в свое сердце окончательно и бесповоротно как самое беззащитное и бессловесное Ттво-рение.

Насколько сама природа не терпит и не любит однообразия, настолько и поэзия В. Иванова простирает свои горизонты, вбирая палитру многоцве-тья, разнообразие интонации, звука и смысла окружающего мира. Но мать-природа не просто сопричастна ко всему происходящему с человеком, она принимает непосредственное и деятельное участие в жизни всего сущего – это главная философская ось, вокруг которой вращается вся стихотворная плоть В. Иванова, как поэта.

Листва наперечет
Нацелена на Млечность.
Я слышу, как течет
В прожилках человечность.

И гулкий небосвод
В эпоху ветровую
То жизнь мою качнет,
То былку полевую.

Человек, предназначенный быть венцом и представителем природы, все же находится на равных с ней: «то жизнь мою качнет, то былку полевую». Природа как духовная составляющая бытия всего сущего, как раз и требует осмысления, которому поэт должен посвятить (и посвятил) всю свою твор-ческую жизнь, быть выразителем в слове ее бесконечно разнообразного и прекрасного лика, гармонии, созданной самим Творцом. Самым великим вторым открытием, после открытия Бога, конечно же, явился сам человек, познавший себя через восприятие природы, возвысивший ее в слове и тем самым возвысившийся сам. Духовный рост личности, ее гармоничное раз-витие невозможны без любви к природе, без стремления познать ее и себя в ней.

Завтра в степь… И будет теплым вечер.
Распрямлю в блаженном вздохе плечи
И на шелкотравную межу
Осторожно сердце положу.

И пойму, что я еще не стебель -
Только в землю павшее зерно,
И к созвездьям в этом вечном небе
Мне еще пробиться суждено.

Кто ничего не дал природе, тот ничего от нее и не возьмет. Человек мо-жет возвыситься только вместе с природой. А это уже не просто поэтиче-ский разговор о природе. Речь, о фундаментальном, о жизни духовной, а значит, и о путях к божественному. Природе же нужно одно единственное – любовь, облаченная в особое слово и дело, ведь она так нежна и ранима, что даже сердцем прикасаться к ней надо осторожно. Но и одной даже та-кой любви еще недостаточно, чтобы Дух торжествовал над материей, она пока «только в землю павшее зерно». Природа жаждет своего такого сеяте-ля слова, чтобы произошло Великое таинство зарождения жизни, как начало пробуждения духовного в бездуховном. Она, избравшая человека для сво-его самовыражения в высшей инстанции перед Творцом, как раз и видит в человеке, прежде всего, духовное семя, которое, будучи воспринятым, обя-зательно даст плоды. Ибо сказано: «Замечайте, что слышите: какою мерою меряете, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам слушающим». Любовь так и останется не проросшим семенем, если не заговорит о приро-де своим языком, лучшим из которых и является поэзия. А без нее, в свою очередь, и в самом человеке не прорастут плоды жизнетворящей духовности.

Но поскольку в природе все повторяется и одновременно не бывает да-же двух одинаковых мгновений-состояний, то этот парадокс (природа – из-менчиво-постоянна и однообразно-разнообразна) не может не отражаться и в поэтическом творчестве. Только искренне любящая родной край, сверх чуткая поэтическая душа может уловить все нюансы цвета и оттенков лика природы, переливы ее характера и настроений. В поэзии В. Иванова приро-да всегда прекрасна и благодатна потому, что к ней по определению нельзя относиться двояко – маленько ее любить, а маленько можно и не любить. Либо то, либо другое – это нравственной императив позиции поэта. Однако трудно представить человека, который сказал бы, что не любит, а тем более, ненавидит природу. Казалось бы, она является тем Ообразом Божьим, во-круг которого должно объединиться и сойтись в дружбе все человечество. Увы, на словах, действительно, природа у всех и любима, и прекрасна, а вот в делах, по которым и судимы будем, все обстоит иначе. Можно холить и лелеять лужайку возле своего дома и в тоже время плодить заводы, которые нередко являются больше грязными ранами земли, чем местом созидания и радости. Но вот слово поэта о природе не может, не должно быть фарисей-ским, как это бывает в человеческом сообществе, оно произносится не для сусального воспевания ее красот, а для ее защиты и, одновременно, для са-мозащиты человека как ее высшей части. А природа всегда отвечает живо-творящей божественной силой. Только в ней, в природе, всегда находится благотворный и неиссякаемый источник жизни, и, в конечном счете, торже-ствуют жизнеутверждающие силы.

Опять осеннее ненастье,
Хмуро-затяжные дни
И небеса мрачнее ночи –
Настроению сродни.

Но только первый луч проглянет,
Жадно ловишь связь примет –
Ведь тучам, стелющимся низко,
Не затмить высокий свет.

Поскольку природа проявляет себя человеку в виде конкретных обра-зов, которые при этом все же надо уметь понимать, читать их, пытливый глаз может расшифровать ее язык, а поэт оформить его в своем слове. Язык природы говорит поэту об очень многом и важном, если не обо всем.

Калина краснеет,
Вся в белом снегу.
Сорвать я не смею.
Уйти не могу.

Серебряный ветер,
Слетая с высот,
Ей гибкие ветви
Качает и гнет.

В озябшей сторонке
Одна да одна
Мне плачется тонко
На долю она.

Калина краснеет,
Вся в белом снегу.
Сорвать я не смею,
Уйти не могу…

Через природу человек познает Бога, через красоту творения – Ввели-чие Творца. Но сам поэт вроде бы не претендует на широкие обобщения, просто констатирует (показывает) расклад жизненных сил в природе, их со-стояние. Такая, как бы, отстраненность, отсутствие менторского тона, нази-дательности, надрывных искусственных стенаний по поводу вреда наноси-мого природе, характерно для всего творчества поэта. Человек сам спосо-бен, а потому и должен уметь делать выводы, и, прежде всего в своем серд-це, обязан помнить (вспомнить), откуда он вышел и куда идет, как матери-альная сущность, получившая затем дыхание Бога, способность мыслить и чувствовать. Ведь и природа, когда улыбчиво, а когда и грозно, открывая взгляду человека свой прекрасный облик во всем его многообразии, лишь едва показывает себя. Для нее же самой этот ее облик всего лишь силуэт, предложенный нам для дальнейшей работы над ним: полюбишь и познаешь меня, тогда полюбишь и познаешь себя и, конечно, - полюбишь и познаешь Всевышнего.

Природа в творчестве В. Иванова лишена гордыни, претенциозности, о себе она всегда заявляет скромно и без пафоса, предоставляя человеку сво-боду выбора: жить в гармонии с нею или в хаосе с тленом. Это же опреде-ляет и параметры мироощущения поэта, принципы, создающие эмоцио-нальное поле всей его поэзии, поэтому и стихотворный строй организован по аналогии с самой природой, тем ее уголком, о котором речь. Поэт пред-лагает как бы намек на большую мысль, развить и обобщить которую может каждый по мере, определенной его внутренней культурой. Устройство зем-ной природы – это как бы микромодель Вселенной и везде идет постоянная борьба Духа живого с мертвой материей, идет борьба за жизнь во всех ее проявлениях и разнообразии.

И сосняк внизу припорошило,
И кустарник выдохся в пути,
И всему, что выжить здесь решило,
Ввысь, казалось, незачем идти.
Но взошел зеленохвойный стланик
Смело, как заправский верхолаз,
На крутую гору перед нами –
И откуда сила в нем взялась!
И напрасно ветер злобно бился,
Изгибая ветви в пустоте, -
Куст на тверди прочно укрепился,
Утверждая жизнь на высоте!

Как уже сказали, книга «Все любимо с детских лет» последняя из из-данных В. Ивановым. Она подводит итог большого этапа творческой дея-тельности автора и, как результат исканий и находок, она, кроме всего про-чего, представляет собой и педагогическую ценность. Книга рекомендована для школ Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования при изучении литературного краеведения. Особенность этого издания еще и в том, что оно знакомит чи-тателя с творческой лабораторией автора, поскольку книга снабжена фото-графиями уголков родной природы, большинство из которых с любовью сделаны самим автором. И каждый образ родной природы, запечатленный на снимках, переплавлен в стихотворение. Книга учит не смотреть, а ви-деть, наблюдать окружающий нас прекрасный мир, по настоящему пони-мать его и искренне любить. Книга учит также не просто слышать, а слу-шать родную русскую речь, призванную быть инструментом самовыраже-ния Духа, проявлением Его торжества над материей.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.