Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Михаил Калинин. Учительство по призванию

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Всякий художник рисует картины с позиции накопленного опыта. И задача читателя, анализирующего его творчество, – воспринять передаваемое исследование жизни.  Писатель и читатель должны находиться в одних возрастных рамках или быть хотя бы чуть-чуть друг другу близки. Именно поэтому современные школьники не воспринимают классику, а люди постарше зачитываются и «Евгением Онегиным», и «Героем нашего времени», и «Обломовым».
Художник слова Сергей Адодин рисует действительность с точки зрения православного опыта, ибо является служителем церкви.
 И люди, формирующиеся в тех же традициях, способны освоить произведения в условиях дефицита веры.
          Обращает на себя внимание рассказ «Ворваться в рай». Созданный от первого лица, он напоминает о глубоком жизненном опыте автора. У читателя не возникает какого-то недоверия к создателю, ибо в фабуле культивируются чистота помыслов, искренность и благожелательность.
Кемеровский автор затрагивает современные проблемы веры. Нежелание исповедоваться – признак того, что утрачиваются ее основы. Главный герой – достаточно респектабельный человек и в стремлении за достатком забывает о душе. При этом рассказ имеет фантастическую окраску, ибо сторонний наблюдатель – душа. Писатель утверждает её существование.
      Имя главного персонажа – Семён – означает «услышанный Богом». Несмотря на свои прегрешения, он стремится в рай. Поэтому он туда словно врывается. Так обнажается поэтика названия.
       Длящаяся мысль главного героя предоставляет читателю шанс вчуже рассмотреть собственное бытие и как-то иначе его осмыслить. Самоуверенность обращается в покорность, желание быть лучшим – в участие к ближнему.   В рассказе чувствуются нега и блаженство: нет ни резких событий, ни обгоняющих друг друга кадров. Автор дает возможность взглянуть на душу как на ангела-хранителя, находящегося рядом.
Всякий человек после смерти хотел бы оказаться в раю. Но, как можно понять из рассказа, он у каждого свой. Здесь перед читателем уже священник Сергей Адодин. И в его понимании Эдема есть закономерность: если ад наполнен движением, муками и грешниками, то место лучшего обитания, наоборот, должно быть скучным и безэмоциональным. 
      Адам и Ева были изгнаны из райских кущ, где не надо было о чем-то заботиться и трудиться. Для современного человека, окутанного туманом дел и забот, такое место просто невозможно. Из рассказа явствует, что рай для одного будет адом для другого. Знал бы человек, куда двигаться, так и жил бы соответственно.
     В сюжете присутствуют два образа, и оба замечательны по-своему. Образ врача, растирающего главному герою уши, когда тот потерял сознание, иллюстрирует мысль об участии в жизни ближнего. Добрый и радушный, заслуживающий доверия, этот человек лишь на минуту является читателю. Но речь его наполнена тихой и размеренной благостью, что заставляет читателя его помнить. По темпераменту это флегматик. При этом он далёк от того, чтобы навязываться кому бы то ни было, даже человеку при смерти.
     С этим образом проявляется мотив выбора. Автор говорит, что человек может верить или не верить. Наделяя героя функциями врача и священника, он утверждает доверие к людям.  В бородатом человеке автор выводит себя, но отводит этому персонажу второстепенную роль.
      В сюжете можно заметить воспитательные функции. Образ священника будто говорит, что нужно исполнять правила движения, даже когда вблизи никого нет. Так отражены педагогические мотивы. Семантикой учительства насыщены призывы к исповеданию. И рассказ кемеровского автора – нравоучение в большой степени. Он желает воздействовать на человечество и как писатель, и как священник.
Примечательно, что служитель церкви остаётся безымянным. Так автор утверждает, что священничество в целом обладает педагогическим характером. Сквозь эти мотивы выступает благая идея о значении учителя на земле. По мнению Сергея Адодина, истинный учитель не требует специального расположения к себе, но при этом всегда готов стать опорой для ближнего. Учитель – святой человек! Вполне ясно, что наклонившийся над умирающим человеком священник не является владельцем ни «Volkswagen Touareg», ни такого автомобиля, в каком ехал главный герой.
     Бородатый врач – педагог в широком смысле слова. Священничество, по мысли автора – учительство по призванию. Таким образом, художник слова возвеличивает роль учителя, приниженную в современном мире.
Михаил Калинин,
г. Юрга
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.