Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Дни отступающей стужи. О книге Бориса Бурмистрова «Тёплое дыхание зимы»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Конечно, поэт не тот, кто производственный вентиль назвал ромашкой или, наоборот, ромашку назвал вентилем. Подобных «образов-находок», да еще с претензией на принадлежность к поэзии, мы в творчестве Б. Бурмистрова не найдем. Вышеозначенное переустройство (переименование) вещей противно Духу созидания и больше служит духу хаоса, безобразия, то тут, то там так или иначе пытающемуся выдать себя за Свет Божий. Истинная красота не имеет ничего общего с красивостями, с теми натужными попытками, которые вроде и придают вещи свежий образ, рассматривают ее в новом ракурсе, но, по сути, отражают мир подобно кривому зеркалу. Истинная красота - плод глубинной и сложной духовной работы, и если таковой не было, то, как ни ряди свои строки в различные «украшения», все равно они останутся пустым звуком в бессмысленной какофонии разрушающегося мира, личности.

Б. Бурмистров совсем не претендует на новации, за которые бы цеплялся взгляд, но оставалась равнодушной душа. Это несомненное и большое достоинство поэта. Ибо предназначение поэзии не в том, чтобы тешить самолюбие автора, пестовать в себе греховные высокомерие и гордыню или совершать самооткрытия в духовной сфере - здесь все уже давно открыто и сказано в Библии. Нет и быть не может новых тем, кроме вечных: любовь, жизнь, смерть. А все попытки изобрести новых богов, открыть что-то в духовной сфере, поставить свой трон выше Бога, приводят лишь к ее деградации и бесславному концу. Пример? Атеистическая идеология.

Само русское слово для Б. Бурмистрова уже является святой самодостаточной, непреходящей ценностью, поскольку в его звук и смысл вложена тысячелетняя духовная работа православного народа.

Как прекрасен родимый язык,
Как он в строчки, созвучья ложится,
Словно к чистой водице приник -
До конца моих дней не напиться...

Внешнее - всегда преходяще, временно, непостоянно, ненадежно, чтобы служить опорой, фундаментом бытия. Лишь одно, самое красивое и сильное чувство - любовь - по определению не может быть внешним атрибутом, она всегда отражает суть и смысл, восходящие к замыслу Творца. Б. Бурмистров, апеллируя к первородному, простому и ясному значению слова, предельно обнажает свое самое сокровенное и самое дорогое, чем владеет в этом мире, - глубоким и всепоглощающим чувством любви. Только изнемогшим от любви сердцем можно написать стихотворение «Заповедь».

На грешную жизнь не ропщите, -
Все было, все будет в судьбе.
Друг в друге врага не ищите,
Но Бога ищите в себе.

Друг в друге лишь друга ищите,
Отринув хулу и вранье,
И памяти тонкие нити
Не рвите во имя свое.

Не всякий, кто пишет стихи, пусть даже очень красивые, является поэтом. Но немало поэтов среди тех, кто не пишет стихи - не дано. Понимать поэзию, любить ее - значит уже быть поэтом, потому что это всегда сотворчество, всегда состояние, равнозначное вдохновению. Поэзия Б. Бурмистрова как раз и обращена к тем, кто способен воспринимать и чувствовать родную речь не как нечто, необходимое только в повседневном обиходе, но и как объект Любви, непреходящую ценность, народное достояние. Стихи поэта как бы естественным образом являются на свет и так же естественно приживаются в живой душе на равных правах с другими составляющими внутреннего мира человека.

Вселенная общается с нами с помощью знаков, символов. Чтобы понимать их, нужен непредвзятый взгляд, не замутненный вековой словесной шелухой, нужно взойти к истокам, когда слово и являло собой символ, имеющий свое единственное первородное значение. Вся поэзия Б. Бурмистрова - это путь познания истоков, корневых ценностей, на основе которых нашими предками была создана и выпестована Россия как многонациональная страна. От этих истоков не уйти, не убежать, не скрыться. И чем быстрее человек признает верховенство духовного над материальным, тем лучше.

Как правило, за внешней простотой поэтического слова Б. Бурмистрова обнажается глубина большого чувственного мира и тех самых предчувствий, которые заложены в нас изначально от природы и которым больше всего и надо верить, поскольку они всегда правдивее холодной логики.

В дни гонений,
вражды
и мытарства
Чудный голос я слышал вдали,
Был вне времени я, вне пространства,
И летел, не касаясь земли.

Чудный голос тревожил сознанье,
Колокольчиком нежно звеня.
В дни гонений, любви и скитанья
Эти звуки ласкали меня.

Поскольку «без любви никак нельзя», просто нельзя, априори, без всякого логического обоснования, то это и есть - предчувствие. Но при этом кто-то скажет, что это неправда, что без любви можно и обойтись. Да, многие обходятся и без нее, живут и здравствуют, но и они все равно согласятся с поэтом потому, что и тайно и явно мечтают об этом высоком чувстве. И прежде всего, о любви между мужчиной и женщиной. Но поэт совсем не сводит понятие «Любовь» только к взаимоотношению полов, она для него не только и не столько воздыхания под луной. Любовь для него - та ось мироздания, вокруг которой вращаются все его составляющие. А отношения между мужчиной и женщиной - это лишь оселок, на котором Всевышний стремится довести до совершенства самое светлое чувство, сформировать его таким, чтобы оно стало всеохватывающим, всегда и везде главенствовало при взаимоотношениях людей. Однако сердце подсказывает поэту, что и Творец радуется свободному проявлению любви в человеке, Бог любит и учит этому чувству нас.

Кому звездная дорога,
Кому пыльная стезя -
Я прошу любви у Бога,
Без любви никак нельзя.

Кому пыльная дорога,
Кому млечная тропа -
Я прошу любви для Бога,
Но бесчинствует толпа.

Россия, Родина, как и всё вообще, также воспринимается поэтом во времени, исторически. Страна дня сегодняшнего - это еще далеко не Россия, это лишь нечто, пусть и любимое, но наподобие фотографии, запечатлевшей мгновение. Для православного человека, его мироощущения характерен стоицизм, зародившийся еще во времена распада Византии, когда решалась судьба православия и когда только один участник Вселенского собора - Марк Эфесский - не подписал унию с Римом, за что и принял гонения и от власти, и от бывших единомышленников. Народ пошел за ним, а не за большинством, сдавшимся на милость могущественного Рима, хотя и очнувшимся потом. У православных в исторической крови - быть на стороне правых, пусть слабых и гонимых, не бояться сильных мира сего, если они по духу и действиям стремятся лишь к одному - силой утвердить свою власть. Православный мир, прежде всего, стремится к власти духовной, идет к людям с крестом и Евангелием, берет мир любовью. Вот почему для русского мужика всегда так важно знать, как к нему относятся те, кто хочет иметь с ним дело, можно ли их возлюбить как ближних своих? Тогда почему столько врагов у православия, у России? «Все мы слабы, ибо люди»: слабы и наши враги потому, что безоружны духовно, слабы и мы потому, что не сумели обратить их в свою веру. И тогда проливается кровь.

Лают в деревне собаки,
Вновь чужаки забрели -
Не избежать, видно, драки,
Рвутся с цепей кобели.

Вот и сбылись эти слухи...
Гарью тянуло с реки...
Воют горластые суки,
Им подвывают щенки.

Не избежать, видно, крови,
Выгнуты спины дугой...
Слезы горючие, вдовьи,
Скоро прольются рекой.

Пылью взметнется дорога,
Гром прогрохочет вдали...
Нерусь стоит у порога,
Рвутся с цепей кобели.

Для Б. Бурмистрова «Россия, кровью умытая» всегда требует защиты, и та самая «нерусь» (лучше сказать нехристь), не понимающая русского языка, то есть языка мира и созидания, должна получать достойный отпор. Либо дружить, либо - поле брани - третьего не дано. Смерть всех рассудит, всех справедливо уравняет. Однако надо сделать все, чтобы не допустить кровавого исхода, отсюда обращение к «Клеветникам России»:

Не озлобляйте ум и сердце,
Не оскверняйте души злом,
Всегда вы в роли иждивенцев -
Пасетесь во поле чужом.

В миру безмолвного творенья
Вам, громогласным, не понять,
Что исихастское моленье
Нам до поры велит молчать.

Б. Бурмистров - поэт чувственного мира, когда истина является как бы сама собой, когда слово само направляет мысль, показывает путь, в отличие от рационального способа освоения действительности. Поэтому творчество его - объемное, многомерное и всегда актуальное, как актуально все, что касается чувства, любви, души, патриотизма и Отчизны. И пусть не все согласятся с поэтом, от этого у него любви к России, создавшей язык для духовного общения и созидания, совсем не убудет. Русь, как и земной шар, примитивной линейкой не измерить, с каким бы размером этой линейки к нам ни подходили. Русь можно только принять такой, какая она есть, и если не любить ее, то относиться к ней надо хотя бы с уважением вообще, так же, как и к творчеству Б. Бурмистрова в частности.

Но если у кого-либо возникает искреннее желание понять Россию, русского человека, поэта, вообще что-то понять, то надо прийти с любовью...

Владимир Есенин, г. Кемерово


Биографическая справка: Бурмистров Борис Васильевич - известный русский сибирский поэт, член Союза писателей СССР, секретарь правления Союза писателей России, директор дома литераторов Кузбасса, член-корреспондент РАЕН, академик Петровской академии наук и искусств.

Борис Бурмистров родился в 8 августа 1946 года в Кемерове. После окончания Сибирского политехнического техникума с 1964 года работал слесарем, механиком, зам. начальника стройуправления, зам. директора завода в городах Прокопьевске, Березовском, Кемерове, на Крайнем Севере.

С 1984 года по настоящее время работает в Союзе писателей Кузбасса. С 1984 года по 1993 год - директор бюро пропаганды художественной литературы. С 1993 года - председатель правления Союза писателей.

За эти годы Б. Бурмистров издал 10 поэтических книг, стал первым лауреатом литературной премии им. В. Д. Федорова. Постоянный автор сибирских журналов, автор журналов «Наш современник», «Москва» и других российских литературных изданий, хрестоматий и антологий. О творчестве Б. Бурмистрова опубликовано множество научных и газетных статей, как в областной, так и в центральной печати. Добрые слова о его творчестве неоднократно говорились известными писателями: председателем правления Союза писателей России В. Н. Ганичевым, секретарем правления, поэтом В. В. Сорокиным и другими. Лучшие его произведения включены в кузбасские, российские коллективные сборники, антологии.

Постоянной заботой поэта, кроме его личного творчества, стала поддержка молодых талантливых авторов. За последние 10 лет Союз писателей Кузбасса увеличился вдвое и насчитывает более 60 человек.

Б. Бурмистров награжден областными медалями «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени, юбилейной медалью « 60 лет Кемеровской области». Одним из первых российских писателей награжден орденом российской Академии естественных наук «За пользу Отечеству» им. В. Татищева. Награжден также юбилейной медалью им. Вернадского, Почетной грамотой Министерства культуры РФ.

Борис Васильевич в течение многих лет ведет просветительскую работу в учебных заведениях области. Он совместно с департаментом образования разработал и внедрил программу эстетического воспитания школьников. Во многих школах области проходят уроки кузбасской литературы.

Борис Бурмистров - частый и желанный гость на областном радио, телевидении, в студенческих и производственных аудиториях. Общественная и литературная деятельность Б. В. Бурмистрова принесла ему российскую известность.

Любовь к людям, живущим рядом, любовь к отчему дому является главной темой поэта и главной составляющей его творчества.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.