Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Станислав Ломакин. Мыслитель, пророк, гений

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Явление Федора Михайловича Достоевского (1821–1881) – событие мирового значения в истории литературы, философии, культуры в целом. Как мыслитель в центр своей картины мира он ставил человека. В своих произведениях писатель поднимал проблемы мировоззренческие, социально-политические, гуманистические, вопросы религии, истории, этики и эстетики.

Достоевский родился в Москве в семье врача. «Я происходил из семейства русского и благочестивого, – вспоминал он. – Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть ли не с первого года; мне было всего лишь десять лет, когда я знал почти все главные эпизоды русской истории».

После окончания Военно-инженерного училища в Петербурге Достоевский работал в инженерном ведомстве, но вскоре вышел в отставку, посвятив себя писательству, начав свой творческий путь в традициях гоголевской «натуральной школы». 

Вернувшись из Сибири, где он отбывал наказание, как участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в своих произведениях поднимает вопросы о свободе и материальном благоустройстве, противопоставляя их друг другу, подчеркивая, что свобода дороже всякого материального благополучия (видимо, сказался горький опыт 4-летней каторги и 6-летней службы в солдатах). Он отвергает культ материальных благ, к которому стремится «социалистический муравейник», и пророчествует, что будущее общество должно «сохранять нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность, духовность и нашу индивидуальность». При этом Достоевский как гениальный диалектик в романе «Преступление и наказание» разоблачает «соблазны свободы», подчеркивая, что беспредельная свобода приводит к богоборчеству. «Смирись, гордый человек», – взывал писатель в своей речи о Пушкине.

Эти идеи не потеряли своей актуальности и в наше время. Характеризуя Раскольникова, не имевшего твердой нравственной опоры в своей совести («совесть без Бога есть ужас»), Достоевский видит открывающиеся перед человечеством два возможных пути. Первый – это путь к Богу, к святости, ко всем людям, к миру. Второй – путь «гордого человека» к самообожествлению, к «праву на преступление» для людей, ставящих себя выше низких слоев социума.

Вопрос о существовании Бога мучил писателя-мыслителя всю жизнь, все его творчество пронизано религиозно-философскими исканиями, попыткой глубоко проникнуть в «тайны человека». Достоевского всегда занимали проблемы веры и неверия, добра и зла, смысла жизни, свободы и ответственности, страсти и долга, рассудка и морали. Эти вопросы особенно остро поставлены в «Дневнике писателя», «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Бесах», «Записках из подполья», в них философия Достоевского исполнена пророчеством духа, здоровой реакцией души на глубины и высоты, в которые проникал его гений.

В романе «Бесы» писатель предсказал этапы развития и потрясений России на целый век. «Я пытался изобразить те многоразличные и многообразные мотивы, по которым даже чистейшие сердца способны к чудовищным злодействам, – объяснял Федор Михайлович. – Это не у нас одних, это на всем свете так, всегда с начала веков, во времена переходные, во время потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шаткости в основных нравственных понятиях». В «Бесах» автор обличает теоретика Шигалева и практика-организатора Верховенского с их утопической идеей, она представляется пророческому гению как реальная опасность, угрожающая человечеству. писатель разгадал подлинный, сатанинский лик грядущей революции. Достоевский был противником всяких революционных преобразований, полагая, что нельзя искоренить зло, изначально заложенное в человеческой природе. Писатель отмечает помутнение сердца и духа человека в разных ситуациях, именно ему принадлежат слова о том, что «все за всех виноваты».

Достоевский скептически относился к революционным идеям, идущим с Запада, исчерпавшего, по его мнению, ресурсы своего положительного влияния на русского человека. «Россия не в одной только Европе, но и в Азии; потому что русский не только европеец, но и азиат, – подчеркивал Федор Михайлович. – Надо прогнать лакейскую боязнь, что нас назовут в Европе азиатскими варварами». Писатель призывал общество обратить свои взоры на Восток (к слову, с подобными призывами обращались к мыслящим читателям и М. Лермонтов, и И. Ильин). Главными пороками западной цивилизации, ее культуры Достоевский считал отсутствие в ней «братского» начала, эгоизм, утилитаризм, индивидуализм. Писатель выдвинул христианскую идею соборности и братства – идею «всечеловечества».

Многие исследователи творчества Достоевского причисляют его к славянофилам второго поколения, получившего название почвенничества и представленного такими выдающимися писателями и учеными, как Н. Страхов, К. Леонтьев, Н. Данилевский, А. Григорьев, В. Розанов. Достоевский в своих творениях, не идеализируя русский народ, противопоставляет его другим нациям, особенно выделяя в соотечественниках отсутствие национального эгоизма, неудовлетворенность собой, страстное стремление найти истину. Эти характерные черты, по мнению мыслителя, формировались общинным ведением хозяйства. Община, соборность, коллективизм – основа существования русского человека, величайшая форма человеческого общежития. «На Руси, – писал Ф. Достоевский, – общинное начало существует уже как данное жизнью и ждет благоприятных условий к своему большому развитию. А главным образом тут должно обратить внимание на то, с каким упорством народ отстаивал целые века свое общественное устройство и все-таки отстоял…»

Русский человек, по мнению писателя-философа, существует и проявляет себя в православии. Великое множество людей исповедует христианство, но только один народ в мире есть «народ-богоносец» – это русский народ, который, как никто другой, верит во все догматы христианской церкви и ее предписания, исполняет их в обыденной жизни. «Русский народ весь в православии и идее его, более в нем ничего нет – да и не надо, потому что православие. Все… кто не понимает православие, тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть».

При этом в своих произведениях Достоевский часто возвращался к мысли о том, почему русский человек, будучи всечеловечен и милосерден к любому представителю другой нации, не имеет чувства уважения к своей нации, Родине. (И, кстати, эту точку зрения писателя разделяли многие русские мыслители в различные периоды развития России, их замечание очень верно и для нашего времени.) Тут, конечно, сразу вспоминаются строки А. Пушкина, посвященные отдельным русским индивидам, которым чужда Россия, ее культура и все, что связано с ней:

 

Ты просвещением свой разум осветил,

Ты правды чистый свет увидел,

И нежно чуждые народы возлюбил,

И мудро свой возненавидел…

 

«Стать русским – значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас начнет и нас самих уважать», – учит нас Достоевский.

Отголоски такого отношения к западной цивилизации, почвенничества мы обнаруживаем в произведениях выдающихся писателей второй половины двадцатого столетия и начала третьего тысячелетия:

Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Белова, Н. Рубцова,

В. Шукшина, Вл. Солоухина, В. Личутина. Их, наверное, по праву можно причислить к славянофилам третьего поколения.

Об одном пророчестве Достоевского, которое еще не осуществилось, хочу сказать особо. Речь – о грозящем миру приходе антихриста. Позднее с подобными идеями в своих философских трактатах выступали такие великие мыслители, как Вл. Соловьев («Повесть об Антихристе») и Ф. Ницше («Антихрист. Проклятие христианству»). Трагедия в том, что люди соблазнились материальным благополучием, и вследствие этого они ближе к антихристу, нежели к Христу, они поклоняются не Богу, а дьяволу. Надо признать, подобное наблюдается сегодня и в России, где социальное расслоение представляет угрозу социуму. А Достоевский еще в конце XIX века критикует католичество, которое, по его мнению, уже не христианство и переходит в идолопоклонство, а протестантизм семимильными шагами переходит в атеизм – в зыбкое, текущее, изменчивое (а не вековечное) нравоучение. Западные стратеги с давних пор ставят целью разрушить русский духовный национальный менталитет. Об этом мечтал ярый русофоб, ныне покойный американский политолог З. Бжезинский, который считал, что православие мешает уничтожению России. Достоевский же был уверен: спасти мир от антихриста может только православное государство Россия.

Удивительное явление в русской культуре – Федор Михайлович Достоевский! Чем больше читаешь его сочинения, тем больше находишь ответов на волнующие и сегодня вопросы. Это означает, что серьезное философское осмысление его творческого наследия еще впереди.

г. Тюмень

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.