Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Ирина Заболотская. До выстрела подумать о душе.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

До выстрела

подумать о душе

(к 80-летию Анатолия Кулемзина)

 

Анатолий Михайлович Кулемзин – доктор культурологии, профессор, ученый-археолог, автор почти двух сотен научных работ, педагог, подготовивший большое количество специалистов в области охраны памятников и музейного дела, общественный деятель, художник и просто неординарный, яркий человек, реализовавший себя в различных сферах жизни. Его деятельность хорошо известна в России и за рубежом, отмечена многими званиями и наградами.

Я, бывшая студентка, знаю Анатолия Михайловича как интересного демократичного педагога, в совершенстве владеющего своим предметом историка-преподавателя. Уже в зрелом возрасте мне довелось познакомиться с литературным творчеством Кулемзина, и я была взволнована его содержательными рассказами, чаще всего связанными с реальными событиями. Эти произведения написаны простым и в то же время образным языком, они заслуживают того, чтобы с ними познакомилось как можно больше читателей.

Темы рассказов Анатолия Михайловича из разряда вечных: о глубинных свойствах народа, о том, что составляет его душу, соответствует нравственным основам тысячелетнего существования нашей страны и русского народа, ее собравшего. Не обходит вниманием автор и нынешние смутные и неопределенные времена... И на этом фоне – человек, его непростая и часто горькая судьба.

Тема природы в творчестве Анатолия Михайловича – это не только восхищение ее красотой, но и возможность обратиться к нравственным проблемам. Рассказ «Я смотрел в эти глаза» явился результатом раскаяния за содеянное в молодости, когда охота для автора «превратилась чуть ли не в ремесло», когда он еще не чувствовал «безнравственности выстрела». И вот, в очередной раз занеся нож над смертельно раненной косулей, стремясь добить ее, герой рассказа впервые так близко видит глаза умирающего по его вине живого существа. Этот взгляд вывернул на-изнанку его душу и стал той точкой отсчета, с которой началось его духовное перерождение.

Акценты в рассказе расставлены откровенно и жестко. Зверь наделяется душой, а человек ее теряет. Это противостояние человека и природы трагично. Гармонии нет, а только на нее и упование. И финал не обещает чудес: даже друзья из «безжалостного воинства» охотников каждый раз оказываются глухи к уговорам «подумать и о своей душе». Но, несмотря на это, автор продолжает верить в целительную силу слова и настойчиво пытается спасти человеческое в человеке.

Нравственное прозрение юноши из рассказа «Я смотрел в эти глаза» было бы невозможным без того опыта, что усваивался им с детства. Об этом и идет речь в рассказе «Душа есть у всего». Отношение к природе как к живой и даже мыслящей наверняка начало развиваться в авторе повествования благодаря общению с такими добрыми людьми, как его знакомый дядя Федя. Этот мудрый деревенский житель все предметы вокруг себя наделяет человеческими качествами: старые ворота у него «стонут», ватрушка «смотрит», коряга «лежит себе спокойно на телеге и гадает, куда ее повезут». Вот и юный помощник дяди Феди ощущает полное единство с природой и способен воспринимать ее как близкое и родное существо.

Удивительно поэтично звучит финал рассказа, в котором благодаря фантазии мальчика старая коряга – это не что-то утилитарно-бытовое, попросту будущие дрова: она и нами, читателями, воспринимается уже как нечто одушевленное и возвышенное.

Рассказ Анатолия Михайловича «Просто собака» – очередная рана на его сердце. Это история о встреченной на берегу любимой реки Кии худющей, невзрачной, но умнейшей дворняге. Она в одиночку управлялась со всем деревенским стадом с утра до вечера, не получая за это от людей и корки хлеба.

Трагизмом проникнут весь этот небольшой рассказ, но особенно не по себе становится от жуткого в своей обыденности финала: понадобилось больному чахоткой истопнику «лечебное» мясо – он и съел дворняжку, ведь это была просто собака...

Горькая правда и чистейшая искренность явлены во всем творчестве Анатолия Михайловича Кулемзина. Этим, впрочем, он отличается и в реальной жизни: не приемлет фальши, лжи, лицемерия. А еще – пошлости, глупости, приспособленчества. И, судя по его произведениям, этих позиций автор оставлять не намерен.

Ирина Заболотская

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.