Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Михаил Калинин. Кузбасская драматургия.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Электронный журнал «Лиterraтура» в 170-м номере за октябрь 2020 года в разделе «Драматургия» напечатал произведения кузбасских авторов. В этой рубрике издательского проекта читатель может познакомиться с сочинениями «Демиглас» Анастасии Кондриной из Кемерова, «В гостях у сказки» Игоря Назарова из Киселевска и «ВКЛ ВЫКЛ» Кристины Гортман из Ленинска-Кузнецкого.

Несмотря на разность тем и объектов внимания, централизующим элементом служит злободневная картина мира. Каждый из драматургов внимательно изучил методики построения театрального «здания». А это значит, что драма в Кузбассе жива! И разные жанры: комедия (И. Назаров), трагедия

(А. Кондрина) и собственно драма (К. Гортман) – в текущий момент продолжают свое формирование. Каждая из этих классических манер изложения претерпевает определенные видоизменения. 

* * *

Комедия Игоря Назарова «В гостях у сказки» насыщена многими элементами иронии. Название обыгрывает советское восприятие чиновничьих кабинетов в народе. Интересно, что происходит централизация сказочной реальности и нынешнего дня: советские чиновники помещаются в волшебную действительность и объясняют актуальную реальность. Как следует из краткой биографической справки, автор застал советские условия, поэтому и сравнивает две эпохи.

«В гостях у сказки» – вариант толкования современной оптимизации, когда Настенька вдруг превращается в Аленушку. Так обозначен и юридический прецедент в том числе, автор ведь юрист по образованию. В образе Фея показано, как в советское время многие дела решал не сам руководитель какого-либо учреждения, а его секретарь. 

Тяжесть произведения заключается в том, что в одной фабуле драматург в кучу нагружает части разных сказок: здесь оказываются и русские народные, и авторские сюжеты. Сумбурное нагромождение всевозможных фрагментов представляется как злободневный театр абсурда. Централизация разного по стилистике времени говорит о его отсутствии внутри Управления сказок и фэнтези. Взгляд на проблему сквозь чародейство есть аналог сарказма. И вся комедия Игоря Назарова имеет форму сатиры. 

В драме Кристины Гортман на фоне ускоренного разложения семьи в наши дни обрисована картина формирования патриархального насилия и маниакально-депрессивной безысходности. Леонид Семинихин – глубоко одинокий человек. Таким его сделала перенесенная в детстве онкология, которая дала ему право на инвалидность. Персонаж уединен в себе через социальный статус. И он представлен в момент душевного и семейного кризиса.

«ВКЛ ВЫКЛ» – детская игра, позволяющая герою, несмотря на свои 36 лет, отключаться от реальности. Несостоятельность этого образа заключается в том, что закрыть-то глаза можно на любую проблему, однако никакая проблема сама себя не решит – параграф не выучится, учебник никуда не исчезнет. 

Существует масса вариантов указанного действия: например, с младенцем – закрыть перед ним лицо руками и с улыбкой открыть. Автор играет с читателем, как с ребенком, сравнивая с ним взрослую часть населения (с инвалидностью). И это большая проблема –  что инвалидов не научили взрослеть. Таких семинихиных по стране куча. Они выросли с инвалидностью, но не повзрослели. Это и есть «потерянное поколение», которое появилось после Первой мировой войны. О таких людях впервые заявили Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, Джон Дос Пассос и другие писатели начала XX века, юнцами окунувшиеся в пучину боевых действий. Их было очень много и после Великой Отечественной, о них просто не принято было говорить. Такие же люди до сих пор собираются в обществах ветеранов Афганистана.

В пьесе используются современные телевизионные технологии. Не случайно, как указано в краткой биографической справке в конце пьесы, драматург учился во ВГИКе. Так, настоящее, то есть Тимоха (сын Леонида и Ларисы), встречается с прошлым (Леонидом 14 лет), как сегодня часто делают сценаристы в фильмах.

Постмодернистская вариативность проглядывает также в элементах расставания. Запрограммировав отца в этой встрече на благое восприятие матери, Тимоха не мог предугадать, что разлад произойдет по ее инициативе. Так, семья – работа по сохранению любви не только одного человека.

Трагедия Анастасии Кондриной «Демиглас» выводит процедуру формирования маниакальной наклонности в «тихой» личности, а это есть отражение живого человека. Герой бунтует против цифровизации творчества «кухонной мелодии». Драматург иллюстрирует известную русскую пословицу: «В тихом омуте черти водятся». Фонетическое оформление передает греческую коннотацию названия, объясняя психиатрический термин. И к финалу у главного героя Антона происходит нервный срыв.

Михаил Калинин,

г. Юрга

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.