Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


«На пружных крыльях…» (О творчестве Николая Ничика)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Николай Ничик родом из Украины. Родился в селе Пустовойтовка Сумской области, среднюю школу закончил в соседнем селе Волковцы.

Работал на машиностроительных заводах. В начале 80-х переехал в Кузбасс. Живет и работает в Новокузнецке. Около двадцати лет трудился на угледобывающих предприятиях, в настоящее время - на «Забсибметкомбинате».

Автор многочисленных рассказов, очерков, статей. Публиковался в «Нашем современнике», «Роман-газете», «Московском Парнасе», «Огнях Кузбасса», в городских, областных и международных газетах. Член Союза писателей России.

Николай Ничик – один из тех немногих писателей, которые развили свой талант на, казалось бы, совсем не литературной почве. Он металлург и эта профессия, столь далекая от красноречия, писательства, искусства вообще, стала, тем не менее, основой, опорой, импульсом для осмысления жизни и литературного творчества. Сюжеты рассказов берутся из самой жизни, и их герои – не вымышленные, совершенно реальные люди. Но «специфическая», шахтерская, тема писателя отнюдь не делает его произведения «замкнутыми в себе» и малопонятными. Прежде всего, потому что на первый план рассказов выдвигается человек, личность, чьи качества раскрываются в банальной или в нестандартной жизненной ситуации. Другими словами – это произведения о человеке и человечности.

Так, события нелегкого горняцкого рабочего быта превращаются в материал для исследования сложного мира человеческой души, для понимания, приятия или отвержения помыслов и деяний наших современников. Герой Ничика – часто правдолюбец и искатель справедливости. Он открыто выступает против лжи, воровства и вредительства. Чувствуется печаль автора о том, что таких людей становится все меньше, людей, которые не перешагивают через чужие головы и не подставляют подножку ближнему на пути к свом целям. Писателем, через его простодушных и бесхитростных героев, утверждается жизнь по чести, по справедливости. А почвой для этого становятся горняцкие будни, трудная шахтерская «упряжка».

Книга, где писатель собрал самые значительные свои рассказы и очерки, так и была названа «Другая упряжка» («упряжка» - на шахтерском сленге – отработанная смена). И вот простое горняцкое обозначение становится яркой и емкой метафорой, в которой и поденная работа нашего земляка, и своя собственная человеческая жизнь, и путь литературный, как никем не понятая и непознанная до конца стезя, как крест и как судьба.

Но вернемся к типичному герою писателя. Его дни проходят в привычном, незамысловатом круге обычной «рабочей» жизни, но питающей его душу и помогающей сознавать не случайность, не тщетность существования в этом мире, среди других людей. И вдруг возникает некий импульс, событие (будь то назначение нового бригадира или уличение в воровстве и недобросовестности), и человек должен извлечь очень важный жизненный урок или решить для себя какую-то непростую нравственную задачу.

Порой проявление героя Ничика похоже на вызов, на бунт. Герой, по сути «маленький человек», в каком-то едином и коротком порыве выступает против известного в обществе принципа кукловодов и марионеток, против немыслимого разделения страны, нашей России, на Москву и «все остальное», где особой звездой сияет, пожалуй, лишь Петербург. А обыкновенный провинциал, сибиряк, работает, в сущности, для жизни и процветания столицы, где даже среднему москвичу порой и невдомек, что Москва - это только часть России, а не Россия – часть Москвы. Она же – эта и богатая, и убогая провинция состоит из сотен городов, городков и городишек, со своей и общей, большой и маленькой историей. Здесь проживают жизнь в труде и праздности такие же, ни лучше – ни хуже, люди, с все теми же радостями и горестями, потребностями и трудностями, чаяньями и надеждами. Так, обычный шахтер вопрошает: «Да кто хотел этой демократии? Кто? Молчишь?! Тогда я тебе скажу: такие как ты. (…) Да нас просто обманули, обули! Как это теперь: «кинули». (…)Теперь чувствуем, что для московского царя мы – просто быдло, которое нужно было ему, чтобы въехать в кремль… въехал – тут же забыл». («Ворье»).

Это монолог человека с благородной душой, но вынужденного из-за крайней нужды, поглотившей наш народ в памятных 90-х, подбирать и утаивать обрывки старого кабеля в шахте, что, в общем-то, и хищением не назовешь, тогда как под землей процветает настоящее воровство, и вредительство. «Сегодня обе мои девчонки кинутся, за коленки обнимут. Одна в правый карман уткнется носом, другая – в левый. У меня там раньше всегда для них…» Герой знает, его правда: «А я, что ли, незаконно прошу – зарплату свою? Чем детей кормить, скажи?» Тогда «ворье» выступает уже совсем в ином свете: «Когда-нибудь эти оборотни напишут ее (объяснительную)… Нам всем!» Суровый обвинитель, мастер, заставший подчиненного «на месте преступления» свершает свой суд и выносит свой приговор, но уже другому преступнику, по особому закону, закону человечности. И, пусть ничего не изменится, и пойдет жизнь по-старому, и потянутся такие же тяжелые трудовые дни, а груз проблем не свалится с плеч в одночасье, что-то очень важное есть в этом моменте, обнажающем человеческую душу и заставляющем изливать затаенное и наболевшее, что-то от катарсиса, когда душа очищается, облагораживается и возвышается.

Простой человек, рядовой персонаж в жизненном действе порою проявляет подлинный героизм, как в рассказе Н.Ничика «Когда-нибудь напишу рассказ», где старый горняк Серега Шклянко погиб от взрыва, кинувшись выручать своего старого друга Женьку. Друг отделался сильными ожогами, а его - не стало. История, рассказанная коротко, одним абзацем, но очень живо и трогательно, выступает как предисловие еще к одному – пересказанному со слов героя, по его воспоминаниям о детстве. Это рассказ о козе, которую во время Великой Отечественной смогли утаить жители начисто разграбленной деревни. Эта-то коза и спасала от голодной смерти самых маленьких. «По капле (молока) хватало всем. Особо тем, кто болел…Хоть по капле!» Так, до самой победы, кормила коза Машка ребят, а потом ее приехали забирать, т.к. заплатить налог на нее оказалось невозможным. Провожали Машку всей деревней. Привязал инспектор веревку к седлу, а ребятишки вцепились в козу «кто за шею держит, кто за ногу», плачут. А когда представитель власти пустился на своей лошади, упала кормилица, и ее «так боком и потащило». Но когда они были уже далеко, бабушка нашего героя, тогда ребенка, крикнула: «Вскочила Машка, вскочила, вы что – не видите?! Чего вы плачете, дурачки, - или вы нашу козу не знаете?.. И вся ребятня кричать стала: она его забодает, наша коза! Она вскочила!»

Рассказывал о том герой, а сам и смеялся, и плакал. И вся его душа – здесь, в одном детском воспоминании, где наивность, чистота ребенка и искреннее его непонимание, неприятие ничем не оправданных нравственных преступлений, где вера в справедливость, и в хорошее, и в доброе. И эти качества, как крепкая духовная основа, были сохранены и перенесены героем через его нелегкую жизнь, и остались непоколебимы, даже когда стало совершенно ясно, что коза не встала. Именно поэтому он, Серега Шклянко, Лексеич, «побежал не от взрыва – бросился туда, откуда ударило». «Вот они такие, эти сябры. Белорусы… У них хоть до нитки все забери. И опять туда! Опять: навечно с Россией!» Так небольшой рассказ писателя наполняется истинным патриотизмом, любовью к людям, верой в необходимость единения и согласия: «мы ведь, хоть и разные, а все равно – одинаковые».

«Когда-нибудь напишу рассказ» - само название произведения оставляет многоточие. Но рассказ написан, и его лаконичная форма оказывается емкой, открывая богатое содержание. И материал, претендуя на крупную прозаическую форму благодаря своему содержанию, мог бы стать основой новому произведению.

Язык произведений Николая Ничика простой и выразительный, здесь и живой народный колорит, и разговорная, привычная для нас, речь. Некоторые строки его рассказов наполняются особой поэтичностью, легким, теплым ностальгическим светом, где еще более ощутим добрый, искренний взгляд автора на мир.

В рассказе «Уроки доброты» - воспоминания о детстве и родном доме, об удивительном, ни на кого не похожем, и поэтому незабываемом учителе литературы Иосифе Дудке. «(…)Теперь я понимаю, что это были своего рода литературные концерты. Он увлекался настолько, что каждого из нас заставлял сопереживать ему, и мы то сидели не дыша, то дружно вздыхали, а то вдруг, когда он неожиданно останавливался, хором подсказывали как будто забытое им слово…» И его стихи:

Кажного з нас доля слала в невiдоме,
шарпала вiтрами, кидала в свiти.
Хто не снив дитинством, в тузiне голубив
ластiвки розкрилля, поле iгаi?
Обнялось навiки все, що сердцю любе,
в мовiматеринськiй, в щебетiтвоiм.
Iпролинуть весни, що до цих подiбнi,
Житимуть вже iншiв золотiвiки.
Але знаю: завжди будуть iм потребнi
батькiвскiпороги, рiднiластiвки!

Стихи Иосифа Дудки «На пружных крыльях» о ласточке, которая, «преодолевая все трудности», всегда возвращается на родину, крепко запали в сердце его ученика. И Николай Ничик – когда-то школьник, вслушивающийся в прекрасные и мелодичные звуки поэтичного украинского языка, сегодня - металлург и литератор, определяет свой путь – путь, намеченный с самого детства, путь добра, чуткости, любви к Родине и к людям.  

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.