Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Рекреация индейцев (О повести А. Иванова «Ржа»)

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Оглянитесь сквозь годы: там, в детстве, остались якутские сопки «розовеющие в стеклянном небе» и «силуэты божественных рыб в бескрайней глубине предвечного моря». Только не каждому удаётся сохранить особую зоркость зрения, когда возраст уводит из времени мальчишеских игр. Андрею Иванову удалось. Писателю, которого язык не поворачивается назвать молодым, хотя его физический возраст свидетельствует об этом. Столь живописно и точно его перо, настолько живы персонажи и правдивы их истории, так мудро беспощаден он как психолог…

Андрей Иванов не забыл, что преображение в индейцев, когда тебе только семь, это не просто игра. Это отчаянная попытка выстроить среди кустов карликовых берёз разноцветный настоящий мир. В котором живут храбрые, волевые мужчины – они сами! – и невероятной красоты женщины, из-за которых совершают подвиги и с улыбкой идут на смерть. Пусть таких мальчики видели только в маленьком зале кинотеатра... Кто сказал, что мир нашего воображения менее реален, чем замызганная действительность, пропитавшаяся «вонью немытого тела» пьяного отца, готового унизить своего сына, ради увеселения приятелей?

Иванов точно показывает, как умирает в ребёнке любовь к человеку, который должен был стать его героем. Как замещает отца придуманный индейский вождь, который не стал бы сжирать спьяну любимого Алёшкой зайца, вылеченного им и вынянченного… Подробности повествования безжалостны, впиваются крючками прямо в душу, только разве не этого и ждёшь от литературы? Чтобы резанула прямо по сердцу, но не надуманными ужасами, от которых уже давно не страшно, а своей правдивой беспощадностью. Так детально прописаны и приступ эпилепсии у маленького Дуди после пыток садистами-подростками… И детсадовская нетерпимость ко всему, выходящему за рамки принятой идеологии… И расправа голодной чайки над слепым щенком…

И всё же повесть «Ржа» ни в коем случае не «чернуха». Автор создаёт многогранный мир, где всему найдётся место. И каждый мальчишка, с которым мы знакомимся, это целая вселенная чувств, где плотным жгутом переплетены добро и зло, бесстрашие и трусость. Любому есть чего стыдиться… Но и вершины великодушия покорялись многим. Восьмилетний Коля, уже перетерпевший острую боль и стыд за свою «гулящую» мать, искренне сердится на кошку, не сумевшую родить котят живыми. И поглощённый заботой о том, как лучше их похоронить, равнодушно проходит мимо первоклассника, катающегося по земле от боли. Даже не интересуется, что случилось… Вождь племени Алёшка старается быть благородным, как настоящий индеец, но охотно глумится над слабоумным Дуди, не способным постоять за себя. После чего, правда, назначает его шаманом племени, уверяя друзей, что «у индейцев сумасшедшие бывают шаманами и разговаривают с индейским богом Маниту».

Признаюсь, эта многослойная, до озноба искренняя повесть захватила меня с первых слов – мальчишеского возгласа: «Это джунгли!» Пахнуло детством: тогда нам всем, не только будущим сочинителям, удавалось населять землю диковинными животными и находить вкус во всяких травах. В Якутии ребята жевали гуськин лук, мы питались щавелем, который рос прямо вокруг домов, и сладкими трубочками клевера.

Но жизнь в любом уголке земли весьма непроста, даже когда тебе всего восемь. Особенно, когда тебе восемь! Ведь в этом возрасте со всеми настоящими сложностями сталкиваешься впервые. Они пытаются понять, что же такое секс, наверное, это жутко больно, раз взрослые так стонут… Они проверяют свою готовность постоять за друга и не всегда побеждают собственный страх… Они отстаивают своё право на пребывание в воображаемом мире, чего не могут допустить некоторые взрослые, давно забывшие, как увлекательно пускаться следом за своими фантазиями…

Никуда не деться мальчишкам даже от пресловутого «национального вопроса»… Мама якута Димы морщится при мысли, что сын пил сгущёнку из одной банки с эвеном Спирей. А мудрый Алёшка, не сумев разобраться, кто из его друзей какой национальной принадлежности – ведь все они так похожи! – объединяет и примиряет их, всех записывая в индейцы. Игра опять перерастает саму себя.

Но мальчики взрослеют и перестают верить даже в то, что придумали сами. Фантазии разбиваются об острые камни реальности. На Горе Для Разговоров С Богом никто не отвечает… Вождь, оказывается, не может не то, что постоять за своих, но даже приготовить омлет… Ржа той жизни, которой мальчишки так отчаянно сопротивлялись, разъедает их мир. Племя индейцев сдаётся без боя. Иванов закольцовывает действие чисто лингвистическим приёмом: превращая заявленное в названии существительное «ржа» в деепричастие. Ненавязчиво, со вкусом, оставляя в памяти отголосок боли за своё уничтоженное детство…  

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.