Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Валерий Плющев. Удача Виктора Коврижных

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

До повести Виктора Коврижных «Искупление», напечатанной в «Огнях Кузбасса», №6 за 2013 г., я знал лишь поэта Коврижных из Старобачат, Беловского района. Стихотворец он, безусловно, интересный, иногда любопытный, легко играющий на струнах смеха и юмора в своих строчках, со своим поэтическим миром.

Теперь встретился с его прозой – это читательский восторг и умиление, жизнь и политика (да, да, герои спорят про политику), и слёзы, когда першит в горле при чтении и сопереживании, и любовь – куда же без любви в этом мире?!.

Можно критиковать частности, въедливо бурчать: «А вот здесь стилистические сбои и неточности, а там какой-то из поступков героев никак не может вытекать из того, что перед этим произошло-случилось, есть и лексические неточности».

Но какие же это мелочи, главное-то в другом: писатель написал произведение, за которое его можно назвать победителем. Его неказистая на первый взгляд повесть о неказистой жизни начальника караула пожарной охраны Сергея Костромина – настоящее произведение искусства. Ибо волнует, заставляет камертоном настраивать читательские чувства добрые, помните Поэта, который «чувства добрые… лирой пробуждал». Так и Коврижных смог написать поэтическую повесть, в которой за производственными делами встаёт бытие простых людей, повседневность, как известно, не поэтическая, но до чего поэтичная под его пером.

Вчитайтесь, как точно он наследует давнишней литературной традиции – вводит в сюжет мистическую составляющую, потустороннее, которое не для украшения, а, словно по Николаю Васильевичу Гоголю, – для открытия бесконечного внутреннего мира человека.

К двум хорошим людям, земным во всех их преломлениях, является старичок из бывших пожарников, как они позднее выяснят, покойный уже. Исповедуется главному герою. Вы такое слышали, чтобы призрак исповедовался? У Габриэля Гарсиа Маркеса, может, сходные попытки и присутствуют к исповедальности привидений, но ведь привидения – это, как правило, опасность живущим. Здесь же, наоборот, нематериальный субъект ещё и спасает Костромина во время пожара, попутно помогая найти и вытащить чуть не погибшего в пламени малыша.

Самое настоящее геройство совершается главным героем при помощи призрака. Кстати, пожарники ищут реального дедушку-помощника, но, естественно, никого не находят. И посыпались награды с людской благодарностью. А людские беды рядом: мать-то этого спасенного мальца – алкоголичка, потерявшая всё материнское и человеческое в придачу.

Вот когда у нас завопили в полный голос об усыновлении? Совсем недавно, когда потребовалось ответить на политическое оскорбление от большой и сильной страны. Неловко как-то от этого привкуса чего-то, заданного иными интересами в решениях нашего высшего законодательного органа, мало касающегося судьбы сирот. Коврижных спокойно ещё в 2008 – 2009 гг., когда писалась повесть, показывает, как герой и его жена решаются на усыновление чужого ребенка, того самого, которого начальник караула спас на пожаре. Как там дальше пойдет, это за гранью повести, но уверенность есть полная, что такие русские люди по другому просто не могут поступить, не видя в этом своем поступке ни грана геройства. Однако гложут Костромина сомнения: «А такой ли он герой, каким его вдруг представили?» Даже пытается отставить все будущие «медальные» чествования.

Пронзительны последние страницы «Искупления», когда Сергей приходит на могилу, являющегося к нему ветерана-пожарника, казнящего себя и на том свете, искупающего свою вину через живущего собрата по огненной профессии. И молитва, которую герой не помнит, а есть она, сама приходит на язык, и обновление, после которого вся красота света белого – как на ладони. Новый человек родился! Счастливый!

Но и вслед Костромину идёт по пути нравственного возрождения ещё один: автор словно намекает полутонами, что по одному, штучно только и можно стать Человеками, а никак не толпой.

И это на фоне, когда все мы буквально захлёбываемся в информационной ненависти, распространяемой многими СМИ, в грязи, фальши и безнравственной мертвечине. Как вырваться из этой рукотворной мерзости? Прежде всего, читать такие книги, в которых принципиально иная суть, здоровая и ясная: как жить и выжить, оставшись Человеком, как удержать под контролем внутреннего беса, который сидит в каждом.

Наш автор – не только трагик, жизнетворитель, но и весёлый писатель. Не единожды заставит он улыбнуться читателя над мыслями, словами и делами своих персонажей – подобные приёмы, органичные для творчества, всегда отличали литераторов, нашедших себя в своем нелегком деле.

У писателя Коврижных и почерк свой, его стиль без ненужных умствований и выкрутасов, а, смотри-ка, и высокое искусство, музыку классическую с великим композитором вовремя услышит, и классиков литературных ненавязчиво упомнит-перекликнется. Впрочем, иногда его герои слишком лобово высказывают свои отношения и пристрастия в политике (за этим, конечно, сам писатель с его взглядами), опять-таки – это мелкие штрихи, не портящие общую картину.

Писатель ещё и философии не чужд. По крайней мере, главный ответ на вечный вопрос о сущности жизни и смерти он находит. Как и иные ответы-вопросы из разряда вечных тут как тут. И себя в персонажи повести вводит под прозрачной фамилией Ковригин, воображающего обсуждение созидаемого по велению руководства романа о пожарниках на совещании у большого  начальника. При этом демонстрирует творческое мастерство, вкладывая в уста тройки обсуждающих произведение, каждому только ему присущий собственный язык: начальственно-важный – у главного лица, архаично-советский – у председателя ветеранской организации, современный бюрократический канцелярит, холодный и пустой – у пиарщика Главного управления пожарной охраны. Так что и с музыкально-писательским слухом у автора всё в норме.      

Автор пишет: «Охапка цветов в руках пьянила запахом забродившего меда и хмеля». Вот точно так пьянит медом и хмелем эта проза.

Удача, несомненная удача Виктора Коврижных!

…Бог весть, в какой замкнутой раковине зрел до времени прозаический талант нашего земляка, выбросивший тугую стрелу цветка – полевого, яркого и душистого, такого родного и знакомого, гипнотизирующего внимание тех, кто хочет видеть, ощущать, мыслить…

                                                                      Валерий Плющев,

                                                                        г. Кемерово

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.