Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Валерий Плющев. От Николая I до Вольфа Мессинга

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Номер первый журнала писателей России «Огни Кузбасса» за этот год составлен по всем писаным и неписаным русским журнальным канонам – потому разнообразен в жанровом наполнении и, самое главное, интересен при чтении.

Пробежимся по его страницам, отметив лишь некоторые самые значительные, на мой взгляд, публикации.

Начнем с прозы, открываемой известным поэтом из Санкт-Петербурга, ко всему ещё и лауреатом престижной премии «Поэт» Виктором Соснорой. «Ничей современник», ведущий закрытый образ жизни, что, наверное, объясняется его жизненными установками («ещё ни один из уважающих себя поэтов не написал ни строчки после 70…» – его утверждение) и физиологическими проблемами – полной глухотой и малоподвижностью, предложил историческое сочинение «Николай». Вообще-то эта повесть, так её можно определить, давненько уже опубликована в приложении к питерскому альманаху «Петрополь», но кто ныне найдет этот журнальчик на необъятных литературных просторах нашей Родины…

Страдающий, как Соснора о себе говорит, «жаждой самосожжения», регулярно паливший написанное стихами и прозой, в повести ведет увлекательную игру со временем, в котором спрессовано правление самодержца Николая I.  Здесь и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и «длинная струя благоухания» Лермонтова, шесть раз участвовавшего в дуэлях, не стрелявшего первым и  простреленного Мартыновым в последний раз «от ребра к лопатке». Соснора пишет, выливая из собственной души, пишет, как думает, часто это мысли врасплох, а то вдруг водопадом в солнечных брызгах, словно драгоценные камни вбрасывает в повествование, или, местами, как-то построжеет в писательской форме, высекая слова во фразах, не побоюсь высокого сравнения, на времена.

Его стихи, сужу по опыту многих читателей, заставляют извилины мозга искрить, его историческая проза тоже не оставляет равнодушным. Вот каким он представляет холодного красавца, императора Николая: «…он совсем не был любим». «Николай любил, как мучат мужчин и часто смотрел казни». А вот как представляет венценосца Бисмарк: это идеальная натура, закалившаяся под влиянием изолированности русского самодержавия. И опять сосноровское: «…играл в царя, а оказался человеком, с тех пор на царя стали смотреть как на генерала, злого и логичного, от Богоносца не осталось и следа на земле». Маркиз де Кюстин тоже отмечает, что Николай – актер, но без живого лица.

Это удачная публикация «Огней Кузбасса»; у Сосноры получился удивительно полнокровный образ правителя и соответствующего ему народа, требующий для постижения  читательского труда – некоторые абзацы растягиваются на страницы, но это что, – на персональном сайте писателя в Сети явлен «Николай» вообще единым массивом, лишь трижды прерываемый стихотворными строчками.

Мы сегодня много спорим об истории, как её подавать? Соснора достойно показывает: вот так необходимо это делать.

Вторая большая прозаическая публикация журнала опять принадлежит поэту, теперь уже кемеровскому – Владимиру Иванову. Кузбассовец рассказал от лица несколько наивного деревенского паренька о службе в Советской армии и о побывке на малой родине. Вообще-то под общим заголовком «Служивый» в журнале автор объединил две свои повести «Побывка» и «Казарма», опубликованные ещё в 1996 году в одной из его книжек. Нет, писатель, конечно же, переработал свои ранние вещи, даже фамилию главного героя с Тришкина заменил на Силина, а деревню Рябковку превратил в Сосновку, но, в главном, перед нами все те же герои, которые в советское время не смогли бы прийти к читателю. Разве можно было тогда рассказывать печатно о вшах в родной армии? Или о драке между русским и азербайджанцами с вовлечением военнослужащих армян? Да ни в жизнь, а уж о произрастании того, что позднее назовут «дедовщиной», вообще думать не смели.

Из претензий: конец повести в журнале какой-то подвешенно-непроявленный, а так вполне читабельная вещь.

Невыдуманный рассказ «Даль под знаком Р. Б.» нашего земляка  из Мариинска, ныне проживающего вдали от места рождения и  взросления, Николая Дорожкина о человеке, который однажды войдя в вашу жизнь, остается в воспоминаниях навсегда. Рассказанное  можно отнести к оптимистической, как сейчас говорят, жизнеутверждающей прозе. Р. Б. (неважно, что никак не расшифровывается) – выдумщик и настоящий герой, которого в жизни ничто не собьет, даже тюрьма не ломает, знаток многих вещей и наук, блистательный дилетант и литератор, мечтатель и, самое главное, Личность! Русь всегда производит таковых в штучных экземплярах, чтобы жить было радостно и весело!

«Странички из лесного блокнота» Леонида Кирчика и опубликованный автобиографический кусочек из наследия ушедшей от нас Екатерины Дубро читаются как проза со своим музыкальным звучанием в общей журнальной симфонии – таким мне представляется этот номер «Огней Кузбасса». В нём присутствуют темы трагедии, торжества природной жизни, преодоления невзгод и счастья с радостью.  

Интересная документалистика и публицистика предъявляется этим журнальным номером. Неожиданна по теме публикация Владимира и Ольги Сухацких «Чем богаты, тем и рады. Питание кемеровчан в XXвеке». Авторы хорошо «оцифровали» свой текст: статистики не просто много, а очень много. Но это ничуть не утомляет, так как сделано по-умному; цены на продукты питания, которые употреблялись, приводятся рядом с заработками – поневоле начинаешь считать и прикидывать. А ведь негусто, если не вовсе голодновато, получалось, когда требовалось и тело прокормить, и социализм строить. И, совсем замечательно, когда написанное разбавляется городским фольклором: русский народ всегда был на выдумки горазд. И ведь не попрешь против прошлой реальности, когда авторы опираются на архивные данные: «Полуголодное состояние кемеровчан отразилось на их здоровье. Резко возросла детская смертность. В первом полугодии 1937 года в Кемерове родилось 3 578 детей, а умерло 2048». Понятно, что в этих трагических цифрах «сидит» и уровень тогдашней медицины.

Тут и АИК отметился в питании аборигенов – положительное влияние иностранцев бесспорно. И про завоз диковинных фруктов-овощей в Кемерово в конце тридцатых годов, и столовки с ресторанами, и много иных оттенков «сферы питания», как в советское время привычно было говорить, буквально играют.

В истории нет мелочей, всё имеет значение – так утверждают представители французской исторической школы «Анналы». Замечательно, что в Кемерове появились их последователи.

Как разрушитель мифов выступает на страницах журнала Владимир Переводчиков с публикацией: «Вольф Мессинг. Чудодей или лицедей?» Наплели о фокуснике Мессинге у нас с три короба. Я в Красноярске в конце 60-х присутствовал на сеансе, как было сказано на афише, «психологических опытов», которые давал Юрий Горный – его аттестовали «учеником» прославленного Мессинга. Горный показал, наряду в отыскиванием спрятанных вещей (при этом он зажимал нос и, держась за руку, того, кто прятал в его отсутствие вещи среди зрителей, краснея до синюшности и приостановив дыхание, бегал между рядами), массовый гипноз. Переводчиков – сам дивовей с международной репутацией – утверждает: Мессинг не был гипнотизером. А газетные заголовки кричали: «Великий гипнотизер!» Мессинг не угадывал мысли. «Мысль прочесть нельзя». – Четко определяет Переводчиков. Мессинг никогда не встречался со Сталиным и Гитлером – ещё одно утверждение Переводчикова. Он, кстати, показал на презентации этого номера журнала некоторые из фокусов с картами и предъявил фото из прижизненных газетных публикаций о сеансах Мессинга, на которых тот держится за руку модератора. И на «закуску» слова самого Мессинга: «…публика любит, чтобы её обманывали».  

Четко в журнальную стратегию ложатся остальные прозаические публикации журнала, где есть слово и критике, и историческим разысканиям, и душевным прозрениям в традиционной рубрике «Православные чтения». Замечательна стилизация под древнеславянскую психологию у Юрия Михайлова, хотя с частью его утверждений я активно спорю. Удивляют сны местной певицы Марии Заболоцкой об Алле Пугачевой, Филиппе Киркорове, прочих идолах эстрады, из которых следуют сногсшибательные выводы: «Значит, помогут при выходе на большую сцену!» А мне, например, Путин недавно снился. Это к деньгам или ещё к чему-то невероятному? Но впечатляет напор со стороны нашей певицы, зафиксировавшей в записках свои мытарства при попытках пробить столичную стену. Дай Бог,  преодолеть ей свой нелегкий путь.

О стихах бегло и совсем чуть. Любопытны все поэтические подборки. Открывает журнал публикация стихов Бориса Бурмистрова под общим заголовком: «Русской напето судьбой». Это из его стихов последнего времени: в поэтических строчках ощущается мудрость и опыт поэта, много повидавшего, пропустившего через нервную систему и душу увиденное-прожитое. Здесь философские обобщения жизни и бытия, извечная битва за достоинство человека и его Отечества.

Поэзия, заставляющая думать и сопереживать.

                                                                 

                                                                                           г.Кемерово

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.