Журнал Огни Кузбасса
 

Борис Дюкин. Дорога на Лесную поляну. Записки инженера путей сообщения

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

 

 Такого я не припомню, во всяком случае, в моей долгой практике ничего подобного точно не было. Подполковник первый поставил свою подпись в акте приемочной комиссии. Обычно ребята из ГИБДД, а раньше ГАИ, подписывают акт последними или вообще не подписывают, долго согласовывая с начальством собственное мнение. Приходится упорно за ними ходить, уговаривать, искать встречи, чтобы получить автограф.

А нынче в присутственные места просто так не попадешь, наша милиция охраняет себя особенно тщательно, вот уже и будки с автоматчиками у своих офисов понаставили. А при социализме я покупал у них в вестибюле свежие газеты. В общем приходилось, ловить этих ребят на свободном пространстве. Однажды даже подписывал акт в психбольнице, где капитан, член комиссии, в этот момент проходил тестирование.

 А сегодня подполковник расписался в актах на капоте машины, которая стояла на путепроводе через ул. Терешковой. Внизу шумела дорога, чуть поодаль толпились члены комиссии. Все это, конечно, объяснимо. Во-первых, он был членом рабочей комиссии, когда дорогу осматривают и проверяют досконально, во-вторых, после этого еще не раз проезжал по дороге, а в-третьих, в городе случилась авария.

 Автобус с членами комиссии медленно едет по правой полосе, спускается в долину р.Каменушка, потом поднимается вверх.

 Пустая живописная дорога, начинающий желтеть осенний лес, разметка, ограждение своей белизной оттеняют черноту асфальта. Еще недавно тут на трассе стояли вагончики, гудели машины и мелькали оранжевые жилеты дорожных рабочих, а сегодня не привычно пусто и тихо. Все закончено, осталось подписать акт приемки.

Не знаю, кому в голову пришла светлая идея построить город-спутник, но первый раз я увидел план «Лесной поляны» в архитектурной мастерской Т. Кулиева, он только что приступил к разработке планировочной структуры, и на больших планшетах все выглядело довольно интересно. Мы поговорили с ним о инфраструктуре, за этим он меня собственно и приглашал, но о прокладке прямой дороги от ул. Терешковой тогда речь не заходила. Впоследствии заказчик от услуг Кулиева отказался, не сошлись во взглядах, и дальнейшее проектирование выполняла канадская фирма. Между тем события развивались своим чередом. В апреле 2006 года был подписан договор аренды земельного участка площадью 16 151,7 га, между администрацией Кемеровского района и инженерно-строительной фирмой «Новые технологии» сроком на 10 лет с правом выкупа по кадастровой стоимости и с арендной платой 511,7 тыс. руб. то есть по 51 тысячи в год, в целях жилищного строительства. Сегодня участки под индивидуальное строительство в Лесной поляне стоят больше миллиона рублей.

 При проектировании города-спутника сразу же возник вопрос о его связи с г. Кемерово. В 2006 году ГП КО «Кузбассдорфондпроект» разрабатывает проект автомобильной дороги, обеспечивающей подъезд к городу-спутнику со стороны Рудничного района. Эта автомобильная дорога протяженностью 7 км пронизывала территорию «Лесной поляны» с юга на север и связывала две дороги Кемерово-Елыкаево-Старочервово и Кемерово – Андреевка. Сейчас это ул. Хребтова и построена она только на участке от Лесной поляны до автодороги Кемерово – Андреевка.

 Мы еще не успели закончить строительство этой дороги, как по ней уже пошла тяжелая техника. И сегодня, не вложив и рубля в ее сооружение (дорога построена за счет средств областного бюджета), строители используют ее в качестве технологической дороги.

 К слову сказать, практически все магистральные сети здесь также построены за счет бюджетных средств федеральных или областных. Это, видимо, так называемое государственно-частное партнерство, о котором сейчас много так говорят. Бизнес охотно делится с государством затратами, но прибыли оставляет себе в полном объеме.

Конечно Лесная поляна – престижный проект и во многих отношениях уникальный. На пустом месте возвести жилой массив на 25 тыс. жителей! Город-спутник только начали строить, а он уже стал достопримечательностью г. Кемерово.

 Первый раз я приехал туда, ориентируясь по топографическому плану, когда стройка только начиналась, и удивился невзрачности этого места, да и микроклимат здесь оказался весьма своеобразным. Верно, можно было выбрать место и живописней и удобней или хотя бы поближе. Вот, к примеру, между городом и рекой Люскус простирается большая свободная территория, которую уже не одно поколение архитекторов застраивает на своих чертежах, но она так до сих пор и не освоена.

 Еще во время строительства автомобильной дороги Кемерово-Елыкаево-Старочервово – Андреевка, стало ясно, что транспортных проблем будущих жителей Лесной поляны она не решает. Тогда и возникла идея проложить магистральную дорогу, напрямую связывающую город-спутник с Кемерово, тем более, что по программе «Доступное жилье» в благополучном 2007 году на развитие инфраструктуры правительство РФ выделяло регионам 3 млрд. руб. Грех этим не воспользоваться. Естественно как всегда, это было обставлено многочисленными условиями и препонами. Так, до первого июня все проекты-соискатели, имеющие положительное заключение экспертизы, могли представляться в Министерство регионального развития для защиты. Там из них выбирали лучшие и отправляли на рассмотрение в Росстрой, после чего Министерство экономического развития готовило распоряжение правительства, на основании которого делалась бюджетная роспись, и в работу вступал Росавтодор, где проект уже рассматривался на предмет согласования начальной цены контракта. Не будем останавливаться на бюрократических перипетиях, у нас в России на эту тему можно писать приключенческие романы, но в конце концов в Росавтодор согласовал цену и подписал документ с администрацией Кемеровской области о строительстве дороги. Все эти лабиринты прошли и подготовили соглашение с Москвой Галина Генадьевна Майгова и Валентина Васильевна Воробъева. Во многом благодаря им, Кемеровская область и получила в 2007 году 250 млн. руб. из федерального бюджета на это строительство. Ведь Кемерово – только один из 22 городов России, вблизи которых начато строительство так называемых городов-спутников и которые тоже претендовали на федеральные деньги.

 

 2006 год, сумеречное время, когда осень уже кончилась, а зима еще не наступила. 31 октября в Кемеровской дирекции автодорог Кузбасса состоялось первое техническое совещание, посвященное строительству новой дороги, а сегодня вместе с главным инженером Алексеем Семеновичем Белокобыльским едем вверх, по ул. Крамского, идущей параллельно ул. Терешковой, минуем воздушный водовод, (потом нам пришлось его переустроить, чтобы разместить съезд № 1), и оказываемся на свободной площадке между д.Красной и кладбищем Рудничного района. Между крайними заборами деревни и кладбищем чуть больше ста метров. На противоположенной стороне ул. Терешковой темнеет бор. Под откосом шумят машины, а здесь наверху тихо. Будка кладбищенского сторожа, чахлые кусты, на пожелтевшей траве следы изморози. На шестах висит кабель. Слева – кладбище, справа серебрится труба водовода, а впереди, если смотреть на восток, виден лог, который спускается в пойму р. Каменушка. Знакомые места. Много раз я ходил здесь зимой на лыжах. Поднимался по логу и краем бора проторенной лыжне шел до р.Люскус и, конечно, не предполагал, что мне придется здесь строить дорогу. А сегодня мы обсуждаем и прикидываем, можно ли здесь разместить развязку и стоит ли отсюда начинать трассу на Лесную поляну. Потом будет еще много выездов на место, совещаний и обсуждений.

 

 Когда смотришь в иллюминатор самолета, набирающего высоту или заходящего на посадку, при ясной погоде, особенно летом, то внимание всегда останавливается на лентах дорог внизу, разрезающих пространство, на причудливые и кажется совсем не целесообразные, не логичные извивы и повороты. Вроде бы чего проще: соединил прямой линией две точки по кратчайшему расстоянию, вот тебе и дорога. Ан нет, прихотливо идет она по земле, отклоняясь от прямой то вправо то влево, переламывается, обходя какие-то невидимые препятствия. Но спустившись на землю, едешь по той же дороге хорошо построенной и вписанной в ландшафт, и начинаешь уверяться, что по другому и быть не могло. Плавные кривые переходят одна в другую, открывая взору все новые и новые пейзажи, и уже не возникает сомнения в их целесообразности. Подъемы и спуски, насыпи и выемки – все логично и правильно. И уже не беспокоит мысль, что надо что-то  переделать.

 

 Любая дорога начинается с назначения начального и конечного пунктов, которые и определяют направления трассы. Потом следует разработка и сравнение вариантов. Если с конечным пунктом все было ясно с самого начала - центр Лесной, то место, откуда дорога будет начинаться определили не сразу. После первого варианта появились второй, третий и четвертый…

 

 Первое, что приходит в голову, – реконструировать существующую дорогу Кемерово-Елыкаево-Старочервово проходящую через деревню Красную и в районе р. Люскус, то есть на расстоянии 4 км от ул. Терешковой выйти на новое направление. Но при детальном рассмотрении этого варианта становится ясно, что все его преимущества мнимые. Инфраструктура города, его свободные перспективные территории  тоженичего не приобретают, при их освоении все равно придется строить еще одну дорогу, да и с точки зрения экономики он был не лучшим. В общем вариант неконкурентоспособный, хотя и у проектировщиков четвертым. Второй и третий вариант тоже оказались не конкурентно способными.

 Вариант номер один впоследствии, когда будут выполнены все экономические расчеты, станет основным. Он предполагал начать трассу на свободном участке между кладбищем Рудничного района и д. Красная. Единственный вопрос – хватит ли свободного пространства, чтобы разместить транспортную развязку, так как пересечь ул. Терешковой под прямым углом невозможно из-за расположенных на противоположенной стороне новых домов. В лихие девяностые раздавали на территории бора участки под застройку и, верно, не бесплатно, но для нас эти строения создали определенные сложности. Понятно возмущение главного архитектора города Олега Ражева, который только что заступил на свой пост. Но ничего не поделаешь, придется их обходить. От ул. Терешковой трасса спускается к реке Каменушка, по логу поднимается вверх, идет по полю, на пятом километре пересекает р. Люскус и, оставляя слева деревню Солонечная, выходит к Лесной поляне.

 Этот вариант и был утвержден на заседании технического совета у главы г. Кемерово 11.12.2006 года. Стоимость его строительства по предварительным расчетам – 2.9 млрд. руб. Фактически дорога построена за 2.042 млрд. руб.

 В декабре 2006 года после многочисленных согласований (только на плане трассы свои подписи поставили представители 21 организации) оформляется акт выбора трассы. В связи со срочностью и большим объемом инженерный проект, а это 52 тома различных чертежей и смет, разрабатывали специалисты двух проектных организаций - Барнаульского филиала ОАО «ГИПРОдорНИИ» и ГП КО «Кузбассдорфондпроект».

 В начале июня 2007 года в первый раз выезжаю на объект вместе с проектировщиками и строителями. С утра идет дождь. На обочине, не доезжая до поворота в д. Журавли, стоит «Волга». Стекла ее запотели, по эмблеме на борту видно, что это машина ОАО «Кемеровоспецстрой». Здороваемся. Кого-то я знаю по прежним стройкам, а с кем-то еще предстоит познакомиться. Ждем изыскателей, которые запаздывают, и, сидя в машине, изучаем план трассы. Появляется зеленый УАЗик «Кузбассдорфондпроекта». Едем за изыскателями мимо садоводческого товарищества «Азот» и по полевой дороге мимо технополигона, где уже построены выставочные образцы будущих коттеджей и куда возят различные делегации, выезжаем к Лесной поляне.

 То, что дорогу начинаем строить с конца, то есть от Лесной поляны, объясняется тем, что в 2008 году планируется начать заселение города-спутника, а для организации автобусного сообщения необходима хорошая дорога. Для этого проектом и предусмотрен в составе второго пускового комплекса выезд на автомобильную дорогу Кемерово-Елыкаево-Старочервово.

 Впереди изрытое поле, березовые колки и колея полевой дороги, где-то здесь ось будущей трассы. Позади справа виднеются строящиеся таунхаусы Лесной поляны и коробки коттеджей с зелеными крышами. Геодезисты достают инструменты, настраивают GPS. Прошли времена когда привязывались к пунктам триангуляции и гнали теодолитные ходы от закрепленных точек, теперь координаты определяют, ориентируясь на спутники. Наша задача сегодня передача геодезической разбивочной основы, которая определяет положение дороги в плане и профиле. На ее основе строители сделают сгущение сети, выставят дополнительные репера и створовые точки, разобьют пикетаж. Современные приборы позволяют очень точно перенести трассу дороги на местность. Достаточно сказать, что когда геодезисты ООО «Геоком», которое вело геодезическое сопровождение объекта, сделали исполнительную съемку, то отклонение построенной дороги, протяженностью 8.6 км от проекта составило 8 см.

 Время не ждет. Практически за год предстоит построить 3.1 км основной дороги и 1.1 км подъезда, кроме этого необходимо возвести две водопропускных трубы и две кольцевых развязки, в Лесной поляне и на примыкании к автодороге «Кемерово-Елыкаево-Старочервово».

 

 К сожалению, за прошедшие 10 лет, с момента завершения строительства автомобильной дороги «Алтай-Кузбасс», значительно сократился перечень организаций способных реализовывать большие, сложные проекты. Произошло это, как мне кажется, по нескольким причинам. Во-первых, были ликвидированы дорожные фонды, резко сократился объем финансирования и как следствие объемы дорожных работ. Результаты такого сокращения наглядно видны на примере Кемеровской области. Так 2000 году было построено 107.6 км дорог и отремонтировано 923 км, в 2010 г было построено 12.6 км и отремонтировано 109 км. Во-вторых, не понятно, по какой причине, но началось акционирование ДРСУ. Дорожные предприятия стали попадать в руки случайных людей, часто из других регионов, во главу угла новые владельцы ставят получение прибыли, начинают сокращать затраты в первую очередь заработную плату, уходят хорошие специалисты, новая техника не покупается, не осваиваются новые технологии. Боюсь, что когда наши власти наконец-то повернуться лицом к дорогам, строить их уже будет некому.

 

Строительство любой дороги, как правило, начинается с двух вещей: устройство временных технологических дорог и снятие растительного грунта, который на последнем этапе строительства используется для рекультивации. ОАО «Кемеровоспецстрой» начинает работу с устройства технологической дороги обеспечивающей выход на автодорогу Кемерово-Елыкаево-Старочервово. АКОО «Планум (Кипр) Лимитед», который выступает в роле субподрядчика, снимает растительный грунт на участке от ПК 65 до ПК 80.

Одновременно начинается заготовка материалов и работы по переустройству воздушных коммуникаций попадающих в зону строительства. В дело вступают новые субподрядчики. Всего за эти годы в строительстве дороги принимало участие 15 различных организаций.

 

 Стройка началась. На одном из первых производственных совещаний решаем вопросы обеспечения качества. Авторский надзор, как и положено, ведут разработчики проекта «Кузбассдорфондпроект». Лабораторный контроль поручаем ООО «Кузбасский центр дорожных исследований». Это одна из лучших дорожно-строительных лабораторий в России, как по оснащению, так и по составу сотрудников. Руководит ей кандидата технических наук О.П. Афиногенов. Геодезический контроль осуществляет другая специализированная организация - ООО «Геоком», во главе с Александром Михайловичем Циваненко. Нужно отметить, что оба предприятия не только работали на заказчика, но и бескорыстно оказывали методическую и техническую помощь подрядчикам в течении всей стройки.

 

В середине июня по полевой дороге еду на трассу. За рулем «Жигулей» главный инженер «Планума» Михаил Алексеевич Гизатуллин. Я уже рассказывал о нем, когда писал о строительстве автодороги «Алтай – Кузбасс». Миша отчаянно крутит руль, стараясь не попасть в колею, которую уже набили КАМАЗы, но одно неверное движение и «Жигуленок» садится на «брюхо». Все наши попытки вытащить машину безуспешны. Хорошо, есть сотовая связь и недалеко стоят вагончики «Планума». Подъезжает КАМАЗ и вытаскивает нас. Такова доля строителей дорог - все время ездить по проселкам, а когда дорога построена, там нас уже нет. У вагончика, посмеиваясь, нас встречает начальник участка Ракита, с непривычным для русского уха именем Анжелко (с ним мы строили дороги в г. Междуреченске) и директор Кузбасского филиала «Планума» Мича Яковлевич.

С Мичей я познакомился, когда в 2004 году начал курировать строительство Притомского проспекта, тогда он назывался Московским. Мича личность незаурядная. Даже внешне обращает на себя внимание. Вспоминаю, какой ажиотаж вызвало его появление в ДК Шахтеров на торжественном совещании, посвященном дню работников дорожного хозяйства. Высокий, чуть сутуловатый, с большой окладистой бородой, почти всегда в джинсах и кроссовках. На этом совещании я первый раз видел его в костюме и галстуке. Мича прекрасно говорит по-русски и совсем не похож на наших руководителей. В 1977 году он получил высшее образование в тогдашней Югославии, начал работать на стройке еще будучи студентом, так как происходил из небогатой семьи и сам оплачивал свое обучение. После окончания института работал на различных стройках во многих странах, а в 1993 году возглавил Кузбасский филиал фирмы «Планум». Талантливый инженер, воспитанный и очень порядочный человек, работать с такими людьми приятно.

 Стройка - это процесс в котором завязаны сотни людей различных специальностей: рабочих, инженеров, механизаторов, проектировщиков, геодезистов, лаборантов. Это их трудом, из хаоса, практически из ничего, рождается дорога.

И я сразу прошу прощения, что в своих заметках не упоминаю всех,  с кем бок о бок трудился три года. И не потому, что они того не заслуживают… В ОАО «Кемеровоспецстрой» работу начинает Афанасий Иванович Тандыбашев. Совсем недавно мы с ним строили дорогу «Кемерово-Елыкаево-Старочервово – Андреевка», но его в скором времени сменяет Василий Иванович Пешнин. С ним и с начальником участка Александром Николаевичем Фурсовым я дойду до сдачи объекта в эксплуатацию.

Параллельно с началом строительства начинается процесс отвода земель под дорогу и грунтовые резервы. Уже первые пробы грунта показали, что суглинок из выемок не пригоден для возведения земляного полотна. Нужно искать подходящий грунт для отсыпки насыпи. Обследуем старый карьер около д. Солонечная, грунт хороший, но запасов недостаточно. К исследованиям подключаются сотрудники проектного института «Кузбассдорфондпроект» - авторы проекта и ООО «Кузбасский центр дорожных исследований».

В результате отводятся еще два притрассовых резерва общей площадью 31.8 га. рядом с дорогой. Начинаются сложные переговоры с администрацией Кемеровского района, которая отличается особой недоступностью. Просто найти, встретиться или переговорить по телефону с нужным человеком – проблема. В результате за аренду земли на два года выплачиваем 8 млн. руб. Почувствуйте разницу.

Вообще вопрос отвода земель и получения разрешения на строительство для государственных нужд в современной России настолько запутан и усложнен, что в рейтинге, подготовленном Всемирным банком, по показателю сложности получения разрешения на строительство и отводу земель из 183 стран мы находимся на 182 месте. На практике, очень часто сдав дорогу, мы еще несколько лет  решаем вопросы отвода.

 

Уже через несколько недель после начала работы выявляются не учтенные геологическими изысканиями и особенности местности. Грунтовые воды обнаруживаются на высоких местах, там где по логике их не должно быть, зато котлован под трубу на дне лога сухой. Приходится срочно принимать технические решения по обеспечению устойчивости земляного полотна. Там, где встречается переувлажненный суглинок, он на глубину до 1 м заменяется на скальный грунт, а на участке выхода грунтовых вод переносим под кювет ливневую канализацию, которая выполняет теперь и функцию дренажа. Как показало время, решения правильны. По ходу работы вносятся. Надо отдать должное проектировщикам «Кузбассдорфондпроекта», и в частности главному инженеру Виктору Егоровичу Медянкину, которые все эти годы оперативно решали возникающие в ходе строительства проблемы.

 

 В конце августа заканчивается строительство водопропускных труб и там где готово земляное полотно приступают к устройству дорожной одежды. Это три слоя асфальтобетонного покрытия на бетонном основании толщиной 22 см., которое укладывается на подстилающий слой из щебня. Кроме этого верхняя часть земляного полотна на толщину 30 см отсыпается из скального грунта. Общая толщина конструкции больше метра. Установив рельс-формы «Планум» начинает укладку и уплотнение бетонной смеси. Это не обычный бетон, а так называемый «тощий». В нем меньше воды и цемента по сравнению с обычным бетоном и после распределения смеси ее укатывают тяжелыми катками.

 

Кончилось короткое сибирское лето. В конце октября выпал и растаял первый снег. При наступлении отрицательных температур работы по устройству дорожной одежды сворачиваются.

 

В ноябре 2007 года открывается финансирование. Подрядчики получают деньги за выполненную работу, до этого они работали под честное слово.

 Можно подводить первые итоги. Выполнены земляные операции построены водопропускные трубы, уложено почти три километра бетонного основания по основной трассе, выполнена развязка в Лесной поляне. Начинается заготовка материала на 2008 год.

Дорожные работы отличаются от других видов строительства, тем что требуется большое количество материала, доставлять его иногда приходится на значительные расстояния. Да к тому же весной дороги для проезда тяжелого транспорта закрываются. Поэтому без предварительной заготовки материала надеяться на успех не приходится. В ноябре, декабре по замерзшим дорогам успеваем вывезти на трассу почти 70 тыс. м3 щебня.

 

В январе 2008 года первый раз выезжаю на трассу вместе с главным инженером Мостоотряда № 89 ОАО «Сибмост» Олегом Михайловичем Трофимовым. Мостовикам предстоит построить два путепровода: через ул. Терешковой и на транспортной развязке, которая обеспечивает выезд с основной трассы на дорогу Кемерово – Елыкаево – Старочервово. Выезжаем на место будущего путепровода. Оградки кладбища, могучие сосны бора все укрыто белым пушистым снегом. Смотреть тут практически нечего. Возвращаемся и через д. Красная едем на ПК 54. Его легко найти, так как рядом высится гора заготовленного щебня. Трудно себе представить, что через два года мы будем проезжать здесь через путепровод.

По расчищенной технологической дороге доезжаем до Лесной поляны. Среди заснеженного поля высятся опоры освещении, которые установили осенью, когда ждали высокое начальство, которое так и не приехало. Пока едем обратно, оговариваем технические вопросы. Заказ на изготовление металлического пролетного строения для путепровода через ул.Терешковой размещен на Новокузнецком заводе резервуарных металлоконструкций им Н.Е. Крюкова. Мощности завода не хватает для одновременного изготовления двух пролетных строений, поэтому второй путепровод на ПК 54 будет выполнен из сборных железобетонных конструкций.

 

 После Нового года начинается интенсивная подготовка к предстоящему строительному сезону. Если со вторым пусковым комплексом все ясно, то отсутствие рабочей документации на первый пусковой комплекс – серьезная проблема. Тендер на разработку рабочей документации выигрывает «Кузбассдорфондпроект», но на эту процедуру ушло много времени и теперь проектирование ведется параллельно со строительством. Потому на технических совещаниях в дирекции наряду с проблемами строительства, обсуждается ход проектных работ, согласовываются графики выдачи отдельных чертежей. Оперативно обсуждаются принятые проектные решения и вносятся коррективы. Проектные предложения тут же проверяются на практике. Это позволяет находить оптимальные технические решения. Так изменение продольного профиля на участке от ПК 40 до ПК 54 позволило снизить высоту насыпи при пересечении поймы р. Люскус на 3 м, соответственно уменьшить длину водопропускной трубы и сократить объем земляных работ на несколько тысяч кубометров. Сложным был вопрос пересечения рек Люскус и Каменушка, где высота насыпи достигает 23 м. В инженерном проекте рассмотрели варианты строительства мостов, но это удорожало строительство на несколько сотен миллионов рублей. При разработке рабочей документации приняли более экономичное решение: построить водопропускные трубы большого диаметра из гофрированного металла. А так как в Кузбассе такие сооружения не проектировали и не строили привлекли ООО «Центр дорожных технологий» из Ростова-на-Дону, имеющее соответсвующий опыт. В результате сегодня мы имеем  уникальные инженерные  сооружения: так труба на р. Люскус имеет диаметр 4.3 м. и длину 125 м., труба на р. Каменушка немного поменьше, ее диаметр 3 м и длина 105 м.  

 

Кроме этого для пропуска пешеходов построены  две металлические  гофрированные арочные трубы с радиусом 2.69 м. На ПК 2+31  длинной 51,5м в деревне Красной для обеспечения прохода на кладбище и на ПК 40+86 в зоне р. Люскус длинной 69 м., для сохранения поймы реки в качестве рекреационной зоны.

В феврале после расчистки снега начинается разработка в скальных грунтах, сначала на подъезде соединяющем основную трассу с дорогой «Кемерово-Елыкаево-Старочервово», а после оттаивания суглинистого грунта – уже по всей трассе. До первого апреля подрядчики успевают выполнить более 100 тыс. м3 земляных работ.

 

Мы не отработали и года, как начались проверки. В марте приходят из финансового управления, потом из Екатеринбурга приезжает комиссия – из филиала ФГУ «Росдортехнология». Подрядчику дается команда расчистить бетонное основание и обеспечить проезд по технологической дороге. 15 марта вместе с комиссией и подрядчиками выезжаем на трассу. Выполняются измерения, проверяются высотные отметки и даже выпиливается образец из асфальтобетонного покрытия. В итоге в акте записано: «По результатам инструментальных замеров произведенных на участках дороги освобожденных от снежного покрова установлено: ширина, поперечные уклоны и толщины уложенных слоев бетонного основания и асфальтобетонного покрытия соответствуют требованиям проекта, нормативных документов и актов выполненных работ. Имеющиеся отклонения не превышают, величин регламентированных СНиП 3.06.03-85».

 В апреле представители филиала ФГУ «Росдортехнология» приезжают вновь. Теперь они проверяют не только дорогу на Лесную поляну, но и другие объекты. Следом прибывает счетная палата и так далее.. Всего за три года – семь различных проверок. Иногда ловишь себя на мысли, что думаешь не о том, как лучше сделать, а как это воспримут очередные проверяющие. Такое впечатление, что сейчас в России контролеров больше, чем подконтрольных.

 

 В мае приезжает бригада строителей из Ростова-на-Дону. Они сами  организовали поставку всех необходимых конструкций. Руководитель – Михаил Турко. Совсем молодой человек, но, как потом оказалось, грамотный инженер и прекрасный организатор. Спокойный немногословный, он сумел поставить дело так, что к Новому году были готовы две трубы, что позволило без задержки вести земляные работы. А ведь ему пришлось не только решать технические вопросы, руководить строительством, заниматься поставкой материалов, взаимодействовать с генподрядчиком, но решать вопросы размещения людей, их быта и питания. А в мае, когда начали раскапывать котлован под трубу в пойме р. Люскус, в реальность его обещаний трудно верилось. От него и его команды остались самые хорошие впечатления. Ростовчане не только хорошо работали сами, но и бескорыстно делились опытом с инженерами и рабочими «Кемеровоспецстроя», которые две металлические гофрированные арочные трубы построили уже самостоятельно.

 

 Большая стройка – большая школа. Здесь раскрываются способности людей, проявляются потенциальные возможности организации. От ОАО «Кемервоспецстрой» в строительстве дороги принимали участие несколько управлений. И в первый год меня удивляла их разрозненность. Каждый отвечал только за себя. Потребовались определенные усилия, чтобы на стройке появился Генподрядчик. После того, как всю ответственность за ход строительства взял на себя технический директор ОАО «Кемервоспецстрой» Александр Васильевич Галушкин. Для него это была первая большая дорога, и хотя он не дорожник по образованию, но уже через год полностью владел ситуацией. Техническим обеспечением строительства занималась начальник ПТО Галина Николаевна Ивашина, правая рука шефа. В 2009 году на дороге ее сменил Александр Александрович Чернов. Молодой инженер, он окончил в 2005 году Томский государственный архитектурно-строительный университет и пришел в ОАО «Кемеровоспецстрой» из ДСУ-1, уже имея опыт строительства дорог в горной Шории.

 Всегда интересно наблюдать, как в процессе работы меняются люди, складываются их взаимоотношения. И если в начале к Саше Чернову старые кадры относились довольно снисходительно, то в 2010 году уже говорили «Сан. Саныч» и все его указания выполнялись неукоснительно. За короткое время он смог проявить себя как грамотный инженер и завоевать уважение своих коллег, хотя некоторые по возрасту были вдвое старше. Всегда приятно видеть, как растут и набираются опыта молодые инженеры. Саша Чернов Миша Турко,  Павел Ильин, Андрей Изюков, который сменил в «Плануме» Анжелко, вернувшегося в Сербию. Это вселяет надежду, что у России есть будущее.

 

Рабочее лето на втором пусковом комплексе в разгаре. В октябре мы должны сдать её в эксплуатацию и открыть автобусное сообщение до Лесной поляны.

 В июне первый раз пытаюсь проехать по трассе первого пускового комплекса. Мимо крайних коттеджей в д. Красная едем по полевой дороге через бор. На окраине бора с противоположенной стороны деревни громоздятся разномастные коттеджи. Проезжаем еще немного вперед. Чистое зеленое поле, слева видны крайние дома Рудничного района. На западе между деревьев просматривается д. Красная. По дну лога, что спускается к р. Каменушка, и пойдет дорога. Это территория садового некоммерческого товарищества (СНТ) «Учитель». Тогда я еще не знал, что эти заросшие бурьяном клочки земли обойдутся нам очень дорого, как в прямом, так и в переносном смысле. Много раз вместе с сотрудникам «Земля-проект» (специализированная организация, которая занималась отводом земель) приходилось собирать «садоводов» и уговаривать оформить документы на участки и провести межевание, отвечать на их жалобы губернатору и в прочие инстанции, искать незаконных жен, умерших родственников и их наследников. Хорошо хоть никто не оказался подданным другого государства и не жил заграницей, как однажды случилось в г. Междуреченске, при строительстве моста через р.Улус.  Выяснилось что один из владельцев участка – гражданин США. По согласованию с СНТ «Учитель», устанавливалась выкупная цена 296,67 руб. за метр квадратный при кадастровой стоимости 5.67 руб. за м2. Однако, когда началось строительство, аппетиты у наших «землевладельцев» резко выросли. И вот уже появляется новая оценка земельного участка, выполненная, кстати, профессионалами. И там черным по белому написано, что 10 соток поросшей бурьяном земли стоят 680 тыс. руб. И приложен расчет с обоснованием, что якобы на данном садовом участке можно выстроить гостиницу, и она будет действовать 310 дней в году (за деньги что только не насочинишь) 680 руб один квадратный метр. Это «творение» мы отправили на экспертизу. Его отклонили, но всё же участки, попавшие под дорогу нас вынудили выкупать по 450 руб. за м2.

 

В июне ведётся расчистка полосы отвода первого пускового комплекса на участке от р. Каменушка до р. Люскус. Прокладывается технологическая дорога. «Планум», закончив укладку бетонного основания на втором пусковом комплексе, начинает земляные работы на первом. «Кемеровоспецстрой» сосредотачивает свои усилия на строительстве подъезда. Здесь особую сложность представляет примыкание к автодороге Кемерово-Елыкаево-Старочервово. На месте существующего перекрестка проектом предусмотрено устройство кольцевой транспортной развязки. Для этого приходится реконструировать существующую дорогу на протяжении 840 м с понижением продольного профиля на 3 м. И все это надо выполнить без перерыва автобусного движения. Строится временная объездная дорога с асфальтовым покрытием, весь процесс разбивается на шесть этапов. Как всегда возникает конфликт с частным капиталом – с владельцем АЗС. Проектом предусмотрено устройство переходно-скоростных полос к АЗС по требованию ГИБДД, но из сметы эти затраты исключены, так как заправка частная. В принципе можно бы вообще перекрыть туда въезд, но идем навстречу и договариваемся с владельцем, что он оплатит подрядчику выполненное. Увы – не оплатил. Таковы уж нравы наших капиталистов.

 

В июле заканчивается монтаж тела  трубы на р. Люскус. За это время ростовчане успели заложить основание, отлить из монолитного бетона два противофильтрационных экрана, в начале и в конце трубы, для того чтобы исключить попадание воды под трубу,  смонтировать  142 тонны металлоконструкций и начать  устройство армогрунтовой обоймы вокруг тела трубы,  предназначенной для восприятия и распределения нагрузок. 

В августе монтаж водопропускной трубы полностью заканчивается и «Кемеровоспецстрой» начинает делать насыпь, а команда М. Турко переходит на р. Каменушка. Здесь труба покороче всего 105 м, но условия строительства сложнее. Неоднородные грунты. Болотистые слабые места соседствуют со скалой, которая с трудом поддается разборке.

 

Середина августа. Рабочий день закончился, и мы с М. Гизатуллиным уже собирались возвращаться в город, как  вдруг раздался звонок. Генеральный подрядчик решил провести планерку на ПК 86 в конце трассы. Поворачиваем назад и по технологической дороге едем в Лесную поляну. Нас уже ждут. На свежееуложенном асфальте развязки стоит десяток джипов и прохаживаются представительные мужчины. За дальним лесом заходит солнце. Останавливаемся, все окружают наш запыленный «Жигуленок». Начинаем обсуждать сроки сдачи второго пускового комплекса в эксплуатацию. В принципе участок готов. Уложено покрытие, стоит бортовой камень, заканчивается укрепление обочин, начата установка ограждений, отлаживается освещение, специальная бригада бетонирует кюветы, но многое еще не сделано. Начинаю говорить о проблемах, и так как под рукой ничего нет, для наглядности рисую пальцем на пыльном капоте. И вот солидные мужчины с азартом включаются в это. Капота «Жигуленка» нам хватило, чтобы конструктивно провести планерку.

 

Всех свободных рабочих подрядчики мобилизуют для посева трав на разделительной полосе и откосах. Это делается вручную. «Мостремонт» заканчивает монтаж ограждений, а «Индорзнак» установку дорожных знаков.

Вечером восьмого сентября еще раз выезжаю на трассу, на завтра назначена рабочая комиссия. На съезде в сторону Елыкаево укладывается верхний слой покрытия. Дальше одинокий экскаватор выправляет бровку земляного полотна. Отмечаю, что на съезде № 2 не покрашено ограждение, а на ПК 60 надо поправить обочину. По пустой дороге доезжаю до Лесной поляны. Начинает зеленеть травка на разделительной полосе. Проезжает автобус с дорожными рабочими. На обратном пути встречаю подрядчиков – технического директора «Кемеровоспецстроя» А.В. Галушкина и начальника ПТО Г.Н. Ивашину. Они тоже решили проверить дорогу перед завтрашней комиссией.

Девятое сентября. Пасмурный холодный день. Не везет нам с погодой, хорошо хоть дождя нет. Автобус стоит на кольце со стороны подъезда. Последними приезжают ребята из ГБДД. Начинаем с дороги Кемерово-Елыкаево-Старочервово. Измеряем ширину покрытия, обочин, расстояние до опор освещения. Спорим, насколько разметка соответствует дорожным знакам. Отмечаем то, что нужно переделать. Садимся в автобус и медленно едем по трассе. Периодически останавливаемся и проводим измерения, отмечаем недоделки и дефекты. Долго спорим на развязке в Лесной поляне. Начинается дождь. В штабном вагончике оформляем акт рабочей комиссии. Даем подрядчику срок на устранение недоделок до 18 сентября, на 19 сентября назначена приемочная комиссия. В оставшееся до комиссии время готовлю ведомости, расчеты, выезжаю на дорогу со стройнадзором, для проведения итоговой проверки, отслеживаю как идет устранение недоделок. Вместе с А.С. Белокобыльским встречаюсь с сотрудниками ГИБДД.

 Накануне еще раз проезжаю по дороге, чтобы убедиться, что все сделано. На подъезде шлагбаум, проезд для посторонних закрыт. Теперь дорога выглядит иначе. Асфальт помыт, отбита бровка обочин, обновлена разметка, установлены все знаки. Никого. Лишь на ПК 54 Мостоотряд № 89, возводит фундамент под опоры путепровода. Доезжаю до Лесной поляны и ради любопытства заезжаю в поселок. Здесь тихо и пустынно. Ряды нарядных коттеджей под разноцветными крышами. Почему-то вспомнилась зона из фильма «Сталкер».

 Хмурое утро 19 сентября. Опять собираемся на кольце, практически в том же составе. На фоне серого неба горят фонари, отражаясь в мокром асфальте. То, что вся дорога освещена, потом будет радовать водителей и страшно раздражать окрестных жителей. Автобус стоит на подъезде рядом со шлагбаумом. Проезжаем по дороге, фиксируем устранение недоделок и дефектов в штабном вагончике подписываем акт. Все вопросы сняты. Шлагбаум убран, движение открыто. Возвращаемся в город. На тротуаре уже лежат желтые листья.

****

Как рано нынче осень наступила

Осины вдоль дороги пожелтели

Мы торопились и все-таки успели

Хоть и не просто это было

 

Над нами небо потемнело и остыло

В тумане утра фонари горели

В машине стекла запотели

Так на дороге было холодно и сыро

 

Остались на обочинах опоры

Мы ожидаем на пустом бульваре

Забыты все волнения и споры

 

И вот уж двери открывают в баре

Спокойные ведем мы разговоры

И листья желтые лежат на тротуаре

 

 Потом появилось сообщение, что торжественное открытие дороги будет третьего октября с участием членов правительства. Новые хлопоты.

 

 В восемь утра третьего октября мы уже на дороге. Туман, но пока доезжаем до Лесной поляны, он рассеивается. Трибуна на обочине, флаги. Собираются подрядчики. У всех хорошее настроение. Приходит автобус с детьми, в разноцветных курточках и шапочках ребятишки смотрятся очень нарядно. На ребятах постарше голубые футболки с надписью «Единая Россия». Солнечный осенний день, погода как на заказ. Музыка, распорядители начинают репетицию встречи. Вначале десятого проходит машина ДПС и за ней большой автобус. Нас выстраиваю перед трибуной. Из автобуса выходят Шувалов, Жуков, Орлова, Тулеев, Михайлов и еще дюжина официальных высокопоставленных лиц. Поднимаются на трибуну.

Краткие речи, хвалят дорогу, выступают дети, и автобус двигается в сторону Лесной поляны, где намечены основные торжества. Рядом с таунхаусами виднеется большой белый шатер. Там будут вручать ключи первым жителям. С нами остается заместитель губернатора А.Н. Наумов. Начинается раздача грамот и премий дорожникам. В одиннадцать часов все кончается. Возвращаемся на работу.

С пуском второй очереди строительный сезон для нас не кончается. Теперь все силы были брошены на первый пусковой комплекс. Ставится задача до Нового года выполнить основную часть земляных работ, а всего их 1 860 тыс. м3. Смонтировать конструкции путепровода на ПК 54. Подготовить площадку для приема металлоконструкций пролетного строения, возвести опоры для путепровода на ул. Терешковой. Закончить монтаж водопропускных и арочных труб.

Земляные работы ведут «Планум» и «Кемеровоспецстрой». Начинается разработка резерва №1 и прилегающей к нему выемки, глубина которой доходит до 14 м. Сегодня откос выемки высится только с правой стороны дороги, слева, где был резерв, ровная площадка. Вскрыв верхние горизонты, строители упёрлись в скалу, которую не берут даже тяжелые бульдозеры. Заключается договор со специализированной организацией на буровзрывныё работы.

 

Вначале ноября выезжаем с А. Черновым на трассу. На подъезде нас ждет машина с милиционерами. Готовится взрыв. Нужно определить на месте, где выставлять ограждение, чтобы кто-то случайно не забрел в опасную зону. По технологической дороге едем вдоль выемки, где уже закладывают заряды. Останавливаемся в пойме р. Люскус. Впереди идет отсыпка насыпи, и четырехметровая труба уже не кажется такой большой. Молодой лейтенант удивляется: «А я и не знал, что здесь такая стройка идет». Рассказываю, что здесь будет. «Что то не верится»,. – отвечает он. Если честно мне и самому не очень верится, что в 2010 году мы все закончим.

Первый взрыв состоялся 15 ноября. Зрелище впечатляющее, но результат оказался не таким, как мы ожидали. Во взрывмассе оказалось большое число крупногабаритных обломков, которые не входили ни в один самосвал. Пришлось ставить гидромолоты, чтобы их раздробить. Потом еще несколько взрывов, уже в присутствии телевидения. Общий объем буровзрывных работ на дороге составил 870 тыс. м3.

 

«Планум», построив на своем участке ливневую канализацию и заложив дренаж, успевает вывести земляное полотно до проектных отметок. В начале ноября, проложив по дну лога временную дорогу, начинает отсыпку высокой насыпи в пойме р. Каменушка. Бригада М. Турко закончив устройство основания, за октябрь успевает смонтировать тело трубы. Погода портится, в начале ноября уже падает первый снег, становится холодно, что создает для ростовчан дополнительные сложности. В ноябре они приступают к устройству оголовков и бетонированию противоналедного лотка. В начале декабря температура опускается ниже минус30 градусов. Выполнив задание и поняв что такое Сибирь, ростовчане уезжают домой.

 

Начиная с 2008 года параллельно со строительством дороги Мостоотряд № 89 начал возведение путепроводов. По иронии судьбы это будут  последние его  объекты.  В 2009 году Кемеровский мостоотряд,  имеющий полувековую историю, перестанет существовать. Геннадий Иванович Черемисин – директор мостоотряда,  Олег Михайлович Трофимов и начальники участков Владимир Алексеевич Какин и Рашид Негомедзянов успеют выполнить основные  работы и разойдутся по другим фирмам.

Работы по возведению путепроводов велись практически одновременно, что позволило исключить простои механизмов и за два года построить два капитальных сооружения.  И когда агрегат «КАТО», заканчивал  бурение скважин под опоры на путепроводе ПК 54  его тут же  пригоняли на ул. Терешковой где начиналось  устройство фундаментов. Если путепровод на ПК 54 собирался из типовых сборных элементов и  имеет четыре пролета по схеме 18 + 24+24+12 метров, то путепровод на ПК 0 уникальное сооружение. Его проект был разработан московской фирмой  «Морисот». Неразрезное металлическое пролетное строение длинной 89,5 м, общим весом 386 т,   имеющее центральный пролет 42 м  было смонтировано  из отдельных секций на площадке со стороны кладбища и выдвигалось в пролет с помощью лебедок установленных на крайней опоре.  Это позволило  не прерывать движение по ул. Терешковой.   

 

Конец декабря. Солнечный морозный день. Планерку теперь начинаем на ул. Терешковой, где строится путепровод. Отсюда по заснеженной дороге спускаемся в пойму р. Каменушка. За ноябрь и декабрь «Планум» успевает поднять высоту насыпи на 6 м. Дорога уже принимает свои естественные очертания. Светлая, ровная поверхность насыпи со следами кулачковых катков. Грунт возят практически без перерыва, чтобы он не успевал замерзнуть. От работающей техники и от грунта, который вываливают КАМАЗы поднимается морозный туман. Укрытый белым пушистым снегом лес кажется сказочным. По заснеженному логу, где «Планум» возит грунт из резерва № 1, выезжаем на основную трассу. Здесь высятся горы заготовленного щебня. Дальше едем по технологической дороге. Замерзший грунт накатан тяжелыми самосвалами и по твердости не уступает бетону.

 Останавливаемся на ПК 40+80. Здесь СУМ-1 «Кемеровоспецстроя» строит арочную трубу длиной 69 м. для передвижения лыжников и любителей кататься на снегоходах. Руководит работами Валерий Владимирович Рыбаков. В начале трассы труба длиной 51,5м, для прохода на кладбище из деревни Красной уже построена. Не смотря на мороз идёт бетонирование фундамента. Свежеуложенный бетон укрывают «тепляками» и ставят тепловые пушки. Лаборатория «КузЦДИ» ведет постоянный контроль за набором прочности. Советы и консультации кандидата технических наук Геннадия Васильевича Савкина – неоценимы.

На ПК 54 тяжелые 24 метровые балки (вес крайних почти 40 тонн) монтируют двумя кранами прямо «с колес» и устанавливают на опорные части с точностью до сантиметра.

Возвращаемся в штабной вагончик, который теперь стоит в районе ПК 30. Подрядчики докладывают, что будут делать в январе. «Планум» и Мостоотряд уходят на каникулы до 11 января, а «Кемеровоспецстрой» продолжает земляные операции. Так заканчивается еще один год стройки.

 

Новый год начинается неспокойно. Прогнозы один мрачнее другого. Грянул кризис, и Россия посчитала своим долгом к нему присоединиться. Правительство, бодро заявив, что беда нас не коснется, в спешном порядке начало спасать банки, которые активно занялись валютными спекуляциями. В разных странах с кризисом боролись по разному. США в своей антикризисной программе записали: «выделить на строительство дорог и мостов 30 млрд. долларов». В других странах также увеличивается финансирование дорожных работ как одна из антикризисных мер. В России дорожные работы напротив сворачивают. Цены в наших магазинах в отличие от других стран быстро поползли вверх, видимо наши предприниматели таким образом решили стимулировать покупательскую способность.

 

В январе получаем рабочий проект на строительство первого пускового комплекса. Рассматриваем графики производства на 2009 год. Вопрос с финансированием не решен, но подрядчики, несмотря на морозы на свой страх и риск, продолжают трудиться. Стройка не останавливается. Скальные грунты позволяют разрабатывать выемки и отсыпать насыпи при отрицательных температурах. Задача на год: завершить земляные работы (осталось еще 550 тыс. м3), закончить вынос и переустройство коммуникаций и практически завершить строительство путепровода, на ул. Терешковой, чтобы по нему можно было открыть движение технологического транспорта.

 

В конце апреля – очередная проверка. Едем по сданному в эксплуатацию второму пусковому комплексу, а потом пешком проходим пять километров – весь строящийся участок до ул. Терешковой. В комиссии забавный старик, ко мне он проникся непонятной симпатией и даже доверяет свой фотоаппарат. На трассе разговор все время предваряет одной фразой «А вы согласны, что это у вас неправильно». Мы конечно не соглашаемся. Споры продолжаются и в кабинете, но как всегда прав тот у кого больше прав, в результате получаем кучу замечаний типа: «На строительной площадке путепровода на ПК 0 завезены сборочные конструкции стальных пролетных строений и уложены на деревянные подкладки толщиной 50 мм (нарушение п. 7.4 СНиП 3.06.04-91 – подкладки должны быть толщиной не менее 150 мм». Фактически подкладки просто вдавлены в щебенку весом конструкций.

 

 Еще ведутся работы на первой опоре, а у опоры № 4 уже укладываются шпалы, монтируются накаточные пути, по которым будет двигаться пролетное строение, устанавливаются устройства скольжения и лебедки, начинается сборка блоков главных балок. Всего в поперечном сечении пролетное строение имеет четыре главные балки, на которые опирается так называемая ортотропная плита (сплошная, металлическая плита на которой располагается конструкция проезжей части). Особо ответственная операция – её сварка. Этим занимается бригада дипломированных сварщиков из Новосибирска. Для проверки качества сварных швов заключаем договор со специализированной организацией.

В июне минуем третью опору, и теперь аванбек уже нависает над ул. Терешковой. Еще раз даю задание геодезистам ООО «Геоком» проверить высоту подвески контактного провода троллейбуса, что бы не задеть его пролетным строением.

Очередная неприятная новость. Из Москвы приходит указание уменьшить стоимость работ на 105 млн. руб. Правительство почему-то решило, что в кризис дорожное строительство должно резко подешеветь, хотя цены в магазинах говорят другое. Теперь подрядчикам платим с коэффициентом 0.84. Они возмущаются, но терпят.

Основные силы мостовиков сосредоточены на ул. Терешковой, где продолжается монтаж и надвижка пролетного строения. В августе аванбек доходит до опоры № 2, и в начале сентября мы впервые пешком переходим на другую сторону ул. Терешковой по путепроводу. Однако дел еще много. Необходимо демонтировать вспомогательные устройства, опустить пролетное строение на опорные части, установить переходные плиты, которые обеспечивают плавный въезд на путепровод, сделать гидроизоляцию и уложить асфальтобетонное покрытие. Только в середине октября через путепровод пошли первые машины с грунтом, и стала возможным разработка выемки на развязке.

 

 В начале октября на две недели попадаю в кардиоцентр. На стройке меня заменяет Надежда Викторовна Дрязгина. Опытный и чрезвычайно скрупулезный куратор. В дальнейшем мы вместе будем работать до окончания строительства.

 

 До ноября строители не только заканчивают земляные работы, за исключением участка от ПК0 до ПК 7+50, но  успевают уложить бетонное основание на протяжении 3.8 км и закрыть его одним слоем асфальтобетона. Сезон подходит к концу, снег покрывает полотно дороги, путепроводы, откосы насыпей и выемок. И только в районе р. Каменушка да на ПК 0 до конца ноября продолжаются земляные работы. Подрядчики закрывают водопропускные трубы и начинают заготовку материалов на следующий год. Теперь щебень складируют прямо на дороге. Наступает аномально холодная зима 2010 года. В январе и феврале температура опускается до минус 42. Стройка замирает.

 

После Нового года, открывается финансирование. Всего до конца стройки предстоит выполнить работ на 480 млн. руб.

В феврале приезжает с очередной проверкой Росдортехнология.

В марте начинается расчистка дороги и путепроводов от снега и подготовка к пропуску паводковых вод. Особенно сложная обстановка на ул. Терешковой. Вся вода по лоткам проезда, начиная от Соснового бульвара, идет через развязку. Вместе с проектировщиками решаем, какой будет конструкция стенки № 6 вдоль ул. Терешковой, удерживающей откос со стороны кладбища. Останавливаемся на конструкции из габионов. Но если оголовки у труб, выполненные из габионов, имели относительно небольших размеров, то стенка получилась длиной 200 пм. Хочется, что бы стенка эффектно смотрелась, поэтому выбираем для ней темный камень Барзаского карьера. В мае «Кемеровоспецстрой» самостоятельно приступает к сооружению подпорной стенки. Весь откос выше стенки потом затягивают металлической сеткой – так называемая система «Стилгрид».

В апреле с южной стороны на откосах еще лежит снег, но дорога уже подсыхает и начинается установка бортового камня вдоль разделительной полосы, всего 11 200 пм. В мае начинается укладка среднего слоя асфальтобетона и засыпка разделительной полосы.

В июне - новая неожиданность. Поступает команда, строительство дороги закончить на месяц раньше срока, то есть до конца сентября. Во всех этих досрочных выполнениях нет никакого практического смысла. Но желание отрапортовать, что сделано раньше срока просто непреодолимо. Начинаем пересматривать графики, которые и так довольно напряженные. Теперь еженедельные планерки, где решаются все технические и организационные вопросы, ведет главный инженер дирекции Алексей Семенович Белокобыльский. Времени катастрофически мало.

Очередная проверка стройнадзора. Есть время на минуту остановиться, и посмотреть, что сделано. Со Светланой Анатольевной Груздевой выезжаю на трассу. На ПК 0 нас ожидает подрядчик. Осматриваем подпорную стенку из габионов. Ровные ряды темного камня, затянутые в металлическую сетку. «Кемеровоспецстрой» освоил и это ремесло. По съезду №2, где отсыпают щебеночное основание, выезжаем на дорогу. В районе р. Каменушка уже устраивается щебеночный подстилающий слой, дальше едем по практически готовой дороге. На обочинах стоят столбы освещения, большая часть разделительной полосы уже засыпана растительным грунтом. В пойме р.Люскус укладывается бетонное основание по левой полосе. Здесь высота насыпи 23 м, и ей дали постоять зиму, чтобы она осела. По пешеходной трубе проходим на другую сторону насыпи. И хоть труба не очень длинная, 69 пм, и довольно просторная, по ней свободно любая легковая машина, все равно внутри довольно неуютно. Откос выемки на подходе к транспортной развязке на ПК 54 уже начинает зеленеть. По третьему съезду заезжаем на путепровод. Отсюда открывается прекрасный вид на дорогу. Справа по готовому участку уже идет движение, а слева далеко виден первый пусковой комплекс и неясный силуэт города. На балках уже положен, бетонный выравнивающий слой, который закрывает гидроизоляцию. Здесь еще предстоит большая работа по укреплению конусов, установке лестниц и лотков для сброса воды. Отсюда едем в штабной вагончик, где подрядчики уже приготовили для проверки исполнительную документацию. В город возвращаемся уже под вечер.

 

Теперь бываю на стройке практически ежедневно. Проблем здесь хватает. Большая часть дороги проходит в городской черте поэтому пришлось переустраивать коммуникации: семь линий электропередач, восемь линий связи, три водовода, линия освещения и контактная сеть троллейбуса на ул. Терешковой. А тут еще владельцы магистрального канализационного коллектора, что идет из Рудничного района вдоль западной стороны ул. Терешковой на станцию перекачки, требуют проложить новый – на участке транспортной развязки. Приступили еще в мае, но сразу возникли сложности. При таянии снега стало затапливать котлован. А тут ещё технические вопросы: как подсоединить новый участок к действующему коллектору и, самое смешное, в России не оказалось чугунных труб нужного диаметра. Пришлось везти трубы из Китая.

В июле там, где готова дорожная одежда, начинается монтаж прикромочных лотков, а их 6000 пм, и барьерного ограждения, его на трассе 11830 пм. Параллельно устраиваются нагорные канавы, быстротоки и прокладывается кабель освещения.

 Не успеваем оглянуться, как наступает август. Закончен путепровод на ПК 54. Мостовики переходят на ул. Терешковой. Дорожники укладывают асфальт на съездах транспортной развязки.

 

Конец августа. 15 сентября – рабочая комиссия,. Нет светильников на ул. Терешковой, не готова нагорная канава на ПК 44 и сбросы на ПК 6+50 слева. Не покрашено ограждение, не установлены дорожные знаки. Не рекультивирован полностью резерв № 1. Мостовики никак не доделают лотки на путепроводе. Масса мелочей, о которых нужно помнить. Приходится задерживаться на стройке до вечера. Трудимся весь световой день. Основная тяжесть ложится на молодых инженеров Сашу Лиз и Владимира Дербенева из «Кемеровоспецстроя», Павла Ильина и Андрея Изотова из «Планума» им помогают еще более молодые мастера.

Теплый день, второе сентября. Мы с А.Черновым стоим на краю бора. На противоположенной стороне ул. Терешковой монтажники висят прямо в середине откоса, забивая анкера, которыми крепится сетка«Стилгрид». Развязка начинает приобретать законченный вид. Спланированы и засыпаны растительным грунтом откосы и внутреннее кольцо. Вместе с мастером решаем, как лучше разместить нагорную канаву, что идет вдоль съезда поднимающегося на путепровод и будет перехватывать талые воды из бора. Пешком возвращаемся, садимся в машину и едем по трассе. На ПК 5 «Кемеровоспецстрой» заканчивает устройство быстротока, по которому вода будет сбрасываться в р. Каменушку. Едем до конца трассы. Часть ограждения уже покрашено, зеленеют откосы и разделительная полоса, стоят дорожные знаки, нет только разметки. На свежий асфальт падают первые желтые листья.

 

Этот день врезался в память еще и потому, что вечером у меня на руках умерла мама. Она прожила долгую и, наверное, не очень счастливую жизнь, как и многие из ее поколения, на чью долю пришлась война, восстановление страны и много обещаний прекрасной жизни, которая так и не наступила.

 

Десятого сентября выезжаем на стройку вместе с главным инженером. Алексей Семенович хочет на месте оценить обстановку и решить, насколько реально собрать рабочую комиссию 15 сентября. Со стороны Рудничного района по ул. Терешковой подъезжаем к развязке. На третьем съезде заканчивают устройство водоотводных лотков. На обочинах уже стоят опоры освещения. По четвертому съезду поднимаемся к путепроводу. Откосы уже спланированы, отсыпаны обочины, на светлой щебенке лежат балки ограждения. Специальная машина забивает стойки. Это работает «Мостремонт». Здесь же прораб мостоотряда. Когда будут навешивать балки, их нужно состыковать с ограждением на путепроводе, у них разная конструкция. На путепроводе балки ограждения пока сняты и лежат на асфальте. Тут только что уложили верхний слой покрытия. Бригада мостовиков возятся со сбросами на подходах. Едем дальше по дороге. Ограждение уже смонтировано, но покрашено не везде. На первый взгляд дорога готова. Но только на первый взгляд. Не выполнен гаситель на ПК 40+50 справа, не поправлен откос у арочной трубы. Плохо выполнен стык на покрытии, нужно заставить подрядчика снять покрытие и уложить его заново. Доезжаем до ПК 54. Радует взгляд красавец путепровод. Здесь было решено отказаться от традиционного бетона и укрепить конусы георешеткой. Как и все новое вначале это вызывает раздражение, но потом дело налаживается. Путепровод с этими конусами смотрится. Обратно возвращаемся по левой полосе. На дороге встречаем заместителя директора «Кемеровоспецстроя» Анатолия Семеновича Частякова. В вагончик не заезжаем, планерку главный инженер проводит прямо на дороге. Договариваемся, что рабочую комиссию проводить можно, и расписываем сроки окончания работ.

 

Накануне заседания рабочей комиссии еще раз проезжаем по дороге и проводим последнею планерку. Обговариваем с генеральным подрядчиком все организационные вопросы. Записываем последние замечания. Надежде Викторовне и Ольге Анатольевне Терентьевой, инженеру «Кемеровспецстроя», которая все эти годы аккуратно вела исполнительную документацию, поручается подготовить акт рабочей комиссии, а это солидный документ – 23 страницы текста, ведомостей, таблиц и схем.

Утро 15 сентября. Проезжаем по пустой дороге до ПК 54, где собираются члены рабочей комиссии. Все оживленно обмениваются впечатлениями, некоторые оказались на дороге впервые. Председатель комиссии Владимир Арсентьевич Скрыльников – начальник отдела эксплуатации дирекции. Официально в составе комиссии одиннадцать человек: представители городской администрации, ГИБДД, проектировщиков, различных служб, которые будут эксплуатировать дорогу, но фактически участников вдвое больше. По традиции фотографируемся на память. Первые замеры, замечания, которые записывает Надежда Викторовна. Поднимаемся на путепровод. Проверяем высоту ограждения, ширину проезжей части, общую ширину, разметку, крепление балок, качество покраски. Записываем: выполнить планировку местности на ПК 55+30 слева с засыпкой пониженных мест. К приемочной комиссии замечание устранили и на этом месте во время торжественного открытия, куда нас не пригласили, были посажены елочки. С путепровода открывается прекрасный вид на дорогу. В туманной дымке горит освещение. Садимся в автобус и едем дальше. Время от времени по просьбе членов комиссии останавливаемся. Они осматривают искусственные сооружения, сбросы, выходы ливневой канализации, делают замеры, проверяют расстановку дорожных знаков, разметку. На дороге еще продолжаются работы, где-то не докрашено ограждение, не выполнена планировка резервов, не подсыпан растительный грунт на откосы. К полудню доезжаем до ул. Терешковой, останавливаемся на путепроводе. Внизу идет интенсивное движение. Сотрудники ГИБДД замечают, что после устройства переходно-скоростных полос разметка ул. Терешковой, которую выполнили городские дорожники, не соответствует нормам. В акт комиссии записываем: Выполнить демаркировку ул. Терешковой на участке транспортной развязки и восстановить ее по проекту. Большие споры вызывает и примыкание съезда № 3 к ул. Терешковой, но и тут в конце концов приходим к консенсусу. Возвращаемся в вагончик, и пока комиссия пьет чай, оформляем ведомость недоделок. Дефектов в этот раз комиссия не обнаружила. После подписания акта все разъезжаются по своим делам. Я остаюсь в вагончике, чтобы обсудить с подрядчиками, как будем устранять отмеченные недоделки. В тот момент приемочную комиссию намечали на 20 сентября, позднее срок перенесли на четыре дня.

Накануне проведения приемочной комиссии стоял прекрасный солнечный день. Фотографируем пустую дорогу, которая сверкает на фоне начинающего желтеть леса. Потом эти фотографии будут мелькать в журналах и буклетах, на календарях и стендах. Тридцать восемь месяцев назад здесь были заросшие кустарником лога и пустые поля, а теперь под колесами шуршит черная полоса асфальта. Дорога так вписалась в ландшафт, что стала его украшением. Через месяц я ехал по дороге с незнакомым водителем. Мы молчали, а потом он сказал – хорошая дорога, надо бы везде такие строить, и я с ним согласился.

 

PS. На мой выбор профессии, в какой то степени повлиял роман Г.Н. Гарина-Михайловского «Инженеры». Я хочу надеяться, что, может быть, какой-нибудь молодой человек, прочитав эти заметки так же осознано выберет свою профессию, или наоборот не выберет.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.