Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Владимир Переводчиков. Вольф Мессинг. Чародей или лицедей?

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Человека мучает всё, что непонятно. Разгадка таинственного приводит к временному удовлетворению, разочарованию и, стало быть, к облегчению и к апатии, потере интереса к тайне.

Альтруистов загадочное явление иногда приводит в восторг. Они обеими руками «за», потому, что неведомая сила по их мнению принесет людям пользу. Когда-нибудь, но принесет. Все эти представления находятся в одном крутящемся клубке. Вольф Мессинг в своё время выполнял важную функцию. Но то, что земля плоская когда-то тоже считалось неоспоримым понятием. Ныне другие времена. Пора поставить всё на свои места. И в суждении об искусстве Мессинга я не первый «сомневающихся», надеюсь, – и не последний, потому что фигуру Вольфа Григорьевича (Гершиковича) мы сделали, не осознавая того, одиозной. Так же, как и фигуру Симона Волхва из Самарии – прообраза легендарного доктора Фауста, о котором создано разными авторами более десятка произведений. Заключающим стал Гёте.

Хотя ныне не он стоит замыкающим в этой шеренге. Американская писательница Анита Мейсон в 1983 году в Америке издала книгу «Иллюзионист». На русский язык она переведена Санкт-Петербургским издательством «Азбука-классика». Герой книги – чародей Симон реально бытовавший человек в эпоху Иисуса Христа. Повествование начинается с художественного приукрашивания. Иллюзионисту приписала полет в воздухе. Но публицистку Мейсон в этом обвинять нельзя. Она наверняка видела полёты иллюзионистов (Копперфилд) и даже летающее пианино с пианисткой (Джон Калверт). С Калвертом я знаком лично. Он подошел ко мне после конкурса иллюзионистов Международного Магического Братства в Балтиморе (США). До этого в театре демонстрировали фильм, где он с заклеенными черным скотчем глазами, управлял самолётом в воздухе. Об этом чуть позже.

Вероятность «Чтения мыслей» открыл американец Броун. В чём и оказался не прав – мысль прочесть нельзя. Можно угадать намерение индуктора. Бишоп и Кумберленд познакомили с этим явлением Европу. Независимо друг от друга, Карпентер – начал проводить опыты в Англии. Преер – в Германии. Но они ещё не знали сообщение Бирда, врача из Нью-Йорка, про «дрожательные движения». Впоследствии эти движения русскими исследователями были названы «идеомоторным актом». Идео – мысль, мотор – движение. Думая человек совершает мало заметные движения. Пример: копает человек лопатой землю, освобождая забуксовавший автобус, вы, с досадным нетерпением наблюдаете в стороне, заметьте – напрягается ваша мускулатура непроизвольно перманентно. Вы, как бы, мысленно помогаете скорей освободить автомобиль.

Но вернёмся к Мессингу. Человека оскорбляют не только унижением, но и незаслуженным восхвалением. Восхваление частенько оборачивается лестью. Пора перестать льстить бывшему обитателю нашей планеты, над которым теперь навсегда «небо в алмазах». Ему теперь всё равно. Всё одно, что о нем говорят. Немало льстецов было и при его жизни, и – после. Они не понимали сути его работы (работы, а не творчества). И поэтому «додумывали», и приписывали Мессингу то, что он был не в силах сделать. Чего не в силах сделать ни один человек. Творили легенду, «выстраивали» кумира. Чтобы нам пойти дальше, надо вспомнить цитату.

«Я восхищаюсь наукой, но я восхищаюсь и мудростью» (Антуан де Сент Экзюпери). Искусство не отвечает на вопросы – оно их ставит. Слава Мессингу, что он перед советским человеком поставил один из глобальнейших вопросов: «Можно ли прочесть мысль?» Но он на него не ответил, потому, что сам не знал – можно ли.

            Вольф Мессинг увлекся «чтением мыслей» в Польше, развлекал этим близких. Выступал в клубах. Он откровенно раскрыл весь механизм «чтения» Игнатию Шенфельду в статье «Я телепат», опубликованной в газете «Советская Россия» за 17 сентября в 1989 году № 215 (10066). Когда Гитлер пришел к власти, Мессинг эмигрировал в Россию и первый познакомил, - не беря во внимание «Железный» занавес российского зрителя с «чтением мыслей», который, не поняв его, сделал из него кумира, гениального человека, телепата. Ведь всё, что непонятное и таинственное – страшнои привлекательно. Ведь мысль - самое высокое творение природы. Она никогда не будет расшифрована, и человечество давно поняло, что мысль поймать нельзя. Из восторженных уст в уста передавалась новость, что он «читает мысли». В Германии на этом поприще подвизался чех – некий Ганнусен, или Ханнусен - прорицатель, выведенный в романе-эпопее Эрвина Штритматтера «Чудодей». Нацисты уничтожили Ганнусена в 1933 году, не потому, что он слыл могущественным чародеем, а поняли всё его шарлатанское нутро, его нелепые разноречивые предсказания. Которые фактически были фокусами. Более правдоподобнее другая версия: Ганнусен был ростовщиком, и один его должник не хотел расплачиваться с ним.

  Позволительно ли полемизировать с большими авторитетами? Хотя некоторые из них дутые. Не хочу спорить, но хочу высказать свое мнение. Или, как хотите, некоторые сомнения.

            Вольф Григорьевич Мессинг хороший эстрадный артист, но не гениальный предсказатель. Он демонстрировал на сцене «опыты», которые до него, после него и даже при нём, повторяли многие. Эти опыты проскопии или дивинации запросто можно назвать фокусами. Коль в народе Мессинг слывет гениальным, то попробуй, убеди любого обывателя «в обратном». «Проскопия» - это, как бы научное предвидение, а «дивинация» - подсказанное свыше таинственными силами. Гитлер ссылался на дивинацию. Ему якобы подсказано было свыше, во время Первой мировой войны, уйти от группы солдат. Не понятно - почему, отойдя в сторону, он увидел взрыв на том месте, где только что находился, и один остался в живых, благодаря провидению свыше.     

Теперь доверимся мнению скептиков, что из-под любой повязки можно подсмотреть. У некоторых учащенно бьется сердце, когда канатоходец, ступая на свободно висящую проволоку или канат высоко над ареной, надевает черную повязку. Они не знают, что напяливает он её для усиления эффекта. Через черную повязку видно все. И если в этот момент погаснет в цирке свет – он неминуемо сорвется с этого шаткого сооружения.

Если кто-то помнит первую публикацию в журнале «Наука и религия», «Вольф Мессинг «О самом себе», то не забыли и документальные снимки, где Мессинг проводит опыты обязательно в контакте со зрителем. То есть его перципиент держит за руку. Сам он – реципиент. Повязка в данном случае вовсе не нужна. Он прекрасно видит пол. А большего ему и не надо. Важно, что он может найти нужный ряд.

            Поскольку я сам проводил много лет, так называемые психологические «опыты» и был азартным зрителем телевизионного фильма «Вольф Мессинг», считаю себя обязанным внести некую ясность, пролить свет на одиозную фигуру. Не собираюсь укорять авторов этого фильма - режиссеров Ускова и Краснопольского, сценариста Володарского. Кинокартина все же художественное произведение, и вымысел там может быть, с разнообразным приукрашиванием. Картина, на мой взгляд, удалась. Если образ Мессинга выписать таким, каким он был на самом деле, то и смотреть нечего.

             Слово спецкору «Комсомольской правды» Николаю Варсенгову о беседе с академиком Евгением Александровым, доктором физико-математических наук. «Наш разговор состоялся еще год назад, но по каким-то мистическим причинам не был предан огласке, и теперь, когда на экране всплыл образ легендарного Вольфа Мессинга, наверное, самое время вернуться к нашей прошлой беседе.

            - В Мессинге я разочаровался еще в ранней юности, рассказывал Александров. – Однажды мы с моей мачехой пошли на его сеанс. Он там такое творил! Мессингу завязывали глаза, он просил кого-то из зрителей спрятать в зале предмет. А потом с этим зрителем, как бы читая мысли его, шел по залу и находил спрятанное. И в этом решила поучаствовать моя мачеха. Как она после рассказывала, мы, говорит, идем, а он шипит мне в затылок: «Ну, помогите же мне! Помогите!» Мне, говорит мачеха, стало жалко его, и я привела Мессинга куда надо. Не сомневаюсь, что он и с другими проделывал тот же фокус.

Чуть позже объясню ошибки обоих, а это были именно ошибки.

Как бы ловчее начать. Я с незапамятных времен любитель пельменей, настоящих сибирских, а не магазинных. Тогда я занимался (третий раз) в студии ВТМЭИ (Всероссийская Творческая Мастерская Эстрадного Искусства), в Москве. Раздался телефонный звонок, не знакомая мне женщина пригласила на пельмени. В гостях у нее будет много экстрасенсов. Собралась компания чуть меньше десятка человек. Я в экстросенсорику верил, остаюсь ей и поныне верным. Знакомя со всеми, меня как-то особо представили молодцевато подтянутому седому человеку с усиками. Это был московский целитель Владимир Иванович Сафонов. Я про него ничего не знал. И мне пофартило одному из этой людной пельменной компании. Через недолгое время Сафонов пригласил меня на свои четверги, куда собирались люди интересующиеся парапсихологией. К нему приезжали психологи из космического городка. Приезжали даже из Архангельска - специально. В ранний период постоянными гостями были Сергей Владимирович Михалков и Владимир Андреевич Мезенцев, главный редактор замечательного журнала «Наука и религия», бывший главный редактор журнала «Знание – сила». При первом разговоре, после того, как я показал свои эксперименты, Сафонов спросил меня, как я отношусь к сеансам Вольфа Мессинга. Я ответил, как знал и чувствовал: «Мессинга мне пришлось видеть на сцене три раза. Первый раз в Москве, в театре «Ромэн» в 1967 году и два раза в Красноярске, в театре им. Пушкина в конце семидесятых. Никакой гениальности в нем я не увидел. Работал он на одних и тех же методах, способах и на наработках. Всё те же номера, что и раньше. Администратор Стрельцова Галина Петровна, проводившая его сеансы, в Театре им. Пушкина привела меня в гримерную комнату, где Вольф Григорьевич коротал время между двумя концертами. У меня было намерение познакомиться с маэстро, но он оказался не в духе, какой-то квёлый. Причем ничего свежего в его репертуаре не появилось. И мое намерение пропало. Мессинг возмущался, что задания стали неинтересные. И на сцену выходят «помощники смерти», только для того, чтобы разоблачить его. От одного старого артиста я услыхал, что его наводит на действие ассистентка – она же и ведущая. Она же и выбирает записки с заданием. Якобы самые трудные и интересные. На втором концерте, стоя за кулисами, я больше наблюдал за ассистенткой, и окончательно убедился, что Мессинг – фокусник.

Неужели в городе не нашлось бы умного человека, который бы выбирал интересные задания. Информация, выложенная на бумагу, это уже не мысленная информация. Ведущая говорит, чтобы испытуемый обязательно писал в своей записке ряд и место, где сидит человек, которого надо выводить на сцену. Для чего? Для того, чтобы эта информация стала открыта для ведущей, которая особым кодом будет передана мастеру психологических опытов. Можно было записку отдавать человеку незнакомому. А при окончательном исполнении её мог прочесть тот же хранитель. Я уверен, что многие задания ассистентка придержала у себя – они были вне их кода.

           

Повторюсь, создателей художественного фильма о Мессинге ни в чем винить нельзя. Это художественное произведение и там любая вольность позволительна. Как, допустим в картине про Чапаева его встреча с капелевцами, которой на самом деле никогда не было. Не было и Анки-пулеметчицы. Была, правда, Анна жена Фурманова, за которой «ухлёстывал» легендарный полководец. Мне посчастливилось быть знакомым с зачинателем советского портретного грима в кино, Антоном Иосифовичем Анджаном, который гримировал всех артистов исполнителей роли Ленина – Щукина, Штрауха, Смирнова, Каюрова. Он же гримировал артиста, играющего в фильме роль Чапаева. Я бывал у него раза три в квартире на Смоленской площади и за 14 дней до его смерти в его новой квартире, на проспекте Мира (под их квартирой магазин «Океан»), где живет его дочь Мариэтта Антоновна, первая жена Михаила Козакова. После выхода на экран люди толпами шли на фильм «Чапаев» со знаменами, но в рекламе даже не упоминали фамилии главного исполнителя роли.

Я уклонился от основной линии. Как уже говорилось, при первом посещении квартиры Сафонова, я показал эксперименты: уходя в другую комнату, я мысленно приказывал моей помощнице, стоящей среди присутствующих, - упасть в ту или иную сторону. Что и подтверждала женщина, стоящая в прихожей и видящая меня и мою подопытную-реципиента. Как помню, первой была рекордсмен мира, заместитель главного редактора издательства «Физкультура и спорт» Евгения Андреевна Петровская. А еще хорошо помню ее помощника Владимира Трепетцова. При эксперименте присутствовала и известная целительница Людмила Бенсуевна Ким.

Оставив реципиента среди присутствующих, я уходил в другую комнату. Меня видела женщина. Я приказывал, показывая жестами, в какую сторону должно потянуть подопытного. И всё получалось. Сафонов позвонил Мезенцеву Владимиру Андреевичу. Меня попросили проделать опыт. После чего познакомили с Мезенцевым. Тёзка настойчиво пригласил меня, приехать к нему в гости на ул. Б.Галушкина, 22, недалеко от ВДНХ.

Жена его Татьяна Владимировна – экс-ведущая и ассистентка Вольфа Мессинга. О Мессинге она выражалась только в превосходной степени. Это, по-моему, не нравилось Владимиру Андреевичу. Мне же как гостю в семейные дела вмешиваться не подобало. В то время как раз и вышла в журнале «Наука и религия» статья «Вольф Мессинг о самом себе». Хотя написал ее Михаил Хвастунов. После того, как наедине я продемонстрировал моему тёзке несколько фокусов, похожих на эксперименты, и провел несколько экспериментов, у нас с Владимиром Андреевичем появились доверительные отношения. Он показал фотографии, на которых снят В. Мессинг. Такие же фотографии я видел у Владимира Ивановича Сафонова. Тому я ничего не сказал, а с Мезенцевым у нас получился откровенный разговор: «Что за черта (меловая) на полу?» - спросил я Мезенцева. Тот ответил: «Мы проверяли Вольфа – он должен был повторить маршрут нашего ассистента. И он выполнил с большой точностью». Я засмеялся и сказал, что мастер психологических опытов (фактически – фокусов) провел вас всех, как несмышленышей. Вы, пять ученых мужей, влипли в историю. Неужели среди вас не нашлось человека, который бы сказал: «Ладно, пусть Мессинг без повязки на глазах, войдет в комнату. А войдя, пройдет по маршруту и повернется столько раз, сколько повернулся наш ассистент, и там где он повернулся. И подойдет туда, куда подходил ассистент. И всё! Он бы не смог повторить это простое действие – никогда! Ни-ког-да!» – Почему?» - «Из-под любой повязки можно подсмотреть» - «Не может быть!» Мне пришлось доказывать принципиальному литератору, который написал несколько томов «Энциклопедии чудес». Написал книгу «Человек ищет чудо». Много статей, посвященных теистким и атеиским темам.

 Мне пришлось рассказать Владимиру Андреевичу про беспроигрышный трюк Мессинга. Маэстро, еще не надев повязки на глаза, по тайному коду своей ассистентки знал, где сидит его первый подопытный. И индуктор, который не собирается ставить ему палки в колеса, поведёт его именно к тому месту. А кто хочет помешать – поведет его в другую сторону. В любом случае мастер уйдёт далеко от нужного места, приговаривая: «Думайте, думайте, куда я должен пойти». Вдруг чудодей останавливается на мгновение, потом сам тащит своего ведущего к нужному месту. И у ведущего не остается сомнения, что Мессинг прочел его мимолётные мысли. Дальше, еще проще. Ассистент и исполнитель знают, к какой группе относится фокус. Многолетний опыт вынудил исполнителя, разделить все «опыты» на группы. Допустим, их оказалось много, скажем 5. Пальцами левой руки, не привлекая ничьего внимания, ассистентка покажет номер группы. Это в случае, если концерт повторный на той же площадке. А в обычном концерте исполнитель знает, какая группа опытов, за какой.

Никто не задумывается, зачем ассистентке стол. Неужели она один час или меньше не может постоять, как ведущая любого концерта. Или просто посидеть на стуле перед зрителями.

 

Вот слова ведущей, предваряющие сеанс психологических опытов:

- Уважаемый товарищ: любой сложности вопрос изложите кратко. Задание только на физическое действие. Примеры:

1. Подойти к 4 ряду и сидящего на 7-м месте Фёдорова вывести на сцену.

2. Вывести на сцену Гену Воронкова, снять с него часы и пристегнуть их к петле пиджака вашего ведущего. Гена сидит в третьем ряду на 18 месте.

3. На 22 ряду сидит женщина с красной сумочкой, моя мама, в сумочке книги, выберите книгу «Таксопарк», вынесете на сцену. На 1-м ряду сидит мальчик Дима, место 6-е. Снимите с него значок А.С.Пушкин и иголкой значка проткните букву «с» в слове «существует», страница 149, 3 строка сверху.

Чтобы после выполнения задания записку могли прочитать, пишите крупно и разборчиво.

Желаем ВАМ придумать интересное задание. Успехов!

В данном случае задание многосложное. Обычно пишут его на одно конкретное действие. Но как много говорят эти слова о способностях маэстро! Многажды приходилось слышать о Мессинге из телепередач. Мне кажется, ближе всех к истине Михаил Иванович Буянов, сосед Вольфа Гершиковича. Актер театра на Таганке Борис Хмельницкий опрометчиво оклеветал себя на всю Рассею по телевизору. Вольф Мессинг не смог избавить его от заикания, что не самое сложное для гипнотизера. Но он напутствовал его пойти в театральное училище «всё будет хорошо». Стало быть, если бы не Мессинг, у Бориса бы не хватило силёнок или способностей выдержать этот экзамен. Да вы только посмотрите на внешность Хмельницкого. Одно ваше предчувствие не обманет, что это прирожденный актер. Что же в приемной комиссии сидят неразумные люди?.. Всякому станет ясна эта «залепуха».

Вольф Мессинг рано понял, что за ним гонятся, но не хотят догнать. Устроителям его сеансов выгодно держать его на плаву. Выгодно и организации поддерживать такого «зарабатывателя». А уж какое счастье корреспонденту написать хвалебную статью о творителе чудес и маленечко приукрасить. Мале-е-енечко.

А что касается его «подарка» государству в виде «завернутого» в упаковку самолетика, так это «уточка с прибауточкой». Он не дарил – его заставили. Миллионер среди войны, да еще в Советском Союзе – неправдоподобие.

Его мечте, купить «Шевроле» и замок в Польше, не суждено было сбыться никогда.

Что он проводил сеансы гипноза, может быть, кто-нибудь припомнит? Правда, ни один из очевидцев его выступлений на сцене подтвердить этого не мог. Хотя газетные заголовки кричали: «Великий гипнотизер».

Выразительно пожимали плечами и Владимир Иванович Сафонов, и Владимир Андреевич Мезенцев. Хотя после их комиссии Мессингу была открыта новая широкая дорога.

Ну, право дело – не мог же он при жизни признаться, мол, извините – я вам закручивал мозги фокусами. Вы же сами хотели видеть во мне чудодея, необыкновенного человека, гения. А то, что написал «О самом себе», так пойдите, докажите, что это не так. А потом, с моих слов писал Михаил Хвастунов. Я же грамоте не обучен. Тем более русский язык знаю с пятого на десятый.

8 ноября 1974 года на 76 году жизни артист умер в московской больнице одиноким, всеми забытым стариком. Жена его давно умерла, детей не было. Тоже загадка – умер в 74 году, а статья в газете «Советская Россия» датирована сентябрем 89 года. Подозрительный срок инкубации.

Нельзя ни в коем случае умалять заслуг артиста Вольфа Мессинга. Положенное ему на этом свете он выполнил. Ему повезло… или не повезло.

Да, чуть не забыл рассказать, как Джон Калверт с заклеенными черным скотчем глазами поднялся в воздух, пролетел много километров над землей, приземлился точно там, откуда поднялся и все с заклеенными глазами. Такого не может быть. Действительно, не может. Но фокусник может смело сказать, что внушить такое абсолютно можно. Каким образом? А очень просто. Из пальцев перчаток, абсолютно незаметно со стороны, торчат концы кнопок. И заклеив глаза, прижавши скотч несколько раз этими кнопками, можно проделать несколько отверстий в которые будет видно все. Не верите? А вы проверьте. И Калверт ведь не дает свою повязку кому-то в руки. Он ее сдирает с окосиц и сминает. Она теперь ему не нужна. И пораженный зритель никогда не спросит. Как происходит это на самом деле.

Теперь немного рассуждений по поводу.

«Бойтесь своих мыслей – они сбываются». Это не мои слова, но не скрою искушения присвоить их. Беря в руки книги, наставления по волхованию, колдовству, экстросенсорике, учебники подобного рода – советую быть осторожными. Священник Отец Александр Мень в беседе с народными целителями и экстрасенсами заметил, что всё-таки БОГ не случайно скрыл от человека некой завесой мир тонких материй, что проникновение за эту завесу, по его наблюдениям, несет много несчастий самим экстрасенсам или их семьям. Это, смотря как будет, понято и принято к действию. Опасно, когда не очень опытный человек начинает испытывать метод – не понимая его. Самостоятельно играть в психологические игры – неразумно.

Город Улан-Удэ, столица Бурятии. Фокусник Серёжа, побывав на моих нескольких сеансах, интересовался гипнозом. Я не думал, что он увлечется всерьёз. С группой бурятских артистов поехал на Юг, фокусничая, принял личину, целителя. Общаясь с психически больными, вошел в их Космос, идентифицировался. И повернулся умом. Психологической защитой не владел. Посчитал, что это лишнее. И ошибся.

По Руси ходил беглый солдат. Выдавал себя за сына царя Петра Великого: «Тятька грозился убить меня, и я убежал из дому». Прошло немного времени и сценарий, разыгранный солдатом, осуществился. Случайность? Может быть.

Токио. Театр «Кабуки». Перед спектаклем актеры театра обязательно приходили на могилу «Семи самураев». Однажды три актера опаздывали на спектакль и посещение могилы пропустили. Во время спектакля рухнули декорации. Пострадали именно те три актера, что не были на священной могиле.

Наша идеология отвергала веру в приметы. Но уж слишком много накопилось практического материала, чтобы его игнорировать. У Юрия Трифонова в документальной повести «Исчезновение» описано, как ни с того, ни с сего выпало зеркало из их платяного шкафа – и вдребезги. Потом отец исчез. Откровенно говоря, я сам не могу понять, что произошло и со мной. Ехал я с реквизитом в чемодане к брату в Вихоревку. Открыл чемодан, а там два зеркала разбитые. Одно в пудренице, другое на подставке. Когда вернулся из гостей – телеграмма: «Приезжай на похороны папы и мамы». Старший брат и невестка угорели.

Юрий Гагарин перед последним полетом забыл пропуск на аэродром и вернулся за ним. Погиб.

Титаник спущен на воду не освященным.

Царица Александра Федоровна пошла под венец в неподвенечном платье – и вот те на! – трагедия.

Распутин предсказывал: «Убьют меня – погибнет монархия в России».

В №12 за 1992 год газета «Совершенно секретно» публиковала воспоминание о Даурском бароне Унгерне есаула Матвеева. Он поведал о кумире, что тот знал о своей кончине от ламы, который гадал на лопатке черной овцы. В мае 1921 года. Предсказал, что жить ему осталось 130 дней. Выданный монголами, барон был расстрелян в Новониколаевке через 130 дней 15 сентября того же года.

Известно, что этрусское влияние на римлян сказывалось не только в сфере градостроительства, архитектуры, изобразительного искусства, а так же науки. Главным образом – науки предсказывать будущее, на внутренностях жертвенных животных. Это, заметьте, не искусство – это была наука. Одна из разновидностей древней «футурологии» - так называемая гаруспия. Иногда гаруспией называли другую «науку» - предсказание судьбы посредством толкований знамений в виде молний, посылаемых богами во время грозы. Авгуры гадали по полетам птиц. Все эти предсказания были привязаны к каким-то предметам. Мессинг далек от всего этого. Стало быть, он сам был аппарат. Стало быть, он кем-то, какой-то неведомой силой избран. Эта сила хранила его. Почему же он, который мысленно собрал всех охранников в одной камере в Польше, в Ташкенте этого не смог?

 

В городе Свободном, Амурской области, курсантом школы младших командиров, мне довелось увидеть Григория Гутмана, который куда значительнее отложился в памяти. Всё почти то же, что и у Мессинга. Только Гутман выглядел намного профессористей. И его репертуар значительнее. Он отгадывал фамилию своего индуктора. В руках у него был большой планшет с алфавитом. Его так же держали за руку. Он приказывал: «Думайте о первой букве вашей фамилии», потом о второй и так до тех пор, пока не называл фамилию индуктора.

 

В Афганистане по случаю приезда делегации от ЦК ВЛКСМ был банкет в ресторане гостиницы Ариана. Мы давали концерт для солидной делегации Афганистана. На банкете присутствовала кемеровчанка Валентина Носкова, советник от СССР президента Бабрака Кармаля. Первый секретарь ДОМА (Демократическая организация молодежи Афганистана) Фарид Моздак после концерта пригласил меня сесть с ним рядом. Пленку, где я снят с фокусами, крутили несколько раз по телевидению страны. Мы разговорились, я, между прочим, поинтересовался, как литератор, какие темы поднимает молодежь Афганистана. Фарид стал перечислять. Меня поразил один вопрос: «Нужно ли комсомольцу умываться по утрам?» О своих недоуменных чувствах я не сказал лидеру молодежи. Но когда я узнал о такой профессии, как водонос, и посмотрел на сопку, уставленную саклями, узнал цену одного ведра воды, вспомнил, что изучая биографию Ленина, я тоже был удивлен фрагментом его выступления на Седьмом всероссийском съезде Советов: «Или вши победят социализм, или социализм победит вшей». Там и там требовалась рекультивация психологии человека.

Ныне некоторыми фокусы воспринимаются, как некое штукарство. Они не понимают, что это искусство серьёзное, наравне с другими, важными. Многие мастера удивительного искусства считают, что чем быстрее и чем больше он «наворочает» карт – тем он будет сильнее остальных. Это «залепуха», неверный ориентир. Ты быстрый, а кто-то еще быстрее, а следующий еще быстрей – предел! И что же, «В коммуне остановка»? Нет, господа хорошие! Поражать воображение – одно, а удивлять – это совсем другое. А повторять «достижения» великих фокусников тоже нелепость. Скажем, со смирительной рубашкой. Конечно, сумасшедший не догадается, что здесь нужна не сила, а смекалка. И освобождение от цепей – это не фокус, а трюк. По таким вот трюкам можно устраивать состязания: Кто быстрей. Но только удивительным это не будет. Гарри Гудини (Эрих Вейс) к фокусникам не относится, его называли великим эскапистом. Эскапада – это экстравагантная выходка, проделка, а вовсе не мистификация. Не будет и удивительным «Распиливание человека». Потому, что это было-перебыло. И пошло стало при царе Горохе. Не удивит и соединение и разъединение колец, пока ты их все не отдашь в чужие руки, а потом снова с теми же кольцами не повторишь то же действие. А увеличение количества колец или шариков – сизифов труд. Так же и с чемпионами фокусниками. Думаю, придет время, и профессионалы задумаются и поймут, где фокус, а где просто трюк. Где: «Я это вижу, но этого не может быть» - очевидное невероятное. Как бы и кто не говорил, что искусству удивительного конец, он обречен на ошибку. Потому что человек всегда будет жить в двух мирах - в реальном и виртуальном. Творчество запретить нельзя, невозможно запретить и человеку думать. И ошибаться. Догмы и аксиомы - тормоза мысленных процессов.

Можно простить Вольфу Мессингу, по его неграмотности, выдумку о процессе получения денег по простой бумажке. Он не знал, что прежде чем кассир выдаст деньги, документ проходит серьезную проверку. И в процессе выдачи большой суммы участвует не один человек.

А теперь я должен открыть маленький секрет, как же человек чувствует меня через стену. При первых опытах я сам был поражен и думал, что это телепатия. Но в процессе раздумья пришел к выводу: лишь человек, которого я проверил, куда его тянет, в какую сторону вправо влево, назад или вперед. Ладонями делал ему шоры, смотрел на него змеиным неморгающим взглядом сразу в оба глаза, мысленно приказывая: «я забираю ваши мысли». Человек на какое-то время погружается в легкий транс. И когда я иду, и человек знает, сколько мне идти до другой комнаты. Я могу разговаривать, могу вести себя так естественно сколько угодно, что человека его вестибулярный аппарат автоматически удерживает в вертикальном положении. И человек стоит, не думая о своем аппарате. Но вот я пошел в другую комнату, и индуктор мысленно меня провожает, и как только я останавливаюсь на месте, в человек опять же мысленно держит меня во внимании. Вот все затихло, и реципиент снова входит в легкий транс. Его начинает тянуть именно туда, куда я показываю. И женщина, стоящая в коридоре это подтверждает.

Еще в Древнем Шумере возникло понятие о скрижалях судьбы и неизменности рока. Бытовало представление о датах благоприятных и неблагоприятных, о днях исполненных удачи или несчастья. Когда по инициативе Виталия Фуртичёва я снялся на центральной студии документальных фильмов в картине «Кто скажет, не убий». Госкино приняло эту картину с моими словами как гипнотизера: «У всех появились мысли?» Фуртичёв приехал ко мне в гостиницу «Украина» и предложил написать сценарий к фильму «Цыганка гадала». Мы вдохновились, и работа закипела. Побывали в центре Глобы, в институте палеонтологии, вникли в механизм предсказаний, поняли, что предсказание это страшная сила. И когда сценарий почти был готов, Фуртичёв приехал ко мне в гостиницу, и мы почему-то оба решили на этом закончить наши изыскания. Виталий сказал: «Человек волен распоряжаться своей жизнью и может обойти судьбу, если знает причину смерти, но предсказание оказывается сигналом очень сильным, и человек не может противиться року. И это страшно». И мы оба были против предсказаний. Так и не состоялся фильм «Цыганка гадала».

А теперь слово дадим самому Месингу: «Когда Мировая война закончилась, из Германии и Чехословакии пришла к нам мода на публичные выступления разных ясновидцев и телепатов. Газеты много писали о чешском еврее Лаутензаке (псевдоним Эрик Гануссен). Ходили слухи, что он был личным ясновидцем Гитлера, хотя на самом деле нацистское руководство, в том числе и Гитлер, просто любило ходить на его концерты. – «ред.». Проделывал удивительные эксперименты в кабарэ Берлина, Вены и Праги. Вскоре и в Польше заговорили о своих медиумах: Гузике, Оссоветском, Клюско. Я решил постараться узнать, что нового в мире иллюзионистов. И как-то решил пойти в модное варьете на известных «телепатов и ясновидцев»… Это были фокусы самого высокого класса. Я понимал, что всё держится на трюках, но на каких точно, не соображал. Однако я сделал два важных вывода: главная роль тут принадлежит ассистентке. И что такие же штуки мог не без успеха проделывать и я. И в добавок понял, что это не так уж и сложно: публика любит, чтобы ее обманывали. Словом, я загорелся новым амплуа… Куда ты, мол, Мессинг, прешь? Телепатия, мол, не твоего ума дело, тут требуется солидное образование и изучение психологии. Но я не сдавался и твердо решил усвоить все эти тонкости. Оказалось, что эстрадных телепатов не так уж мало, но котировались они по разному. Вообще-то это новое искусство прочного места не завоевало. И мысль овладеть новой специальностью засело прочно - надоели дешевые ярмарочные балаганы и дурацкие факирские штучки. Не буду же я всю жизнь жечь себе огнем глотку и тыкать в нее шпагу. Тогда я начал разыскивать книги о телепатических экспериментах. С трудом одолел книги Охоровича, Волчанского и Рише. Через некоторое время я уже мог с грехом пополам ассистировать маэстро Залесскому. Он стоял на сцене с плотно завязанными глазами. Вдобавок он еще демонстративно поворачивался спиной к залу, где я в это время шнырял между рядами. Я обращался к одному из зрителей и просил его вручить мне какой-нибудь предмет. Но что может быть в карманах у человека в такой обстановке? Чаще всего мне подавали часы. И тогда я показывал их зрителям, а затем таинственно, как бы стараясь направить телепатический ток на маэстро, спрашивал: «Что у меня в правой руке? - Маэстро корчился, как пораженный электрическим током, а затем тихо выдавливал:

- Ча-сы.

После того как гром аплодисментов стихал, я спрашивал:

- А что у меня в левой руке?

Это означало очки.

- А что у меня теперь в левой руке? Здесь речь шла о расческе.

Существовала подробная система обозначений для всех предметов, которые люди носят при себе. Надо было только очень остерегаться детей – и я их потом всегда очень страшно боялся: у них в кармане могла оказаться стрелянная гильза, ракушка или живой воробей. Еще проще был номер со словами или цифрами в запечатанном конверте. В шляпу или коробку, куда собирали записки из публики, надо было незаметно подбросить свой собственный листок, а затем его ловко оттуда извлечь. Вскоре были введены теперь широко применяемые так называемые «контакты через руку». Где при сноровке и соответственном предрасположении можно добиться удивительных успехов.

Наверное, нужно и мнение специалистов здесь опубликовать. Вот что говорит Михаил Иванович Буянов, президент Московской терапевтической академии, врач психиатр, близкий сосед Вольфа Мессинга. «Свой сценарий Эдуард Володарский не только основал на выдуманной биографии Мессинга, но и приукрасил своими домыслами. Кроме откровенного вранья, там еще есть и много ляпов. Эпизод сотрудничества Мессинга с фокусником с Яном Гануссеном, который никогда не был в окружении Гитлера, происходил по фильму в 1936 году. А в реальности Гануссен был расстрелян еще в 1933 году. И во вторых в фильме, где Мессингу аплодирует сам Энштейн, происходит в 1913 году. Мессинг же родился в 1899 году. Выходит, мир он «покорил» уже в 14 лет.

А вот что говорит заслуженный юрист России Николай Китаев, автор монографии «Криминалистический экстрасенс Вольф Мессинг»:

- Не фильм, а «развесистая клюква» про Мессинга. Он не был близко знаком ни со Сталиным, ни с Гитлером. Суицид вагонного кондуктора – выдумка. А Вильгельм Канарис, будущий шеф Абвера, в описываемое время, когда он якобы просил Мессинга помочь ему выиграть в казино, сидел в тюрьме, приговоренный к смертной казни. Позже ему удалось сбежать.

Должен указать на большую неточность в фильме В. Мессинг никогда не занимался матемагией. В фильме же показано, что он великий вычислитель. Советскому человеку, особенно который знаком с математикой, ясно, что матемагией занимался Михаил Куни, Арраго, Давид Дараев и многие областные маги. Кстати с Давидом Дараевым я знаком лично. Он жил в том доме, где жила Клавдия Шульженко. Я у него бывал на квартире несколько раз. Кстати, попал в очень неловкое положение. Он был в годах, а рядом крутилась молодая женщина. Я его спросил: «Это ваша внучка?». Он мне сказал: «Что вы, это моя жена». Вообще фамилия его Гольштейн. Он был соавтором учебника «Арифметика» 1937 года издания. Он сражался в университете с другим счетчиком Арраго. И вышел победителем. Все то, что я взял у Дараева мне не пригодилось. Я познакомил с ним Светлану Тим и та, взяв у него методику, включила в свое выступление и у нее получилось очень удачно. Когда я посмотрел на книгу «Арифметика», там написано – Гольштейн. Я спросил: «Почему Гольштейн, а не Дараев?» Он мне сказал, что это псевдоним, состоящих из двух половин: Да – это Давид, Раев – это образовано от имени первой жены Раи.

 

С Юрием Горным (Яшковым) мы знакомы давно. Когда в 80-м году Президиум Московского Клуба фокусников ныне это Российская ассоциация иллюзионистов решил, чтобы я был председателем жюри конкурса иллюзионистов. Он пришел ко мне в ДК им. Ленина. Я предложил ему пойти на конкурс, но он отказался. Сказал, что после этого его будут считать фокусником. А он считал себя последователем Вольфа Мессинга. И выступал под рекламой «Познай себя». Теперь я вижу в журналах, он называет себя иллюзионистом. И помогает разоблачать В. Мессинга. Но я понимаю его. Здесь замешана доля ревности. Потому, что Юра действительно выступал лучше, чем Мессинг. Ну, Бог ему судья. Он заработал то, к чему стремился. Его офис находится на Петровке 38. Я бывал в этом офисе. Один раз даже, выпивши, мы зашли туда с Сергеем Михайловичем Макаровым. Ныне это председатель Международной ассоциации цирков. В свое время он приглашал меня быть педагогом в цирковом училище им. Карандаша. Это тогда, когда он был директором училища. С Сергеем Михайловичем у нас тоже приятельские отношения. И он тоже знает, что В. Мессинг фокусник.

Насчет телеграммы от Сталина ни у кого возникнуть сомнения не должно. Разве Председатель Совета Обороны не в курсе был, что чародей подарил самолет? Ясно – он не сам сочинял телеграммы, но он их подписывал. На этом и кончалось их общение.

Припоминаю случай в Харькове. Меня все фокусники знали, как члена жюри конкурсов. Знали, как руководителя «домино» семинаров. Ко мне подошел фокусник и попросил, чтобы я посмотрел его девочек, с которыми он занимается. У них якобы кожное зрение. К нам подошли две девочки, держа в руках повязки. Я им сказал, что повязки не нужны. Я над головой буду держать предмет. И пусть они с помощью руки определят, что это такое.

Девочки ушли, и на конкурсе не появились. В телепередаче «Минута славы» был эпизод, когда упрямый репетитор доказывал, что дети видят сквозь американские «слепые» очки. Спорить с такими упрямцами бесполезно. Просто надо было на голову накинуть любую ткань и «ясновидец» увидел бы фигу с маслом. И все дела. Если бы Александр Васильевич Маслюков в «Минуте славы» взял со стола сам ложку и зажал в кулаке – она бы прежней и осталась. Но он взял её из рук фокусника. А тот успел сунуть конец ложки в рукав в жесткие треугольные тиски, повернуть и дать в ладонь. Такое виртуозно проделывает и Саша Чар. Только это уже старо и пошло, потому, что это повтор. А вот появление рыбки в бокале перед носом уважаемой Марии Шукшиной – красиво. Только вот долго рыбку держать в напальчнике без воды – опасно – может не дожить до триумфа.

 

То, что я здесь написал, не значит, что это против Мессинга. Это против мнения о его ложном образе. И прошу всех, кто хочет покопаться в грязном белье Мессинга - умойте руки. Мессинг для каждого - свой. Ему сопутствовала удача… или неудача.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.