Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Александр Ярощук. Читая Библию…

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

 Сразу оговорюсь, моё эссе не претендует на исследовательскую работу, это - только «заметки на полях» и не более. В основном для тех, кто, как и я, ещё не окончательно порвал с атеизмом и только ищет путь к Богу.

 Читая Библию, которая произвела на меня сильное впечатление, сначала старался запомнить места, меня тронувшие, да где там! Потом пришлось делать закладки, а впоследствии стал записывать и свои мысли.

 Наибольший интерес вызвали «белые пятна» в описании детства и юности Иисуса в Новом Завете, и я позволил себе (каюсь) вольность поразмышлять на эту тему, что и предлагаю сделать читателю вместе со мной.

 Желание прочесть Библию появилось давно. Ещё в те годы, когда каждый руководитель обязательно должен был быть коммунистом, проводил политзанятия со своими подчинёнными, в том числе и по атеизму. И поносили, и клеймили Библию, не читая и даже не видя её в глаза.

 С 1917 года в нашей стране Библию не издавали, а в русском переводе печаталась она только за границей. В 1956 году, впервые после революции, Московская патриархия получила возможность перепечатать Синодальное издание в ограниченном количестве, которое сразу же стало величайшей редкостью.

 Библию в то время можно было увидеть только за рубежом. Я был свидетелем, как советским туристам или командированным любезно подкладывали её в каждый номер отеля, в каждую тумбочку. Предлагали даже взять с собой. Но никто из моих спутников не рискнул. Книга запрещена! Хотя запрещённое всегда и вызывало жгучий интерес.

 Неизменно возникали вопросы: почему Библия, а вместе с ней и церковь подвергались таким яростным нападкам со стороны советской власти? Почему уже сменилось целое поколение, а народ стойко и свято чтил православные праздники как самые важные и сокровенные? Рождество, Пасху, Троицу - наравне с Новым годом, Первомаем, Октябрьской революцией. Почему в огромной стране, кто тайно, а кто явно крестил своих детей в церквах? Почему таким обидным на Руси считалось слово «нехристь»? И ещё много-много «почему»…

 Наконец Библия стала доступна массовому читателю. В 1990 году в Кемеровском книжном издательстве тиражом в 30000 экземпляров вышел «Новый Завет», а годом позже и «Ветхий Завет» тиражом в 50000 экземпляров.

 Свершилось! Долгожданные книги в моих руках, а тут и я вышел на пенсию и с головой окунулся в них, полный желания понять в какой-то мере хоть крохотную часть книги, равной которой по содержанию и по количеству изданий в мире нет и, пожалуй, не будет.

 «Основательно проштудированная Библия – это уже целый курс литературы, редкостнейший и богатейший во всех сферах человеческого мышления», - английский историк Фрейд. Ему вторит Брайсбен: «Библия содержит образцы высокой литературы любого вида: лирика – Псалмы, эпос – Бытие, житейская мудрость – Притчи, новеллы – Евангелия…»

 Это я постиг в тот момент, когда человечество вошло в третье тысячелетие.

 Сейчас Библия постоянно на моем письменном столе.

 Стержневые вопросы науки во все времена были и остаются: что представляет собой вечность и бесконечность Вселенной, как создан мир, откуда возникла жизнь и какое место в ней занимает человек?

 Попробуй, угадай, кто из двух учёных, чьи цитаты приведу ниже, более современен, и насколько эти авторы отстоят по времени друг от друга. Компиляции привожу в сокращении.

 Первый их них считается основоположником диалектики. В основе его философии лежит убеждение, что мир находится в состоянии непрерывного возникновения и уничтожения - всё течёт и меняется; источником развития и прогресса является борьба противоположностей.

 Но если Вселенная существует в борьбе противоположностей, то совсем не значит, что в ней царит хаос. Этот извечный диалектический процесс подчинён определённым правилам имманентной закономерности (имманентная - внутренняя связь, свойство предмета, присущее ему по его природе).

 Всем правит Логос – нечто вроде вселенского РАЗУМА или воплощённое божественное Слово.

.

 А вот что говорит другой ученый. Человечеству потребовалось затратить колоссальные интеллектуальные усилия, чтобы перейти к непостижимому удивительнейшему выводу о рождении мира из НИЧЕГО! Однако это не является «новостью» для христиан: Бог Отец сотворил всё мироздание Словом, именно СОТВОРИЛ, ибо Вселенная – плод творческого акта.

 Творение мира чувствовали и осознавали Святые Отцы эпохи первых двух Вселенских Соборов, которые отразили это понимание в словах Символа православной веры. Его первые строки на греческом языке в буквальном переводе так и звучат: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Поэта неба и земли».

 …Между человечеством и всеми остальными частями строения Вселенной существует очень строгая, жёсткая зависимость, нашедшая в науке название антропного принципа.

 Этот принцип гласит, что Вселенная приспособлена для существования жизни. И как законы физики, так изначальные параметры подобраны таким образом, чтобы гарантировать её появление! Поэтическая аналогия нашего мира – представление его в виде гигантской звуковой волны от струн волшебного музыкального инструмента. Этот инструмент находится в руках невидимого и всемогущего Творца, который трогает струны и поддерживает «звук».

 Теперь откроем завесу: первое определение принадлежит греческому философу Гераклиту, жившему в 6-5 веках до н.э. Текст частично осовременен автором, но без искажения смысла.

 Второе приводится нашим современником, кандидатом физико-математических наук О.В. Петренко. Статья в журнале «Фома» №1(14) 1997г.

 Вдумайтесь только в одно – между ними две с половиной тысячи лет! Стрелка исторических часов, отсчитывающая тысячелетия, третий раз, начиная от Гераклита, пересекла историческую дату – рождество Христово!

 А велика ли в их мировоззрениях разница?

 Уму непостижимо! Происходили технические революции, совершались глобальные открытия в космосе, микромире, а в определении тайны мироздания нет сколько-нибудь заметного прорыва. Это ли не есть чудо! И чем дальше наука раздвигает границы познания, тем больше непознанного.

 Когда учёные открыли электрон, то воскликнули – вот первокирпичек мироздания! Вождь мирового пролетариата В.И. Ленин прозорливо сказал: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом».

 А что вы ответите ребёнку на его наивный вопрос: кто из богов самый главный – Иисус Христос, Аллах или Будда?

 Ответ прост: они как цвет. Какой цвет самый главный? Красный, зелёный или синий? Они все - части спектра единого солнечного света – Света Творца. И никакого антагонизма. Все религиозные конфессии только дополняют друг друга, независимо от количества их сторонников.

 

 Итак, Сын Божий Иисус Христос.

 Место рождения:

 В Евангелии от Луки (1. 27, 2. 4, 2. 6, 2. 22, 2. 23, 2. 39): Иосиф с Марией отправились из Назарета, где они жили, на перепись населения в город Вифлеем, где Мария и родила Иисуса. Затем они возвратились в Назарет.

 В Евангелии от Матфея (2. 1, 2. 3): местом рождения указывается тоже город Вифлеем. В Назарет Иисус попадает из Египта, где Его прятали от царя Ирода отец Иосиф с Матерью Марией. Ибо еще пророк Исаия предсказал: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Исаия 7. 14). «Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2. 3). И решил разыскать Его тайно посредством Волхвов, «…чтобы погубить Его» (Мф. 2. 13).

 Прозвище Иисуса Назорей – связано с Назаретом, маленьким захолустным городишком в Иудее, не играющей никакой роли в жизни Великой Римской империи.

 С большой долей вероятности важное событие произошло за четыре года до новой эры. На это указывают в своих Евангелиях и Матфей, и Лука, повествуя о рождении Иисуса в годы правления Ирода, который умер в 750 году с основания Рима. В то время во всех провинциях Рима летоисчисление велось со дня его основания.

 Даже на сегодняшних примерах видим, как необъективно может быть зарегистрировано время рождения. Современная история сплошь и рядом пестрит фактами искажённых биографий известных личностей, в частности, российских. Родители, а в большинстве уже и их взрослые дети, иногда изменяли дату своего рождения, преследуя конкретные цели, от самых прозаических, как то: отсрочить призыв в армию или ускорить уход на пенсию... А что уж говорить об Иисусе, рождение которого отстоит от нас более чем на 2 тысячи лет.

 И всё-таки, несмотря на отсутствие документов, указывающих дату рождения Иисуса Христа, сейчас вряд ли уже можно сомневаться в существовании этой исторической личности.

 Для нас важно другое: в какой среде, в каких условиях, на фоне каких исторических событий прошли Его детство и юность. Что сформировало Его, как Учителя, который, в конце концов, оказался - духовным революционером. Что позволило Его учению через два тысячелетия завоевать большую часть мира?

 Со дня рождения Иисуса до Его первых шагов со своим учением прошло 30 лет, которые практически вообще остались за пределами Евангелий. Почти нигде не указывается ни о Его воспитании, ни о Его обучении, ни о полученном Им образовании. И все же в Новом завете отмечается появление двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалимском храме, где Он произвёл сильное впечатление на священников (Лк. 2. 46, 47). Это даёт историкам и исследователям повод к неограниченной фантазии, которой пытаются заполнить зияющую пустоту в биографии Христа.

 Весьма «преуспел» в этом отношении русский поэт и философ Д. Мережковский (1865-1941) в книгах «Иисус Неизвестный» и «Третий завет».

 Известный польский писатель З. Косидовский в книге «Сказания евангелистов» в угоду своей трактовке образа Христа искажает даже текст Евангелия от Иоанна: «Иисус сидел и что-то чертил на песке». Хотя сказано (Иоан. 8. 6, 8), притом дважды, «писал перстом на земле», то есть, чётко указывается на то, что он умел писать и никакой другой трактовки эта фраза не допускает. Хотя предполагаю, что Косидовский пользовался, как первоисточником, Библией католического толка или ещё проще – была допущена неточность при переводе его книги.

 Библию (собрание священных текстов, состоящее из Ветхого и Нового заветов), а так же Септуагинту и Вульгату (о них будет сказано ниже) первоисточниками можно считать только условно. Вот что по этому поводу думает протоиерей Александр Мень:

 «Само слово Евангелие (в текстах Нового Завета. Пр. автора) означает - провозглашение отрадной новости. Евангелие подразумевается не как книга, а как проповедь о спасающем Боге. Этим подчёркивается, что первоисточник Евангелия – сам Господь, о словах и деяниях которого церковь возвещает устами евангелистов».

 Даже те крупицы, которые сказаны о юном Христе, несут в себе огромную информацию. Они и должны стать основой доказательной базы.

 «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (Мк. 6. 3), «Не плотников ли Он сын?..» (Мф. 13. 55). Из текстов, следуя их смыслу, ясно, что Иисус был сам плотником и вырос в семье ремесленников. Эта скупая, но чрезвычайно важная информация говорит о многом. Как палеонтолог по зубу мамонта или по его отдельной кости восстанавливает облик животного, так и мы, опираясь на эти фразы, можем воссоздать более или менее достоверную картину детства Иисуса.

 В понимании многих образ плотника - это мужик с топором. И естественно, о его образовании и уровне знаний вообще даже не размышляют. Однако чтобы быть настоящим плотником, надо иметь не только навыки, но и большой запас знаний.

 Первое и самое главное - математика. Как царица наук, она возникла задолго до н.э. в результате развития ремесел, торговли и имела в основном прикладной характер. С её помощью определяют размеры деталей, их площадь, объём и размеры конечных изделий. Без азов геометрии невозможно изготовить даже простую дверь, обеденный стол, тележное колесо. Надо иметь пространственное мышление.

 Кроме того, надо знать свойства дерева и приёмы его обработки; свойства металлов, способы их закалки и отпуска, без этого не изготовить даже плотницкий инструмент. Плотник должен иметь элементарные знания по сопротивлению материалов. Без этих знаний невозможно даже представить эту профессию. Заглянем в любой музей, внимательно посмотрим на карету или колесницу и поймём, насколько сложное это изделие. Благодаря высокой точности изготовляемых узлов все конструкции в сборе обладали прочностью и долговечностью. В то время одна колесница по стоимости равнялась 6-10 арабским скакунам.

 Смело можно добавить, что плотник ещё был и химиком: готовил для изделий морилки, протравы, краски, лаки, клей. Всё это было величайшим секретом древних мастеров.

 Какой же она, математика, была во времена Христа?

 Её уровень определяют два великих ученых древности Евклид и Архимед, жившие за 2-3 века до Рождества Христова. Знаменитые труды Евклида - тринадцать книг «Начал».

 Большая часть нашей школьной геометрии заимствована буквально из первых шести его книг. Исходя из простых свойств линий и углов, Евклид приводит нас к равенству углов, теореме Пифагора, золотому сечению, кругу и правильным многоугольникам. В них даны геометрические классификации квадратичных иррациональностей и квадратных корней и т.д. Это ему легенда приписывает слова, сказанные правителю Птолемею, что в геометрии нет «царской дороги».

 Другой величайший математик древности Архимед (287-213 г. до н.э.) внёс в математику работы, которые сейчас называют интегральным исчислением. О его огромных достижениях в области математики говорят названия книг: «О сфере и цилиндре», «Квадратура параболы», «О спиралях». Нельзя обойти тот факт, что эти математические открытия широко применялись на практике. По большому счёту, он до нас дошёл как искусный механик, и был убит римлянами при разработке чертежей для очередной машины, которые использовались для защиты его родного города Сиракузы.

 Чтобы мы имели представление о его трудах, достаточно привести метод расчёта числа Пи с помощью вписанного и описанного многоугольников, доведя число сторон до 96:

 =3.1416

 Следует сказать, что Архимеда относят к так называемой восточной школе, для которой особо привлекательны сложные математические вычисления.

 Совсем недавно учёные сделали сенсационное открытие: найден артефакт, который представляет собой ни много, ни мало - механический компьютер, изготовленный Архимедом. Этот механизм с поразительной точностью показывал каждую фазу луны и её затмения, а также затмения солнца, расположения всех планет солнечной системы в любой отрезок времени!

 Зачастую люди, вошедшие в историю как великие математики, по сути своей ими при жизни не были. Вот наиболее яркие примеры, иллюстрирующие общую картину: Леонардо из Пизы (Фибоначчи) был купцом, великий Декарт служил в армии, Ферма был юристом и все свои открытия написал на полях перевода Диофанта (древнегреческого математика), почитывая книгу на досуге для развлечения. Кстати, Ферма против 8-й задачи второй книги Диофанта по поводу знаменитой теоремы xn+ yn= znнаписал: «Я нашёл воистину замечательное доказательство, однако поля слишком узки, чтобы поместить его». До сих пор учёные так и не решили эту задачу, которая и вошла в историю как теорема Ферма.

 Она формулируется на понятийном уровне среднего общего образования: для любого натурального числа n >2 приведённое выше уравнение не имеет натуральных решений x, y, z. Извините: проще сказать уже нельзя. Вот такова была глубина мысли древних ученых!

 Как правило, человек, преуспевший в ремёслах, преуспевал в математике, а зачастую был и философом. Поэтому не случайно плотник Иисус к тридцати годам ушёл в сторону другого призвания.

 Распространяли знания отнюдь не философы и математики, а ремесленники. В то время эта категория рабочих ценилась очень высоко. Кроме золота и серебра основным « добычей» завоевателей были высококвалифицированные мастера. Сошлюсь на Ветхий Завет (речь о разграблении Иерусалима Вавилонским царём Навуходоносором): «И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома;… И выселил весь Иерусалим, … десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли… И все войско, числом семь тысяч, и художников, и строителей тысячу … отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон» (Четвёртая кн. Царств 24. 13-16).

 А они (если говорить о плотниках) действительно многое умели.

 Вот что свидетельствует Ветхий Завет, описывая разграбленные роскошные Храм Господень и Царский дом, построенные царём Соломоном: «Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные, И две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные. И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и обложил золотом по резьбе». И так далее (Третья кн. Царств 6, 7).

 Из этого можно сделать вывод, что плотник в те времена был и краснодеревщиком, и художником.

 Жизнь Иисуса пришлась на период наивысшего расцвета Римской империи. Рим завоевал Сиракузы в 212 году, Грецию в 166 году, Карфаген в 146 году, Месопотамию вместе с Иудеей и её правителем Аристобулом-2, Египет в 30 году до н. э.

 К её началу Римская империя распространила своё влияние от Атлантического океана, включая всё Средиземноморье, до Индийского океана. Все завоёванные государства являлись колониями, управляемые римскими наместниками через марионеточных собственных царьков, таких, как Ирод, а также местных феодалов и духовенство.

 Римское управление не задевало сложившейся веками административно-экономической структуры завоёванных народов до тех пор, пока те исправно платили налоги и вели себя покорно. Возросший товарообмен внутри империи способствовал распространению культурных и научных достижений народов Средиземноморья. Поэтому не будет большой натяжкой утверждение, что одни и те же знания были доступны как ремесленникам Рима, так и плотнику из Назарета.

 К сожалению, на сегодняшний день мастерство древних почти утрачено или сведено к нулю.

 Искусство всех мастеров держалось традиционно на знаниях целых поколений, секреты которых передавались от отца к сыну, постоянно совершенствовались и углублялись. В ходу в то время было слово раввинов: «Сына своего готовит в разбойники, кто не учит его своему ремеслу».

 Из глубокой древности до нас дошли описания так называемых «Семи чудес света» - творений великих мастеров древности. А Египетские пирамиды существуют и поныне, поражая современников исключительным величием и совершенством.

 Не отказались от удовольствия прославить себя в грандиозных сооружениях и потомки великого Ирода. Ещё при нём и позже строились в Галилее и её окрестностях великолепные города. Этим правители Иудеи старались увековечить своё имя, а также продемонстрировать свою преданность и уважение правящей семье Августа.

 Особое место занимал образцово-показательный город Севасту, построенный Иродом. Археологи, изучавшие его развалины, предполагают, что всё было изготовлено в разных местах, затем привезено и собрано. В этой громадной по объёму работе участвовало почти всё мужское население страны, и вполне допустимо, что участвовал и Иосиф. Время стёрло эти города навсегда с лица земли, оставив на их месте скромные поселения.

 Интересная деталь: любое творение древних мастеров отождествлялось с именем правителя, начисто вычёркивая из истории имя настоящего Мастера. Только одно имя дошло до нас, да и то благодаря изобретательности автора. На цоколе он выбил надпись в честь своего правителя, а чуть ниже свою и заделал раствором, идеально совпадающим с материалом цоколя. Прошли века, раствор осыпался, и перед глазами изумлённых горожан возникло из небытия подлинное имя автора.

 Так что, каким бы ни был мастером плотник Иосиф, который передал своим детям и знания, и мастерство, по традиции того времени он остался бы неизвестным ни миру, ни истории, если бы не Иисус.

 Хотя, если быть до конца справедливым, Библия назвала в одном исключительном случае всех поименно строителей, восстанавливающих Иерусалим: «Ворота источника чинил Шаллум, сын Колхозе, начальник округа Мицеры» (Втор. Кн. Неемии 3. 1, 3. 2). Для нас примечателен тот факт, что плотницкое ремесло было уважаемо и значимо, им не гнушалось местное начальство, которое работало рядом с простым плотником.

 И не только города приходилось строить израильтянам. Напомним, по свидетельству Иосифа Флавия, в 1-й год по Рождеству Христову по всей Иудее вспыхнуло восстание против Рима под руководством Иуды Галилеянина, называвшего себя Мессией. (Это сейчас имя Иуда приобрело нарицательное значение, а в то время в Иудее было самое распространённое, как Иван на Руси).

 Ограбив царскую казну и захватив оружейные склады, он осел по соседству с Назаретом в Сепфорисе, откуда делал разбойничьи вылазки, грабил, жёг, убивал всех без разбору, при этом воспевал Господа и проповедовал Царство Божие. Римский проконсул Публий Квинтилий Вар жестоко подавил восстание, распяв две тысячи бунтовщиков на крестах.

 К выводам и оценкам действий Иуды Галилеянина, которые принадлежат перу Флавия, следует относиться с осторожностью. В книге «Иудейская война» и других он, отвечая интересам своих покровителей, всячески обелял действия римлян и возлагал вину на своих соплеменников.

 В 6 году н. э., когда Иисусу исполнилось десять лет, там же вспыхнуло новое восстание, возглавленное опять же Иудой Галилеянином. Истории не известно, тем ли самым или другим. Поводом послужила всенародная перепись населения для расчёта вносимых в казну налогов. Дело в том, что в Иудее, да и во всех государствах, согласно Моисеевым законам, выплачивалась десятина священникам, то есть, самому Богу (Лев. 27. 30, Втор. 12. 17), а дополнительные подати Риму воспринимались как «мерзость» против Господа. Нарушающим эти правила следовала такая кара, что перечисление всех её видов заняло в Библии не один десяток страниц. Например, глава 28 Второзакония:

 «28. 16. Проклят ты будешь в городе, и проклят ты будешь на поле.

 17. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои.

 26. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющих их.

 41. Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен.

 59. Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными.» И т.д. и т.п.

 Сила и убеждённость в каре Господней была так велика, что и после падения Иерусалима, разрушения храмов иудеи продолжали платить священнослужителям десятину и чтить закон. «Нет царя, кроме Бога», - твердил везде иудей, повторяя при этом молитву Израиля: «Господи, царствуй над нами один! Если победим, то с нами придет царство Божие, если погибнем, то Господь воскресит нас из мертвых».

 Удивительно, что, оставшись без родины, лишённые государственности cшестидесятых годов первого века новой эры, рассеянные по всему миру, иудеи сохранили язык, культуру, бытовые обряды. Поражают воображение их жизненная стойкость, взаимовыручка, способность адаптироваться к любым ситуациям, где бы они ни проживали. За тысячелетия сгинула не одна более мощная цивилизация, не оставив после себя ничего, кроме могильников и надгробных камней. А государство Израиль возродилось, словно сказочная птица Феникс. Такова сила веры! Можно только воскликнуть с восторгом или с некоторой долей иронии – действительно, Богом избранный народ!

 Римский проконсул Копоний вновь жестоко подавил восстание. Как и раньше вверх взметнулись тысячи крестов с распятыми, притом рядом с Назаретом, всего в 8-10 километрах. Как правило, кресты ставили на самых видных местах, холмах, вдоль дорог для приведения в трепет оставшихся в живых перед Великим Римом. Сотни плотников были задействованы по всей Иудее, чтобы обеспечить своевременное исполнение суда карателей.

 Мы не ошибёмся, если допустим, что, как и в первом случае, так и во втором принимал участие в изготовлении крестов и отец Иисуса Иосиф. Если сам Иисус, возможно, и не принимал непосредственное участие в их изготовлении, то не видеть всего этого он не мог.

 Изучавший Закон Отрок был в растерянности. С одной стороны - возвышенные слова из Моисеева Закона: «Господи, царствуй над нами». С этого начинается почти каждая глава Книг Левит, Второзаконие, Книги пророка Иисуса Навина, Книги Судей Израилевых; возвышенные слова о Царстве Божьем. С другой стороны - мучительная и позорная смерть на кресте из того же Закона: «Проклят на кресте висящий, распятый».

 Это противоречие тревожило душу Иисуса. Нагляднее было некуда: одна жестокость подавлялась другой, ещё более ужасной.

 Очевидно, уже тогда Иисус видел в Ветхом Завете много слёз и горя, каждая страница которого обильно обагрена кровью. За любые религиозные проступки полагалась смертная казнь, достаточно было двух свидетелей, собственно, они и должны были по Моисееву Закону начинать избиение. Чуть ли не в каждой массовой расправе участвовал и Сам Господь Бог: то в роли провокатора (Втз. 2. 23, 24, 25), то в роли помощника (Иис. Нав. 11. 6), то в роли предводителя войска Небесного.

 Кроме того, палачами выступали от имени Господа: то «истребитель» (Первая кн. Царств 21. 15), то злой дух (Кн. Суд. 9. 23). «Падших в этот день мужей и жен, всех жителей Гая, было 12 тысяч» (Иис. Нав. 8. 1, 35). «Господь сказал, идите: Я завтра придам его в руки ваши. Всех же сынов Вениаминовых, падших в тот день, было двадцать пять тысяч человек» (Кн. Суд. 20. 1 - 48). «И поразил Он жителей Вефсалиса и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ». А за что? Причиной послужило простое человеческое любопытство: «…За то, что они заглядывали в ковчег Господа…» (Первая кн. Царств 6. 19). Только одним Моисеем было убито по воле Господа: «Всех царей тридцать один» (Иис. Нав. 12). Естественно, не считая их подданных.

 И опять-таки в соответствии с Законом: «Да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втз. 19. 21). И не в счёт, если с зубом вырвут челюсть или снесут голову - победители ни в кои веки не были подсудны.

 Как остановить всё время нарастающую лавину жестокости?

 В Законе почти и не найти примеров милосердия, открывающих путь к миру. Где они, истоки человеколюбия, которые впоследствии и станут основой учения Христа?

 Вернёмся к Иосифу. У плотника всегда могут собраться, как у водного источника, сограждане для беседы, в которой, отложив свою работу, готов принять участие и сам мастер. Так что мастерская служила как бы клубом по общим интересам. Ни это ли общение с простым народом и сотворило Иисуса Христа, как защитника слабых и униженных?

 У соседа кузнеца много не наговоришь - звенит молот, шумит горн, дым, копоть. Кузнецу не до разговоров: или заготовка остынет, или огонь потухнет.

 Ремесленники испокон находились в центре общественной жизни. К ним стекались все новости и от них распространялись по округе. Каждый хороший мастер был широко известен.

 Подтверждение того, что Иосиф и его семья как плотники были известны, мы находим всё в тех же фразах Евангелия (Мф. 13. 55, Мк. 6. 2, 3). Прочитаем еще раз внимательно: «И многие слышавшие с изумлением говорили: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда?» И ещё важную деталь отметим: говорившие и спрашивавшие лично с ними (с семьёй) не были знакомы. Но наслышаны были о Христе, и Он был узнаваем по проповеди, и уже отличался от всех других.

 Вот теперь мы сделаем попытку восстановить картину детского воспитания Иисуса.

 У каждого гения в любой сфере деятельности, будь то наука или искусство, задатки таланта проявляются уже в детстве. Что касается Иисуса, то и Он не был исключением. Чтобы превратиться в самобытную значимую личность, Он должен был быть чрезвычайно любознательным и одарённым ребёнком. Вспомним, как развивается вообще ребёнок: сначала его любопытство и любознательность удовлетворяются в известной мере ответами и разъяснениями родителей. Далее он черпает свои знания в школе во время изучения предметов по книгам. Главной книгой являлся Закон Божий. Только изучение Закона в Иудее считалось достойным человека.

 На вопрос о времени, когда следует обучать детей другой мудрости, учёный раввин отвечал: «То время, когда не бывает ни дня, ни ночи, ибо в законе сказано: ты будешь изучать его днем и ночью» (Талмуд Иерусалимский). А вот что говорит наш современник, отечественный подвижник и духовный писатель епископ Игнатий (Брянчанинов): «…Читай Евангелие с вниманием, непрестанно».

 Поэтому, вполне естественно, на вопросы 6-9-летнего Ребёнка, касающиеся социальных, бытовых проблем, отец Иосиф отсылал Его к книгам Ветхого Завета. Священное писание в то время представляло собой две части: Пятикнижие - книги Моисеевы: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие и книги Пророков в том виде, в котором они дошли до нас.

 В каждой книге Ветхого Завета (Закона) находились обширные аллегорические толкования, которые уже не отвечали духу времени и запросам общества. Поэтому проповедники изощрялись в разъяснении оных на свой лад и на своё усмотрение, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Учитывая обилие противоречий, заключённых в Законе, он больше порождал вопросов, чем давал ответов. Образно говоря, каждый тряс Ветхий Завет, как пустой бурдюк мучимый жаждой путник в надежде вытрясти хоть каплю истины.

 Многие исследователи и критики Библии склоняются к мысли, что эпизод появления двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалимском храме, описанный в Евангелии от Луки (2. 41-52) и которого нет в остальных, и не находящий подтверждения в других древних источниках, не имел места в жизни Христа, а был заимствован Лукой из биографии Иосифа Флавия.

 Нам представляется это совсем не так. К двенадцати годам у Подростка накопилось много вопросов и своих взглядов на истины, провозглашённые в Законе. В маленьком Назарете Он не находил на них ответа, но вот появилась прекрасная возможность удовлетворить свой интерес в общении с верховными учителями Иудеи.

 Об объёме Его знаний Ветхого Завета в вопросах истины и их толкований можно судить из Евангелия от Луки (2. 46, 47): «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».

 Зададимся вопросом: о чём же могла идти речь в Иерусалимском храме с виднейшими священнослужителями? Да ещё в течение трёх дней, когда родители искали Его? Не о плотницком же деле, это уж точно. А скорей всего, о жизни, о Царстве Небесном, о раздирающих Ветхий Завет противоречиях на фоне двух восстаний в Галилее, живым свидетелем которых Он был. (Галилея - часть великой империи Ирода). Очевидно далеко не случайно, что это произошло в Иерусалиме уже на следующий год после расправы над восставшими.

 Так или иначе, но состоялся дебют Иисуса в общественной жизни Иудеи. Молва о юном гении побежала, растекаясь по всему Иродову государству, и, наконец, достигла великого Рима. Пройдут годы и стареющий И. Флавий в своей книге «Иудейские древности» запишет: «В то время жил Иисус, мудрый человек, если вообще можно назвать Его человеком. Он совершал вещи необыкновенные и был Учителем людей, которые с радостью воспринимали правду. За Ним пошло много иудеев, равно как и язычников. Он и был Христом…»

 В связи с успехами Иисуса в религиозном и философском образовании находит объяснение и тот факт, что уже к тому времени проявились и другие черты Его характера. Уделяя много времени своему самообразованию, Он всё более и более отходит от своей работы плотником, чем вызывает недовольство родных. Труд был среди сословия ремесленников мерилом благополучия и значимости каждого члена семьи во все времена и у всех народов. Отдаваясь всецело своему призванию, Иисус нарушает традицию, что приводит к ослаблению семейных связей.

 Со своей стороны и семья уже охладела к Нему и мало обращала на Него внимания. Этим можно объяснить тот факт, что, возвращаясь из Иерусалима, они хватились Иисуса лишь в конце дневного пути, в результате чего им пришлось возвращаться обратно (Лк. 2. 44,45). Увлечённый своей идеей, Он всё дальше и дальше отдаляется от семьи, пока, в конце концов, полностью не порвёт с ней, не видя идейного родства.

 А иного пути для Себя Он уже не представлял. Обращаясь к слушателям в тот момент, Он говорит: «Матерь моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8. 21). Ещё ярче и очевидней звучат Его слова в другом месте Нового Завета: «Кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукой Своею на учеников Своих сказал: вот матерь Моя и братья Мои; Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф. 12. 48-50).

 Невзирая на отношение Иисуса к семье Мария предпринимала всё-таки попытки вернуть «заблудшего» Отрока в отчий дом. Избрав 12 учеников своих, «Приходит в дом; и опять сходится народ…, И услышавши, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк. 3. 20, 21).

 Необходимо отметить и такую деталь, для нас крайне важную. Решив вернуть Иисуса, мать даёт понять окружающим, что Он «сумасшедший», впавший в исступление. Дело всё в том, что в то время на Востоке блаженные считались людьми, отмеченными то ли Богом, то ли сатаной (Мк. 3. 22). Они зачастую были уважаемыми людьми, а иногда даже приглашались на собрания избранных. Их бреду придавалась аллегорическая форма, которая и использовалась в нужных целях.

 О попытке вернуть Иисуса в семью Матерью и братьями свидетельствуют и Лука (8. 19), и Матфей (12. 46).

 Такое поведение вызывает сомнение в красивой и трогательной легенде Луки о поклонении волхвов, благовещении архангела Гавриила о непорочном зачатии.

 Ведь по существу вытекает, что Она, Мария, возможно, и не осознавала, что родила Сына Божьего. Иначе Она следовала бы за Ним до конца, подобно другим, вошедшим в число прародителей нарождающегося христианства. Как Мария Магдалина или Соломея - жена Зеведея (сестра Иакова и Иоанна).

 Даже в последний час у креста, ни при снятии, ни при погребении никто из близких родственников не появился. Об этом дружно свидетельствуют три канонических Евангелия, кроме Иоанна.Более того, продолжая эту мысль, необходимо помнить, что, по существу, Господь дал ей уникального Ребенка и Её обязанностью было оберегать и содействовать Ему: «И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2. 34, 35).

 Да и Дитя доказывал на деле, что соответствует предсказанной Ему роли. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём» (Лк. 2. 40). Так отчего же так прохладна была Мария к Сыну? Выходит, Она не знала о Его предназначении и когда родила, и когда воспитывала, вплоть до Его кончины.

 С нашей точки зрения вполне правдоподобным и достоверным представляется описание Матфеем (2. 1 - 23) чудесного спасения Иисуса.

 Приказ Ирода об избиении младенцев получил подтверждение в начале третьего тысячелетия: в 2001 году – археологи нашли в непосредственной близости от Вифлеема захоронения младенцев. Многим из них было всего несколько месяцев от рождения. Специалисты в этом захоронении насчитали более ста детей.

 Следует оговориться, что периодически, раз за разом появляются археологические открытия, подтверждающие события, описанные в Библии.

 Известный еврейский археолог, Н. Глюк пишет: «Можно категорически утверждать, что ни одно археологическое открытие ещё никогда не противоречило данным Библии».

 Уильям Ф. Олбрайт, один из самых знаменитых археологов, заявляет: «Нет никаких сомнений, что археология продолжает подтверждать практически полное соответствие библейских преданий историческим фактам».

 Начиная с 1974 года обнаружено более 17000 табличек эпохи царства Эбла. В которых, в частности, описаны законы весьма сходные с кодексом Второзакония (Втор. 22. 22 – 30), что ранее подвергалось сомнению.

 Там же перечислены и пять городов Равнины: Содом, Гоморра, Адма, Севоим, Сигор, которые в этом же порядке перечислены и в Библии!

 «Научные сотрудники Санкт-Петербургского филиала Института океанологии РАН нашли научное объяснение и библейской истории о переходе израильтян через расступившееся море. На глубине 6-7 метров в узкой части Суэцкого пролива расположен поперечный риф, который обнажается под действием отлива. Правда, случается это очень редко…» (Аргументы и факты) 2004 г №3.

 Этого мало? Тогда извольте ещё.

 Американским генетикам в результате десятилетнего исследования ДНК жителей нашей планеты, а именно мужской Y- хромосомы, удалось доказать существование единого родоначальника всего современного человечества (Адама). Более того, криминалистами создан портрет этого человека, вобравшего в себя черты всех земных рас. По их расчётам он жил на территории современной Эфиопии за 60000 лет до н. э.

 Однако не следует понимать буквально, что он был единственным. Это был один среди многих, но выдающихся способностей: по силе, интеллекту, если хотите, то и по красоте. Очевидно, что все женщины отдавали предпочтение ему. Всё это позволило его многочисленным потомкам с течением времени вытеснить остальных на обочину эволюции, где их генеалогические ветви и прервались. Отсюда следует, что несмотря на различия по цвету кожи, строению черепа и мест проживания, мы все родственники, и у нас, у всех, общий пращур, будем его называть Адам!

 Так наука сомкнулась с библейским сюжетом, описанным в Ветхом завете, книга Бытие (Гл.1 26, 27, 28.).

 

 О том, что предсказания в ту пору имели громадную силу, говорит и следующий исторический факт. Сам историк того времени Иосиф Флавий возглавил в свою бытность восстание в Галилее против владычества Рима. Во время боев с римским войском, руководимым полководцем Веспасианом, он сдался в плен. По установившейся традиции и законам Римской империи всех главарей также подвергали распятию. Однако Иосиф, в надежде на возможное помилование, предсказал ему счастливую судьбу - назначение императором Рима. И надо же такому случиться - всего через год, после смерти Нерона, после чехарды временщиков - провозглашён был императором именно Веспасиан! Потому и таскал он всюду за собой Иосифа, предателя сынов Израилевых. В Риме он и прожил до глубокой старости в достатке и почёте. В знак уважения там ему даже поставили памятник – небывалый случай для Рима!

 Что касается царя Ирода, то он был ещё более подвержен внушению. Маниакально подозрительный, он при малейшем навете жестоко расправлялся со своей знатью, так, он казнил почти всех членов Иерусалимского синедриона, не пощадив даже трёх своих сыновей. Что стоило ему уничтожить несколько сот младенцев, если его жизни мог угрожать один из них?

 Спасение Иисуса путём бегства в Египет считалось промыслом Божьим и запало в душу Ребёнка ещё в глубоком детстве, как вера в Свою звезду. В этом тоже нет ничего необычного и чудесного. Иосиф, как известный мастер, обслуживающий знать города, первый услышал, а вернее сказать, ему шепнули на ухо о надвигающейся экзекуции детей. Вот он и принял меры - сбежал в Египет. И, скорее всего, он не единственный так поступил. Потому и спасение Сына в их семье не считалось чем-то сверхъестественным.

 Но тогда откуда появилась версия о волхвах и об Ангеле Господнем?

 Представим ситуацию, когда у кого-то убиты дети, а у кого-то спаслись, как у Иосифа. Естественно, об этом идут разговоры. Каким образом спасли младенца, кто предупредил? А разве назовешь его? С несчастного сразу бы сняли голову. Поэтому у родителей и появилась версия об Ангеле Господнем, которую они рассказывали всем любопытным. «Когда же они (волхвы) отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2. 13).

 Примечательно, что Ангел Господень явился именно к Иосифу, а не к Марии, это подтверждает тот факт, что известие о предстоящем избиении младенцев исходила от Иосифа. Хотя по человеческой логике именно Ей, Марии, должен был бы шепнуть.

 Легко теперь представить такую сценку: рассказывает отец Иосиф, уже в который раз своим слушателям о чудесном спасении, поглаживая Сына по головке, и у Ребёнка укладывается кирпичик за кирпичиком образ будущего Сына Божьего. Вот откуда у Него неистребимая в душе вера в своё Святое предназначение, и Вера в Своего Отца Господа.

 Всё это и выплеснулось из Отрока неожиданно для родителей в Иерусалимском храме. Где «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» (Лк. 2. 49, 50). Выходит, они оба не знали о Его Божественном происхождении и предназначении. Только теперь они догадались, как в душе Ребёнка отозвались их красивые легенды про Ангела Господня и про чудесное спасение. Но объяснять было поздно. Его разум был уже далёк от родительских убеждений. «И Матерь Его сохраняла все слова сына в сердце своем» (Лк. 2. 51). Может показаться, что такая трактовка предвзята и несколько фривольна. Но она и доказывает реальное существование Иисуса Христа!

 Это наша земная версия. Возможна и другая:

 В многообразии земной жизни имеют место удивительные метаморфозы, когда одно существо в процессе своего развития перевоплощается в другое, абсолютно непохожее на предыдущее ни внешним видом, ни образом жизни, ни средой обитания.

 И Сын Божий, рождённый человеком и выросший среди простого народа, к тридцати годам перевоплотился в Спасителя рода человеческого. Об этом и возвестил всему миру на реке Иордан Иоанн Креститель: «Я крещу вас в воде в покаяния, Но Идущий за мной сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мат. 3. 11). Отныне о возврате в кокон семьи уже не могло быть и речи, ибо ей, семье, он уже не принадлежал. И теперь совершенно с другим смыслом зазвучали Его слова: «…Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук. 2. 49).

 Знаменательно, что не лубочной краской многоопытного писателя создан образ Христа, а деревенским врачом, мытарем, рыбаком. В разное время, уже на склоне лет своих, в разных местах, не имея контакта друг с другом, писали евангелисты о Нем. Писали по зову сердца. О Властителе дум и душ своих. Об Учителе. Трогательно, порой путаясь в деталях событий, иногда повторяясь в своих описаниях.

 Возьмём чудо с хлебами:

 «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?». «И так возлегло людей числом около пяти тысяч» (Иоан. 6. 9, 10).

 «И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Евших же было около четырех тысяч…» (Мк. 8. 5,9).

 Матфей по-старчески местами повторяется:

 Гл.13 ст.12: «Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

 Через 12 глав он вспоминает и вновь возвращается к этой фразе, уточняя её: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25. 29). «И так возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов» (Мф. 25. 28).

 Если в первом случае (в притчах гл. 13) речь идёт о духовной пище, то во втором (гл. 25) о материальном (талант - мера серебра).

 Сегодня, когда население страны разделила фантастическая пропасть на бедных и богатых, эта фраза в народе трансформировалась, да простят меня верующие, в простую и красноречивую: «Да и наступят времена, когда у богатого прибавится и приумножится, а у бедного последнее да отымется».

 Здесь уместно вспомнить ещё одну фразу, ставшую крылатой: «Нет пророка в своём отечестве». В Евангелии от Марка (гл.6 ст.4) она более значима: «Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем». И Мария, находясь с Сыном бок о бок тридцать лет, несла непомерно тяжкий груз, видя, как год за годом уходит Сын в область, недоступную для её понимания. И не смог Он убедить членов семьи в своём Божественном предназначении. «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13. 58).

 Детская душа сверхвнушаема. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18. 3), - говорил Христос, обращаясь к своей пастве. «…Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19. 14). «Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие;…» (Лк. 18. 16). Не случайно и по сей день главное внимание священнослужителей направлено на детей, на молодое поколение.

 В канун Нового 2001 года и чуть позже в кинотеатрах демонстрировался бесплатно новый фильм «Иисус Христос». Сценарий написан по Евангелию от Луки.

 Не будем обсуждать достоинства или недостатки фильма. Главная деталь: после демонстрации детям и молодым людям вручали своеобразные подарки - наборы красочной религиозной литературы, включая и книгу о жизни Иисуса Христа.

 Вот этим и закончим описание детства и юности Христа. А дальше три года яркой публичной жизни, давшие человечеству главное: Веру, Надежду, Любовь. Именно эти понятия впервые стали культовыми в новом учении.

 

 

 

P.S.

 

 Каждый может для себя решить: кто Он – Иисус Христос – Сын Божий, рождённый с предназначением взять на себя все грехи людские, или гениальный Учитель, вознесённый своими учениками до Божественных вершин.

 Путь к Богу из атеистического тумана долог, тернист и извилист, но у каждого он свой.

 Нужно самому прочесть Библию, если считаешь себя образованным человеком.

 И последнее: читающему нужно помнить, что Ветхий Завет претерпел перевод с древнееврейского (арамейского) на древнегреческий в 3 веке до н.э., это так называемая, греческая Септуагинта (по латыни - перевод семидесяти). С этого же источника в основном и был осуществлён перевод Ветхого Завета на церковно-славянский язык.

 В 1856-1876г. был окончательно завершён перевод и издан современный Синодальный русский текст Библии.

 Блаженный Иероним (345-420г.) сделал перевод Ветхого Завета на латинский язык – Вульгата (по латыни – обыкновенный) для простых людей Римской империи. Она послужила исходным материалом для католиков многих христианских стран. Отсюда и некоторые расхождения в текстах. Самое принципиальное из которых - трактовка Символа Веры.

 Следует добавить, что и Новый Завет по одобрению Святейшего Синода с течением времени подвергался изменениям в том смысле, что приобретал современное звучание.

 Привожу пример: в Святом Евангелии, изданном в Санкт-Петербургской синодальной типографии в 1914 году, в апофеозной сцене распятия обращение Иисуса к Отцу Богу по-старославянски выглядит так: «…Отче, отпусти им: не ведат бо что творят…» (Лк. гл.23 ст.34). Чувствуете, как ярко, пронзительно, образно звучит призыв, где выражена не только горечь и скорбь, но и мольба об отпущении грехов палачам.

 Священные тексты, вынужденные следовать за реформой русского языка со временем, как и он, тускнеют и обесцениваются. Вот вам уже перевод этой фразы, в современном Евангелии: «…Отче! прости им; ибо не знают, что делают…» В этом же стихе в первом случае палачи делят ризы Его (риза – одежда священника, проповедника), а во втором – просто делят одежду Его. То есть в корне меняется смысловой подтекст. Более того, теряется не только красота и образность славянской речи, но и происходит смысловая подмена с исчезновением исконно русских слов.

 Если вначале эти нововведения (слова) выделялись курсивом, то уже в упомянутом нами Новом Завете от 1990г. курсив пропал вовсе. Насколько это оправдано – судить вам.

 

                                                                                                                    г. Кемерово,

                                                                                                                     2001 – 2012 г.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.