Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Екатерина Тюшина. Заповедное пространство Геннадия Юрова

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Поэт Геннадий Юров стал легендой Кузбасса еще при жизни. Он был настоящим патриотом родного края, написал много стихов и статей, посвященных сибирской земле. Геннадий Юров - автор гимна Кемеровской области, который знает каждый кузбассовец.
Родился он 14 марта 1937 года в городе Кемерово на Красной Горке
, в том самом месте, где Михайло Волков в начале XVIII века нашел уголь и положил начало Кузнецкому каменноугольному бассейну. Здесь,  под сенью чудесного векового бора, воспетого Юровым  впоследствии в своих стихах, прошло его детство. Отсюда начались и все его дороги, стихи, книги… 
 
Здесь однажды
С ночной высоты
Я в долине своей обозначил
Очарованный берег мечты
И сверкающий берег удачи.
 
Красная горка навсегда вошла в сердце поэта, ей Геннадий Юров посвятил немало стихов: «На Красной Горке замерли века», «Берега»  и др. Все жители Красной Горки знали друг друга в лицо, со всеми здоровались и здесь Юров всегда чувствовал себя своим.
 
Где слово теплое – не чудо,
Где без прищура злого взгляд,
Я буду здравствовать покуда
Мне люди «здравствуй» говорят.
 
Родители Юрова были педагоги. Отец - Евлампий Гаврилович преподавал историю и географию, был директором кемеровской школы № 16, а мать Ксения Трофимовна работала учительницей начальных классов. Школу,  где работали его родители,  Геннадий Юров всегда считал родной и уже, будучи взрослым и известным поэтом, был частым гостем в школьном музее и на уроках.
После школы в 1954 году Геннадий поступил в Томский университет на историко-филологический факультет, после окончания которого  несколько лет работал в молодежных газетах Томска и Кемерова. 
Первая литературная публикация Юрова появилась в 1956 году, когда он был студентом. Томская молодежная газета «Молодой ленинец» напечатала его стихотворение «Осеннее солнце». 
 
До чего же оно озорное,
Это солнце, лишённое зноя!
С выси прямо в лицо смеётся:
- Ну-ка, кто пересмотрит солнце!
 
На втором курсе института Геннадий сделал русский перевод старинной студенческой песни «Гаудеамус игитур», который считается наиболее точным и до сих пор используется в вузах Сибири.
 
Славься, университет,
Высься величаво.
Слава вам, профессора,
Стойким рыцарям пера,
Всем студентам слава!
 
В апреле 1959 года Юров приял участие в  межобластном совещании молодых писателей Кузбасса и Томской области, которое проходило в Кемерове.  Его первый сборник «Синий факел» вышел в  1964 году. Вскоре молодой поэт уехал на Чукотку. Туда Юров поехал не за экзотикой, а как сам считал, для самоопределения. Работа в газете «Магаданская правда» учила его суровой правде жизни, стала вторым университетом. В холодных северных краях людей привыкли оценивать не бравадой, а делами. Здесь сама земля отталкивает тех, кто слаб духом. Об этом и стихотворные строчки Юрова, написанные в те годы:
 
Полярным днём, полярной ночью
Длинна дорога и трудна.
И познаётся, между прочим,
Всему насущному цена.
 
А еще там, в  суровом краю, особо ценится природная красота. И только здесь можно увидеть такое чудо, какое описал Геннадий Юров в стихотворении «Озеро танцующих хариусов». И совсем с другой стороны открывается эта северная земля.  
 
Танцуют хариусы. Как они танцуют!
Они как будто белый свет целуют.
Летят по воздуху и - разом замирают,
Лишь плавников подвижны веера,
На дно ныряют, толщу замеряют,
Зарю хватают, в воду окунают
И мчатся за полётом комара.
 
Именно здесь, в суровой, северной земле, и стала проявляться главная тема поэта Юрова - экология,  которой он посвятил всю свою жизнь. Наверно, надо было съездить на Чукотку, чтобы понять, как мало в стране осталось нетронутой, не исковерканной земли, по которой еще не прошлись стальные гусеницы.
 
Но я теперь совсем иначе слышу
Значительное в сводках слово - вскрыша.
В нём столько хруста, скрежета и ран…
Я знаю, как мучительно и трудно
Следы от гусениц залечивает тундра,
Когда по ней промчится вездеход.
 
В Магадане в 1968 году вышел второй сборник  Геннадия Юрова «Убегающая даль». А третий - «Берега» был издан в 1970 году, уже в Кемерове, куда поэт вернулся после нескольких лет работы  на Чукотке. Работал редактором в Кемеровском книжном издательстве. В  январе 1976 года Геннадия Евлампиевича Юрова приняли в члены Союза писателей СССР. С 1979 года он стал руководить литературной студией «Притомье», организовывал  литературные праздники «Весна в Притомье». 
В эти же годы стал  активно заниматься экологической деятельностью. Вернувшись в родной край, Юров увидел: с одной стороны - индустриальную мощь Кузбасса, а с другой - губительные последствия научно-технического прогресса  для природы. И больнее всего для поэта стало то, что сильно пострадала и его любимая река, главная артерия Кузбасса - Томь.
 
И вот отняли у реки излуку,
Как будто ампутировали руку,
Которую хирургам не спасти.
И мчась в пространстве гибнущей кометой,
Моей реки тринадцать километров
От боли корчатся…
 
На берегу Томи прошло детство Геннадия Юрова. С Томью была связана вся жизнь поэта, здесь он когда-то обозначил свой берег мечты и удачи. И куда бы впоследствии его ни забрасывала судьба, он всегда чувствовал притяженье родной реки, с её пересохшими отмелями и исчезнувшими островами. В каждой поэме и в каждой книге поэт возвращался к своим берегам, говорил о главной реке Кузбасса. Потому что в судьбе Томи, как в зеркале, видна судьба всей Сибири. Об этом он писал в поэме об университете «Альма-матер», это выразил и в поэме «Абориген»: «Мы все перед рекою виноваты, – говорил Юров. - Мы сами, своим неразумием и бесхозяйственностью, сотворили нынешнее безобразие в природе». С рекой поэта связывали почти родственные узы, он считал себя ее сыном. «Речку мы не выбираем, как не выбираем родителей. Она дарована нам судьбой», - писал Юров.   
 
Я - сын реки,
Чей берег стал жестоким,
Я говорю - чисты мои истоки.
Я говорю - светлы мои ростки.
 
Не нужно безысходности в укоре,
От одного произрастают корня
Слова «река» и «речь».
Я - речь реки.
 
О многом размышляет поэт в своих стихах, и главная его мысль – о людях, о родном крае, о любимой России. «Твёрдо знаю, – убеждённо говорил он, – пока живу, не будет у меня ничего дороже, чем эта российская земля, чем эти родные мои берега!» Поэтому большую роль в его творчестве играет  образ родника, ключа, источника, откуда и берёт свое начало река Томь!
 
На Красной Горке царственно возник
И нам навстречу хлынул, взглядом синим,
Врачующего знания, родник,
Росе созвучный, Родине, России.
 
Вместе с единомышленниками Геннадий Юров совершил поход на горный массив Карлыган в поисках истока Томи. Прошел десятки километров по опасным таёжным распадкам горной Хакасии и напился из первоисточника. После похода он написал серию очерков про Томь, которые были напечатаны в «Кузбассе», а затем в журнале «Москва». Позднее они вышли отдельной книгой «Труженица Томь». С этого времени экологическая тема навсегда стала  главной в творчестве  Г. Е. Юрова, ей он посвятил и другие книги:  «Река родная», «Какого цвета Томь-река», «Печальная повесть о Боге погоды», «У родника на Красной Горке», «Заповедное пространство» и др. Книги проникнуты тревогой поэта за то, что человек в своей  деятельности порой бездумно губит природу, сыном которой является. Вырубаются под корень прибрежные леса, загрязняются реки, воздух. Защите окружающей среды посвящена не только поэзия, но и вся публицистическая деятельность Юрова. 
«Суть его творчества всё та же: человечность, гражданственность, глубокая любовь к природе, к родному краю, к реке Томи…» - так охарактеризовал творчество Геннадия Юрова известный кузбасский поэт Игорь Киселёв.
Глобальные экологические проблемы поэт старается решить путем   искоренения конкретных бед своего родного края. Ведь давно известно, что если хочешь исправить мир, то подмети сначала у своего порога!
 
Я зов к людскому разуму и воле.
Я боль реки и врачеватель боли,
Тоска реки и жертва той тоски.
Я облечён доверием высоким
Увидеть устье чистым и глубоким.
Тогда отпустит боль.
Я сын реки.
 
Судьба родной земли вытеснила из стихов Юрова даже такую вечную тему любого поэта, как любовь. У него и любовь неотделима от того места, которому он всем обязан:
 
…всем хорошим, что я людям дал,
Всем добрым, что со мной происходило,
Я городу обязан
И друзьям,
И женщине, которая любила.
 
В его творчестве постоянной стала совсем другая  «вечная» тема  - тема бережного отношения к окружающей природе.  Ведь  с  детских лет сама природа разговаривала с ним стихами:
 
Страницы милые листаю
И понимаю алфавит.
Листвою,
Травами, Цветами
Земля со мною говорит.
 
Любовь к природе  у поэта настолько сильная, что он готов не только раствориться в зелёном шуме заповедных чащ, «где в кронах птицы не боятся петь», но и сам согласен быть кем угодно в лесу.
 
Пень березовый подгнил, 
В нем такая прель и сырость, 
Если б я опенком был, 
Непременно здесь бы вырос. 
 
Самым заветным  желанием Геннадия Юрова всегда было - дышать хвойным воздухом тайги, ходить по цветочной, васильковой дороге и трогать горизонт рукой. А вместо этого жизнь заставляла его переживать за реку, на которой зажигают прожектора, звучат выстрелы и мечутся в их свете ослепшие раненые птицы. И звучат  трагические строки поэта: 
 
***
Только выстрелы влет, с плеча, 
Птицам больше не закричать…
 
***
Ночь незрячая сентября… 
В небе поздняя стая гусей. 
Ранний снег бьет картечью по ней… 
 
Когда читаешь стихи Юрова, посвященные природе, то сразу перед взором предстает короткое сибирское лето, зеленые луга, усыпанные цветами и ягодами. Однако поэт не просто любуется природной красотой. Как  сыну Земли, сыну реки, тайги, всей русской природы, ему очень жаль стонущую под бульдозером землю, в которой ищут золото и добывают уголь, жаль реки, куда сливают нечистоты.  По мнению Геннадия Юрова, без общения с природой жизнь человека пуста: «Что наша жизнь, - спрашивал он, -  не что иное, как общение с природой. Что подарила нам она изначально? Леса без просек, реки без плотин. И горные массивы без карьеров. И жили мы, не зная слов «Охрана окружающей природы…»
 
Чистый камень сердолик 
В чаше родника алеет. 
Я б отдал тебе родник, 
Только речка обмелеет.
 
С 1983 года жизнь Геннадия Евлампиевича Юрова была тесно связана  с литературной деятельностью. Он работал ответственным секретарем Кемеровской областной писательской организации,  активно участвовал в организации всероссийских традиционных литературных праздников: «Фёдоровские чтения в Кузбассе» и «Чивилихинские чтения в Кузбассе». Являлся членом ревизионной комиссии Правления Союза писателей России, работал редактором газеты «Родник сибирский», собственным корреспондентом журнала «Российская Федерация» по Западной Сибири, был членом редколлегии российского журнала «Сибирские огни», членом редколлегии альманаха «Огни Кузбасса». С 1995 по 1997 год занимал должность главного редактора журнала «Огни Кузбасса».  Затем перешел работать в музей-заповедник «Красная Горка».  
С 2001 года стал выходить краеведческий альманах «Красная Горка», главным редактором которого был Г. Е. Юров. Издание альманаха стало очень важной страницей в жизни города Кемерово. На его страницах воссоздается историческая и современная история города Кемерово; освещается  деятельность Копикуза и АИК «Кузбасс»; рассматриваются главные этапы развития угольной и химической промышленности, градостроительства, архитектуры, среднего и высшего образования, защиты окружающей среды. Альманах уже давно стал визитной карточкой музея-заповедника «Красная Горка» и города Кемерово.
Однако Геннадий Юров  не только издавал  альманах, он постоянно писал и сам. Все его творчество посвящено городу Кемерово и Кузбассу. А героями его поэм и стихотворений всегда были сами жители края, труженица Томь и  богатая природа Кузнецкой земли. 
Интересовали его и такие вечные вопросы, как: в чем смысл жизни, есть ли судьба,  что такое счастье? Не мог оставаться равнодушным поэт и к теме войны. Хоть и  был он маленьким, когда отец уходил на фронт, но и ему пришлось узнать,  как самоотверженно трудились кузбассовцы для приближения Победы. Об этом говорят его строки:
Я создаю портрет родного края. 
Его война сурово освещает: 
Звучит в долине музыка войны; 
И помнят благодарные солдаты 
Кузнецкую надежность автоматов, 
На танках сталь кузнецкого проката -
Бронированный щит для всей страны. 
Был подвиг тыла равен битве ратной. 
Когда Донбасс топтали оккупанты, 
Не просто шахты - горные гиганты 
Построила Кузнецкая Земля. 
Вскрывала горизонт за горизонтом. 
Звучал набатный лозунг: «Все для фронта!» 
Приказом для добытчиков угля. 
 
Без памяти о прошлом невозможно жить нормальной жизнью. Вот и поэма Геннадия Юрова  «Планета Кемерово»  начинается с истории родного края, с истоков, в которых  формировался характер сибиряка.  Исследуя эти истоки, поэт приходит к выводу, что сибирский характер был сформирован  самой суровой природой. В нём незримо присутствуют черты рудокопов,  декабристов, народовольцев. Ковался он на стройках и  в шахтах.  Поэт  рисует такой образ строителя, горняка, мастера на все руки, который  воплотил в себе все самые лучшие духовные свойства сибиряков. Вот только быть сибиряком совсем не просто. Необходимо не только строить и добывать, но и иметь мужество признать свою вину за содеянное зло. Ведь там,  где были построены  заводы и работают угольные разрезы, осталась исковерканная  земля, исчезли леса, луга, речки.  Поэтому и нет особой радости у сибиряков от покорения природы, какими бы громкими ни были победы.  
 
Когда взметнулись взрывы по отрогам, 
Земля смотрела с болью и тревогой.
Огни горели яростно в ночи.
Потом смотрела с горечью и страхом.
Шла под застройку,
Как идут на плаху,
В черте разрезов становилась прахом,
Теряя колки, речки, кедрачи.
 
«Планета Кемерово» - это своеобразное обращение поэта к современникам об ответственности за настоящее и будущее родного края.  Поэт верит, что разум все-таки возобладает и на месте сегодняшних городов далёкий потомок обнаружит не безжизненную пустыню, а «сибирский пласт таланта и труда», «прозрачный пласт любви»,  «пласт совести, и дружбы, и нежности». 
 
  Пласты под грузом времени слежатся,
  Наверняка потомкам пригодятся.
В столетии, неведомо каком,
Их обнаружат где-нибудь под кручей.
И обнажат,
И тщательно изучат.
Потом из них тепло и свет получат.
И обогреются.
И вспомнят нас добром.
 
Все  поэмы Юрова очень  автобиографичны. И самым ярким подтверждением этому является его поэма «Берега». В ней рассказывается об истоках жизни поэта, о месте, где он вступил в мир, о городе и реке, которые ему дороги. Жизнь казалась поэту выбором между берегом мечты и берегом удачи. Но в конце пути он делает открытие, что это противопоставление было мнимое.
Ни к удаче уйти, ни с мечтою расстаться.
Ты прислушайся, Томь, к моим гулким шагам.
Потому что куда б ни пришлось возвращаться,
Я всегда возвращаюсь к твоим берегам,
 
В 90-е годы ХХ века, когда жизнь миллионов людей большой страны кардинально изменилась, в своей статье «Духовное поле провинции» Геннадий Юров искал  духовные источники, которые помогают людям выжить в такой нелегкой ситуации: «Важно вернуть людям Родину, - писал он. -  Или хотя бы убедить, что это возвращение началось и что оно необратимо. И тогда вернется мелодия в песни наших молодых. И любовь вновь назовут родниковой. И зов романтики не вызовет ни у кого иронической улыбки». 
И, действительно, в России есть, говоря словами поэта: «заповедное пространство, такая сфера земного существования, доставшаяся нам по судьбе или по выбору,  которое формирует в нас нравственные основы жизни и смерти, понятия добра и зла, любви и верности, красоты и совершенства...» Это оно и помогает выстоять народу в любое лихолетье. 
В книге  «Заповедное пространство»,  вышедшей в  2012 году, поэт  продолжил тему духовных исканий и нравственных основ жизни. «Все законы долга, совести, чести, заповеди от родителей и дедов передаются детям, - утверждал он. - Заповедное пространство - это часть мироздания, согретая моим присутствием, соучастием, любовью. Оно может быть только мо¬им, а может быть общим, заповедным пространством земляков и сограждан. Оно нас воспитывает, выстраивает, формирует в нас нравственные основы жизни и смерти, понятия добра и зла, любви и верности, красоты и совершенства. В стихах можно найти заповедные пространства улицы или города. Это и есть наша малая родина. Заповедное пространство страны и есть наше Оте¬чество». 
 
Потому что, какую бы даль ни осилил,
На какой бы черте ни ступала нога,
Твёрдо знаю: пока я иду по России,
У меня под ногами твои берега!
 
Всей своей жизнью, стихами и публицистическими статьями Геннадий Евлампиевич Юров стремился пробудить в людях совесть, взывал к доброте и благоразумию, призывал к бережному отношению к природе. В его работах чувствовалась огромная душевная боль,  тревоги и волнения за будущее родного края. И иначе жить он не мог.
 
А я живу на перекрестке
Событий, судеб и дорог.
Здесь неуютно и непросто,
Я б жил иначе, если б мог...
 
У Геннадия Юрова вышло более 20 поэтических и публицистических книг: «Песня о городе», «Прогулка», «Доверчивое русло»,  «Товарищеский круг», «Планета Кемерово», «Музыка снега» и др. 
Его стихи, поэмы, очерки публиковались в журналах: «Наш современник», «Москва», «Роман-газета», «Смена», «Работница», «Наука и религия», «Российская Федерация» (Москва), «Сибирские огни» (Новосибирск), альманах «Палоцфельд» (Венгрия), «На Севере Дальнем» (Магадан), «Огни Кузбасса» и др.
Стихи Г. Е. Юрова вошли в коллективные сборники:  «Сибирь поэтическая»; «День поэзии»; «Рабочие плечи Кузбасса»; «Дыхание земли родимой»; «Руку дружбы подали»; «Песнь о Сибири»; «Северное притяжение: Стихи поэтов Северо-Востока»; «Рабочая мелодия Кузбасса. Стихи о родном крае»; «Дороже серебра и злата»; «Писатели Кузбасса. Проза. Поэзия: хрестоматия»; «Русская сибирская поэзия. Антология ХХ век»; «Шахтёрская доля такая…»; «Энциклопедия писателей Кузбасса»; «Поэзия Кузбасса: ХХ-ХХI век. Т. 1. Поэты 60-70-х» и др.
 
Друзья мои!
Как выстраданный факт
Вам сообщить пришел я через годы,
Что наша жизнь – не что иное, как
История общения с природой.
 
Творчество Геннадия Евлампиевича Юрова отмечено многочисленными наградами. Он  - лауреат премии Союза журналистов СССР за книгу очерков «Труженица Томь» (1973); лауреат премии Кузбасса за текст песни «Рабочая мелодия Кузбасса» (1977, 2005); лауреат премии министерства России по делам СНГ за большой вклад в дело духовного сближения народов (1997). В 2003 году решением Президиума Российской академии естественных наук (РАЕН) был удостоен юбилейной серебряной медали В. И. Вернадского; награжден юбилейным гражданским орденом Серебряная Звезда «Общественное признание» в связи с 60-летием Великой Победы (2005). За книгу стихов, поэм и разысканий «Заповедное пространство» получил «Орден Почета Кузбасса» (2012). Юрову Г. Е. были присвоены звания: «Заслуженный работник культуры России», «Почетный гражданин города Кемерово и Кемеровской области». Он  являлся членом Совета старейшин при Губернаторе Кемеровской области.     Награжден медалями: «За особый вклад в развитие Кузбасса» II и III степеней,  «60 лет Кемеровской области», «За веру и добро»  и многими другими наградами. 
 
Каждое утро на Радио Кузбасса звучит гимн Кемеровской области «Рабочая мелодия Кузбасса».  Песня была написана композитором Евгением  Луговым на слова Геннадия Юрова. С декабря 2002 года она стала гимном Кузбасса, победив в областном конкурсе. 
«Я не посылал стихи на конкурс, - признавался Геннадий Евлампиевич. - Это была просто хорошая песня. Но кто-то расслышал в ней гимн, и многие с этим согласились. Я же считаю, что писать гимны о Родине, когда в ней так много того, о чем болит душа, не только бессмысленно, но и непатриотично. Что касается песни, ставшей гимном, видимо, в ней были обозначены ценности, которые не меняются со временем. Я считаю, что такие понятия, как Родина, мать, добросердечие, добрососедство, нравственность, патриотизм, даются человеку от рождения, в семье…» 
В песне «Рабочая мелодия Кузбасса» отразилась вся трудовая биография Кузнецкого края, его история и сегодняшний день. В этой мелодии звучит труд шахтера, металлурга, химика, строителя, в ней шум тайги и птичьи голоса, в ней стук сердец тружеников Кузбасса. Наверно, поэтому она и стала гимном Кузбасса.
Вы видите: горят огни в ночи,
На землю небо звездное упало.
Вы слышите: мелодия звучит,
Поет земля восточнее Урала.
Где города по берегам реки
Тепла и света создают запасы,
Ее добыли в шахте горняки –
Рабочую мелодию Кузбасса.
Мелодия, звучи с сердцами в лад.
Мелодия, наш путь велик и труден.
Земля открыла людям свой талант, 
И свой талант земле открыли люди! 
 
Гимном «Рабочая мелодия Кузбасса» сопровождаются все торжественные мероприятия, которые проходят на территории  Кемеровской области. Он прозвучал и во время прощальной церемонии с Геннадием Евлампиевичем Юровым. Поэт ушел из жизни 7 марта 2016 года. 
Ушел человек, который еще при жизни стал культовой личностью для Кузбасса. Вся жизнь и деятельность Геннадия Евлампиевича была связана с Красной Горкой. Здесь он начинал свою жизнь и здесь ее закончил. И может когда-нибудь именно здесь, где стоит обелиск в честь первооткрывателя кузнецких углей Михайлы Волкова, поставят памятник и поэту Геннадию Евлампиевичу Юрову. Так и видится образ этого человека с необычной внешностью:  большой, спокойный, с густой бородой, он стоит на высоком берегу его любимой реки Томь, смотрит вдаль и беззвучно читает строки своих стихов:
Непреднамеренно, непрошено,
От сердца к сердцу - по прямой,
Скажи мне что-нибудь хорошее,
Желанный собеседник мой.
 
И не молчи так огорошено.
Дай лучик от своих щедрот.
Скажи мне что-нибудь хорошее,
И пусть оно произойдёт.
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.