Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Евгений Чириков. От Павки - к Павлу.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Около 20 лет назад кемеровчанин Юрий Николаевич Малышев нашел себя в работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Но сам он называет это не работой, а служением, видя свою миссию в том, чтобы в окружающем пространстве многопроблемного бытия и глубоко засасывающей пошлости создать оазис истинной духовности. Шоу-королеву Аллу Пугачеву и иже с ней Малышев не жалует. Ее выходы на эстраду к подлинной культуре, по его убеждению, никакого отношения не имеют. Он организует коллективные походы юных питомцев – воспитанников воскресного клуба «Соотечественники» – на благотворительные филармонические концерты, приобщая их к шедеврам классической музыки, монастырского хорового пения.

Очень избирательно ими посещаются и выставки в музеях, и театральные постановки. А, к примеру, святки наставник с детьми встречают у благоухающих растений с пяти континентов в оранжереях городского ботанического сада, справившего новоселье в стеклянных хоромах на Лесной поляне.

Уже много лет проводятся тематические уроки и встречи клуба «Соотечественники» в храме преподобного Сергия Радонежского и средней школе № 50, носящей имя знатного шахтера Алексея Бабенко. Эмблема клуба составлена из двух символов: лика Георгия Победоносца и Георгиевского креста с ленточкой.

Человек дотошный и педантичный, Ю. Малышев тщательно готовится к мероприятиям с приглашением священников, ветеранов войн, поэтов и писателей, земляков, прославивших Кузбасс и Россию выдающимися достижениями. Заранее формулируются цели подобных встреч. Так, организованный им несколько лет назад День православной поэзии должен был послужить развитию благоговейного отношения к Отечеству, воспитанию любви к культурному наследию православия, формированию навыков осмысленного прочтения произведений православной культуры, знакомству с творчеством кузбасских поэтов.

Участники поэтического урока собрались в выставочном зале музея истории православия на земле Кузнецкой (при Знаменском соборе) и заняли места в окружении икон ХVI – начала ХХ веков. Среди примерно шестидесяти слушателей можно было увидеть пенсионеров и малышей, учащихся и преподавателей, воспитанников и педагогов городских клубов по месту жительства, студентов сельхозинститута из православного клуба «София»...

С благословения священноначалия открыли День православной поэзии заведующая означенным музеем Лариса Алексеева и сам Юрий Малышев.

Первое слово было предоставлено детям в возрасте от четырех до двенадцати лет. С большим удовольствием и смущенными улыбками на лицах они читали стихи о природе, Родине, любви к Богу. И конечно, награждались аплодисментами.

Зал замер, когда наступил черед мэтров. Один из них сказал о связи художественного слова и православия. Мысль живо подхватил протоиерей Евгений Сидорин, преподающий русскую словесность в Кемеровском госуниверситете. Это особенный, физически очень бодрый батюшка, которому нравится постигать мир Божий в храме природы. С рюкзаком за плечами водит он православных следопытов туристскими маршрутами по долам, лесам и горным тропам.

Откликаясь на упоминание в аудитории Оптиной пустыни, отец Евгений описал виденные им святые места, реку Жиздру, корабельные сосны, стены монастыря. И вспомнил эпизод посещения Федором Достоевским старца Амвросия в 1878 году.

Поэт Борис Бурмистров свое слово посвятил необходимости духовно противостоять заполоняющему нашу действительность безверию в высшие человеческие ценности. Веско высказывались и другие гости.

Завершилась встреча энергичным выступлением Александра Каткова. Последним из прочитанных им стихов был самый его заветный – о человечности. О том, что каждый из нас всегда должен оставаться человеком, в плохих и хороших обстоятельствах. Слушатели дружно выразили согласие с утверждением поэта.

Приглашение поэтов на урок в музее не случайно: Малышев – старинный друг и неравнодушный читатель журнала «Огни Кузбасса». Как и его бывшая учительница литературы Н. А. Баранова, с которой он состоит в трепетно-благодарной переписке. Сейчас Нина Александровна живет в Москве, ей за 90.

В душе Малышева глубокие корни пустили евангельские притчи, жития святых, понятия о православной традиции, таинствах церкви.

Когда он путешествует, то благоговеет перед каждым уголком тех мест, где совершали духовные подвиги святой благоверный князь Московский Даниил, преподобные Сергий Радонежский, Савва Сторожевский, Серафим Саровский, ополченцы Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, митрополит Филарет (Дроздов), Святейший патриарх Тихон (Белавин), блаженная Матрона Московская, новомученики и исповедники Церкви русской...

С особым теплом Юрий Николаевич вспоминает общение с иеромонахом Василием Саяпиным, кандидатом богословия. Тот стоял у истоков Богословско-катехизаторских курсов им. св. ап. Иоанна Богослова в Кемеровской епархии. Через него были ниспосланы важнейшие для прозрения Ю. Малышева встречи со студентами и выпускниками Московской духовной академии, насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, приснопамятным Святейшим патриархом Алексием II, уникальными сокровищами церковно-археологического кабинета – музея МДА.

Неизреченная, непередаваемая радость остается у Юрия Николаевича от соборной молитвы с предстоятелем и сонмом иерархов церкви, священнослужителей и монашествующих, преподавателей и студентов московских духовных школ, многочисленными гостями и паломниками в лавру к престольному празднику преподобного Сергия.

Поездка к намоленной малой родине упокоившейся мамы – в деревушку Щетинино в пензенской глубинке, неповторимые встречи со сродниками – хранителями родословной – укрепили его в вере.

Принимая веру, ортодоксальный христианин раскрывает Библию с ее повествованием о шести днях творения мира и первопредке Адаме, с евангельскими свидетельствами о Спасителе и апостольскими посланиями. Эволюционная гипотеза меркнет перед таинством и красотой божественного мироздания, перспективой жертвенной любви.

Здесь следует оговориться. До определенного времени церковь не признавала достижений науки и трактовала библейский Шестоднев в стопроцентной буквальности. Впервые в 1951 году папа римский Пий ХII шокировал кардиналов энцикликой об отношении к теории Большого взрыва и к взглядам Дарвина. Как можно было понять Папу, в научных гипотезах ничего страшного нет: пусть будет Большой взрыв, ведь произвел его Господь; пусть человек и ведет происхождение от обезьяньего предка, но душу-то вдохнул в него Всевышний.

Православие в этой сфере гораздо консервативнее и тверже держится за первенство Адама. Лишь в последнее время в публикациях священников можно встретить высказывания о том, что космогонию Библии не стоит понимать буквально, она, мол, изложена в образном ключе.

Но и здесь необходимо внести некую научную ясность. В наше время идея Дарвина лопнула, как это ни ужасно для тех, кто считал ее однозначно истинной. И в древней флоре, и в фауне не находится промежуточных образцов, которые доказывали бы происхождение одного вида от другого. А генетики установили, что биологический вид просто не может «выпрыгнуть» из своих границ на клеточном уровне. Самозарождение жизни в первичном океане Земли тоже признано событием невероятным. Наш мир создан дивным чудом творческого деяния Бога.

Есть еще и космические версии, которые тоже имеют право на существование.

Что же до Ю. Малышева, то он-то как раз и не склонялся перед давлением псевдонаучных эволюционных домыслов. А научно он подкован основательно – химик и биолог по образованию.

Будучи искренним, упоенным коммунистической идеей комсомольцем, Юрий не подозревал, что ему суждено преобразиться из Савла в Павла. Как мы знаем, молодой и знатный фарисей Савл, участвуя в заседаниях иудейского синедриона, голосовал за казни христиан. И даже был причастен к убийству первомученика Стефана, хотя и не бросал в него камни, а только сторожил одежды бросающих. Когда же его послали в Дамаск за очередной партией жертв, неведомый глас («Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?») и ослепляющий свет мистически образумили его, и в итоге Савл окрестился с именем Павла, сыграв историческую роль первоверховного апостола – организатора христианского мира.

Конечно, в жизни Малышева все происходило не так жестоко и не так масштабно. Он никогда и никого не преследовал за веру. Мама-бетонщица (многолетний изнуряющий и совсем не женский труд) воспитывала его вместе с младшей сестрой одна. Целомудренно, со смирением, терпением, любовью. Как и миллионы других одиноких мам после войны с фашистами. Здесь уместно упомянуть о почтительном отношении Ю. Малышева к поэтическому творчеству

С. Донбая. Особенный отклик в сердце вдумчивого и благодарного читателя нашло стихотворение Сергея Лаврентьевича «Военное детство» о своих сверст-никах-«сиротственниках».

С детства Юрий впитал в себя идейность и с радостью поднимался по ступенькам юного ленинца: из октябрят в пионеры, из пионерии в комсомол. Пафос книги Николая Островского про героя 1920-х годов Павку Корчагина заворожил его, зовя к свершениям. Комсомольский романтизм окрылял, как и многих в то время.

Неожиданную укоризну Малышев услышал от любимой учительницы литературы.

– Юра, одумайся! Остановись. Зачем тебе это нужно? – тихо, но внятно спросила Нина Александровна, и это спокойное предостережение вышло пророческим.

Учился он в кемеровской школе № 4, носящей имя выпускника, заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза А. В. Сарыгина. Там, вспоминает Малышев, преподавали замечательные учителя. Учеба давалась ему неплохо, особенно по химии и биологии.

В начале 1970-х годов случился эпизод, особенно ярко раскрывающий личность Н. А. Барановой. Когда в СССР стали травить А. Солженицына за его «Архипелаг ГУЛАГ», почти все, кого «просили», подписывали гневные письма. Нина Александровна была в числе немногих, кто отказался это сделать. Реакция советской системы не заставила себя ждать: ее мужа изгнали из преподавателей КузПИ, у двух дочерей возникли проблемы в школе. Но осмыслил Малышев подвиг сильной духом учительницы лишь многие годы спустя.

Юноша отслужил срочную на Дальнем Востоке (и до сих пор сохраняет военную выправку, а также чтит память погибшего армейского друга, дорожит общением с его семьей). Потом работал освобожденным комсомольским секретарем в архитектурно-строительном техникуме. Учащиеся техникума с молодым задором записывались в стройотряды, мечтали о воплощении задуманных ими архитектурных проектов.

Кемеровский пединститут к тому времени получил статус университета, химико-биологический факультет разветвился на два отдельных. Юрий стал учиться на биофаке. В своей дипломной работе он исследовал движение микроэлементов из почвы в растения в ложе предполагаемого Крапивинского водохранилища. Его работа вместе с данными других студентов, преподавателей, сотрудников НИС «Чайка» доказывала губительность строительства гидроузла для земельных угодий и окружающей природной среды. Юрий Николаевич до сих пор относит себя к противникам этого печально известного «грандиозного» проекта, вопрос о котором и сейчас не снят с повестки дня.

Диплом получен, молодой учитель начинает сеять разумное, доброе... нет, он не любит этой сакраментальной фразы... Он начинает осваивать педагогическое поприще в роли заместителя директора 31-й школы, преподает в ней любимую химию. Но далее последовал неожиданный партийный взлет. Восемь лет длилась его райкомовская карьера.

Коммунисту Малышеву сказали, что он нужен на партийной работе. В то время ему уже не хотелось переключаться на идеологический фронт. Но суровая партийная дисциплина, перешедшая в нешуточный прессинг, не оставляла выбора.

И Малышев начал трудиться инструктором отдела пропаганды и агитации Центрального райкома КПСС города Кемерово, где первым секретарем тогда был А. А. Лопатин. Позднее мужественный и волевой полковник МВД Лопатин в составе ограниченного контингента наших войск в Афганистане на дальних подступах отстаивал интересы Советского Союза. К слову, по прошествии многих лет при встречах с неофитом Малышевым Анатолий Андреевич, будучи в отставке, непременно добром вспоминал своего деда-христианина.

Через три года Юрий Николаевич пересел в кресло заведующего орготделом Ленинского райкома партии. А еще через два года, после окончания Высшей партийной школы, он дорос до секретаря Ленинского райкома КПСС. Большая должность.

Однако партия в то время быстро теряла былую непререкаемую власть и катилась в тартарары. В заботе о семье, которую надо кормить, Малышев, помня давнее наставление директора школы № 4 Г. П. Меновщикова, вызвался возглавить новую школу, строившуюся в тогдашнем окраинном микрорайоне – Шалготарьяне.

Партийное руководство отпустило свою номенклатурную единицу не сразу, а лишь после волевого нажима Малышева.

Десятилетие 1990-х многим памятно как время страшное, бедственное, когда люди выживали без зарплат. Тем не менее даже в такие кризисные годы при мощной (но взыскательной!) поддержке градоправителя В. В. Михайлова, в условиях тотального дефицита был построен крупный общеобразовательный комплекс с музыкальной школой и детским медицинским центром «Здоровье».

Малышев старался не ударить в грязь лицом перед своим бывшим наставником Г. П. Меновщиковым, которого очень уважал. В Великую Отечественную Галик Павлович как сын «врага народа» (впоследствии полностью реабилитированного) оказался в штрафбате, а после ранения стал артиллеристом. Потом еще долго лежал в госпитале с перебитыми осколками ногами. Для учителей и учеников он был и остается примером мужества и справедливости.

Самолюбию директора школы № 33 Малышева льстило, что в роскошно оснащенные кабинеты-лаборатории, к питомцам уютного живого уголка, в теплицу, музей природы Кузбасса и на опытный пришкольный участок приводили студентов из его альма-матер – биофака КемГУ, чтобы учились на лучших образцах. Сам он рассказывал школьникам о строении живой клетки, об эволюции жизни на Земле и происхождении видов по доминирующей до сего времени в школьной программе гипотезе Дарвина.

Ему было радостно, что школа под его началом лидировала в ряду учебных заведений города и области. В ней с привлечением вузовских преподавателей углубленно изучалась литература, математика, биология, в профильных классах – экономика, информатика, хореография. В начальной школе букварь и фундаментальные основы наук изучали по системе развивающего обучения академика Л. В. Занкова. Неподдельный интерес и широкий резонанс вызвал организованный в школе обучающий семинар для учителей, завучей, методистов, директоров с уникальными лекциями приехавшей из Москвы профессора З. И. Романовской. Дети во внеучебное время имели возможность заниматься во многих школьных спортивных секциях, кружках, объединениях по интересам.

На предметные олимпиады, спортивные состязания и концертные выступления детской хореографической студии филармонического театра танца «Сибирский калейдоскоп» ребятишки могли поехать на школьном автобусе. Административно-хозяйственные и бытовые проблемы быстрее решались с помощью подаренного школе по просьбе Юрия Николаевича грузового уазика.

В обогащающие знаниями командировки по стране при содействии директора и меценатов школы отправлялись многие учителя. По крупицам собирали в профессиональную копилку лучшие наработки коллег.

В общем, 33-я школа пользовалась заслуженным уважением. И была весьма востребована детворой Шалготарьяна. За опытом в нее приезжали городские и сельские учителя-энтузиасты, директора школ, заведующие рай- и гороно. Родители охотно привозили своих чад не только из окрестных микрорайонов, но также из центра города, Южного поселка, Суховского, с Радуги и даже из Кедровки. В те годы в школе обучалось от 1400 до 1700 мальчиков и девочек.

Передовую школу поддерживали во время своих визитов губернатор Михаил Кислюк и председатель облисполкома Аман Тулеев, министр образования России Евгений Ткаченко.

В это же время достигла кульминации переломная эпоха – смутное безвременье М. Горбачева, предавшего, по мнению Ю. Малышева, нашу страну, после чего распад самой большой в мире державы стал неотвратим.

Газеты пестрят ошеломляющими публикациями. Коммунистическая партия вместе с ее младшим братом комсомолом оказываются носителями ложных ценностей. Великая Октябрьская социалистическая революция объявляется всего лишь «переворотом», сломавшим историческое развитие государства. Во всей неприглядности открылась правда о ленинских, сталинских и хрущевских репрессиях.

Малышев прочитал солженицынский «Один день Ивана Денисовича». Повесть потрясла его. Помнил Юрий Николаевич и трагедию, пережитую его мамой. Первого ее жениха, человека благочестивого, предложившего венчаться, совершенно ни в чем не повинного, тоже увезли в неизвестность на энкавэдэшных дрожках...

И вот марксистский «призрак, бродивший по Европе», исчез, как хмарь после дождя. Теперь людям в нашей стране не препятствовали открыто верить в Бога. А ведь давно ли мама молилась тайком от сына, активного пионера, и просила заставшую ее за этим дочь ничего не говорить брату?

После перипетий 90-х и последующих лет Ю. Малышев ушел из 33-й школы и начал служить в Губернаторском кадетском корпусе МЧС, где и родился клуб «Соотечественники». И там же, в поселке Плотниково Промышленновского района, вскоре был освящен (тогда еще епископом Аристархом) домовой храм для кадет, офицеров, преподавателей и местных жителей. Важность этого события особо отметил Синодальный отдел по связям с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

Как прорастало зерно веры в душе Ю. Малышева на его пути к Богу, – это тайна. Повлияла, наверное, и давняя, еще до армейской службы, поездка по городам «Золотого кольца». Он увидел Ростов, Суздаль, Переславль-Залесский, Загорск (нынешний Сергиев Посад), Москву с храмом Василия Блаженного...

Как-то по совету знакомых Юрий Николаевич посетил храм преподобного Сергия Радонежского, возведенный у трассы из столицы Кузбасса на Ягуновку. Ягуновка... Кемеровская Голгофа... Теперь на месте массовых казней 1937–1938 годов стараниями священника Александра Москалева стоит мемориальная часовня. Ранее это место богоборческая власть хотела предать забвению, пустырь зарос ивами и сорняком. А сегодня здесь внуки и правнуки жертв страшных лет возносят молитвы по невинно убиенным, высаживают деревья. Часовня объявлена памятником архитектуры.

Храм Сергия Радонежского строился в 1990-х годах. Сначала рядом с будущим фундаментом стоял списанный железнодорожный вагон. Но – освященный, с алтарем. И вот пришел туда Юрий Николаевич один раз, другой, третий... И почувствовал себя прихожанином! Тогда же довелось ему услышать от протоиерея, кандидата богословия Николая Сергиевского, возглавлявшего епархиальный отдел религиозного образования и катехизации, слова поддержки и историю апостола Павла. И растаяли последние сомнения бывшего атеиста-романтика, родившегося в рубашке 12 июля – в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Жизнь новообращенного христианина обрела совершенно иной смысл. Вместо суетных будней он живет духом, мыслью о спасении души в ожидающей ее Вечности, любовью к Богу и ближним.

* * *

Сорок лет назад Юрий Николаевич Малышев женился на девушке, работавшей тогда секретарем комитета комсомола. Сейчас у него с супругой Людмилой Михайловной сын-офицер (выпускник КВВКУС) и внук-школьник.

Школа № 33 ныне носит имя А. В. Бобкова – в честь заведующего гороно, фронтовика, руководившего довоенной школой с тем же номером. Сейчас в стенах громадного здания создается музей, рассказывающий о богатой новейшей (после новоселья) 30-летней истории учебного заведения. С фотографии Ю. Малышева начинается портретный стенд директоров. А один из залов музея (православный храм) посвящен первому архиерею Кузбасса – высокопреосвященнейшему архиепископу Софронию.

Приснопамятный владыко писал о выпавшем на наше время возрождении православной традиции в Кузбассе: «Какая удивительная жизнь была нам дана!» Очевидно, эти слова можно отнести и к совестливому, нравственно-возвышенному служению Юрия Малышева, доброго семьянина, чтущего друзей и коллег-педагогов, руководителя общественного воскресного клуба «Соотечественники».

г. Кемерово

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.