Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Сердцевина (повесть-миф)

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Александру Васильевичу Манчаку (по материнской линии – Селивёрстову) – собирателю родового древа Селивёрстовых, Сергею Юрьевичу Исупову, Павлу Сергеевичу Коваленко и другим скромным хранителям бийской истории, а также незабвенной памяти Бориса Хатмиевича Кадикова – историка-краеведа, Почётного жителя города Бийска с моим наиглубочайшим уважением, посвящаю…

Вместо предисловия

Наверное, в каждом городе есть свои такие устные истории-рассказы, которые передаются из поколения в поколение. И каждый новый рассказчик вносит в них свои цвета и оттенки. Всё это длится до той поры, пока кто-то, не зафиксирует их, эти истории на бумаге, положив конец всяческим разнотолкам или же дав начало другим, ещё более противоречивым.

Когда-то, будучи ещё редактором альманаха Бийского краеведческого музея «Музейный вестник», многие такие истории я слышал от старейшего бийского краеведа Бориса Хатмиевича Кадикова, записывал их на диктофон и обрабатывал для этого музейного издания, облекал монологи Бориса Хатмиевича в литературную форму, немного иногда домысливал их и прибавлял от себя, тогда ещё и не подозревая, какой драгоценный материал проходит через мои руки.

Сам же Борис Хатмиевич, по его признанию, слышал все эти истории еще в 50-х годах прошлого ХХ века от бийских старожилов – Ивана Ивановича Рычкалова, Михаила Григорьевича Селиванова, Константина Николаевича Борисова, Николая Кузьмича Кулина, Константина Васильевича Емельянова, Ульяны Степановны Бобиной и многих, многих других. Причем, зачастую, и сам он, пересказывая эти истории, с каждым разом дополнял их всё новыми и новыми подробностями, и они обрастали, как снежный ком, этими подробностями, приобретая конкретные очертания красивых мифов о старом купеческом Бийске. Впрочем, как и любые настоящие мифы, рассказывают они нам о нас же сегодняшних. Ибо известно, что времена внешне меняются, а по внутренней сути своей – не очень. Ведь люди, их поступки, а в конце концов и портретные черты самого времени – остаются узнаваемыми и, по большому счету, неизменными. Всё повторяется и повторяет прошлое, словно отражаясь в большом зеркале.

Хочу оговориться, что всех этих людей, включая Бориса Хатмиевича, полноправно могу назвать своими соавторами, несмотря на то, что эти истории захотелось и мне сегодня рассказать иначе, по-своему, ибо именно сейчас, по прошествии времени, нахожу в них совсем иной смысл, отличный от того, который изначально услышал. Что поделаешь, субъективность и дискретность восприятия – всегда остаются неизбежными и неотъемлемыми свойствами нашего сознания. Не стоит думать, что рассказанное мною теперь – единственно возможная и верная трактовка событий, а уж тем более, некий реалистичный набор фактов. Скорее, это всё – моё ощущение цвета, запаха, звука того времени, его эмоциональный колорит.

И еще одна условность, требующая объяснения. Почему повесть-миф? Прежде всего потому, что история о гробе для архимандрита, с очень высокой степенью вероятности, – придумана, хотя и её мне приходилось слышать от рассказчиков в той или иной интерпретации. Извиняет, наверное, то, что поставленная в основу сюжета, история эта не является основой фабулы повествования.

Теперь, сделав все эти необходимые оговорки и допущения, конечно же, я не вправе не назвать среди своих соавторов и бийских историков Сергея Юрьевича Исупова, Павла Сергеевича Коваленко… и этот список имён можно продолжать.

Ещё об одном человеке хочется сказать особо. Это Александр Васильевич Манчак – правнук по материнской линии столяра-краснодеревщика, монаха, насельника Бийского архиерейского подворья, отца Петра (в миру – Георгия Степановича Селивёрстова), чья судьба сильно заинтересовала меня во время одного из посещений музея Алтайской духовной миссии.

С Александром Васильевичем мы созвонились заранее и договорились о встрече в его рабочем «офисе»-столярке, находящейся в подвале нынешнего Бийского городского ЗАГСа. Когда я шёл к нему, – уже заранее предчувствовал, с каким интересом буду рассматривать личные вещи отца Петра – его Псалтирь, инструменты, верстак, некогда изготовленный им собственноручно – знал, что всё это находится у Александра Васильевича там, на работе, он всё это бережно хранит и собирает по крохам. Точно так же, как собирает документы и факты, повествующие о родовом древе многочисленного семейства бийских старожилов – Селивёрстовых.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.