Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Ущипни меня (или путешествие по Италии)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Храмы Италии 

Отдельно нужно сказать о храмах Рима да и других городов, которых мы в ходе всех поездок посетили великое множество. В некоторые храмы мы приходили специально, например, в Санта Мария Маджоре – один из самых больших и старых храмов Рима. В другие же заходили по пути. Поначалу мы не пропускали ни одного храма.

Вопрос: «А этот храм действующий?» в Италии просто лишен смысла. Там не было борьбы с атеизмом и поголовного закрытия храмов. В Италии все храмы действующие. И открыты весь день. Вы можете зайти в совершенно пустой храм, где охапками лежат свечи, стоит множество цветов у престола, и не увидите ни души – не выбежит смотритель или соглядатай.

В католических храмах нет иконостаса – и перед вами сразу открывается алтарь с престолом, на котором стоят распятие и шесть больших высоких свечей в подсвечниках, расположенных в ряд три слева и три справа от распятия. В алтаре за престолом – скульптурное изображение Христа, Мадонны, или какого-нибудь святого. Особенно меня трогали цветные скульптуры девы Марии с младенцем Христом или католических святых с нимбами из электрической гирлянды. Такие бесхитростные, как детские игрушки. В некоторых церквях на алтарной стене висят древние иконы еще византийского письма.

В Ареццо в храме святого Христофора, я видела за престолом скульптуру св. Христофора с собачьей головой. Выглядело жутко и устрашающе. По преданию Христофор был очень хорош собой, и женщины неимоверно досаждали ему, отвлекая от молитв. Он же горел только любовью к Богу. Святой попросил Бога обезобразить его – заменить человечью голову собачьей. Бог выполнил его просьбу.

Зачатки иконостаса я обнаружила в храме св. Марко в Венеции. Этот храм воспринял приемы строительства многих школ, в том числе и византийского культового зодчества. Там перед престолом возвышалась невысокая алтарная преграда. На ней стояли редкие столбики, подпирающие горизонтальную балку. Между этими столбиками в византийских церквях стали ставиться иконы. Из такой алтарной преграды развился высокий русский иконостас, украшающий теперь всякую русскую церковь.

В больших церквях много капелл со своими алтарями и престолами, пышно украшенных гробниц. В некоторых старых храмах хоронили под полом церкви прямо в центральном нефе, где ходят прихожане. На месте захоронения в пол врезали рельеф, который изображал усопшего, лежащего во весь рост на смертном одре. Среди усопших - и мужчины, и женщины. Лица и одежда у таких надгробий стерты за столетия миллионами ног. Это производит впечатление — ходишь прямо по надгробиям.

Я знала, что одно из отличий православия от католицизма заключается в культе сердца Христа. В католических храмах я это увидела воочию: иконы изображающие Иисуса с разверстой грудью, через отверстие видно сердце Христа. На других иконах от сердца Христа исходили сияющие разными цветами лучи. Некоторые изображения святых обрамляла рама, заполненная серебряными «валентинчиками» - изображениями сердца. Иногда сердце висело над алтарем.

Конечно, не все нам было понятно в католических храмах, и спросить было не у кого, а такое желание возникало очень часто. Например, в капелле одного из храмов мы увидели дюжину мотоциклетных шлемов, висящих на стене. Нередко видели фотографии разных людей, висящих рядами. Явно, это имело какой-то культовый смысл.

Вечерами иногда в храмах устраиваются концерты. Как-то во Флоренции вечером с сестрой проходили мимо церкви, заметили, что туда заходит много народу, слышатся звуки скрипки. Зашли и мы. Исполнителей не было видно. Подумали, что опять запись (В Риме мы с ней слушали в храме церковный орган, а потом, к нашему разочарованию, оказалось, что это запись). Прислушавшись, поняли, что звучат гаммы – кто-то разыгрывался перед концертом. Через некоторое время перед зрителями появилась хрупкая молодая женщина со скрипкой. Начался концерт. Она играла не церковную – классическую музыку. Концерт в храме вызывает какие-то особые переживания: чужой город, храм, незнакомые люди вокруг – все это стало вдруг оправданным, близким. Как будто бы все мы вдруг очутились в своем новом, но уже обжитом и чем-то дорогом нам доме.

Католические храмы не чуждаются новых веяний в искусстве. В старинных храмах мы видели барельефы, витражи, предметы культа, выполненные уже в авангардном стиле. Они узнавались по нарушенным пропорциям, подчеркнутой эмоциональности и какому-то вялому, будто боязливому цвету.

В одном храме я увидела в нише удивительную картину. Она выполнена в традиционном итальянском стиле. Так что сначала глаз пробегает по ней, не задерживаясь. Меня остановило то, что я увидела кроссовки на ногах одного из персонажей. Да, да, кроссовки – сомнений быть не могло. Я стала рассматривать картину внимательней. Большой стол застелен газетами. За столом сидит Христос перед ним хлеб и рыба. Напротив него сидят молодые люди из нашего времени в джинсах, кроссовках, девушка в топике. Рядом на полу лежит гитара. Молодые люди отчуждены, полны скепсиса. Христос спокоен и собран, внутренне сосредоточен. Неторопливым жестом он указывает на хлеб и рыбу, уверенный в том, что чудо непременно совершится. Думаю, что молодые люди не пройдут мимо этого образа.

На службах прихожан очень мало. Это и не мудрено, так как концентрация храмов необычайна велика. На службу приходят в основном пожилые и очень пожилые люди. Молодые забегают «на минуточку»: перекреститься и поставить свечи. Рядом с входом внутри храма висит на стене мраморная раковина с водой, наверное, святой. Мне так и не удалось понять, что над ней написано на листочках. Прихожане, заходя в храм, опускают в воду кончики пальцев, крестятся, преклоняют одно колено и проходят к престолу или к сиденьям.

Во многих римских церквях стоят вместо восковых электрические свечи. Перед каждой свечой – тумблер. Опускаешь 50-60 евроцентов в ящик для денег и зажигаешь свечу – щелкаешь тумблером. Понятно, свечи коптят, от них чернеют стены, драгоценные и редкие фрески и картины гениев, которыми обладают в Италии немало церквей, но восковые свечи зажигать приятнее, чем электрические.

Действительно, в Италии, в ничем не примечательной церкви можно натолкнуться на фрески и картины великих мастеров. Так, во Флоренции мы случайно (впрочем, церкви мы по началу не пропускали, заходили в каждую) зашли по пути в небольшую церковь Огнисанти и там увидели творения Боттичелли и Гирландайо.

Мне больше нравились не грандиозные барочные храмы, расчлененные на нефы пышными колоннадами, а старинные маленькие, в которых все пространство собрано воедино под высокой двускатной крышей. Заходишь в них – все просто, обозримо, много пространства и света. Горят витражи совсем по-другому, чем в больших храмах. В грандиозных полутемных храмах витражи влекут в мистический мир, а эти – приглашают в сказку.

Но в знаменитую капеллу Бранкаччи, расписанную великим Мазаччо, основоположником итальянской школы живописи, мы попасть не смогли – билетов не было. Такое же случилось позже и в Падуе.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.