Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Обсуждение журнала. Виктор Арнаутов. Сохраняя своё лицо. Вера Лаврина. С духовным сочувствием и интересом. Ирина Фролова. «Уроки литературы – это уроки нравственного прозрения». Галина Карпова. Хочется выделить. Виктор Кальсин. Плохое с хорошим

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Обсуждение журнала
 
20 февраля с.г. в Доме литераторов Кузбасса состоялось обсуждение журнала за 2014 год. 
 
                       СОХРАНЯЯ  СВОЁ  ЛИЦО...
…Не буду останавливаться на поэзии, это сделают другие. Хотя одна публикация – очевидное явление для нашего журнала. Я имею ввиду драму в стихах автора из Пензы Юрия Арбекова «Арсеньевы», напечатанную в шестом номере. Дело в том, что в  редакцию почти не поступает драматургия, тем более – стихотворная.
 Этот жанр остался где-то там – в лучшем случае, в середине прошлого столетия. И вот – стихотворная драма о ближайшем окружении поэта М. Ю. Лермонтова (к 200-летию со дня его рождения). И если она вообще опубликована первой именно  у нас – делает только честь журналу!
Перейду к прозе. Очень обзорно и кратко.
В первую очередь это касается романа Сергея Павлова, третьей книги из его пенталогии «Кузбасская сага» под названием «Хроника окаянного времени». Как и две предыдущие книги, эта выдержана в едином реалистическом повествовательно-эпическом стиле. По многим параметрам  она, по-моему, встанет в один ряд с такими произведениями наших сибиряков, как «Даурия» и «Отчий край» Константина Седых; «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» Анатолия Иванова и даже «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова. 
В романе на примере судеб типических представителей разных слоёв деревни и города (крестьянства, купечества, духовенства, военнослужащих, полиции, служащих НКВД, инженерной интеллигенции) разворачиваются события нашей не такой уж и далёкой истории. В этой книге хронологически взят интервал в почти два десятка лет (1918-1936 годы),  а это – гражданская война, коллективизация, раскулачивание, ссылка, каторжный труд и унизительная жизнь в   нарымских спецпоселениях...
В романе наряду с вымышленными героями и персонажами  действуют и люди, имевшие реальных прототипов, такие, как «партизан» Григорий Рогов, инженер-металлург М. К. Курако и его сподвижники, священники – отец Рафаил и диакон Терентий. 
Кстати, после редакционного замечания, автором, именно в журнальном варианте, в самом конце четвёртой главы  добавлено два полновесных абзаца, несущих эмоциональную и содержательную нагрузку. В них – легенда о происхождении святого источника в районе расстрела священников, в логу села Гарвиловка и строительства на этом месте уже в наше время храма Божьей матери «Всецарицы»... 
«Экспресс в Зурбаган» Анатолия Ярмолюка я бы определил жанрово как повесть. Содержательно в ней, на первый взгляд, весьма банальная ситуация: просто встретились два одиночества – в нашем жестком и опрокинутом мире. При этом, одному из них уже за сорок лет, он женат, имеет взрослую дочь. Это - уставший журналист бульварной газетёнки. Другой – едва семнадцать. Она по-своему целомудренна, безотцовщина, воспитываемая забулдыгой-мамашей, которая постоянно меняет мужиков. 
По сюжетной линии и откровенной чистоте, (да и в самом названии) эта повесть напомнила мне романтические повести «Олеся» А. Куприна, «Пан» Кнута Гамсуна, а так же повести и рассказы Александра Грина.   
Романтические обстоятельства (мало ли таких в жизни и в литературе?); вспыхнувшая взаимная страстная любовь, и как следствие, физическая близость... А вокруг них – реальный мир, осуждающий эту любовь («Люди ненавидят любовь и стараются ее уничтожить… стереть. Всю свою жизнь люди, по сути, ничем более и не занимаются, как только тем, что уничтожают любовь...») и возникшую близость – ещё и уголовно-наказуемую. 
Отсюда  у этой романтической истории и некий детективный налёт – изначально, в завязке, расследование этого «дела». А влюблённые уже успели создать свой мирок вроде гриновского Зурбагана, куда мчит  их только двоих мнимый поезд-экспресс «Прокопьевск-Зурбаган», а на самом деле – заброшенный пустой вагон на железнодорожном тупике. Их мир – сродни гриновским литературным мирам; их Зурбаган – вне временной и вне географической привязки. Он – только для влюблённых, хороших и добрых людей! Жаль только: не все до него доезжают...
Главный герой романа Евгения Даниленко «Горик» - Георгий Мамай – изначально милиционер – бесшабашно-бесстрашный опер, неоднократно получавший «бандитские пули», пьяница и забулдыга, которого всерьёз не воспринимают ни мать (бывший милицейский полковник), ни старшие сёстры (тоже старшие милицейские офицеры), став на стезю  бизнеса, изрядно меняется. Меняется и его окружение. При этом, время от времени возникают – то его сёстры и друзья (детства и юности), то многочисленные любовницы и жёны, то старшая дочь или сын, то клиентура... Вот от такой частой смены персонажей, на мой взгляд, теряется основная магистральная линия. Метаморфозы главного героя  зачастую выглядят без связок. Создаётся впечатление, что ты, читая роман, смотришь семейный фотоальбом, а главный герой как бы мимоходом комментирует ту или иную фотографию (жизненный эпизод). И так до самого конца альбома-жизни.  В принципе, роман написан грамотно, читается легко. К сожалению, после  прочтения, мало что задерживается в памяти...
Рассказ (мини-повесть?) Анатолия Колкова «Как я не стал фермером» имеет явную биографическую основу. Он жизненно-правдив. Мало того, он показывает отдельные судьбы интеллигенции,  в том числе и учёных, преподавателей вузов, оказавшихся в смутное время  нашей недавней истории на обочине жизни. Попытка сменить профессию, став фермером или индивидуальным предпринимателем без надлежащих знаний, опыта и поддержки, приводит к краху задуманного. Так случилось и с героем данного рассказа. Произведения подобного рода без зауми и абстракции, по-моему, для многих читателей нашего журнала всегда представляют большой интерес.
Нельзя не заметить рассказ Александра Брюховецкого «Когда умер Огородников». О погранично-коматозном состоянии человека, когда душа отделяется от своей земной оболочки, говорено и написано уже немало. Вот об этом и рассказ А. Брюховецкого. Но написан он очень живо, образно и не просто повествовательно, а проблемно. Став жертвой человеческой алчности при попустительстве законов, главный герой рассказа всё ещё находится как бы в двух состояниях и в двух мирах. При чтении создаётся впечатление, что автору самому пришлось пережить это. Бесплотная душа, отделившись от телесной оболочки, всё ещё какое-то время продолжает жить по земным материальным правилам. Описание переходного состояния и первые впечатления от пребывания в мире ином – очень реалистичны, этому начинаешь даже верить. И, похоже, там всё же лучше, чем здесь. Только вот душа Огородникова никак не может успокоиться от безнаказанности зла на белом свете. И автор возвращает читателя в наш земной мир, в наше время – время нуворишей и безнравственности, где  мерилом всему выступают деньги. Оказывается, чтобы заполучить собственность Огородникова – сад, а точнее, его территорию, «новорусский» отравляет Огородникова. И тогда уже бестелесная душа восстаёт против безнаказанности. Финал рассказа – как в сказке: добро побеждает зло. Собрав всю энергию, душа воздействует физически на обидчиков: главный из них, стоя на краю могилы Огородникова, оступается и падает в яму, ударившись виском об угол крышки гроба. На супермашину второго обидчика вдруг в это же время упало дерево, отправив на тот свет и её хозяина... «Труба их поглотила. Огородников всё видел. Он видел, что они направились совсем в другую сторону, от той дороги, по которой был проведён он сам. Та дорога ничего хорошего им не предвещала». Справедливость восторжествовала.  Ах, как же хочется верить в такое... 
С огромным интересом перечитал повесть Виктора Астафьева «Звездопад», по которой в своё время был поставлен очень неплохой фильм. Это наша современная классика. К тому же, напоминание о Великой Отечественной войне. Как говорится без комментариев.
За неимением времени, хотелось бы просто перечислить ещё некоторые прозаические вещи, которые оставили неплохое впечатление от прочтения. Это: «Паломник в никуда» Владимира Каганова, «Солдат Первой мировой войны» Емельяна Суворова; рассказы Татьяны Ильдимировой, Михаила Казанцева, Михаила Кривошеина, Сергея Побокина, Сергея Чиняева, Анатолия Шалина.
«Черногория.Ру» Веры Лавриной – замечательные путевые записки, написанные увлечённо, если не сказать влюблённо,  в эту маленькую европейскую страну, имеющую свою давнюю тысячелетнюю  историю, культуру, традиции,  уникальные православные храмы и монастыри.  Материал весьма познавательный, побудительный. Так и хочется, прочитав его, посетить описываемые места, побывать там, испытать чувства, сходные с авторскими...
Публицистика и литературная критика – те разделы журнала, на которых хотелось бы остановиться хотя бы вскользь.
На мой взгляд, личность, гражданская позиция  и обнаженность автора достигается в большей степени именно в публицистике. Ну, как можно не сопереживать тому и не сочувствовать тем, о чём и о ком пишет Зоя Естамонова во «Вздохе кедра!?» По-моему, лучше её никто не знает сферу жизни и творчества наших земляков-художников. Уже при самом первом прочтении рукописи Зои Николаевны хотелось найти её и сказать  самые добрые слова благодарности за этот замечательный очерк!
Очень близко к этому примыкает и очерк Геннадия Морозова «Гений чистого бельканто» - о нашем бывшем земляке, имя которого носит областная Кемеровская филармония, талантливом солисте Борисе Тимофеевиче Штоколове. У многих из нас ещё живы в памяти и внутренне звучат  его песни и романсы, даже жесты и мимика, как, допустим, при исполнении им замечательного романса «Гори, гори, моя звезда...».
А насколько ранима и отзывчива душа Виктора Коняева в его «заметках неравнодушного» - «Эпоха тотального кормления» и в статье «И речи  русской сладостные звуки...». 
Не могу хотя бы пару слов не казать и о публикации Н. М. Инякиной «Письма Виктора Баянова к Михаилу Небогатову». Именно в своих откровенных письмах и дневниках, по-моему, человек обнажается до своей сути. И никакие вторичные уже исследования и комментарии критиков и литературоведов не достигают такого уровня эмоционального и смыслового накала, как это имеется в первоисточниках.
Я уже говорил о том, как же порой необходима и важна бывает для авторов оценка их творчества собратьями по перу. А если это сделано ещё и доброжелательно, профессионально и грамотно – вдвойне! 
Журнал уже неоднократно печатал весьма профессиональные отзывы на творчество наших поэтов новокузнечанина Вячеслава Елатова. Вот и на сей раз, в статье «Живут поэты»  он даёт анализ поэтического сборника «Когда приходит вдохновенье», в котором напечатаны стихи  прокопьевских поэтов. При этом анализ стихов весьма своеобразен. Акцент делается не столько на содержании стихов, сколько на их форме, приводя примеры классических размеров, в числе коих хореи, анапесты, дольники и прочие. Кстати, в качестве примеров выбраны, на мой взгляд,  и впрямь неплохие стихи.
Всегда живо и аргументировано высказывает своё мнение на ту или иную книгу или творчество конкретного автора кемеровчанин Валерий Плющев. Вот и на этот раз, в четвёртом номере журнала через анализ книги «Калейдоскоп судьбы» он даёт оценку  творчества  лауреата премии им. А. Н. Волошина  Людмилы Яковлевой – незаурядного прозаика из Тайги.
Весьма многогранен в своём творчестве кемеровчанин Владимир Каганов. Он  выступает ещё в одном качестве, на сей раз – критика, подробнейшим образом разбирая неординарную поэму Александра Ибрагимова «Тринадцать» - в своей статье «Крест в прицеле души».
«Взял сборник, стал читать, и потянуло читать ещё и ещё. Скоро заметил: это у автора Виктора Коврижного подлинно своё, не заёмное, не переиначенное и не приспособленное лицо.  Им воспето великое – труд человека! Ясно, чётко показано высоконравственное во взаимоотношениях людей в жизни, в деятельности и в любви. И ещё: забота, переживание за сложившуюся судьбу Родины, России, всего СССР...», - так  начал свою статью М. П. Гоголев о  поэзии Виктора Коврижных из Старобачат.
Следует отметить и тот факт, что нас замечают не только наши кузбассовцы, но и многие читатели и критики иных регионов. 
Примером тому служат очень грамотные аналитические статьи нашей бывшей землячки, ныне москвички Русланы Ляшевой: «Укрощение стихии – природы и глобализма» (№1) и особенно - «Мощные корни, питающие душу» (№5). В них – о прозе Владимира Мазаева и Владимира Иванова.
А насколько проблемно, основательно и глобально  выступает в своих статьях доцент-культуролог из Челябинска, поэтесса Нина Ягодинцева! «Книга против хаоса» - так назвала она свою работу, публикованную в первом номере журнала за текущий год. 
О проблемах современной поэзии, с конкретными примерами,  очень эмоционально пишет и томич Владимир Крюков в статье «Поэзия – новая и вечная»...
Жизнь журнала – как и жизнь людей. Она – в контексте времени и его созидателей. И хочется верить в то, что жить этому журналу ещё долгие годы, обретая и сохраняя своё неповторимое лицо.
                                                                       Виктор Арнаутов. 

С духовным сочувствием и интересом
Лучшие материалы за год на мой взгляд:
Емельян Суворов. Из воспоминаний о прожитом.
Яценко Константин «Записки капитана медицинской службы»
Материалы о Клюеве С. Куняева 
Проза
 
Владимир Каганов. «Паломник в никуда»
Текст прочла с полным духовным сочувствием и интересом, показан своеобразный яркий и трагический типаж излета советской эпохи, атмосфера и персонажи Новосибирского Академгородка 
 
Виктор Арнаутов. «Первая самоволка».
Живые воспоминания о деревенском детстве.
 
Александр Брюховецкий. «Когда умер Огородников»
В этом рассказе есть какое-то странное очарование. Он написан хорошим языком, интересен.
 
Михаил Казанцев. «Когда мы были на войне»
Прекрасный рассказ о сибиряке прожившим короткую, достойную жизнь и погибшем на первой мировой.
 
Емельян Суворов. «Из воспоминаний о прожитом»
Один из лучших материалов за прошедший год. Уникальный материал. О своей жизни интересно, ярко написал простой русский мужик, едва владеющий грамотой.
Еще год назад я прочла всю повесть Емельяна Суворова в книге «Русский крест» с необычайным интересом и сочувствием. Это мудрый русский мастеровитый мужик. У него прекрасный слог (получше предисловия будет).
 
Евгений Даниленко. «Горик»
Мне симпатичен  динамизм  повествования,  понравился слог, в нем присутствует стиль, который выдерживается на всем протяжении романа. Он читается легко и с интересом. Что касается характеров, то, конечно: отчаянный опер и удачливый юрист – две большие разницы. Но в жизни происходят метаморфозы – можно на это списать. 
 
Сергей Чиняев. «В одной лодке» Очень симпатичная зарисовка. «Горное субито» Название вычурное, совсем не подходящее для этого простецкого рассказа. Но сам рассказ мне, как любительнице нашего Кузнецкого Алатау, симпатичен. Там, где С. Чиняев пишет о том, что он знает, прочувствовал, он убедителен.
 
 
 
Алена Жукова. «Война, Любовь и Надежда»
Я против того, чтобы публиковать в журнале отрывки из давно вышедшей книги (кроме каких-то особых случаев). Литературный журнал, как мне кажется, и отличается от книги тем, что обладает «правом первой ночи» – он представляет будущие книги и сборники. Тем более рассказ нельзя назвать каким-то прорывным – новым словом в литературе о войне – ничего особенного. Он даже «неправилен» с точки зрения жанра: по замыслу он роман – охватывает всю жизнь персонажей, а сводится к рассказу
 
Михаил Кривошеин. «Последний патрон» М.К., не только юморист, но лирик.
 
Публицистика
 
Борис Дюкин. «Путники и дорожники»
Оказывается про строительство дорог можно писать увлекательно.
 
Лики земляков
 
Елена Трухан «Сердце шахтера»
На мой взгляд, материал о шахтерском поэте Александре Курицине  должен был быть представлен на страницах журнала. Очерк неплохо сделан.
 
Библиотечество
 
Сергей Подгорнов Записная книжка
Интересно заглянуть в творческую лабораторию писателя.
 
Вера Лаврина

«Уроки литературы – это уроки нравственного прозрения»
                                                                                  А.Т. Твардовский
    В свой юбилейный год (как и в любой другой год), журнал «Огни Кузбасса»  напечатал много значимых произведений. Год культуры сменился Годом литературы, но какой бы Год ни был объявлен  (молодежи, семьи, русского языка и др.),  одно остается неизменным:  уровень публикаций по-прежнему на должной высоте!  И по-прежнему читатели радуются выходу каждого нового номера журнала! Планка нашего журнала настолько высока, что трудно отдать предпочтение какому-то одному жанру или одной рубрике. Постараюсь конспективно отметить наиболее «зацепившие» произведения.
Проза
 На протяжении нескольких лет с интересом слежу за судьбами членов семьи Кузнецовых, их соседей, односельчан, друзей в «Кузбасской саге»  Сергея Павлова. Произведение – основательное, фундаментальное. Я читала его не только в номерах журнала за 2014 (№№ 3-5) и предыдущие годы, но и в отдельно изданных книгах. И с нетерпением буду ждать продолжения.
  Очень тронуло меня произведение В. Переводчикова «Кукушата» (№ 4)!  И хотя опубликованы отдельные главы из романа, впечатление  яркое! Пронзительная история Зины Михалевой никого не может оставить равнодушным. Очень советую прочитать книгу Владимира Андреевича полностью и почувствовать сердцем горькую долю сирот «больших и маленьких»…
     Емельян Суворов «Солдат Первой мировой войны», № 3. Подлинная история очевидца и участника событий, бережно хранимая и скрупулезно расшифрованная Людмилой Суворовой и Александром Ярощуком. Кропотливым был их труд, но результат того стоит! Произведение ничем не приукрашено и не подретушировано – и в этом его ценность! Это настоящий раритет! Авторы предисловия Людмила Ивановна и Александр Михайлович подарили мне книгу «Русский крест», и я им очень признательна!
   Марина Черноскутова «Смотрю и вижу» (№2) 
 Простые, бесхитростные рассказы из разряда так называемых «жизненных». У Викентия Вересаева была градация: «Выдуманные рассказы» и «Невыдуманные рассказы о прошлом», так вот у Марины как раз невыдуманные. Хорошее название для всего цикла: «Смотрю и вижу» (иностранцу, вероятно, трудно будет его понять: ведь оба глагола из одного синонимического ряда), но можно долго  смотреть и не увидеть тех нюансов, которые замечает она. Понравилось и выражение «на покос», как говорила тетя литературной героини в определенных ситуациях.
 Виктор Арнаутов «Первая самоволка» (№ 1).
   Теплое, лиричное повествование о тех временах, «когда деревья были большими», т.е. о детстве. Глазами 9-летнего мальчишки и  с самоиронией взрослого человека смотрит автор на происходящее вокруг, на юных друзей, на семью, на милые сердцу родные места… Детство всегда вспоминается светло и грустно (светло, потому что оно окрашено в особые радостные тона, а грустно, потому что, как известно,  нельзя туда  вернуться), поэтому и звучат в финале ностальгические нотки: «Может, и не совсем происходило все так, как я тут рассказал. Может, я кое-что перемешал и чуть-чуть сместил во времени. Может быть…»
  Татьяна Ильдимирова «Монамур» (№ 6)
  Изящное произведение, ажурное. И очень зрелое, несмотря на молодость автора. Нравится композиция:  4 главы, три из которых названы именами героев повествования («Леля», «Тамара», «Валерий») и, соответственно, представлены переплетениями их судеб и четвертая, заключительная - «Карусель»  (ведь все в нашей жизни причудливо «каруселится»…)
 
Поэзия
Анатолий Иленко «Чтобы место под сердцем осталось», № 2
 Искренние стихи о смысле жизни, о своем предназначении, о природе, о бескрайней шири матушки Сибири.
              Пахнет хлеб. Разве есть что дороже?
              Каждый колос в цене, каждый грамм.
              Только взгляд мой с годами все строже:
               Плуг свой в поле кому передам?
***
Только есть одна малая малость,
Без которой житье не в житье,
Чтобы место под сердцем осталось
Для России…  Куда без нее…
 Примечательно, что автор не использовал вопросительный или восклицательный знаки.  Мне очень нравятся многоточия Анатолия Павловича: в них так много смысла, и без громких слов он передает и безграничность России, и  бесконечность чувств на сердце и  под сердцем…
 
Дмитрий Клестов «Пыль-дым», №1
    У Дмитрия Клестова  в подборке с  послесловием С. Донбая «ладно скроенные и крепко сшитые» стихи социального характера.  И таким бальзамом проливаются поэтические строчки:
 Над синью таежной
Белесая дымка
Струится дремучим
Заснеженным логом.
Под кедром могучим
Изба-невидимка –
Забитая снегом,
Забытая Богом.
 
Хорошие подборки у А.Каткова, Б.Бурмистрова («За частоколом дней»). Понравились стихи Ольги Хапиловой («Пусть подольше удержится небо на наших плечах», № 6)
 
 
Публицистика
Зоя Естамонова «Вздох кедра», № 3
   Как всегда, Зоя Николаевна пишет вдумчиво и глубоко. Воспоминания о муже чередуются с размышлениями о проблемах современности, проводятся аналогии с творчеством писателей и поэтов, общественных деятелей, во всех ракурсах – мудрые мысли неравнодушного человека. И название какое весомое: «Вздох кедра»!
Лики земляков
«Письма Виктора Баянова к Михаилу Небогатову». Публикация Нины Инякиной
   Нина Михайловна – настоящая подвижница. Она в буквальном смысле служит делу своего отца, бережно сохраняя каждую крупицу информации о его жизни и творчестве. В представленном эпистолярном жанре вырисовываются масштабные фигуры дух личностей, причем в бытовой обстановке. Очень советую прочитать тем, кто еще не прикоснулся к этим сокровенным страницам!
Геннадий Морозов «Гений чистого бельканто» № 1
  Это эссе о Борисе Штоколове. Автор передает свою горечь от утраты почитаемого им человека, повествует о фактах из жизни певца, приводя в пример различные эпизоды.
Константин Яценко «Записки капитана медицинской службы», №2
  О самоотверженной работе медицинского персонала в тяжелейших условиях в годы войны. И, между прочим, на Украине (!)  Дневниковые записи Константина Родионовича подготовил к публикации его сын, Олег Константинович. И спасибо ему за это!
Книга памяти
 Раиса Кучай «Как прожить с осколками», № 2
Собеседница автора – простая женщина Нина Михайловна, на долю которой выпали все испытания прошлого века. Разговор двух женщин касается раскулачивания, военных событий, положения «врагов народа» и много другого.
Православные чтения
 Вера Лаврина «Босой Бог» (притчи). Это надо читать (притчи словами не перескажешь). Особенно мне понравилась притча «У подсвечников».
 Библиотечество
Сергей Подгорнов «Записная книжка № 17» (№ 6)
  Сразу на ум приходят Витас с его «Оперой № 2, Шанель № 5, Ессентуки № 17 и т.д.  Автор сам в предисловии рассуждает о том, почему именно 17:  «Так вышло»! Мне нравится его высказывание «Записную книжку можно приравнять к сачку, поймавшему вместо бабочки случайную мысль или мимолетное наблюдение»!  И хотя сам автор считает, что его записная книжка печатается в «чудовищном сокращении», «случайных мыслей» и «мимолетных наблюдений» там еще очень много. Попробуйте почитать, тем более, что Сергей Подгорнов считает, «Начинать не трудно, начинать легко. Ведь не знаешь, что из этого получится»
     В рубрике «Литературная жизнь» понравились «Заметки пародиста» Ольги Яковлевой (№ 2). Пользуясь случаем, хочу поздравить Ольгу с публикацией в томском журнале «Начало века»!
Ирина Фролова

Хочется выделить
В 2014 году «Огни Кузбасса» продолжают держать высокую планку качества публикаций. Среди полюбившихся стихотворений: «Голоса людей, как птицы / Разлетаются по свету…» Бориса Бурмистрова (№ 1), «Его нам горько стало не хватать…» (Памяти В. Баянова) Анатолия Иленко (№ 2). Эти стихи хочется знать наизусть. Понравилась подборка стихов Руслана Сидорова из Новокузнецка «Веселие тяжёлого труда» (№ 3): оригинальное поэтическое мышление, самобытное поэтическое слово. Жаль, что так рано ушёл поэт.
Очень понравился второй номер журнала, прежде всего составлением качественных и интересных материалов, посвящённых военной теме: повесть В. Астафьева «Звездопад» - «Война, любовь и надежда» Алёны Жуковой – баллада «Подвиг танкиста» Виктора Третьякова – отличные материалы в рубриках «Лики земляков» Олега Костюнина и Константина Яценко  и «Книга памяти», плюс иллюстрации на вклейках и обложке. Пять с плюсом за такой номер редколлегии журнала! Жаль, что в ноябре 2014 г. не стало юргинца В.И. Третьякова, но свою публикацию он успел увидеть.
Из прозы хочется выделить третью книгу «Кузбасской саги» Сергея Павлова: трагические события гражданской войны, эпизоды расправы со священниками, раскулачивания, политических репрессий в Томской губернии описаны ярко, заставляют читателя переживать героям событий. Одним из достоинств романа – обрисовка положительных образов сотрудников НКВД, их трагических судеб. Как сказала на представлении третьей книги «Кузбасской саги» Ирина Ащеулова, обращаясь к кадетам из Губернаторского лицея полиции: «Эту книгу должны прочитать молодые читатели, они должны знать историю судеб людей 1930-х годов».
Г.И. Карпова

 
Плохое с хорошим
Сложно говорить о всех шести номерах, и позволю себе подробно остановиться на первом номере журнала,  поскольку мне он показался значимым  и совместившим  плохое с хорошим. Начинается он с самой неудачной поэтической публикации за весь (и последующий) год. Александр Ананичев.  Здесь и "утренний поезд… во тьму уходящий" (представимо, но не для поэзии); "Врагов Христа прощать не позволяю, Их ненавидеть я благословляю" (православная  тема здесь в избытке, видимо чтобы подчеркнуть правильность автора, но нельзя же так все перемешивать), "Я не спеша в порожнюю бутылку Рябиновую ветку окуну", "тулово крыш" и другое. Повторяя Дмитрия Мурзина, что пишущий  без понимания поэзии, рано или поздно проговорится, раскроет себя, приведу строчки "Я у судьбы не многого прошу – Я жить хочу всё так же неумело" – хорошо представлено поэтическое кредо.
         Так же в первом номере представлена одна из лучших за год поэтическая подборка – Дмитрий Клёстов. Про хорошие стихи трудно сказать, чем же они хороши, в том их необъяснимая магия. Относительно Клёстова рискну повторить известную формулу – писать лишь о том, что знаешь и понимаешь и обязательно честно. Вот и возникают "Дядя Ваня «Пыль-Дым"", "Я ноги грел в коровяке" и другие. С удовольствием прочитаю (жаль нету номинации "Стихотворение года!)  "Мне гнушаться-чваниться Было некогда" – образец простоты и честности, без надуманных высоких мыслей и идеалов. Обращаю внимание на подборку стихотворений Ивана Жданова и беседу с ним: мне кажется достойным продолжения такая подача материала, - многим авторам есть что сказать о жизни.
         Проза первого номера. " Владимир Каганов. Паломник в никуда. Воспоминания о Ф. Колмогорове " – не знаю, насколько это художественное произведение или документальное – но читается достаточно интересно. Рецепт, думаю, так же прост: не надо придумывать сложности сюжета  и мучить читателя попытками философии,  достаточно с  чувством описать тебе известное. Далее, " Экспресс в Зурбаган" Анатолия Ярмолюка  –  честно скажу, что не дочитал: предположил, чем и как закончится, заглянул в конец и не сильно ошибся.
В этом же номере присутствует материал ни о чем Анатолия Шалина – даже затрудняюсь классифицировать. Вызвали некоторое недоумение "Притчи" Веры Лавриной: кому и зачем? Напрашивается ответ – детям, но я сомневаюсь (да и журнал не детский). Просто показать, что я так умею?
         Во втором номере безусловно лучшее за весь год в журнале – "Звездопад" Астафьева.
         Запомнился также №6, в котором есть увлекательное и динамичное произведение, при этом и не чернушное, и не пошлое – роман "Горик" Евгения Даниленко. Хороший, выдержанный, но несколько постный рассказ "Монамур" Татьяны Ильдимировой. Обращающая на себя внимание (про содержимое – не со всем согласен) "Записная книжка" Подгорнова. Это хорошее. Но я не могу принять "Черногорию" Веры Лавриной за литературу – это явно для других журналов, в которых много красивых фоток и рекламы. Также мне видится не уместными "записки инженера путей сообщения" в литературном журнале – пусть становятся в очередь агрономы, металлурги, другие достойные профессии, хотя у всех есть "свои" печатные издания.
 Бегло отмечу в других номерах:   Андрей Правда и «Бегущая строка» - очень и очень интересная подборка и пусть на совести автора остается текстовое отображение, поскольку мозг читателя таки пытается найти и выправить телеграфную строку в традиционную  поэтическую форму, на что тратится и  время (главное в телеграфе) и эмоции; традиционно интересная (пусть возможно последняя) подборка Руслана Сидорова; стихи Бориса Бурмистрова, Агаты Рыжовой (хотя ей есть куда совершенствоваться).
В заключении отдельная тема года – Сергей Павлов "Кузбасская сага". Если коротко – длинное и скучное произведение. В настоящее время сагой можно назвать что угодно, но эпичного масштаба продукт от этого не получит. В русском языке есть Шолохов и Платонов, есть "Вечный зов" и "Дерсу Узала", есть много имен и неповторимых любимых поколениями романов и рассказов.  Эта сага – достойный уважения труд писателя, но еще больший труд предстоит читателю: не из-за сложности сюжета, насыщенности и многогранности текста, а из-за необходимости одолевать страницы сухих описаний.
Виктор Кальсин
 
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.