Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Обсуждение журнала

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

28 января 2009 года, в Доме литераторов Кузбасса проведено публичное обсуждение журнала «Огни Кузбасса» за 2008 год.

С концепцией журнала ознакомил собравшихся главный редактор «Огней Кузбасса» поэт Сергей Донбай. За год на страницах журнала были напечатаны произведения 31 прозаика (из них 8 – из иных регионов), 41 подборка стихов (6 – иногородних), 59 авторов из «литературной студии», 23 юных автора из рубрики «Светлица», порядка 50 – публицистических, краеведческих и литературоведческих работ.

Со своими впечатлениями о журнале, с критикой и замечаниями в адрес авторов и редколлегии выступили: профессор-филолог университета Людмила Ходанен, журналист Валерий Плющев, писатели – Любовь Скорик, Владимир Мазаев, Сергей Павлов, Александр Ярощук, Владимир Переводчиков, Дмитрий Хоботнев, Виталий Крёков, молодые литераторы - Виктор Кальсин, Игорь Кузнецов, Виктория Трегубова и читательница журнала Нина Барышева. Как наиболее значимые публикации журнала назывались: подборки стихов Виктора Бокина, Валерия Ковшова, Виктора Коврижных, проза Сергея Павлова, Владимира Мазаева, Владимира Иванова, Александра Брюховецкого, Виталия Крёкова, Виктора Коняева, Натальи Колесовой, Гария Немченко; публицистика Валерия Власова, Геннадия Митякина, Василия Попка, Фёдора Ягунова. Все выступавшие отметили возросший уровень содержания публикаций журнала и интерес ко всем его рубрикам.
 

Любовь Скорик:

Я читаю другие журналы и у меня есть возможность сравнивать. Я скажу так: ещё, предположим, два-три года назад я бы сказала, что наш журнал очень провинциальный. Вот сейчас, если бы я разозлилась и захотела бы так сказать, это была бы совершеннейшая неправда. И оформление новое, уже устоявшееся, совсем не провинциальное. А новшество публиковать наших соседей, оно, конечно, палка о двух концах. С одной стороны мы имеем возможность узнать как и чем живут наши сотоварищи в других областях, с другой стороны это съедает пространство в журнале. И в тоже время, когда меня опубликовали за пределами нашей области (реплика: «было приятно?»), было приятно. И я подумала, а может быть я зря так вот неправильно думаю.

Ещё скажу. Вот журнал, который мы сейчас читаем, «Наш современник», посмотрите, какой же это очень слабый журнал. А такого в нашем журнале я не нахожу и это приятно. Авторов, которых бы не открыли в большинстве журналов, наш открывает, открывает в новом качестве. Вот поэт Виталий Крёков в прозаики вышел и, знаете, мне от этого хорошо и приятно. Почему его хочется ещё раз перечитать? Потому что все мы с вами испорчены, испорчены основательно и бесповоротно, испорчены тем, что мы читаем. Хорошая литература она нас подстёгивает. В последнее время наше большое приобретение – проза Крёкова.

Больше я шибко хвалить журнал не буду. Из плохого скажу, что Скорик только один раз в год почему-то публикуют. Ну, может, она не так часто стучится… (реплика: «Вот это надо говорить внятно и громко!»). Ну, а вообще, берёшь в руки журнал, читаешь и радуешься больше чем столичному.

 

Зоя Естамонова:

С такой оценкой не согласна. «Наш современник» – на редкость честный и смелый журнал.

Ты читала в 12 номере за 2008 год публицистику Владимира Попова «Между Марксом и Макиавелли»? Разве не надоели нам бесконечные спекуляции по поводу сталинизма? И автор там абсолютно прав: время Сталина столь же неоднозначно, как эпоха Петра I.

Пётр I был великим державником, но ведь именно он внушил русской элите пренебрежительное отношение к ценностям отечественной истории и культуры. Тогда-то и началось рабское преклонение перед Западом.

Можно, конечно, говорить, что сейчас честная публицистика уже не редкость, но это явление в целом недавнее. А вот «Наш современник» на протяжении многих лет сражается с фальсификацией нашей истории.

В публицистическом исследовании Владимира Попова есть эпизод посещения молодыми бойцами псковской дивизии ВДВ музея Сталина в Гори. А случилось это после боя под Цхинвалом и сорокакилометрового марш-броска. Красноречивый факт. Чем больше лжи, фальши, шельмования нашей истории, тем настойчивее будут поиски истины, особенно теми, кто молод и хочет сам разобраться во всём.

Одна эта публикация уже достойна уважения и важна по содержанию, не считая других, не менее серьёзных, честных и смелых материалов журнала «Наш современник».

 

Александр Ярощук:

Несколько лет назад я познакомился с писателями и с тех по «Огни Кузбасса» у меня стали настоящей настольной книгой. Должен заметить, что от года к году, от номера к номеру журнал становится интересней, увлекательней. Раньше я его читал выборочно, а сейчас берёшь журнал и проглатываешь его целиком. Об авторах, которые сейчас заслуженно получили награды (лауреаты журнала), я говорить не буду, оценка уже выставлена редколлегией. Отмечу из прозы рассказ Алекандра Брюховецкого «Убить зверя», сильный, мощный рассказ. Ну, конечно он там художественно здорово перегнул палку(реплика: «как это, здорово и сильно перегнул?» смех в зале). Я в этот раз впервые был так сильно взволнован стихами Виктора Бокина. С большим удовольствием читаю наших поэтов из других городов. Каждая подборка стихов Виктора Коврижных для меня луч света.

Публицистика. Валерий Власов. Это потрясающая вещь. Его надо читать внимательно, чтобы извлечь все мысли, которые заложены в его статьях.

Скажу о Павлове, о его романе «Крестьянский тракт». Во-первых, для меня это не совсем интересно. Скажу лучше о его другой книге «Кузбасская Голгофа». Мне кажется, эта книга может по праву в любой библиотеке встать рядом с книгой Солженицына. И в некотором роде она даже круче, капитальнее. Этот сухой канцелярский язык этих протоколов, этих приказов, этих постановлений очень впечатляет.

Журнал уже выходит шесть раз в год и это огромная ответственность. Я подсчитал: 31 автор в прозе, 31 автор в поэзии, в литературной студии – 40 авторов, не считая всех остальных. Поэтому я бы предложил разделить как-то обсуждение журнала, т. к. трудно за раз всё охватить.
 

Владимир Переводчиков:

Должен сказать, что у каждой организации есть своё направление, есть своя позиция. И позиция вот этого журнала мне очень понравилась, особенно в последнее время. Я понял, что журнал этот занимает позицию сибирскую. Ни московскую, ни какую-либо другую, а именно сибирскую.

Есть ли здесь Вера Лаврина? (Нет её). У неё маленькие рассказы. Я прочёл первый рассказ «Фантики». Он написан именно нашим сибирским языком. Сибиряки должны понимать друг друга. И у сибиряка есть особый менталитет.

(Говорит о повести В. Иванова) В его произведении я слышу хруст травы, её запах, цвет. Повесть написана сибирским языком.

И ещё хочу на рассказах Александра Михайловича остановиться (Ярощука, видимо). Я его с первых публикаций запомнил, потому что он не пишет пространно. Он пишет анекдоты, но эти анекдоты наполнены кровью, сердцем и слезами. Они маленькие, рассказы его, по каждый рассказ запоминается.

 

Любовь Никонова:

Назову лучшие, на мой взгляд, публикации прошлого года в журнале «Огни Кузбасса».

Начнём с поэзии. Это подборка стихотворений Валерия Зубарева в пятом номере «Прости мне греховную страсть»…

Соединились умная ирония и ироническая мудрость.

Стихотворение «Народ» веселит душу и есть, над чем подумать.

У Виктора Бокина в шестом номере подборка стихотворений «Из дома, но к себе – домой». Порадовала настоящая мужская поэзия в стихотворениях «Я и он» и «Армейские письма». Молодым поэтам надо учиться у него мужественности, а то они какие-то все у нас теперь нежные, слабенькие…

Правильно сделали, что дали большую подборку поэта Валерия Ковшова. Молодец журнал!

Теперь о прозе. Посетила журнал в 2008 году хорошая проза мастеров. Гарий Немченко напечатал в пятом номере «Газыри» – мудро, глубоко, душеполезно.

Спасибо Владимиру Мазаеву за «Шоколадку» («Шоколадка, подпрыгивающая в стакане». Повесть-элегия, № 3). Хорош язык, психология человека, времени и возраста.

Надо поздравить молодого прозаика из Новокузнецка Дмитрия Хоботнева, опубликовавшегося в пятом номере журнала, с первым вертикальным рассказом «Восхождение», в котором он поднимает взгляд горе, а не опускает своих героев в ад.

 

Валерий Плющев:

Повесть Алексея Толстого «Гадюка», размещенная редакцией в журнале «Огни Кузбасса» №2 за текущий год, можно воспринимать как эталон для всех остальных прозаических публикаций.

Этот номер открывается сильной и вместе с тем, написанной просто, что является дополнительной характеристикой настоящего мастерства, прозаической публикацией Владимира Мазаева «Искушение 45-го года». Небольшой рассказик от первого лица мальчишки о радости, сожалении, муках совести, отчаянии и стыде. Чуть ли не главное действующее лицо рассказа – яблоко. Яблоко, как послевоенное чудо из чудес! Плод, который заставляет раскрыться перед самим собой школьника, выпукло показать время: всё, что произошло в рассказанной истории, случилось после великой Победы. Замечательно!

Следом маленький рассказ писателя из Алтая Владимира Ильиных, названный без претензий: «Нефедов и Найда». На двух с небольшим журнальных страничках явлена ёмкая история послевоенных отношений изуродованного войной инвалида и стариков-соседей, не дождавшихся с войны сыновей.

Новокузнечанин Виктор Коняев впервые опубликовался в «Огнях Кузбасса» с рассказом «Горе, горюшко, война». Как следует из заглавия – это тоже о военном лихолетье. Точнее, это о бесчеловечной системе, когда никому ничего не докажешь. Помните, солженицынский образ: «угодило зернышко промеж жерновов».

Известная кузбасская писательница Любовь Скорик тоже рассказывает о военных годах. В её рассказах жестокость и доброта, любовь и боль, так круто перемешаны, что по жизни идут нераздельно.

Любопытен рассказ Александра Брюховецкого «Убить зверя». Много мыслей разбудил этот рассказ журнальной подборки. Кстати, здесь же в журнале приводятся слова русского религиозного философа Николая Федорова: «…вера сама по себе не может быть спасительна; только дело, захватывающее всю душу, может произвести нравственный переворот и своекорыстного превратить в самоотверженного».

Александр Хохлов рассказал о замечательном человеке, исполнив перед ним давний долг. Тем более, когда это отец, безусловный авторитет и любимый к тому же человек.

Об отце вспоминает и недавно ушедший из жизни декан филологического факультета госуниверситета областного центра Василий Данков (зря не дали в журнале его биографическую справку). Это тот самый Данков, о котором недавно задиристо и «в борьбу» написал Евгений Гришковец.

Как-то не легла на душу поэтическая подборка этого номера, может, читал стихи не в лучшем для поэзии настроении?

И, конечно, есть в журнале и вполне достойная публицистика. Да и любителям критических опусов предоставлена возможность погрузиться в достаточно резкие критические разборы.

Шестой номер писательского журнала «Огни Кузбасса» за 2008 год был таким же разнообразным и неровным (последнее, на мой взгляд, является в определенном смысле достоинством), как и его предшественники. Есть, что почитать, размышляя и радуясь за авторов, и есть, что поругать.

Из прозы выделим две средние по объёму вещи: повесть Владимира Иванова «Уходящее лето» и публикацию (без обозначения жанра, что, конечно, не случайно) Виталия Крекова «Воспитание кривых бревен». Два поэта одного поколения не в первый раз выступающие в ипостаси прозаиков. Получилось своеобразное соревнование – если такое возможно… Тот и другой персонажами избрали свою родню. У авторов в качестве фундамента написанного использованы запасы личных воспоминаний: в известной степени получились мемуарные произведения.

По-настоящему хорошая вещь родилась под пером Владимира Иванова, продолжающего уверенно покорять высоты писательского мастерства.

Другой полюс – «Воспитание кривых бревен» Виталия Крекова. Мощное многосмысловое название. А отдельные абзацы просятся в образцы прозы платоновского, никак не меньше, замеса. Но… Я привык, что у Крёкова всегда выходят к читателю неординарное, интересное: хоть стихи, хоть проза. «Воспитание кривых бревен» мне трудно признать неудачей писателя, но и удачей не могу назвать.

 

Виктор Кальсин:

Шесть номеров толстого литературного журнала – это солидный объём требующий немало времени на прочтение. Возможно кто-то действительно читает журнал от и до. Я читаю не все, отчасти из пристрастий и интересов, отчасти из-за дефицита времени, но в основном из-за конкуренции и возможности выбора чтива для себя. Взяв новый номер журнала я пролистываю его весь, смотрю картинки и фотки (их мало, но качественно и красиво) и бегло просматриваю содержимое. «Вот это – обязательно, это – как масть пойдёт, это – нет или вряд ли». Вот с таким подходом я перелистал подборку журнала за 2008 год. Собственно был приятно удивлен тем, что того, что мне не нравится не так уж и много. Теперь по порядку, отмечая не только что искал, но и понравившееся.

№1. С большим интересом познакомился с творчеством участников областного семинара молодых литераторов, понравилась повесть Натальи Колесовой "Как я мужа искала" (потому, возможно, что ей удалось увлекательно написать о сегодняшнем дне не пользуясь острыми приправами детектива или фантастики).

№2. Порадовала проза Виктора Коняева (особо с учётом номера 6). А вот восторга от рассказа Брюховецкого "Убить зверя" я не разделяю. Почему? Во-первых, "не верю", а во-вторых, знаю, что этот мастер может писать лучше, и данный опыт прозы большего объема мне кажется неудавшимся. С удовольствием перечитал-просмотрел (раз в третий, наверное) "Гадюку" Алексея Толстого. На мой взгляд рубрика "Библиотечество" требует расширения или некого пересмотра концепции. Хотелось бы, чтоб в журнале можно было познакомиться не только с местечковыми, связанными с Сибирью, раритетами и талантами, но и с жемчужинами всей русской литературы.

№3 Открыл для себя стихи Ольги Комаровой. Обращают на себя внимание "Антимонии деда Антипа" Вадима Макшеева, но отношение к ним также неоднозначно. С одной стороны, это "стильная" проза, которой откровенно мало на страницах журнала, и написана мастером. С другой – через избытки этого стиля тяжко пробираться и улавливать одновременно смысл происходящего.

В №5 выделяются отрывок из "Памяти" Владимира Чивилихина и "Записки актера" Олега Кухарева. Здесь же весьма символично представлен раздел публицистики. Не понял, зачем здесь (хотя всего две странички) присутствует материал непонятного назначения Н. Дзарахоховой, как отчёт неизвестно кого перед неизвестно кем. Рядом две статьи Г. Митякина и В. Попка. По замыслу они, наверное, должны быть противопоставлены одна другой, но ни накала страстей, ни интриги не получилось; единственное, с удивлением узнал, что Попок "заражён" либерализмом. Потом плюсом идёт статья В. Власова, по духу к ним примыкающая. Все вместе они хорошо характеризуют публицистику в "Огнях Кузбасса" (как, впрочем, и во всём Кузбассе и в основной массе Российской, наперёд согласной с властью). Здесь и упорное самокопание, и сослагательное наклонение, и мотивы back in the USSR, и, главное, почти паническая светобоязнь сегодняшнего дня.

Не уловил я смысла публикации критической статьи Н. Переяслова, москвича, о романе, опубликованном в "Сибирских огнях". Зато хорошо (жаль мало) высказался Т. Раджабов "О литературной трусости и бесстрашии" (может быть, потому и хорош, что не успел пуститься в словоблудие).

№6. Нормальный номер, но очень уж выделяется со знаком минус повесть Владимира Иванова "Уходящее лето". Наверное, бывает так: хороший поэт написал плохую повесть, а редакция поверила на слово и опубликовала. Вот отрывочки.

" – Проверь-ка точки смазки, – сказал дядя Коля, когда мы подошли к комбайну. В ожидании, пока поле малость проветрит, я беру шприц и нагнетаю солидол в крутящиеся-вертящиеся детали, а дядя Коля ходит вокруг жатки, проверяя целость сегментов на режущем полотне и натяжение цепи. Наконец мы трогаемся Включена жатка, заработали остальные узлы комбайна. "

"В доме мать уже собирала на стол, а между делом принялась за расспросы: – Снохе-то отпуск дадут, нет? – Скоро и у ней отпуск. – А что внучку не привёз? – Алёну Лена с собой привезёт. – А когда приедут-то? – Дней через десять. – Вот и хорошо…"

Я здесь не нашел ни литературы, ни журналистики, ни полноценных воспоминаний, просто большой тяжёлый текст, переваривать который сродни работе. Можно коротко сказать, что не понравилось и всё, но автор уровня члена Союза писателей не может не вести внутреннюю редакторскую работу.

 

Дмитрий Хоботнев:

Журнал «Огни Кузбасса» становится всё лучше с каждым годом. С этим не поспоришь. Особенно радует географию то, что из других каких-то регионов в журнал присылают свои произведения. Но что касается, скажем, тиража, мы его заложники. Что такое 900 экземпляров – это население большого многоквартирного дома. И никак не отойдёшь от этой заложенности, потому что литература мне всегда казалась первейшим искусством. Музыка – она более консервативная, какая-то избирательная – живопись. А литература она должна влиять на умы, на массы. Ну а как выйти на эти массы тиражом 900 экземпляров? Создаётся впечатление, что мы не в каком-то литературном океане плаваем, а сидим в аквариуме и вот эти самые массы, которым мы должны что-то сказать, ходят вокруг нас. Они нас видят, но не слышат. Потому что вот это стекло, состоящее из финансовых проблем, проблем тех же масс, связанных с кризисом, с проблемами менталитета не даёт им нас услышать. Есть конечно, сейчас новый мощнейший инструмент влияния на массы, как Интернет. Я зашёл на сайт «Огни Кузбасса», у меня не все номера, думал недостающее восполнить на сайте. Перед новым годом было писательское собрание и там много говорилось о плачевном состоянии сайта, но я не ожидал, что до такой степени плачевное. Последняя информация которую я нашёл на сайте датирована началом 2007 года. А поскольку Интернет – это самое массовое на сегодняшнее время технология, то надо постараться не потерять возможность использовать её. Может быть за счёт новых кадров. Тут я уже не могу делать какие-то конкретные предложения, но что-то делать надо.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.