Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Подготовил В. Арнаутов. Литературные хроники

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Благотворительные акции стали нормой для писателей Кузбасса. 16 июля в детском доме села Треща Топкинского района побывали поэты Иосиф Куралов, Ирина Фролова и Анатолий Имгер. Адвокатская контора Анатолия Имгера подарила воспитанникам детдома копировальный аппарат.

От Дома литераторов подарки в виде подборки литературы, среди которой «Антология Сибирской поэзии», последние номера журнала «Огни Кузбасса», книги и сборники кузбасских писателей. Дети послушали стихи приехавших на эту встречу поэтов.

17 июля в районном центре Крапивино состоялось открытие памятной доски земляку – известному русскому художнику И. Вучечевичу-Сибирскому, погибшему в годы Гражданской войны. От Союза писателей Кузбасса в мероприятии приняла участие Ирина Фролова.

Две творческие встречи с юными читателями 20 и 23 июля – в музыкальной школе № 14 (пос. Южный) общеобразовательной школе №8 города Кемерово провёл поэт Александр Катков.

По приглашению Администрации города Новокузнецк, по случаю юбилея ЗапСиба, с 15 по 25 июля находился в южной столице Кузбасса известный русский писатель Гарий Леонтьевич Немченко, работавший в заводской многотиражке в шестидесятые годы и написавший здесь лучшие свои рассказы и повести. Помимо многочисленных встреч с читателями, по инициативе прозаика Владимира Неунывахина, гость посетил в городе Мыски Учебный Центр для одарённых детей, при котором местным пушкинистом Геннадием Неунывахиным создан уникальный музей А.С. Пушкина.

27-30 июля в Кемерово побывал с визитом Координатор Ассоциации писателей Урала (АСПУР) и Сопредседатель Союза писателей России поэт Александр Борисович Кердан, в арсенале которого 32 опубликованных поэтических сборника и несколько дисков-альбомов с песнями на его стихи. В ходе встречи с писателями обсуждались вопросы активизации участия и деятельности Союза писателей Кузбасса в АСПУРе, выдвижения кандидатур на ежегодную литературную премию Ассоциации им. Д.Н. Мамина-Сибиряка и прочие проблемы. На официальном уровне состоялась встреча А. Кердана и руководства СПК с работниками Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области.

Творческие встречи А.Б. Кердана с поэтами и прозаиками Кузбасса, взаимоподаренные книги и непосредственные контакты послужат реальным стимулом к расширению связей и популяризации творчества писателей различных региональных организаций в рамках Ассоциации и за её пределами.

В пятый раз, 2 августа сего года, на живописной поляне, обрамлённой высокими стройными пихтами, прошел ежегодный молодёжно-поэтический фестиваль «Юго-Александровуский родник», собравший порядка 250 участников. Его хозяевами и инициаторами являются поэты Леонид Гержидович и Нина Красова. Спонсорскую поддержку фестивалю оказала администрация Кемеровского района. Сценарное воплощение и ведение мероприятия принадлежат специалистам из Управления культуры этого района Никулиной Наталье Ивановне и Кузнецову Петру Николаевичу. Особенностью фестиваля этого сезона стал поэтический конкурс, длившийся три часа, члены жюри которого: Владимир Шумилов, Вячеслав Лопушной и Марина Брюзгина оценивали выступления авторов из молодёжных литературных студий и объединений городов Кемерово, Берёзовский, Юрга и близлежащих селений. Все лауреаты конкурса были отмечены грамотами и призами. В работе фестиваля приняли участие и председатель правления Союза писателей Кузбасса Валерий Козлов и журналист и главный кузбасский «съёмщик» Юрий Светлаков.

«Парадоксы пристального чтения» - так озаглавил критическую статью Савва Михайлов, опубликованную в «Кузнецком рабочем» 6 августа 2009 года. Статья посвящена книге для учителя шорской литературы «Литературный портрет Шории», изданной в Кемерове составителем Е.Н. Чайковской.

1 сентября в День знаний студенты и преподаватели Кемеровского колледжа культуры с большим интересом слушали стихи приглашенного поэта Дмитрия Мурзина.

3 сентября в Доме литераторов Кузбасса состоялось представление четвёртого номера журнала «Огни Кузбасса», на котором перед собравшимися воочию предстали авторы номера: Любовь Скорик, Татьяна Твердохлебова, Виктор Коврижных, Наталья Колесова, Александр Хохлов, Любовь Никонова и Борис Бурмистров. На представлении присутствовали и учащиеся художественных школ Тисуля и города Кемерово, чьи рисунки были напечатаны на цветных вклейках номера, а также директор Тисульской детской художественной школы Раиса Мальцева и преподаватель ДХШ №1 г. Кемерово Ольга Мальцева. Провели представление поэты Сергей Донбай и Дмитрий Мурзин.

Творческую встречу провела 24 сентября в Кемеровском клубе «Оберег» (Управление социального обеспечения) поэтесса Ирина Фролова.

24 сентября в Доме литераторов Кузбасса открылась персональная выставка кемеровского самодеятельного художника-пейзажиста Александра Хоменко.

25 сентября в школах и гимназиях Кемерова прошел тематический урок города «Навек остались молодыми», посвященный памяти Героям Советского Союза Вере Волошиной и Юрию Двужильному. Непосредственное участие в этом комплексном мероприятии приняли поэты и прозаики: Борис Бурмистров (шк. № 10), Иосиф Куралов (шк. №5), Александр Катков (шк. № 97), Ирина Фролова (шк. № 61), Сергей Павлов (шк. № 4) Сергей Донбай (гимн. № 1), Дмитрий Мурзин (гимн. № 41, Анатолий Иленко (гимн. им. В. Волошиной) и прибывший из Москвы автор документальной книги-повести о Вере Волошиной Геннадий Фролов (шк. № 84).

25 сентября в ДЛК прошла презентация третьей книги «Отныне мы братья» кемеровского прозаика Геннадия Дорогова.

В этот же день здесь же собрались любители бардовской песни клуба «Лестница», перед которыми с новыми стихами выступил поэт Сергей Донбай.

Изданы книги:

Бурмистров Борис. О чём не сказано ещё…: стихотворения / Б. В. Бурмистров. – Кемерово: Практика, 2009. – 92 с.

Бельмасов Алексей. Буквы бессмертия: сборник стихотворений/ Алексей Бельмасов.- Ленинск-Кузнецкий: НКО «ФПЛТ и К «Кузбасс», 2009. – 48 с.

Подборки стихов кемеровской поэтессы Ирины Фроловой напечатали журналы «Врата Сибири» (Тюмень) и «Начало века» (Томск). А в восьмом номере «Нашего современника» подборки стихов Сергея Донбая и Валерия Козлова.

Подготовил В. Арнаутов

 

Новые книги и журналы

«Директорский корпус Кузбасса». Очерки.

Вышел первый том издания, анонсированного как пятитомник и адресованного 70-летию Кемеровской области.

О каких директорах речь? Если главным редактором проекта Валентин Мазикин, первый замгубератора, в прошлом руководитель одного из крупнейших угольных концернов, коли его заместителем Михаил Найдов, тоже бывший угольный «генерал», а ныне руководитель фонда «Шахтёрская память» (этот фонд и осуществляет издание), ежели, наконец, в списке членов редакционной коллегии сплошь угольщики, то…

То можно сообразить, что издание посвящено выдающимся деятелям главной кузбасской отрасли. Той самой отрасли, которая радикально преобразовала Кузнецкий край. Создала здесь экономический и цивилизационный базис. Вывела Кузбасс, глухой в прошлом сибирский уголок, из вековой дремоты. Поставила его вровень с развитыми российскими территориями. Во всех отношениях: в техническом, образовательном и (тут пускай утрутся высокомерные Новосибирск с Томском и Тюмень с Иркутском), в культурном.

Очерки – биографические. Очеркисты – Виктор Кладчихин (он же редактор-составитель) и Юрий Тотыш, оба журналисты и литераторы, не нуждающиеся в особом представлении. Автор издательского проекта – Виктор Медведев. Его же перу принадлежит и несколько материалов тома.

Повторяю – это том биографий. Но чтением они не приедаются. Во-первых авторы мастеровитые, во-вторых, – настолько разнообразны, разноформатны судьбы и оригинальны жизненные сюжеты. Почти два десятка имён (мало, наверное, но всё же напомню – это только первый том), каждая достойна скрижалей, каждая – страница нашей богатейшей, просто-таки невообразимой и такой человеческой во всех своих проявлениях истории.

Вот некоторые имена. Иосиф Федорович, с которого фактически начались Кузбасские угольные копи. Василий Бажанов, возглавивший «Кузбасстрест» в первосоветское время. Себальд Рутгерс – организатор автономной индустриальной колонии «Кузбасс». Мария Косогорова, выбравшая далеко не женскую профессию горняка и ставшая впоследствии директором шахты «Зиминка». Владимир Романов, многолетне руководивший «Кузбассуглём», его называли даже и не генералом – маршалом угольной промышленности. Лев Резников, родоначальник карьерной угледобычи…

Совестно сказать про неназванных «и другие». Но придётся.

Есть, однако, несколько недоумений. В «директора» попал Пётр Чихачёв, первокреститель Кузбасса. В принципе это понятно, без Чихачёва никак. И очерк Виктора Кладчихина великолепен, хоть сейчас (извините неисправимого газетчика) на «доску лучших материалов». Но, по-видимому следовало бы как-то отметить и других исследователей Кузнецкого каменноугольного бассейна. Ту же группу питерского геолога Леонида Лутугина. Или лутугинского ученика, лауреата Сталинской премии Василия Яворского, создавшего геологический атлас бассейна.

Краткая аннотация не даёт ответов о принципах отбора кандидатов для «увековечения». Но, возможно, в заключительном томе мы всё ж прочтём аргументированное послесловие.

Последнее: название «Директорский корпус Кузбасса» скучнее не придумаешь, просто-таки «номенклатурный справочник». В утешение ложечка мёду – отмечу прекрасное полиграфическое исполнение тома, типографщика нашли в Новосибирске, это издательство «Сибирское время».

Тираж невелик. Наверное, разойдётся по своим – по угольщикам.

Василий Шукшин. Собрание сочинений. Барнаульское книжное издательство.

В Алтайском крае идёт год Василия Макаровича Шукшина. Ныне ему исполнилось бы 80 лет. А прожил он, если вдуматься, страшно мало – всего 45, продуктивного (не ученического) творческого времени ему было отпущено лет десять с мелочью. Но он много написал и снял несколько прекрасных кинофильмов. По своим же сценариям, в основу которых были положены его ж рассказы.

Рассказывают, что Шукшин пришёл в редакцию журнала «Октябрь» в кирзовых сапогах (он и во ВГИКе в них ходил, потрясая кинематографических денди), снял кепочку, пригладил хулиганский чубчик и сказал грубовато редактору: «Читайте быстрее, а то мне некогда». Редактор чуть не обомлел от наглости никому не известного автора, но послушно начал читать и не пожалел: подборка рассказов вышла в ближайшем номере. Шёл 1961 год.

Собрание сочинений – это восемь томов. Рассказы. Киносценарии. Роман «Любавины». Плюс публицистика, рабочие записи, автографы, документы. И стихотворения. Издание готовили филологи Алтайского госуниверситета. Это наиболее полное собрание сочинений Шукшина из доселе появлявшихся в свет.

Тираж невелик. Стоимость восьмитомника не всякому по карману – аж две тысячи рублей. Это в Сростках, в книжной лавке музея им. Шукшина. Пока до нас дойдёт, может и ещё подорожать.

«Барнаул». Литературно-художественный и краеведческий журнал. Второй номер 2009 года. Издаётся четырежды в год. Номер приурочен к юбилею Шукшина. Масса мемориальных материалов. Самых различных, в том числе довольно пустяковых, только фамилия юбиляра предлог для публикации. То интервью из забытой газеты, то лишь воспоминание об интервью. Мемории зачастую вымучены настырными журналистами – вроде воспоминаний землячки, проучившейся год в одном классе с будущим писателем и кинодеятелем и едва восстановившей в памяти лицо «худенького, серьёзного» мальчика.

В ворохе такой почти что необязательности – полторы странички прозаика Ивана Кудинова об «отгороженности» Василия Макаровича от лиц, руководивших некогда Алтайским краем. «…Велика была инерция механических взглядов, партийного высокомерия, обернувшегося элементарной близорукостью», – припоминает Кудинов волну критики в алтайских и центральных газетах и разные «коллективные» послания кинорежиссёру по поводу фильма «Печки-лавочки». Дескать, не тех героев снимает Шукшин, не о тех людях пишет в своих рассказах.

На неприязнь и Шукшин отвечал неприязнью. Не случайность, что при жизни он практически ни строчки не издал на родине. Исключение – небольшой рассказ «Дядя Ермолай», перепечатанный «Алтайской правдой» из журнала «Наш современник» в 1971 году. Но это вряд ли было инициативой писателя.

«Заметили – но гораздо позже, когда уже не было самого Шукшина, но остались фильмы и книги великого кинорежиссёра, актёра, писателя, что вовсе не разделимо, а спаяно воедино», – заключает Кудинов.

Кстати, Иван Павлович Кудинов – один из инициаторов проведения в селе Сростки, на родине Шукшина, ежегодных чтений. Впервые они состоялись в 1976 году.

Почитать журнал можно на сайте города Барнаула в подразделе «Барнаул» подраздела «Барнаул культурный»: www.barnaul.org.

«Алтай». Литературно-художественный и общественно-политический журнал. Четвёртый номер, 2009 год. Ещё журнал из Барнаула и тоже посвящён Шукшину, но, на мой взгляд, публикации гораздо весомей, никакой провинциальности.

Существенно, что журнал вновь воспроизводит ответ Василия Макаровича на волну приснопамятной критики по поводу его фильма «Печки-лавочки». Статья широко известна, она называется «Слово о «малой родине», однако всё равно освежить её в памяти стоит.

«Сказать, что я всё это принял спокойно, значит, зачем-то скрыть правду, – пишет Шукшин о заказанных старой и неумной алтайской властью критических наскоках. – Правда же тут в том, что всё это, и письма, и рецензии, неожиданно и грустно. В фильм я вложил много труда (это, впрочем, не главное, халтура тоже не без труда создаётся), главное, я вложил в него мою любовь к родине, в Алтаю, какая живёт в сердце, и я думал, что это-то не останется незамеченным».

Журнал как бы заглаживает вину перед земляком. Хотя, конечно, там не вина журнала. Тут чисто интеллигентское чувство неловкости за чересчур размашистых деятелей 1970-х лет.

В номере ещё перепечатка, сказка Шукшина «До третьих петухов». Провидческая сказка, видящая вдаль на много лет – прямо в наше время, которое так же грозит горынычевым пальчиком: «Ванька! Смотри!».

Разумеется, стихи алтайских поэтов, которые однако нижеподписавшегося оставили равнодушным. Потому что не просто стихи, а шибко, прямо-таки натужно юбилейные: про Шукшина, про его маму, про Сростки и, сами понимаете, про Чуйский тракт, а как же!

Но есть в номере нечто, что выше всяческого дежурного словоизлияния – «Алтай» публикует «Тяжесть креста» Василия Белова. Повесть живого классика о классике почившем. Ни капли елея. Жестокая откровенность. Ни себя Белов не щадит, ни друга. И о современниках, живущих и почивших, – без скидки на ордена и заслуги.

Тут позволю себе цитату. Белов говорит о Шукшине, а мог бы и о себе, биографии у них схожие: «Как бы сложилась его жизнь, не будь он сыном расстрелянного сибирского крестьянина, объявленного «не с числа», «не с дела» каким-то кулаком… Если б он закончил в своё время школу, затем институт, затем… Но ему выпала иная стезя, иная доля, связанная с колхозной нуждой, с флотской службой и т.д. А кто бы работал на поле и стройке, кто бы служил на кораблях?».

И дальше добавить бы надобно: а кто ж тогда б снял такие фильмы, как «Калина красная», и написал такие книги, как «Привычное дело»…

Журнал (за малым исключением) тщательно выбрал авторов. Я не только о Белове с Шукшиным, не только о мощи их строк, но и о Владимире Мазаеве – кемеровчанине близкого поколения с Шукшиным и Беловым, младшего их товарища, его рассказы тоже в обозреваемом номере. Это рассказы «повзрослевшего», «пореформенного» писателя. Салютуя Шукшину и его «чудикам», соглашаясь с Беловым в картинах литературного бытия, столбенеешь, читая Мазаева, рассказы «Без любови прожить можно», «Нюрка из Тарлашки» – ох, братие, горше художественной правды нет ничего на этом свете, просто душу рвёт...

Превосходный номер «Алтая». Рекомендую. Однако, как и где раздобыть, не знаю. Разве что съездить в Барнаул, в редакцию.

«Сибирские огни». Июньская книжка.

На открытии номера большая подборка рассказов писательницы из Нижнего Новгорода Елены Крюковой. Половина, условно говоря, городских, половина – столь же условно деревенских.

Деревенские – пьянка, блевотина, смерти, кровь. Ни просвету, ни продыху. Городские – про «скинхедов». Про их фашистские верования, про их схватки с инакомыслящими, про их быт – одновременно пышный и страшный. Короче, «чёрная романтика». Некоторые недоверчивые современники сомневаются в существовании организации «скинхедов». Признаться, после рассказов Крюковой я засомневался тоже. Больно всё искусственно, литературно, где-то прочитано. Не кровь вовсе, а киношный кетчуп.

Но «фишка» в том, что автор-то ничуть не сомневается в реальности им придуманного...

Ещё подборка рассказов. Борис Буянов. «Весёлые картинки в альпийском переплёте». Симпатичный стёб якобы «из европейской жизни». Рассказ Олега Зоберна «Группы людей». Если судить по адресу: герои живут на 11-м этаже дома близ метро «Щёлковская», то «из московской жизни» – что-то такое ни о чём.

Ещё проза. И это «Молодая проза Новосибирска». Максим Шарапенко «Обет молчания. Филологические опыты». Цитата, она же образчик стиля: «Сбитая, словно суглинок, словно железобетонная твердь, ночь насыщает пустоты, пропитывает поры кожного покрова, кроит лоскуты пространству, где, образуя наподобие мозаики из зубчатых кусков геометрическую фигуру комнаты, полыхает, точно костёр, кошмар лампочки в сотню свечей, вокруг которой, как громоздкие камни, передвигаются тяжёлые мухи».

И такого вязкого текста несколько страниц.

В разделе «Очерк и публицистика» невесть как залетевший в Сибирь «Хазарский исход», тель-авивского профессора Шломы Занда. С продолжением, представьте себе. В «Критике и литературоведении» главы из книги Владимира Яранцева о Владимире Зазубрине, как-то без времени забытом. В «Литературном календаре» перечень юбилеев: от 50-летия ныне здравствующего поэта Владимира Берязева, дай бог ему долголетия, до 125-летия покойного сибирского писателя Антона Сорокина.

«Сибирские огни» можно прочесть на собственном сайте журнала: www.sibogni.ru.

«Родная Ладога». Третий номер 2009 года. Культурно-просветительское и литературно-ходожественное издание. Питерский журнал. Это одновременно и адрес и характеристика – журнальные авторы мудры и высоколобы. Достаточно сказать, что среди них историк и политолог Наталья Нарочницкая. Видел её несколько раз в телевизионных дебатах. Даже бывалый, самодостаточный, наторевший в полемике Владимир Познер сидит рядом с ней салагой-первокурсником.

«Родная Ладога» издаётся при участии Союза писателей России и Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга. По-видимому и о направленности журнала тоже ничего не надо особо объяснять.

Номер посвящён 13-му Всемирному Русскому Народному Собору (он состоялся в нынешнем мае). Впечатляет подборка «История и современность». Авторы прослеживают становление русской нации от Куликовской битвы до настоящих времён.

Отмечу статью актёра и литератора Николая Бурляева «Распятое Косово» под рубрикой «Славянское братство». И ещё одну статью на схожую тему: генерал Леонид Ивашов вспоминает войну НАТО в Югославии.

Ещё в оглавлении. Глава писательского союза России Валерий Ганичев о сражении под Полтавой. Прозаик Владимир Крупин о современности. «Почерк древней Руси – искусствовед Екатерина Скоробогатова о творчестве художников Васнецовых. Политолог Вячеслав Никонов о государственной стратегии. И, наконец, священник Владимир Чугунов – о Вечном…

Сайт журнала в интернете: www.rodnaya-ladoga.ru

Василий Попок.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.