Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Обзор журналов. №4, 2012 год

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

«Врата  Сибири»  (№ 1, 2012)

 

Тюменский литературно-художественный альманах «Врата Сибири»  привлекателен изначально уже тем, что возглавляет его и работают в редколлегии такие крупные современные исторические романисты, как Анатолий Васильев и Вячеслав Софронов.

Вот и первый номер альманаха за 2012 год открывается масштабным историческим полотном Анатолия Васильева с кратким, но ёмким названием «Юг». И это – всего лишь начало романа, обещающее продолжение в следующих номерах. Юг – это объединённое топографическое понятие, включающее Крым, Северный Кавказ, Причерноморье, Молдавию и даже часть Украины. А совсем рядом – неугомонная Польша. Вот и показан он геополитически, в хронологии – от завоевания и освоения его Русью и Россией. В романе – просто изобилие фактографии: от уже хрестоматийной, перетолмаченной и адаптированной к современной русской лексике, так и  в старославянской оригинальной документальной грамоте. «Времена Очакова и покоренья Крыма» немыслимы вне конкретных исторических деятелей, а потому в романе множество реальных персонажей: Екатерина Великая, её фавориты и  полководцы, вроде Потёмкина, Румянцева, Орловых, Суворова. Внешнее окружение: Давид-Гирей, Понятовский, Браницкие, Потоцкие и прочие исторические деятели. Поскольку роман хронологически многопластов, то вплетается в него уже и первая половина девятнадцатого века. А тут – и войны с Наполеоном, и за Северный Кавказ, и опять же – непокорная, хоть и разделённая Речь Посполитая. И на передний план уже выводится «сквозная» фигура романа – «первый декабрист», майор 32 егерского полка 16-й армии  поэт Владимир Раевский, его сослуживцы, знакомые. А от Раевского – и до Пушкина рукой подать! Ибо никто иной, как Александр Сергеевич предупредил Владимира Федосеевича о готовящемся аресте. Будем ждать продолжения романа, хотя, читая его, признаюсь, приходится изрядно поднапрягать свою память и ассоциативно-исторические знания...

Детство. Через него проходят все без исключения взрослые люди. И у каждого поколения – оно своё, в контексте времени и места, друзей, родителей, бабушек, воспитателей, учителей. И чем дальше от него, тем ностальгичнее, тем больше желания отдать ему дань в виде рассказа, повести или даже романа. Так и у тридцатилетней Сары-Марии Граник из Тюмени, в повести «Детство с улицы Казанской». Мило, читаемо, сопоставимо, узнаваемо...

Тема литературного ремесла и мастерства далеко не нова. «Комплекс подмастерья», видимо, мучает многих пишущих авторов, в глубине души считающих себя всё же мастерами. Полагаю, об этом и роман сорокалетнего тюменца Олега Чувакина «В шкафу пахнет озоном». Он современен, но с налётом мистики и сюрреализма.

Иркутянин Владимир Максимов также поднимает тему творчества в «Ненаписанном рассказе». А в рассказе «За шторой, с этой стороны» предаётся воспоминаниям юности, навеянными песней Майи Кристалинской «А снег идёт, а снег идёт»...

Поэзия номера представлена подборками стихов четырёх авторов: популярного и ныне повсеместно печатаемого лауреата Большой литературной премии Николая Зиновьева, Василия Полушкина, Виктора Захарченко и Владимира Нечволоды.

А от поэзии ниточка и к критике. Тот же ответственный секретарь журнала, поэт  Виктор Захарченко открывает глаза массовому читателю на самобытную поэзию рано ушедшего Владимира Нечволода (1945-1984г.), у которого только при жизни было издано в Свердловске, Алма-Ате, Тюмени, Москве и других городах несколько книг. И стихи-то какие! Резонируют и пробирают до глубины души! И как только могла пропустить такого поэта «Антология  русской сибирской поэзии», изданная у нас в Кемерово в 2008 году?!

О представителях знатных фамилий в Тобольске написал Вячеслав Софронов. А среди них есть и Пушкины, и Сумароковы. Интересно, занимательно, по-софроновски исторично и достоверно.

Вклейки номера поместили на своих страницах цветные иллюстрации полотен тюменского художника-экспериментатора (и, между прочим, тоже члена редакционного совета журнала) Михаила Гардубея. А его творчеству посвящена и критическая статья Николь Бельской «Судьба художника».

В рубрике «Мы и наша современность» кандидат исторических наук Игорь Владимирович Курышев опубликовал статью «Преступность и бандитизм в Ишимском уезде в начале 20-х годов». Было бы любопытно провести параллель с нашим временем...

Публицистика номера представлена полемической статьёй Аллы Кузнецовой «Обломаем ли рога року?» - с этаким полисемичным толкованием последнего слова.

В заключение хочется сказать, что альманах «Врата Сибири» - весьма гостеприимное издание для прозаиков, поэтов и публицистов, живущих за пределами самой западной части Сибирского региона. В чём неоднократно уже убедился и автор этих строк.

 

«Литературный меридиан»  (№ 4, 5 2012 г.)

 

Сотрудничать с «Огнями Кузбасса» изъявило ещё одно литературно-художественное периодическое издание, выходящее за  Уралом. Это - «Литературный меридиан», журнал дальневосточного города Арсеньев.  Выходит он регулярно, один раз в месяц, с января 2008 года.  Каждый его номер пока невелик по объёму – всего-то в 32 страницы формата А-4. А поскольку объём журнала не позволяет печатать многостраничные произведения прозы и публицистики, то печатает он малоформатные рассказы и очерки, а также подборки стихов – и не только дальневосточных авторов, но и писателей Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Нижнего Тагила, Пскова, Краснодара и даже Кишинёва, не говоря уже о прочих городах и весях России. Надеемся, что совсем в недалёком будущем на его страницах появятся и кузбасские поэты и прозаики.

Что же предлагает своим читателям журнал в апрельском и майском номерах за этот год?

«Слышать Родину, чувствовать свою Родину, служить ей всей жизнью – вот что нужно теперь, пока мы её не потеряли совсем», - так выразил свою гражданскую позицию известный народный артист кино и театра Александр Михайлов, запомнившийся всем зрителям по фильму «Любовь и голуби». В его арсенале более шестидесяти ролей в отечественном кино. О нём, выходце из Забайкалья, написал довольно большую статью «Больше, чем актёр» Владимир Тыцких. Оказывается, А. Михайлов ещё и пишущий человек! Его перу принадлежит книга «Личное дело» - в которой показана страстная, открыто-публицистическая, жгучая правда жизни.

Главный редактор журнала Владимир Костылев предстаёт перед читателями ещё и как автор лапидарных прозаических миниатюр под общим названием «Ничего удивительного». И тут – никакого вымысла, а лишь литературно обработанные эпизоды самой жизни.

Студентка Тоська, опаздывая на экзамен, нечаянно толкнула пожилую интеллигентную женщину Изольду Марковну, у которой от падения оказался перелом какой-то косточки. Так завязалось знакомство разных поколений, переросшее во взаимную привязанность, - в рассказе «Тюльпаны из Амстердама»  москвички Василины Орловой.

Рыбак и рыба. Обычно это передаётся реалистично глазами рыболова. А вот, если наоборот?! Глазами рыбы, допустим, того же карася?  Это попытался показать в рассказе «Борьба» автор из Омска Лаен ЛИК (видимо, псевдоним). И это – уже ближе к экзистенциальному.

«От сумы да от тюрьмы...» - кому из русских неведома сия  поговорка? Вот и в рассказе «Бобёр» Геннадия Петелина деду Михею довелось дважды на себе незаслуженно испытать все тяготы второй напасти – тюрьмы.

Николай Березовский из Омска  напечатал главу из повести «Своего много не бывает», соединив в ней армейские будни с театральным искусством. А что? Возможно и такое, почти как в «Комедии строгого режима» по Сергею Довлатову. Но – по–своему...

Проза четвёртого номера представлена также рассказами Бориса Оболдина из Нижнего Тагила «Умею ли я читать?» и «Трус» Светланы Шкляевой из Владивостока.

«Мой город родной» - ностальгическое повествование Витольда Ядрышникова о Владивостоке. Ничего не скажешь: отзывается и у нас, сибиряков-кузбассовцев, служивших или работавших в этом «городе нашенском», как и у автора этих строк...

Пятый номер «Л.М.» открывается страничками воспоминаний о своей военной юности известного народного артиста Евгения Весника «А билетов на фронт не достать». Этой же теме посвящен и рассказ Валерия Малышева «Из запаса рядовой».

О ЧП на ТЭЦ в феврале 1974 года в городе Хабаровске рассказано Геннадием Богдановым (зам. главного редактора) в статье с несколько странным названием «Волга – Волга».

Ещё дальше от военной поры, в год 1993, уводит рассказ москвича Александра Орлова  «Тихое озеро». В Москве идёт расстрел Белого Дома, а автор рассказа в это время  в отпуске, на тихом лесном озере. Ну, не всем же россиянам быть очевидцами того публичного позора...

Современный молдавский колорит передаёт кишинёвец Георгий Каюров в рассказе «Пелагия» - о старухе, которой по возрасту уже бы выжить из ума, ан нет...

Немного досадно, что из-за малого объёма журнала многие произведения прозы печатаются либо в сильном сокращении, либо в отрывках – лишь как бы приоткрывая дверку в мир произведения. Хотя... для кого-то, возможно, это и явится стимулом для поиска данного произведения в полной версии.

Зато стихи в обоих номерах даны без купюр. Встречаются среди них и весьма добротные. Хотелось бы выделить подборки стихов таких авторов, как Юрий Кабанков, Вячеслав Протасов, Александр Егоров – из Владивостока; омича Виктора Богданова, Виктора Красавина – из Дмитрова, Веру Гундареву (г. Артём), Алексея Борычева (Москва).

Информация для читателей:

Подписка на «Л.М.» - на полгода обойдётся всего в 350 рублей, на год – 550 рублей.

Для авторов, желающих напечататься в журнале «Л.М.», адрес:

692342 Россия. Приморский край, г. Арсеньев-12, а/я 16.

Главный  редактор  журнала: Костылев Владимир Александрович.

 

                                          Обзор подготовил Виктор Арнаутов

 

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.