Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Игорь Мангазеев. ДК-47

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Сколь широко распространены его творения, настолько же прочно забыто его имя. Лишь единицы знают, кто творец проектов, по которым в СССР строились сотни удивительно красивых Дворцов культуры – визитные карточки многих райцентров и рабочих посёлков. В год, когда Михаил Калашников сконструировал свой знаменитый автомат АК-47, Константин Бартошевич создал проект широко известного Дворца культуры с залом на полтысячи зрителей. Тогда же он спроектировал и ДК поменьше, на 300 мест.
 
СОРОК СЕДЬМЫЕ
Помимо прославленного АК-47, немало инженерных новинок обозначались числом 47.
 Когда, к примеру, потребовалось прыгать с кислородными приборами с больших высот, в различных погодных условиях и на разных скоростях, то в СССР в 1947 году был разработан парашют ПД-47 с квадратным куполом и четырьмя килями – в то время самый массовый, пожалуй, парашют: «крылатая пехота» и ДОСААФ пользовались им четверть века.
А в том же году первый полёт выполнил реактивный бомбардировщик Б-47 «Стратоджет». Наши истребители МиГ-15 и МиГ-19 не раз сбивали Б-47 при вторжении его в воздушное пространство СССР. Вконец обозлённые американские «ястребы» даже намеревались превратить несколько Б-47 в беспилотные самолёты-снаряды с водородной бомбой на борту. 
Впрочем, число 47 не обязательно дата. Боевой беспилотный летательный аппарат Икс-47 «Пегас» – это реалии уже наших дней. А вот знаменитый вояка Си-47 «Скайтрэйн» («Дакота») впервые поднялся в небо ещё в декабре 41-го. Военный вариант транспортного «Дуглас-3», он широко применялся союзниками и долгие десятилетия оставался на вооружении многих стран. 
Один из основных истребителей ВВС США времён Второй мировой войны – Р-47 «Тандерболт» был создан под руководством Александра Северского и Александра Картвели. Страна Советов получила по ленд-лизу две сотни этих самолётов. Заметим, что оба авиатора эмигрировали из России после Октября. В память о родине Северский даже назвал свою собаку Водкой, и Водке очень нравилось в воздухе. С начала 1960-х эксплуатировался американский тяжёлый вертолёт CH-47 «Чинук», состоявший на вооружении более двух десятков государств, а с июня 1951-го в США выпускали танк M-47 «Паттон II».
В состав кригсмарине немецкая подводная лодка U-47 вошла ещё в декабре 1938-го, потопила более тридцати судов союзников, и сувениры с её изображением продавались в каждой лавке, но в марте 41-го она бесследно исчезла в Северной Атлантике. 
Советская атомная подводная лодка К-47 (Б-47), вооружённая крылатыми ракетами, была заложена в Северодвинске в 1962 году и дольше тридцати лет портила кровь потенциальному противнику.
За всем этим грозным, но эстетически совершенным великолепием мы зрим и другие символы – не менее красивые, очень мирные, по-домашнему уютные Дворцы культуры. По аналогии с аббревиатурой АК-47 проектный продукт Бартошевича я бы назвал ДК-47.
1 ноября 1945 года Совнарком СССР принял постановление о первоочередном восстановлении 15-ти разрушенных фашистами городов. А в 1947 году архитектор Константин Константинович Бартошевич разработал типовые проекты двух Дворцов культуры – настолько безупречные, что строились они и в старинных городах, и в новых промышленных центрах. Они украсили добрую половину населенных пунктов, перечисленных в Постановлении СНК. В некоторых из них выстроили даже по два-три ДК. Например, в Калинине (Твери) – а это был первый областной центр, окончательно отбитый у фашистских захватчиков – по чертежам Бартошевича построили три Дворца: ДК «Химволокно» на 500 зрительских мест, ДК Полиграфкомбината и ДК Строителей – на 300 мест каждый. 
 
СТАНОВЛЕНИЕ ЗОДЧЕГО
Константин Константинович Бартошевич родился в Баку 10 апреля 1906 года, а умер в Москве в день путча ГКЧП. В Баку он окончил вуз, в 1930 году стал аспирантом Московского архитектурного института, в 1932 году его приняли в Союз архитекторов СССР. Он входил в бригаду, выполнившую любопытный эскизный проект Дома Техники с Пантеоном ударников. Жюри положительно оценило конкурсную работу, но отметило излишнюю стилизацию под модерн и чрезмерную парадность заднего фасада, спорящего с главным входом. Надо сказать, что в 30-50-х годах XX века советские зодчие разработали целый ряд интереснейших проектов, которым так и не суждено было сбыться. К ним относится и мемориал «Жертвам фашистского террора», подготовленный Бартошевичем в год Курской битвы. 
После войны, трудясь в Архитектурно-проектной мастерской Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, Бартошевич корпел над типовыми проектами Дворцов и Домов культуры, а также клубов. И в 1947 году создал удачный проект Дворца культуры с залом на полтысячи зрителей. Тогда же спроектировал дворец и на 300 мест. Это самые востребованные проекты ДК в истории отечественной архитектуры! 
 
УНИКАЛЬНЫЙ ФОТОПОРТРЕТ
Мы не знаем, какие превратности судьбы пережил этот бесспорно выдающийся архитектор – его биография ещё ждёт вдумчивого исследователя. Долгое время не удавалось увидеть даже его портрет, хотя бы газетный. Наконец, тверские эксперты госохраны культурного наследия посоветовали автору этих строк обратиться в Музей архитектуры имени Щусева (того самого Щусева, чьим известнейшим произведением является Мавзолей Ленина).
Поначалу не повезло и тут. Руководитель пресс-службы музея Мария Мухина на мой запрос ответила отрицательно: в фототеке научного фотокаталога нет-де фотографии К.К. Бартошевича. Но буквально на другой день зав. сектором музея Кирилл Постернак [корректор: через о! – И.М.] сообщил, что нашёл в личном деле К.К. Бартошевича небольшую фотографию архитектора. Счастливый миг!
«Прошу прощения за качество, – описывает снимок Кирилл Владимирович, – фотография очень маленькая: 2,5 на 3 см. Местами поцарапанная. Но, думаю, это лучше, чем ничего. Вы можете её опубликовать, но прошу Вас обязательно сопроводить её таким примерно комментарием: "Предоставлена Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры им. А.В. Щусева"». Что мы с удовольствием и делаем, впервые публикуя в периодике фотопортрет К.К. Бартошевича. 
 
Фото 1. Личная карточка члена Союза архитекторов СССР.
 
Фото 2. Фотография К.К. Бартошевича из его «Личной карточки».
 
МЕСТО ВСТРЕЧИ НЕ ИЗМЕНИТЬ
Романтические воспоминания многих читателей неотделимы от дворцов Константина Бартошевича. Их удачная планировка полностью обеспечивает культурное времяпрепровождение.
Прекрасные зрительные залы «больших» ДК – с лепниной и росписью, с ложами и балконами (полагалась и оркестровая яма) – позволяют смотреть концерты и спектакли профессиональных трупп, а также кино на широком экране. Клубная и зрелищная части эксплуатируются раздельно, при этом зрелищная – традиционна для театров: по оси расположены вестибюль, фойе с колоннами коринфского ордера и зрительный зал, по бокам которого – студии (в том числе звукозаписи), комнаты для кружковых занятий, буфет. 
К вестибюлю примыкают два двухэтажных крыла, в которых, как правило, размещаются малый зал (кинозал), спортзал, хореографическая студия, библиотека. На третьем этаже хоровая студия. Все это варьируется в зависимости от фантазии хозяев ДК. 
Оба крыла и колоннада великолепного дорического ордера окружают дворик – патио. Если того требует рельеф местности, то к «большому» ДК, как к Парфенону, поднимаешься по широкой лестнице. У главного входа могут стоять скульптуры вождей, тружеников, покровительниц искусств (иной раз они обнаруживаются в нишах, на фронтоне или на перекрытии колоннады). В патио или перед ним иногда журчит фонтан. В ограде ДК порой встречаются ворота в виде триумфальных арок. Стены красят в любой цвет, но чаще всего в бежевый, розовый и светло-зеленый. В некоторых городах используются музыкальные или, как в Чимкенте, национальные мотивы.
Типовой проект ДК на 300 зрителей имеет меньший, но достаточный набор клубных помещений.
 
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Историки собирают информацию о построенных дворцах Бартошевича. Оба проекта реализовывались с 1949-го и, во всяком случае, по 1971-й год. Сегодня известно о 135 «больших» и 147 «малых» дворцах, но до итога ой как далеко.
Некоторые из этих зданий находятся в плачевном состоянии. Другие, например, ДК «Строитель» в Новокузнецке – «двойного назначения»: в них устраиваются выставки-продажи, но работают и кружки. А есть как конфетки, выглядят шикарно, взять музыкальный театр в Калининграде или ДК Шахтёров в столице Кузбасса.
Больше всего Дворцов по проектам Бартошевича отстроили в Сталинской области, переименованной в Донецкую в 1961 году. Тринадцать ДК на 500 мест воздвигли в Горловке, Дебальцеве, Доброполье, Жданове, Кировском, Комсомольском, Макеевке, Новогродовке, Славянске, Сталино (три!), Ясиноватой. 
И двадцать три ДК на 300 мест построили в следующих городах и весях: Артёмовск, Дзержинск, Доброполье, Макеевка с посёлком Пролетарское (восемь!!), Мироновский, Селидово, Славянск, Снежное, Сталино (четыре!), Торез (два), Харцызск, Яма. 
Дворцов, спроектированных Бартошевичем, в Донбассе вдвое больше, чем во всероссийской «кочегарке» – Кузбассе, где возвели по девять тех и других.
Виктор Иконников, бывший худрук сданного в 1965 году прокопьевского (на 500 мест) ДК шахты «Зиминка 3-4», объясняет эту дискриминацию тем, что почти все руководители углепрома – откуда угодно, часто из Сталинской области, а из Кузбасса очень редко.
 
ДВОРЦЫ В КУЗБАССЕ
Здесь было девять «больших» ДК проекта Бартошевича на 500 - 530 зрительских мест: по два – в Кемерове (ДК Шахтёров и ДК «Азотовец»), в Прокопьевске (ДК шахты «Красногорская» и ДК шахты «Зиминка 3-4») и в Белове (ДК Железнодорожников и ДК Угольщиков); по одному - в Сталинске (ДК Строителей), в Междуреченске (ДК имени Ленина) и в Мысках (ДК имени Горького).
Лихая доля досталась тем ДК, которых накрыла кампания по борьбе с архитектурными излишествами, когда декор убирался в приказном порядке. ДК шахты «Красногорская» успели закончить до её разгара, а ДК шахты «Зиминка 3-4» (ныне ДК имени Маяковского), возведённому на горе ветров – Тыргане, повезло меньше: он превратился в долгострой. Фундамент, стены и характерную колоннаду поставили ещё до середины 1950-х, затем стройку заморозили на десятилетие, с безнадзорного объекта исчезли полы и сантехника, рассыпалась лепка – колоннаду пришлось убрать. Но сохранились основные элементы. 
А вот ДК имени Горького, построенный в 1965 году (официально открыт на следующий год), упростили до неузнаваемости. Если при Сталине требовалась творческая переработка античного наследия и архитектуры Ренессанса, то при Хрущёве, наоборот, допускался только голый функционализм, поэтому ДК в Мысках не имеет внешних колонн и фронтона. Нет ни балконов, ни лож, лепнины – чуток, все оконные проёмы – не арочные, а прямоугольные, колонны в фойе – квадратного сечения. «Но, что замечательно, этот ДК до сих пор в строю, несмотря на высокую степень износа», – говорит и. о. директора Татьяна Кольцова.
Возможно, я заблуждаюсь, но всю серию «больших» ДК завершил беловский ДК Угольщиков, достроенный уже при Брежневе, в 1971 году. Борьба с излишествами к тому времени слегка ослабла – ДК венчает фронтон, на торцах появилась лепнина.
Увы, здание ДК Железнодорожников, построенное в Белове 60 лет тому назад (в 1959 году), снесли в 2001 году, а ведь когда-то на его сцене вдохновенно выступали такие титаны эстрады, как Иосиф Кобзон, Вольф Мессинг, Георг Отс.
Не исключаю, что неполон и мой подсчёт кузбасских ДК на 300 мест. В Ленинске-Кузнецком построили два дворца: ДК имени Ярославского и Дворец пионеров. На руднике Шерегеш ДК «Горняк» открылся в 1958 году, а его одноимённый близнец в Таштаголе – в следующем году. Как вспоминает местный ветеран библиотечного дела Людмила Ротанова, клуб шахты «Тайбинская» в Киселёвске был сдан в эксплуатацию в 1958 году. В Мундыбаше стоит ДК «Октябрь», а в Берёзовском – ДК Шахтёров. Кемеровский ДК «Заря» теперь является областным центром дополнительного образования детей.
30 июня 1955 года в Сталинске (Точилино) открылся Клуб металлургов имени Курако – жаль, в 2013 году его снесли.
 
ДОРОЖНЫЕ ЗАПИСКИ 
В прошлом [2018] году мои добрые друзья, прокопьевские одноклассники Андрей Тагаев и Люда Соколова, пригласили меня к себе в гости в Нижний Новгород. Благодаря им удалось взглянуть на один из первых «больших» Дворцов проекта Бартошевича – ДК имени Орджоникидзе. По словам худрука ДК Татьяны Бородич, его начали строить в августе 49-го, открыли в октябре 51-го, а в 2016-м он горел. Слава Богу, его восстановили, и он в хорошей форме.
Некоторые эпизоды комедийного телесериала «Физрук» снимались в Твери в ДК «Химволокно». Съемки стартовали в августе 2016 года. Но часть сцен в этом фильме снималась в подмосковном Воскресенске, где стоит точно такой же ДК «Химик», спроектированный Бартошевичем.
Жители Кимр пришли в полный восторг, когда на Октябрьские праздники 1957 года, войдя в ДК «40 лет Октября», увидели хрустальные люстры, паркет, ковровые дорожки, изумительную роспись потолков и лепнину. Любопытно, что ДК-близнец с точно таким же названием был одновременно открыт в Пензе, а через год – в Новогродовке Сталинской области.
***
Существуют три столпа социализации личности: семья, школа и клуб в различных его ипостасях. Отдадим должное таланту забытого архитектора – для большинства из нас радужные впечатления юности неотделимы от дворцов Константина Бартошевича, а ведь от них и польза огромнейшая. Там работают зажигательные, креативные мастера культуры и влюблённые в свое дело чуткие педагоги. Они встречают людей разного возраста, и для каждого найдётся частичка тепла, а это так важно в наш безумно стремительный век. Совсем не просто провести культурно-массовое мероприятие, и уж тем более так, чтобы все были довольны. Благодаря им праздник приходит в нашу жизнь! 
 
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.