Журнал Огни Кузбасса
 

Турнир поэтов в Междуреченске

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

21 марта в Междуреченске прошел поэтический конкурс, на котором состязались лирики из поэтической студии «Полифон». Студия существует более 12 лет, руководит ею Круглова Валентина Иннокентьевна, библиотекарь Междуреченской городской библиотеки.

Она регулярно собирает поэтов в читальном зале, организует их общение с любителями поэзии. Неизменные участники студийных встреч - Леонид Костылев, режиссер, инженер и краевед Валентин Сорокопудов, журналист Владимир Келллер, поэт Валерий Берсенев и еще много интересных творческих людей, в обычной жизни занятых в самых разных областях, которые любят поэзию и хотят общаться под ее знаком.

Организаторами турнира поэтов стали многолетний друг и куратор сообщества лириков - Саморокова Галина Ивановна, заведующая централизованной библиотечной системой Междуреченска, и Леонид Костылев, режиссер городского народного театра «Тет-а-тет». Студийцы собрались в этом уютном небольшом театральном зале, чтобы посоревноваться в поэтическом мастерстве и прочесть слушателям свои самые лучшие строки.

Жюри в составе членов Союза писателей России Александра Ибрагимова, Любови Арбачаковой, Ходанен Людмилы, профессор кафедры русской литературы Кемеровского госуниверситета, Самороковой Галины Ивановны, руководителя библиотечной работы в городе, тележурналистов Натальи Любченко и Олега Чмыхалова оценивало выступления и коллегиально выбирало победителей. В зрительном зале театра собрались двадцать шесть поэтов и серьезная группа болельщиков из числа друзей и поклонников поэтических талантов. Состязание проходило в четыре тура с достаточно сложными испытаниями для участников.

На первом этапе нужно было прочесть одно стихотворение, потом, на втором - два, потом - четыре, а потом - еще побольше. Александр Ибрагимов предложил остроумный и демократичный вариант оценок, в котором предусмотрено было живейшее участие зала и самих поэтов. В первом туре голосовали зрители, члены жюри, во втором - зрители и поэты, в третьем судьями были только члены жюри, а в последнем - только поэты. Поскольку поэты были гостями театра, Леонид Костылев по-режиссерски продумал театрализованный сценарий, включаясь в который зрители и участники слушали советы и пожелания Евы Абдулиной, красавицы-ведущей, актрисы театра. В паузах между турами был маленький концерт бардовской песни, и под гитару пели Сергей Меринов и Юрий Скударнов, на столиках в конце зала можно было познакомиться сцелой библиотечкой изданий междуреченских лириков.

А мы немного полистаем этот прозвучавший экспромтом поэтический устный сборник. Стихотворения посвящены были отшумевшей войне, родному Междуреченску и, конечно, вечным темам - любви, красоте, родной природе, про которые всегда пишут поэты, кто смелее и талантливей, кто

просто от внезапно нахлынувшей в душу радости или печали, и она вдруг ложится рифмованными строчками слов.

Зачем люди пишут стихами то, что можно сказать вне ритмизованной формы? Оказывается, есть такие мысли и слова. Попробуешь сказать прозой - скучно и как-то однострунно. А стихами звучит легко и становится радостно от самих созвучий. Читаешь и понимаешь, что есть мгновение, когда сопрягаются вдруг в душе человека огромный мир и малая надежда. Вот и первые строчки участников :

«Я хочу зарей вечерней
Песнь душевную запеть,
Я хочу, чтоб друг мой верный
Рядом был сейчас и впредь»,

- почти частушечным хореем прочел В. Евплухин. А Олеся Зайцева ответила четырехстопником :

И пальцы струны задевали,
Как чувства трепетной души,
А губы что-то напевали...
И не хотела жизнь спешить...

Среди состязавшихся поэтов были люди разных поколений, но почему-то больше было людей зрелых, стих которых независимо от мастерства был ясен и почти всегда очень прозрачен по смыслу. Интонирование ритма, как любят это делать поэты-профессионалы, почти не проступало. Хотя этот ритм был, слышался, но верх брала выразительная энергия слова, яркость смысловая, иногда до страсти утверждающая, иногда удивленная, реже покаянная или исповедальная.

Все участники турнира читали стихи о Междуреченске. По условиям это был обязательный текст. Стихотворения были разные. Иногда они звучали патриотично, с радостным ощущением новизны, стройки, изменений в облике города, который стремительно рос, распахивая свой центральный проспект : «Прекраснее станет наш город/ И новая жизнь к нам придет» (Людмила Сагайдак), иногда урбанистическое лицо молодого города оживало улыбкой : «Расположился удачно/ Между гор и между рек,/ Назван именем красивым /Как хороший человек...» (Владимир Волокитин). Были и стихи о драматизме исторического прошлого Междуреченска, который начинался с лагерей, тюремных бараков и ушедших в каменное основание города жизней, судеб, лиц, имен : «Мы пожали лишь победы,... не пройти по тем путям...» (Римма Федай). Мелькнул и почти постмодернистский образ «розового города», «с мармеладными домами», разрезанного «ножом солнечного луча» (Леонид Костылев). А у Николая Сизова путешествие по городу стало возвращением в городское детство, радостно открывшее почти швейцарские ландшафты пригородных полян «живых ковров», наполненных цветами, с голосами птиц и жужжанием пчел. Легко соединились у поэта с «майской лазурью облаков» географические топонимы города, тоже ставшие удивительно поэтичными, и даже поступь социализма с его проспектами, телевышкой, подъемниками и дельтапланерами не разрушила это единение Междуреченска с природой:

Здесь две реки всегда спешат
У Чебол-Су соединиться
Как две влюбленные души
Средь гор таежных и глуши
С единой целью - вместе слиться.
И между славных этих речек -
Названье им Уса и Томь,
Разросся город Междуреченск,
Где приобрел я отчий дом.

Алевтина Константинова, самая юная участница состязаний, читала стихи о скрипке, о «страданиях смычка, растерзанного шумом громкого Оркестра», а в лирике Галины Першиной слышался голос женщины, в счастье и печалях познающей чудную силу воспоминаний, спасающей памяти :

Упадет тишина благодатью на нервы,
Лишь часы, словно сердце, стучат и стучат.
За двенадцатый час зацепляется первый
И на небе сгорает звезда как свеча...
Тишина и часы - мы вписались в пространство
Неотъемлемой частью в потоке времен.
Капля жизни с надеждой в свое постоянство
На черте ноосферы и диких племен.

Поэтическое слово отрывает человека от суеты повседневности. Поэтому оно часто становится исповедальным, вмещает невысказанную боль, или передает неожиданно свежий открывшийся только что взгляд на мир, дом, любимых. И такие страницы тоже вошли в турнирный устный сборник. С подкупающей грустью звучали строки о встрече с матерью на крыльце родного дома, о дожде, смывающем ее печальную соль (Владимир Келлер). Мотивы невысказанной нежности в Колыбельной для любимой, образ крыльев свободы от боли и пережитая экспрессия превращений и изломов, вдруг увиденных в окружающем мире, составили лирический монолог Леонида Костылева. Томительная страсть ожиданий и восторг утверждений прорывались в открытом, интонационно почти рубленом стихе Светланы Александровой. В поэтических импровизациях Валерия Берсенева с веселой интонацией чуть лукавого слова открывался слушателям целый спектакль природных метаморфоз. Осенний дождь превращался в «вертопраха», подкравшегося к тоненьким березкам, а «снег с завистью смотрел в окно на свет семейной встречи».

В театре было уютно, тепло и весело от общения, атмосферу немножко электризовала маленькая тайна жюри о том, кто из поэтов будет победителями. Победители были названы. Слава им, рыцарям пера, лауреату -Леониду Костылеву, призерам - Сергею Меринову, Валерию Берсеневу, Татьяне Александровой, и всем поэтам прошедшего первого турнира -слава.

Людмила Ходанен,доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и фольклора Кемеровского государственного университета, академик Международной Славянской Академии наук образования, искусств и культуры

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.