Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Виктория Кострицкая, Сергей Берестов, Светлана Андреева, Ольга Беккулиева, Ника Батхен, Юлия Альшевская (стихи). Михаил Калинин (статья)

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Михаил Калинин

Писатели - школе

Хрестоматия писателей Кузбасса, вышедшая в 2007 году, – соборная книга поэтов и прозаиков. Её выход обусловлен необходимостью изучения краевого литературного пространства. Здесь представлены рассказы и стихи для различных школьных возрастов: от младшего до старшего. Без сомнения, повесть Екатерины Дубро заинтересует студентов, а рассказы Владимира Мазаева и Зинаиды Чигарёвой – взрослых и детей. Вот, что говорят составители книги в предисловии: «Потребность в таком учебном пособии назрела также в связи с тем, что современные образовательные программы предполагают наличие в них так называемого регионального компонента».

Во многих произведениях присутствуют либо сами дети, либо взрослые-педагоги. Практически вся проза направлена на формирование этических чувств: любви, уважения, сострадания.

В рассказе Константина Акатнова «Паровоз» противопоставляется старое время и новое. Атрибут нового – тот самый паровоз, отравляющий окружающую среду, но только в сознании человека, который боится, что это повредит его детскому представлению о доме: сам он давно его покинул и привык считать своей второй родиной далёкую Сибирь, где живёт и работает. Автор говорит, что изменение физического положения влечёт за собой изменения в душевном плане.

Герой рассказа Виктора Арнаутова силой воображения тоже возвращается в далёкое детство. Именно там герой видит свои лучшие минуты жизни, где не было взрослых забот и можно вволю рыбачить. Текст несколько перегружен детализацией. Но в целом передан хорошими художественными средствами, так что читать приятно и забавно.

Приятное впечатление остаётся и от повести Екатерины Дубро. Автора волнует тема зарождения любви в юношеский период. В повести угадываются детские лагери Юрги, расположенные на правом берегу Томи.

Геннадий Естамонов в рассказе «Дядя Ваня» показывает истинного педагога, который учит жизни детей на практике. Вполне естественно, что к нему дети сами тянутся. Теплота его сердца отогревает даже ребят из детского дома, вынужденных жить в душевном холоде и раздрае.

А произведение Владимира Куропатова – о противоречии между теорией и практикой. Но при этом автор утверждает, что практика важнее теории. Именно поэтому Мишка Дерюгин, герой «Таинственной души», может собрать и катушку, и мопед, и магнитофон, а объяснить принцип действия не может. Сам-то рассказчик, учитель техникума, наоборот, - может объяснить, но не может сделать, о чём и горюет. Россия жива своими Кулибиными!

Неплохой рассказ Сергея Павлова «Белыш» подкупает детской наивностью. Последний раз я встречал такие рассказы очень-очень давно у В. Бианки.

Рассказ Владимира Мазаева, вне всяких сомнений, превосходен. Для его творчества характерен экзистенциальный взгляд. Он говорит, что победа не для всех и каждого является счастливым пунктом войны. Она принесла и тяготы.

Хороша повесть Владимира Конькова «Рябина у крыльца». Она показывает настоящую, чистую, безропотную любовь вопреки всем сплетням и пересудам. Дети превращаются в алчных эгоистов. Наталья, героиня повести, отказывается от всех благ на свете, во имя того, кто мил её сердцу. И это самая настоящая любовь, которой в современном мире становится всё меньше и меньше.

Рассказ Евгения Левшова показывает два типа педагогов. И тот, кто помогает не только советом, но и делом, - истинный наставник.

Очерк Виля Рудина актуализирует время войны, о которой никто забывать не имеет права. Автор передаёт своё слово рассказчику, что придаёт художественную убедительность.

«Часы с кукушкой» Любови Скорик показывают бескорыстную доброту некоторых людей в современном мире.

Рассказы Софрона Тотыша очень полезны для детей младшего школьного возраста. Показывая единение человека с природой, они опять-таки сходны с рассказами В. Бианки. К тому же Софрон Тотыш – представитель шорской литературы, поэтому рассказы интересны точкой зрения другого менталитета.

Хочется отметить рассказ Зинаиды Чигарёвой «Маша». Её супруг сидит дома безработный, главный добытчик для семьи – Маша. Зато есть счастье – трое детей.

Поэзия Виктора Баянова словно призвана привить детям любовь к родной природе. Изображаемые им картины поражают трогательной точностью деталей.

Живя доверчиво и просто,
Я не прошу иной судьбы –
Лишь чаще б видеть дом у моста
С куделью дыма из трубы.

Не забывает он родоначальников кузбасской поэзии. В стихотворении, посвящённом памяти Евгения Буравлёва, поэт восхищается скромностью и величием Евгения Сергеевича.

Так жил.
За славой не гонялся.
И я, не знаю почему,
Всегда хотел, всегда боялся
Свои стихи читать ему.

Стихи Александра Береснева – детские даже по названиям самих стихотворений – «Кот-проказник», «Я на деда рассердился», «Дед Мороз» и другим. Его стихи веселят неподдельной наивностью.

Я на деда рассердился,
Не играю больше с ним:
Он совсем от рук отбился
С телевизором своим.

В стихах Евгения Буравлёва рисуются яркие картины живописных краёв, среди которых проезжает поезд. И всё это любимая Россия. И красота природы ещё сильнее подчёркивает человеческую жестокость:

Но что ему травы! Его беспокоят
Следы по росе, что ведут вдоль реки.
И, выследив матку у водопоя,
Он хладнокровно спустил курки…

Автора волнует предназначение поэта. В нескольких стихотворениях он развивает эту тему. Евгений Буравлёв говорит, что истинный поэт является пророком. Но таких остаётся всё меньше и меньше. Надо, чтобы поэт ничего не боялся – ни власти, ни репрессий, ни ссылки.

В творчестве Бориса Бурмистрова – мотивы тоски по былому, старым улочкам, где прошло его детство. Он заклинает быть добрее друг к другу, говорит, что грусть, печаль, задумчивость – определяющие черты родной страны:

В этой печальной картине
Русская видится жизнь.

Своеобразным оберегом выступают три женщины – мать, жена и дочь:

Три женщины, любимых на земле,
Три мотылька, светящихся во мгле,
За них готов молиться день и ночь –
Храни их, Боже: мать, жену и дочь.

Леонид Гержидович провозглашает одну значимую для себя профессию, которая вобрала в себя множество других, - лесник. Очень ярко о своей стезе лесного жителя автор говорит в стихотворении «Доля»:

Выбрал долюшку-долю себе я –
Всё вместилось в моём рюкзаке.
Ни о чём за спиной не жалея,
Закурил по дороге к тайге.

Сергей Донбай проводит мысль о том, что земля обладает особым, непреодолимым притяжением. Он не понимает тех, кто не любит землю. Даже в профессии электросварщика, а она тоже вроде бы приземлённая, автор видит романтику:

К чужому труду вдруг почувствую зависть.
Вот электросварщик поджёг электрод –
Мне кажется: это непуганый аист
На кончике клюва комету несёт.

Валерий Зубарев как бы растворён в природе:

Стою, потрясён, распахнут,
под сенью лесного свода.
Шумит, зеленеет, пахнет…
Воспрянувшая природа

всё глубже – за вдохом выдох –
ноздрями моими дышит,
глазами моими видит,
ушами моими слышит.

Но главное для поэта – чтобы человек оставался человеком в любых обстоятельствах.

Вся подборка Александра Ибрагимова – это возврат к ушедшему детству с его шалостями и наивными наблюдениями.

Владимир Иванов желает слиться с ветром, полями, деревьями, любуется каждой порой года:

Вдали туман парит над речкой.
Кругом так чисто и светло!
Уже зима. И каждый встречный
Идёт, застёгнутый в тепло.

Александр Катков полон обречённости. Он негодует, что в пивбаре, наблюдая за пьяными лицами, висит портрет Ахматовой. Какое святотатство! Но замечает, что поэтесса глядит презрительно:

И мне, представь, ничуть не странно,
что здесь, где грязный стол накрыт,
патрицианка донна Анна
на нас презрительно глядит.

Один из родоначальников кузбасской поэзии Игорь Киселёв строит стихотворение на парадоксе: люди всегда, во все времена упрекали молодёжь в том, что она плоха. Но откуда тогда берутся хорошие старики?

Валерию Ковшову мило только сияние Слова, а ветхий свет нечистой силы для него ничего не значит.

Родные леса в стихах Валерия Козлова охвачены огнём. И это усугубляется осознанием, что родной страной управляет не сам народ, а заграница. Отсюда душевная смута:

Да и что теперь протестовать,
Коли Русью правит заграница.

Поэт видит своей задачей тушение этого пожара.

Николай Колмогоров считает, что кумир толпы всегда одинок и стоит на краю. Это отчасти свойственно и поэтам.

И он один, как на краю обрыва,
Стоит, блестя испариною лба.

Взгляд на мир через призму православия характерен для Виталия Крёкова. Сами названия стихотворений связывают его лирику с миром религии – «Весна Господняя», «Весна постная». Весна говорит о постоянной надежде автора на что-то новое, лучшее. В стихах предстаёт светлый открытый мир, что кажется, будто нет никаких проблем и всё хорошо:

Весною постный мир природы светел,
В нём юность и виденье тонких грёз.
И день деньской музычит свежий ветер
Сухими отшелушками берёз.

Лирический герой Иосифа Куралова, как соловей из его же стихотворения, живёт в трагическом пространстве металла и терриконов.

Что же, брат родной, порадуй,
Не смолкай! Свисти!
Я живу с тобою рядом,
Ты меня прости!

Важна для него память, не только литературная, но и живая:

Рубцов, Куняев, Юрий Кузнецов
Мне ближе вышеназванных и всё же
Отцы пусть предадут. А нам негоже.
Негоже предавать отцов.

Для Валентина Махалова привлекательна профессия гончара. Он соотносит её с жизнью, которая лечит характер человека, чувствующего своё несовершенство.

Стихи фронтовика Михаила Небогатова посвящены войне. Каждая строчка проникнута уверенностью в скорой победе.

Край любимый, этой дани
Я не ждал, к тебе спеша.
Пусто в лёгком чемодане.
Но зато полна душа.

В стихотворении, посвящённом памяти А. Саулова, автор говорит, что поэты часто склонны к самоуничижению, к самобичеванию, тогда как являются уже великими людьми. Короткий век поэта известен уже давно, стоило бы вспомнить Лермонтова, Пушкина.

Родство между поэтом и солдатом выводит Семён Печеник. И тому и другому, говорит поэт, нужно вдохновение. Правильно замечание автора, что в современных войнах виноваты совсем не те, кто участвует. Поэт прямо говорит, что существует кто-то третий, наблюдающий:

Теперь,
Едва где вспыхнут войны,
Мне чудится – невдалеке
Ждёт Третий.
Щурит глаз спокойно.
И палец держит
На курке.

В последнем стихотворении «Пётр молится» поэт доказывает, что Россия понимает лишь власть силы и кулака, поэтому герой так именно и поступет.

Александр Раевский осмеивает приспособленцев. В общем, говорит поэт, нужно всей страной стать чиновниками, вот тогда и будем жить хорошо. Но управлять будет некем. Вот над этим и смеётся поэт:

Хватит преть электорату
Над станком и над жнивьём,
Всей страною – в бюрократы,
Вот тогда и пожуём!

Автор, иронизируя, сравнивает народ с шорцем Мишкой, который вынужден пить водку от неустроенности в жизни. А шорца сравнивает с индейцами.

Тамара Рубцова сближает образы народа и фольклорного домового: у нас тоже утрачен свой дом. Для неё тёплые минуты только в воспоминаниях о детстве, где живы её родители. Но не гаснет надежда на спасение Родины:

Молясь утрами обо всех скорбящих,
Сквозь сотни вёрст свечу не затуши.
Пусть ищущий свою любовь обрящет
На языке взволнованной души.

В стихах Степана Торбокова, одного из родоначальников шорской литературы, возникают экзотические пейзажи: горы и горные реки, деревья, растущие на горах. Оживают озёра:

Озеро Карчияк
Слышит мой каждый шаг.
Шелестом камыша
Его говорит душа.

Геннадий Юров поэтически выражает мысль, что совесть чиста только тогда, когда ей больно.

На планете, где войны,
Где кромешно от бед,
Если совесть спокойна,
Значит, совести нет.

В другом стихотворении автор объясняется перед любимой, почему он пришёл на свидание с пустыми руками: ему жалко рвать ветки, цветы, рябину.

Хрестоматию приятно читать ещё и потому, что её авторы – земляки. Чувствуешь свою сопричастность.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.