Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Владимир Чикильдик. В Бой их вёл Покрышкин. (Ведомые Покрышкиным. Сикстинская мадонна с Героями. Встречи на Эльбе)

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
     Среди многих событий и встреч,  свидетелем которых мне пришлось быть, находясь в течение нескольких лет  на территории ГДР, а затем и ФРГ, в служебной командировке,  особенно памятны эти  - связанные с именами героев, покрышкинцев...
      В сентябре 1989 года  в 105-ю  авиационную дивизию истребителей-бомбардировщиков, которая располагалась в небольшом городе Гроссенхайн,  что в 35 километрах западнее г. Дрездена, прибыла группа советских ветеранов войны.
      Прославленные авиаторы  воевали  в составе 9-й гвардейской  Мариупольско – Берлинской орденов Ленина и Богдана Хмельницкого Краснознаменной  авиационной истребительной дивизии, которой в свое время  командовал  трижды Герой Советского Союза полковник Александр Иванович Покрышкин,  впоследствии  маршал авиации. Они   приехали сюда, чтобы спустя  десятилетия вновь посетить места  своей  героической молодости и  принять  участие в съёмках документального фильма «Наследники Покрышкина».
   Наша авиационная дивизия, которой в ту пору командовал генерал-майор авиации Посредников Николай Иванович,   была выбрана для посещения не случайно. В мае 1945 года на местах ее дислокации располагались части дивизии, командиром которой и был  трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин.
    В группе   ветеранов были легендарные  летчики  Великой Отечественной -  четыре  Героя Советского Союза полковники в отставке:  Сухов Константин Васильевич и Федоров Аркадий Васильевич, капитан в отставке - Бабак Иван Ильич и Почетный гражданин ГДР, старший лейтенант в отставке - Девятаев Михаил Петрович.  Кроме них в группе находились офицеры в отставке - полковники Березкин В. А., Иванов А. Л., подполковник Маслов В.В., и старший лейтенант Героев А.И.  Тем, кто хотя бы немного интересовались  историей советской авиации, хорошо известны имена этих воинов-авиаторов.
    Четыре дня ветераны гостили в авиационной дивизии, именно там, где в 1945 году они встретили день Великой Победы.
          
Первым делом самолёты
                             
    По рассказам полковника Федорова А. В., именно на военном аэродроме города Гроссенхайна полковник А. И. Покрышкин должен был  весной 1945 года разместить один из  авиационных полков своей дивизии. Известно, что авиация наступает тылами. И вот,  когда на этот аэродром прибыли части обеспечения, чтобы провести необходимый объём работ для приёма первых  бортов,  выяснилось, что немцы перед отступлением  вывели из строя взлетную полосу и рулежные дорожки аэродрома.
    Посадка наших самолетов на этот аэродром могла осуществляться только после ремонта полосы. Однако боевые задачи дивизии по прикрытию наших войск с воздуха никто не отменял.  
     И эти задачи были с честью выполнены.    Самолеты  дивизии Покрышкина, к удивлению противника, который знал, что ближайший аэродром не функционирует, внезапно появлялись  над немецкими позициями  и наносили врагу огромный урон. Как это было достигнуто?
      Александр Иванович до этого лично обследовал все окрестности Гроссенхайна и обнаружил ровный прямой участок шоссе длиною около 2,5 километров.
       Бросив туда людей и технику для вырубки деревьев и кустарника по обочинам шоссе,  а также для налаживания работы авиационно-технического обеспечения полетов, А. И Покрышкин через 2 дня имел полевой аэродром. Он первым лично посадил свой самолет на автобан, а следом за ним совершили  посадку его ведомый Георгий Голубев (кстати, воспитанник Ачинского аэроклуба), а затем  и другие летчики  полка. Именно отсюда совершали свои боевые вылеты покрышкинцы, пока основной аэродром не был отремонтирован.
    Кстати сказать,  после войны до ликвидации Западной Группы войск  в 1993 году, этот участок шоссе  предполагался для использования в качестве запасного аэродрома в случае вывода из строя основного. Всегда  на прилегающих к шоссе участках земли были вырублены все деревья и кустарники, были организованы съезды с дороги с твердым покрытием, а засевались поля только легко убираемыми кормовыми культурами.

Своих не бросаем

     Был в составе делегации фронтовиков один из командиров полков покрышкинской дивизии времён войны  Бабак Иван Ильич. У него была необычайно трудная судьба. Герой Советского Союза, Иван Бабак в 25 лет был назначен командиром 16-го гвардейского  авиационного полка в воинском звании… старший лейтенант!!  Обстановка тяжелая, потери огромные на подступах к Берлину, даже опытные летчики выбывали из строя.
    Однако, молодой лётчик Иван Бабак воевал блестяще.  14 марта 1945 года Покрышкин направил в штаб армии документы на присвоение Ивану Бабаку звания дважды Героя Советского Союза. А через день, 16 марта, прямо из бани, не успев до конца одеться, он вылетел по тревоге на штурмовку вражеской колонны, и тут случилось непредвиденное. Всю войну прошёл - ни ранения, ни царапины, словно заговорённый. И лез, что называется, в самое пекло…
    16 марта 1945-го года гвардии старший лейтенант Иван  Бабак вылетел на разведку особо важной цели в районе небольшого немецкого города Лаубан. Ведомым у него был недавно прибывший из авиационного училища младший лейтенант Козлов. Когда боевая задача была практически решена, идя на свой аэродром, недалеко от линии фронта Бабак увидел вражеский эшелон, с войсками и техникой. В воздухе спокойно, на борту полный боекомплект. Удобный случай ввести в строй молодого лётчика.

- Атакуем, - передал по радио ведущий.

От их точных ударов загорелось несколько вагонов. И вдруг выпущенная откуда-то зенитная очередь прошила машину командира полка, и она вспыхнула.
    Раненый лётчик упал на позиции вражеских артиллеристов и в полубессознательном состоянии, сильно обгоревший, был взят в плен.
- Когда бежал от бани к самолёту, ордена свои я не успел нацепить, не до того было, - вспоминал позднее Бабак. - Ну и решил выдать себя за рядового лётчика. А немцы слушают мои байки и смеются. Потом дают мне альбом с фотографиями наших асов-истребителей, где на первом месте красовался портрет Покрышкина, ну и моя личность там тоже оказалась.
    Попав в плен к немцам, Иван Ильич не сломался, пытался бежать из лагеря,  был схвачен, затем  переведен в другой лагерь на территорию Чехословакии. Впоследствии  лагерь оказался сначала в зоне оккупации американцев, затем наших войск.
     Комдиву Покрышкину стало известно, что в одном из лагерей - совсем рядом, в 150 км от Гроссенхайна  содержится его боевой командир полка. С  машиной автоматчиков на  «Студебеккере»  Александр Иванович прибыл в лагерь военнопленных, где уже наши костоломы из  НКВД  выбивали последние зубы и ломали ребра бывшим  узникам фашистских концлагерей. Почти силой он освободил своего фронтового друга, привез в дивизию и вопреки всем возражениям  особого отдела вновь назначил Ивана Бабака командиром полка!
     Вскоре после Победы в дивизию прибыл Командующий 1-ым Украинским  фронтом Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев. Полковник А. Покрышкин представил  Командующему своих  командиров полков.
    - Что-то звездочек маловато у этого командира, - кивнул Маршал на старлейские звездочки Бабака.
На следующий день пришел приказ о присвоении Ивану Ильичу Бабаку очередного воинского звания капитан. Однако   после войны летать и служить Родине герою войны не дали – был в плену. Это было как клеймо. Кстати, представление на вторую Звезду Героя так и не было реализовано. Комдив, как мог,  защищал командира полка перед грозным ведомством, но и он был не всемогущ.
         Вскоре, вспоминал Иван Ильич, он  был отправлен в Москву на учёбу. Но и там отважному лётчику не довелось доучиться до конца – командир курса посоветовал получить «неуд» по одному из предметов. Когда же Иван отказался это сделать, то был просто отчислен без объяснения причин.  Он  уехал в Полтавскую область, всю оставшуюся  жизнь учительствовал, и никогда не надевал боевые награды.  
       Но и в дальнейшем обстоятельства сложились для Ивана Ильича крайне неблагоприятно. Особисты не оставляли его в покое. Много лет ни учителя, ни дети не знали, что их преподаватель химии - один из лучших асов Великой Отечественной войны. Но все знали о плене, что в советские времена не приветствовалось. Помог его бывший командир дивизии, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин: сначала всегда приглашал на встречи однополчан, потом помог в издательстве книги. Иван Ильич написал книгу "Звезды на крыльях",  с главным героем Иваном Ильичом Бельским. Издание начинается вызовом к  комдиву А. И. Покрышкина 16 марта 1945 года. Но о плене и лагере в книге Иван Ильич не вспоминал.
        На одной из первых встреч с однополчанами в Киеве, рассказывал Бабак,  Александр Иванович Покрышкин обратил внимание, что на пиджаке у Ивана Ильича нет ни одной награды. Вот тогда он и получил от комдива:   «Ну, знаешь ли, друг любезный, от такой твоей скромности гордыней и обидой на весь свет отдаёт. "Золотую Звезду" тебе вручили не для того, чтобы ты её в шкатулке прятал! - возмутился Покрышкин,- Вот тебе дубликат, у меня ещё есть, и будь добр носить её и пацанов на примере своих подвигов воспитывать». Так всю жизнь и делал Герой.
       Иван Ильич умер в июне 2001 года, похоронен на главной аллее Центрального кладбища города Полтавы. На стене школы № 7 им. Тараса Шевченко, директором которой Бабак был с 1971 по 1975 гг., установлена Мемориальная доска.
Угнать и долететь

     Не менее драматическая судьба была и еще у одного покрышкинца -  Героя Советского Союза,  Почетного Гражданина ГДР Девятаева Михаила Петровича.
      Летом 1944 года в одном из воздушных боёв над территорией Западной Украины в районе Львова он был сбит, приземлился на парашюте и тут же был схвачен фашистами. Он перенес все муки фашистского плена, бежал, вновь схвачен, в сентябре 1944 года переведен в лагерь смерти Заксенхаузен. Под чужой фамилией, скрыв, что он летчик, Девятаев попал в концлагерь ракетного центра близ городка Пенемюнде, что на острове Узедом,  на Балтике. Военнопленные работали  на заводе, где разрабатывалось немецкое «оружие возмездия» - ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2.
      Девятаев, работая на военном аэродроме, стал готовить побег. Но для этого нужны были верные товарищи, они нашлись среди военнопленных. В феврале 1945 года, убив часового у самолётной стоянки, Девятаев с десятью товарищами захватывают личный самолёт  начальника лагеря - военно-транспортный «Хейнкель-111».
      Ценой огромных  усилий  и с помощью товарищей  Михаилу Петровичу  удалось справиться с управлением самолёта,  ведь лётчик весил тогда  всего 40 кг.!  Девятаев направил самолет сначала на  север, на Швецию, и только затем на восток, чем и  сбил с толку своих преследователей. А возглавил погоню за дерзким беглецом  опытный  лётчик, обладатель двух «Железных крестов» и «Немецкого креста в золоте» обер-лейтенант Люфтваффе  Гюнтер Хобом. Однако преследователи вернулись ни с чем. Самолёт был обнаружен воздушным асом полковником Вальтером Далем, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «…сбить одинокий „Хейнкель“» он выполнить не мог из-за отсутствия боеприпасов. В районе линии фронта самолёт обстреляли советские зенитные орудия, пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» сел на брюхо южнее населённого пункта  Голлин уже освобождённой  Прибалтики.  
      Вновь  лагерь,  допросы, побои, издевательства… 9 месяцев проверок в фильтрационном лагере! Веры побывавшим в плену не было.  После войны Михаил Петрович  работал грузчиком в порту, мотористом  на речных судах в Казани, шкипером водил баржи  по Волге и Каме. И только в 1957 году после того, как про подвиг Девятаева была напечатана большая статья в газете «Водный транспорт»,  по личному указанию тогдашнего руководителя страны Н. С. Хрущева, состоялось награждение М. П. Девятаева золотой звездой Героя Советского Союза, ему были возвращены боевые ордена.
       За те дни, которые мы  провели вместе,  Михаил Петрович много рассказывал о том, как готовился побег, как трудно было выживать после войны, когда на всех бывших военнопленных стояло клеймо предателя. Всё вынесло то поколение: и неимоверные тяготы войны и людскую ненависть! Однако  непоколебимая  вера в победу, вера в правду помогали победить и выжить!  
 Уже на склоне лет, в 2002 году, ему вновь пришлось побывать на месте своего подвига, на острове Узедом (по приглашению немецкой стороны Михаил Петрович приехал в Германию и гостил там несколько дней). Там, в районе бывшего военного аэродрома  Пенемюнде состоялась встреча  Михаила Петровича и бывшего немецкого лётчика Гюнтера Хобома. Два ветерана второй мировой войны, представители двух сражавшихся народов  пожали друг другу руки, обнялись, выпили по чарке… Они долго говорили  о жизни, о внуках, о судьбах людских.  И, конечно же, о войне, о её жестокости и бессмысленности. И ещё - об ответсвенности  людей, чтобы подобная трагедия  не повторилась.
    Михаил Петрович Девятаев   скончался осенью того же года  в Казани, где он жил все послевоенные годы.
    Судьбы Ивана Ильича Бабака и Михаила Петровича Девятаева  были положены в основу биографии героя фильма  «Чистое небо», снятом в 1961 году Григорием Чухраем

Выкованная победа

     Воины-ветераны  проводили много встреч с лётчиками, техниками авиационных гарнизонов Западной Группы войск, в том числе и в нашей дивизии. Проходя по служебным кабинетам штаба дивизии,  Герой Советского Союза Аркадий Васильевич Федоров, который был назначен командиром 16-го авиаполка после ранения Ивана Ильича Бабака, войдя в один из кабинетов, воскликнул:
  - А здесь мы встретили День Победы!
    Майской ночью 1945 года личный состав гарнизона Гроссенхайн  был разбужен автоматно-ружейной стрельбой. Лётчики, техники, специалисты связи и тыла, ночевавшие в помещениях штаба дивизии,  выскочили с оружием на место построения: видимо, какая-то группировка немцев прорывается. Однако дело было в другом.  Это был солдатский салют! Только что была получена радиограмма: подписан Акт о  капитуляции фашистской Германии. Победа!  Начались братания, салют из всех видов оружия, застолье…
     А рано утром авиаполк был построен лично комдивом. Команда: летчики - бегом на озеро, техники – готовить самолёты к боевому вылету. На берегу озера Александр Иванович поставил задачу: немцы прорываются к Праге, есть приказ поддержать восстание в столице Чехословакии.  Покрышкин первым нырнул в холодную воду озера, за ним и все летчики - для отрезвления…
       Через час «Авиакобры»  дивизии Покрышкина уже патрулировали в небе над Прагой.    В один из таких майских дней ведомый Покрышкина  Георгий Голубев, находясь в небе над Прагой, сбил немецкий «Дорнье -217», шедший с запада на восток. Это был последний вражеский самолет, сбитый покрышкинцами в ту войну.
   После войны Александр Иванович Покрышкин был первым советским комендантом города Гроссенхайн. Старшее поколение немцев в период  моего пребывание в Германии ещё помнило нашего национального героя, его справедливость и заботу о населении.
     Кстати, после объединения Германии,  одна из главных  площадей города Гроссенхайна, носящая имя В. И. Ленина, не была переименована. На одном из домов так и осталась висеть мемориальная доска с барельефом Ленина и памятным текстом.
                 
     Возвращаюсь  к событиям, связанными с пребыванием в нашем гарнизоне летчиков-покрышкинцев. В один из дней мы побывали в крепости Кёнигштайн,  под Дрезденом. Эта крепость, построенная на высоком базальтовом выступе над Эльбой, многие века считалась неприступной. Но в минувшую войну гарнизон этой крепости был вынужден сдаться в плен нашим парашютистам, которые высадились в начале мая 1945 года на небольшой площади в центре цитадели. В каменоломнях, неподалеку от неё, наши воины вскоре обнаружили сокровища Дрезденской картинной галереи, которые были спрятаны фашистами в конце войны.
      Несколько сотен полотен величайших художников Европы, в том числе Рафаэля, Дюрера, Джорджоне, Вермера, Тициана и других были на грани гибели. В течение нескольких лет советские реставраторы восстанавливали эти полотна. В середине 50-х годов   они были  переданы вновь в картинную галерею Дрездена. Благодарные немцы  освободили советских солдат и офицеров от платы за вход в галерею. Во время посещения этой сокровищницы мировой культуры мне и посчастливилось  сфотографироваться с героями под шедевром Рафаэля Санти  «Сикстинская  мадонна».
       Много встреч провели фронтовики в авиационных гарнизонах нашей дивизии. Бывалые лётчики щедро делились с молодёжью своим фронтовым опытом, восхищались современными боевыми машинами СУ-24, которые составляли основную ударную мощь авиации ГСВГ, а затем ЗГВ. После каждой встречи была концертная программа, в которой принимали участие как ветераны, так и молодые воины-авиаторы. В составе делегации фронтовиков был  старший лейтенант в отставке Героев Александр
Иванович, ставший после войны заслуженным артистом УССР, он и задавал тон всей концертной программе…
        Много лет прошло с той поры. Ушли от нас почти все ветераны-фронтовики, о которых я сегодня  рассказал.  Ликвидирована Западная Группа войск - форпост нашей обороны в центре Европы. Нет уже той страны, которую защищали многие поколения наших воинов. Мы уже и сами стали ветеранами военной службы.
Но  пока мы помним о том, как ковалась Победа, о подвигах  наших отцов и дедов, о наших   боевых друзьях, пока мы храним и чтим   лучшие традиции боевого товарищества, братства, войсковой дружбы – они будут жить…
                       
                                                    
Фото автора.
Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.