Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


И молитва веры исцелит болящего

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

В 2007 году православное сестричество святых Жен-Мироносиц Кемеровской и Новокузнецкой Епархии отмечает свой десятилетний юбилей.

Современное Кемеровское сестричество, в состав которого входит 4 больничных храма, 9 часовен и 10 молебных уголков, организует служение в 18 из 23 больничных комплексов, имеющихся в городе; в каждом из них работает от 1 до 6 сестер милосердия.

Главный храм сестричества носит имя св. вмч. и целителя Пантелеймона и расположен на территории областной больницы. Его строительство велось в течение пяти лет под руководством настоятеля и духовника иерея Геннадия Князева.

Храм был освящен в 2005 году и с этого времени открыт не только для больных, но и для всех православных прихожан. Регулярные службы проходят здесь дважды в день.

Помимо настоятеля, в храме сестричества служат 2 священника, окормляющие больных в лечебных заведениях, где расположены приходы сестричества, а также певчие, пономари, технический персонал. В больничных церквях трудятся более 30 сестер-катехизаторов.

Православное сестричество сегодня – это хорошо продуманный и отлаженный механизм, способный, при соответствующей финансовой поддержке, творить большие богоугодные дела, привлекая огромное количество людей к вере, к делам милосердия, воспитывая и подготавливая молодые кадры для будущего милосердного служения людям во имя Господа нашего.

 

Приблизить Храм к душе каждого человека

Как-то отцу Геннадию Князеву, духовнику Кемеровского православного сестричества св. Жен-Мироносиц, довелось исповедовать одну пожилую женщину. Она горько плакала, признаваясь в своих грехах, а потом произнесла:

– Меня Господь столько раз призывал прийти в храм. Тогда и силы были, ходить могла своими ногами, но за столько лет жизни так и не пришла к Нему, медлила с этим главным делом – прийти к Господу. Думала, так и умру без покаяния.

И вдруг, когда силы меня уже оставили, Господь пришел ко мне Сам, через сестер милосердия и священника. Благодаря этим светлым людям, я теперь с Богом, с Отцом Небесным. Теперь уже ничего не страшно! Даже умирать!

Незадолго до этого священнику, самому испытывавшему временные моменты отчаяния от накопившейся усталости, хотелось все бросить, уйти туда, где легче, хотелось написать прошение Владыке о переводе на другой приход. Но, когда он услышал эти слова пожилой, беспомощной женщины, он понял, как значимо служение сестричества для каждого человека.

В конце Евангелия от Матфея Господь обращается к своим ученикам с такими словами: «Итак, идите , научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19).

Эти слова можно рассматривать как своеобразное руководство к действию. Современная миссия православной Церкви означает, что надо идти навстречу людям, в мир, а не ждать, когда люди придут в храмы.

Важнейшая миссия сестричества – указать людям единственно верный путь спасения – веру в Бога, приблизить Храм к душе каждого человека даже в тот момент, когда он сам бывает не в состоянии прийти в него, оказать духовную помощь в минуты, когда она необходима более всего, – в болезни.

«Одр болезни часто бывает местом Богопознания», – говорил Игнатий Брянчанинов. В момент болезни человек меньше всего грешит, чаще задумывается о цели своего существования, переосмысливает жизненные задачи, ценности и приоритеты.

Духовное просвещение, которым занимаются сестры милосердия и священники сестричества, настраивает на новую жизнь, на поведение, при котором единственным критерием в оценке собственных поступков и поступков других людей, являются Христовы заповеди. Когда эти заповеди становятся доминирующими в сознании человека, его жизнь меняется коренным образом.

Приобщившись к вере, люди стремятся к исправлению собственных греховных ошибок, проявляют милосердие, внимание, заботу и терпение к ближним, начинают по-другому относиться к воспитанию своих детей.

Нести свою важную миссию сестрам милосердия нелегко – слишком высокими должны быть требования к себе, к собственной духовности. Они сами должны являть собой образец веры в жизни. Поэтому в сестричестве трудятся люди, глубоко верующие, воцерковленные, строго соблюдающие духовные и нравственные нормы жизни, Устав православной организации и свои должностные обязанности. Это разные по возрасту и образованию люди – педагоги, психологи, медики, библиотекари, экономисты, производственники. Главным делом жизни для себя они выбрали служение Богу, православную веру. Вера – это тот стержень, дающий смысл существованию, вокруг которого организуется вся их жизнь.

 

Вера, помогающая изменить жизнь

Рассказы священников сестричества и сестер милосердия подтверждают важность несения миссионерского служения в больницах, ярко демонстрируют изменения, происходящие в судьбах людей под действием веры.

Рассказывает Татьяна Ильинична Поваренкова, работавшая катехизатором в областной больнице Кемерова с 1996 по 2002 год.

«В реанимацию областной больницы привезли женщину. До этого ее лечили в других больницах города. Врачи сделали все возможное. От родных скрывать не стали – безнадежна. Разве что только ждать чуда свыше. Ждала его и несчастная. Придя в сознание на несколько минут, узнав, что я сестра милосердия, она убедительно и горячо просила окрестить ее. Поведала, что собиралась сделать это не раз, но будто какой-то злой рок отводил это таинство. Сказала это и вновь потеряла сознание.

Я тут же передала отцу Геннадию, что умирающая женщина хотела бы окреститься. Немедленно священник прибыл в отделение. Больная так и не пришла в сознание. Но все-таки она была жива! В случае, если больной находится в бессознательном состоянии, его обычно не крестят. И тогда отец Геннадий, взяв благословение у владыки Софрония, все же окрестил женщину, исполнил ее последнюю просьбу.

Дня через три мы вновь вызвали батюшку в областную больницу для еще одного Таинства – Покаяния.

Как бы много больных ни было, а все равно иные запоминаются надолго. Так запомнилась всем нам и эта, крещенная с благословения владыки, уже было умирающая женщина.

Как же обрадовался отец Геннадий, когда узнал о чуде, происшедшем с этой больной. После крещения она пришла в себя. Дело резко пошло на поправку. Уже естественный румянец играл на лице похорошевшей женщины. Теперь она не казалась безнадежной. Глаза блестели, но не от слез, а от счастья. Жизнь продолжалась. А потом она выписалась и еще долго писала письма с благодарностью за свое крещение и исцеление, рассказывая, как сильно изменилась ее жизнь после того, как в ней появился Господь».

А вот история, рассказанная Мариной Витальевной Родиной, служившей катехизатором в храме при третьей городской клинической больнице.

«Как-то пошла я по палатам, куда вел меня Господь. Смотрю, в пульмонологическом отделении сидит женщина лет сорока. Я заговорила с ней, представилась. Мы разговорились. Она рассказала о своей болезни, назвала имя: Марина П. Живет в Кировском районе Кемерова. У нее был затяжной бронхит. Она долго-долго лечилась, но безрезультатно. Бронхит дошел до обструкции. Она начала задыхаться, попала в больницу, и ей поставили диагноз – астма. В 40 лет такой диагноз – это приговор, со временем – инвалидность, тяжелые приступы удушья, постоянный прием препаратов, лечение всю жизнь.

Я спросила, не хочет ли женщина исповедаться, причаститься. Она охотно согласилась. Мы начали с ней работать. Глубоко переосмыслив свою собственную жизнь через веру в Христа, она поняла, как тяжело грешила и как неправильно жила, это потрясло ее до глубины души. Осознание своей греховности заставило женщину подготовиться к покаянию. Уже через несколько дней она исповедалась перед батюшкой и причастилась...

Вскоре после причастия прибегает радостная. Ей сняли страшный диагноз. Резко наступило улучшение, собираются вскоре выписывать.

Потом уже, перед самой выпиской, говорила, что очень благодарна своей болезни, потому, что через нее она пришла к Богу, испытала такое ощущение благодати Божией – чувство, которое до этого никогда ранее не испытывала. Это было каким-то светлым лучом, пробившимся сквозь тьму ее жизни. Из больницы она вышла совсем другим человеком. Ей хотелось всем говорить о чуде своего исцеления, рассказывать о Господе Боге, давшем ей своей благодатью здоровье и такие удивительные перемены в жизни.

Она планировала обвенчаться с мужем, начать жить по-другому. То первое, по-настоящему выстраданное покаяние, явилось для нее резким разрывом с прошлой жизнью, дорогой к счастью».

 

Боже, милостив буде мне грешному

В заупокойной ектинии есть такие слова: «Несть человек иже жив будет и не согрешит» («Нет человека, который жив будет и не согрешит»).

Люди легко отступают от Христовых заповедей и нарушают закон Божий своими делами, словами, помышлениями, не задумываясь ни над чем. Они совершают свои поступки вследствие гордости, эгоизма, беспечности, слабоволия, сластолюбия и прочего. Никто и никогда не учил их разбираться в причинах своих жизненных неудач, вызванных собственным поведением, прикладывать усилия для осмысления поступков, воспитывать в себе умение видеть свои грехи. Многие люди даже и не подозревают, что об этом надо задумываться. Причину всех жизненных неудач они привыкли искать в людях, поэтому так часто осуждают и обвиняют их во всех бедах.

Осуждение – есть великий грех. Обвинив других, обвинители не получают успокоения – совесть человеческая чувствительна ко всякому греху, даже самому малому. Он создает в душе дискомфорт, непереносимые страдания, рождает чувство безысходности. Именно эти чувства человек испытывает перед покаянием. Такое состояние еще называют: «душа мается» «тяжесть на душе», «камень на сердце»... Исповедь удерживает человека от совершения греховных поступков, так как он знает, что об этом нужно будет рассказывать, испытывая стыд.

Люди приходят исповедаться, чтобы обрести исцеление своих душевных и духовных недугов. Человек осуждает себя, а не других. Библия говорит: «Если бы мы судили себя, то не были бы судимы...» (1 Кор. 11:31).

После искреннего покаяния душе человека возвращаются утраченное спокойствие и мир. Состояние такого душевного покоя нельзя достигнуть никакими другими средствами. Покаявшийся человек четко начинает видеть смысл собственного существования, духовно перерождается. Господь же дает ему Своею Благодатью силы, поддержку и помощь.

Принято говорить: «покаяться перед батюшкой», но на самом деле на исповеди каются перед Богом, свидетельством этому являются крест и икона, лежащие на аналое перед лицом кающегося.

Роль же священника на исповеди очень велика. Он свидетель покаяния, помощник кающемуся. Своими вопросами он помогает выявлять грехи, советует, как бороться с ними в будущем. Священнику дана власть судить – допустить или не допустить кающегося до причастия, разрешить от греха или наложить епитимию... Священник Божественной властью совершает прощение грехов, свидетельствует об этом самому кающемуся, произносит ходатайство за человека в молитве перед Богом.


Сверяя мысли

с благодатным святоотеческим учением

Отцы Церкви рассматривали грех как духовную болезнь, являющуюся причиной многих физических болезней. «Испорченность души есть причина болезней телесных», – говорил св. Иоанн Златоуст, указывая на взаимосвязь душевного и телесного в развитии заболеваний.

Любые болезни нуждаются во врачевании. Церковь можно рассматривать как врачебницу для души, а труд священника, отпускающего грехи, сравним с трудом врача, с разницей лишь в том, что священник врачует душу больного, а врач – его тело.

Каждая болезнь имеет причину своего возникновения. Случайные же причины – это только явление кажущееся. Болезнь возникает не без Высшего промысла. Страсти человеческие – вот фактор, вредоносно действующий не только на душу, но и на тело человека. «Волнения, возмущения, огонь страстей различных пороков дают в нас множество болезней душевных и телесных», – писал св. Иоанн Кронштадтский.

Более всего на свете люди боятся смерти и тяжелых болезней. С позиции святоотеческого учения, заболевая, человек более трезво задумывается о смысле жизни. Болезнь – это своего рода очистительный криз. Мужественное перенесение болезни формирует в человеке такие качества, как терпение, стойкость, выносливость и некоторые другие добродетели.

Человек, оказавшийся на больничной койке, не только физически слаб, но чувствует себя слабым и духовно. Господь как бы призывает человека к покаянию, к исправлению своих грехов, к терпению, к вере. Болит тело, но более всего болеет душа.

Часто, не имея достаточного духовного опыта, больной бывает не в состоянии проанализировать причины, приведшие его к заболеванию. Вот когда ему нужна особая благодатная помощь: молитва, пост, святые Таинства, а также «врачество земное».

Часто священникам задают вопрос: «Можно ли лечиться у докторов и принимать лекарства?».

Конечно, можно, ведь врач – это помощник по промыслу Самого Бога, он нужен «для облегчения страданий и лечения болезней». Св. Амвросий Оптинский говорил, что «все от Господа Бога – и лечебные средства и самые лекаря». Грех состоит не в том, что человек прибегает к услугам врачей и действию лекарств, а в том, что всю надежду на выздоровление он возлагает лишь на это, забывая о том, что все, что происходит в нашей жизни, зависит от всемогущего Бога, который «хощет, живит, а хощет, мертвит».

«Не уповай на врачебное искусство без благодати и не отвергай по упорству своему, но проси у Бога познания причин наказания, а потом избавления от немощи, терпя сечения, прижигания, горькие лекарства и все врачебные наказания», – утверждал замечательный богослов, один из древних учителей Церкви, Св. Василий Великий.

 

Ответственность

за душу каждого, входящего в мир

Строя работу с больными, священники и сестры милосердия православного сестричества обязательно учитывают специализацию лечебного учреждения и его отделений. Без учета этих особенностей сестры не могут планировать свою работу.

В гинекологических отделениях, где делают аборты, в роддомах, где беременные женщины встречаются с угрозой прерывания беременности, сестрам приходится проводить разъяснительные беседы о том, какой грех берет женщина на себя, согласившись или решившись на эту операцию, рассказывать, как влияет прерывание беременности на ее судьбу, на судьбу близких, на будущее ее детей.

Сестры милосердия много работают с беременными женщинами. Они рассказывают будущим мамам о христианских истинах, о воспитании детей в духе православия, говорят о значении Крещения, Исповеди, Причастия, Соборования. Очень важными считаются беседы о духовном вреде абортов, курения, нецензурных выражений, о многих передачах на телевидении, развращающих людей, особенно детские души, еще не умеющие сопротивляться злу и разным искушениям.

В роддомах часто бывают случаи отказа от детей. Брошенные на произвол судьбы, беспомощные, оставшиеся без любви и родительской заботы, дети сильно отличаются от своих сверстников. Они не плачут, не требуют ничего, если голодны или лежат в мокрых, грязных пеленках. Они в основном молчат, будто чувствуют, что никто им не поможет, что они обречены на жуткое одиночество в мире людей.

Людмила Федоровна Голоднова, которая в 1997 году служила сестрой милосердия в молебной комнате роддома № 1, помнит первый в ее практике случай отказа от новорожденного. Врачи просили поговорить сестру с мамашей, отказавшейся от ребенка.

Оказалось, что супруги, люди неверующие, доведены до крайней степени отчаяния. Содержать семью, где уже росли два малолетних ребенка, было не на что. Мужа сократили на производстве, и он долгое время не мог найти новую работу, стал безработным. Жену, работающую продавцом в ларьке, грозил уволить хозяин, если она пойдет в декретный отпуск. Остаться без этой работы было невозможно: на тот момент она была единственным, хоть и небольшим источником дохода, от которого зависело материальное благополучие всей семьи. Люди оправдывали свое жестокосердное решение – отказаться от новорожденного ребенка – неспособностью выжить в непростых условиях экономического кризиса.

Но, как ни старалась сестра милосердия убедить родителей, что их поступок против Бога, как ни пыталась доказать, что Господь не оставит их на произвол судьбы, обязательно поможет семье, если они заберут ребенка, все было напрасно. Безверие сделало их слепыми, глухими и лишило возможности сопротивляться злу.

Но брошенный на произвол судьбы ребенок все же получил поддержку от Бога. Усыновить его захотело сразу несколько семей. Сестра очень надеется, что сейчас, спустя десять лет, он любим, здоров и счастлив в новой семье.

Как сложилась судьба людей, отказавшихся от ребенка, она не знает. В своих молитвах бывшая сестра просит Господа дать этим людям понимание и раскаянье в содеянном жестокосердии.

Часто роженицы вынуждены идти на прерывание беременности по медицинским показаниям, когда есть угроза жизни матери.

Людмила Федоровна и все, кто работали в роддоме, хорошо запомнили наставления духовника сестричества, отца Геннадия Князева, говорившего:

– Мы все рано или поздно уйдем в мир иной. Но разве по-христиански во имя собственной жизни лишать возможности жить другого, ни в чем не повинного человека?

«Этими слова отца Геннадия мы руководствовались в нашей работе с беременными, находившимися в патологических состояниях, – говорила Людмила Федоровна, – но однажды нам дали понять, что наша точка зрения не совпадает с точкой зрения врачей. Оказалось, доктора обязаны сохранять, прежде всего, и во что бы то ни стало, здоровье матери. Они несут за ее жизнь и здоровье большую ответственность. Но кто же в таком случае должен нести ответственность за жизнь еще не родившегося ребенка?

Сестра милосердия обязана быть не просто верующим человеком, а уметь убедительно и квалифицированно объяснить любой женщине, независимо от уровня ее развития, духовности и образования, всю греховность этого шага, помочь отыскать сильнейшие аргументы, которые смогли бы отвратить ее от необдуманного поступка.

Чтобы разговор с женщинами не был голословным, необходимо использовать в работе различную литературу по этому вопросу, начиная со Священного Писания, трудов Отцов православной Церкви, современных учителей, иметь в своем арсенале множество ярких примеров, подтверждающих теоретические рассуждения. Поэтому уровень подготовки катехизаторов должен быть чрезвычайно высок.

Строя разговор с больными, сестра милосердия должна проявлять себя и как опытный православный психолог, учитывать духовное развитие больного, его психику, интеллект, способность к анализу и оценке услышанного.

Часто бывает, что женщина, в силу каких-то особенностей своего характера или отсутствия бытовых условий, сама не может принять решение об отказе от аборта, поэтому сестра должна помочь ей стать более решительной, чтобы взять ответственность за свое будущее дитя.

Мощную поддержку женщинам дает молитва, обращение к Господу. Часто больным трудно самостоятельно начать читать молитвы, просить Господа «о своем». Сестра милосердия научит и расскажет, как сделать это правильно, а Господь никогда не остается безучастным к судьбам просящих. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф. 7:7,8).

 

«Открыть глаза им,

чтобы они обратились от тьмы к свету...».

(Деян. 26:18)

В офтальмологических (глазных) отделениях больниц находятся больные с проблемами зрения – слабовидящие, незрячие. И, если в других отделениях сестра милосердия может привлекать к своей работе книги и иллюстративный материал, то в глазных отделениях необходимо делать ставку, прежде всего, на обычную человеческую речь.

Помимо книг, библиотечки таких отделений укомплектованы еще и аудиозаписями Священного Писания, духовных бесед, утренних и вечерних правил, различных молитв и церковных служб.

На оснащение больных и палат необходимым оборудованием для прослушивания записей нужны немалые средства. К сожалению, сестричество, при всем своем огромном желании помочь больным людям, на сегодняшний день таких средств не имеет. Но с помощью Божией это обязательно будет. Голос сестры милосердия для многих офтальмологических больных является единственным источником, несущим информацию о Боге. Поэтому сестра должна уметь всецело использовать весь арсенал приемов ораторского искусства, обладать большим жизненным опытом, психологическим даром убеждения и аргументации, строя свои духовные беседы с больными.

Сестра милосердия, Зоя Павловна Абакумова, рассказала случай, запомнившийся ей из практики своей работы в областной офтальмологической клинике.

Сергей ослеп внезапно, по не известной никому причине. Его привезли на обследование и лечение в Кемерово, в областную офтальмологию. Мужчина находился в подавленном состоянии, не мог спать, его мучила бессонница, одолевали тяжкие мысли. Единственным развлечением Сергея был аудиоплеер, по которому он слушал современную музыку. Как-то, проходя мимо сидящего в коридоре больного, с наушниками, Зоя Павловна поинтересовалась, что он слушает. Из наушников раздавался грохот электронного барабана, бьющий по мозгам, будоражащий все чувства. Мужчина сказал, что слушать больше нечего. Сестра милосердия предложила записи, которые имелись в церковной комнате, открывшейся всего год назад. Это были аудиокассеты с записями Евангелия, житиями святых, молитвами, церковными песнопениями и песнями православных композиторов и поэтов. От «нечего делать» мужчина начал слушать. Потом попросил еще...

Уже несколько раз Зоя Павловна беседовала с мужчиной, рассказывала о сестричестве, о его служении в больницах, о задачах сестер милосердия, о духовной помощи больным людям. Когда заговорили о грехах, о покаянии, мужчина с радостью дал согласие подготовиться к исповеди, просил духовной беседы с батюшкой.

Отец Сергий Адодин полтора часа беседовал с больным, исповедал его.

Встретившись с мужчиной на следующий день, Зоя Павловна узнала от него, что после исповеди больной почувствовал, будто тяжкий камень свалился с его души, что всю ночь он спокойно спал, а сейчас находится в хорошем настроении, – только что врачи сказали ему, что есть надежда на восстановление зрения, но необходимы несколько операций.

Сергей начал ежедневно прослушивать утренние и вечерние молитвенные правила, молитвы разным святым-целителям. Операции оказались удачными. Сейчас он может ходить без помощи других, зрение постепенно восстанавливается.

Вера в судьбе этого человека сделала свое дело. Она дала надежду, что все будет хорошо. А мужчина решил для себя очень важное, что в его жизни теперь есть опора. И эта опора – Господь.


Наполнить детские сердца Божией любовью

Работа сестры милосердия в детских больничных учреждениях носит в основном просветительский характер. Она включает в себя чтение и обсуждение глав детской Библии – для малышей, духовные беседы по Закону Божьему и рассказы о житиях святых – для детей среднего возраста, духовно-воспитательные беседы о значении веры в жизни человека, о смысле жизни, о сущности греха, о способах борьбы со страстями – для подростков.

Особое место в православии отводится Таинству Покаяния. Исповедь всегда является подведением итога тому, что сделал человек за определенный срок своего существования, даже если этот человек еще ребенок. Задача сестры милосердия детского лечебного учреждения – помочь ребенку подготовиться к исповеди, понять, насколько она важна для него и какую роль будет играть в его дальнейшей жизни.

По мнению священников сестричества, детская исповедь всегда особенна. Дети, исповедующиеся уже с 7 лет, называют такие свои грехи, которые часто недоступны пониманию взрослых. Бывает, что только на исповеди ребенок начинает остро осознавать, что такое «плохо». Для многих детей, впервые встретившихся со священником один на один, исповедь становится той отправной точкой, с которой начинается осознанное личностное духовное самовоспитание.

Родительская беспомощность в вопросах воспитания собственных детей, а зачастую и незаинтересованность в нем – явление, к сожалению, обычное и повсеместное. Бездуховность, незрелость, педагогическая неграмотность и безответственность родителей – это результат многих лет отлучения людей от веры, бездействия чиновников и руководителей всех уровней, ответственных за просвещение и образование.

Работа священника и сестры милосердия в ситуации, когда ребенок временно находится в больничном учреждении, является очень важным, начальным корректирующим этапом в исправлении родительских ошибок и недоработок. Часто родители, для которых болезнь их чада становится оглушающим ударом, начинают лишь только после беседы с сестрой милосердия обращать внимание на собственные ошибки, допущенные ими в воспитании и построении отношений с ребенком. Увидев единственно возможный путь спасения, открывшийся для них в беседе, стремясь исправить положение, в котором они оказались, родители целенаправленно и осознанно принимают решение о крещении ребенка и о своем собственном крещении, а после него исповедуются. Исповедавшись даже один раз, они становятся совсем другими, начинают контролировать себя и свое поведение, оценивать собственные поступки с позиции добра и зла, задумываться над тем, как вести себя со своими детьми и людьми в разных жизненных ситуациях.

Работая в детских клиниках, где основным контингентом являются больные дети до 18 лет, сестра милосердия обязана хорошо знать и психолого-педагогические особенности детского и подросткового возраста. Поэтому индивидуальные беседы с детьми строятся на основе глубоких знаний возрастных и характерных особенностей ребенка и носят характер скорой духовной помощи.

Многие дети, окрещенные еще в младенческом возрасте, не знают, как правильно нужно молиться, накладывать крест, когда и для чего можно приходить в храм. Они не знают о происхождении и значении многих православных праздников, путают, как и многие взрослые, традиции и обряды православной веры с языческими обрядами и верованиями.

Сестра милосердия объясняет, просвещает, убеждает, рассказывает, привлекает, успокаивает, подготавливает, открывает путь веры для ребят. Такая целенаправленная ее работа способствует формированию активной православной позиции детей, вводит их в веру, в храм, где они могут получить обстоятельные, конкретные и понятные духовные рекомендации, на какой основе и каким образом можно строить свою жизнь в дальнейшем, чтобы она была счастливой, здоровой и полной духовного смысла.

Из воспоминаний Галины Евгеньевны Деринг, продолжительное время работавшей катехизатором в детской многопрофильной больнице:

«Палата в отделении травматологии детской многопрофильной больницы, где лежат 7 ребятишек. Нам приходилось почти ежедневно приходить к ним, беседовать на разные темы, рассказывать о вере, о Спасителе, о Богородице, читать о разных святых, каждый день – о новом святом. Они всегда слушали с таким вниманием, интересом, проживали каждый рассказ, переживали очень, задавали много вопросов, старались подольше задержать нас.

Как-то обратила я внимание на мальчика, который был безучастен в беседах, равнодушен к рассказам. Какая-то безысходность была на его лице. Подошла к нему, спросила, как звать. Говорит, Коля, 14 лет, не крещен. Поинтересовалась, почему?

– Да папка сказал, что назвал меня в честь деда, который умер в 37 лет. И ты, говорит, сдохнешь тогда же.

Я тогда возле кровати чуть не упала. Как у взрослого человека смог повернуться язык так сказать собственному ребенку. Как ребенок мог тащить на себе все свои 14 лет страшный груз – ожидание собственной смерти?

Говорю ему:

– Коленька, а ты когда родился?

Он называет дату. А у меня всегда были с собой Святцы – календарь с именами всех святых, когда чей день отмечался.

– Ты что, боишься умереть?

– Да! – тихо отвечает.

– Давай мы тебя окрестим. При крещении ты сможешь выбрать себе совсем другое имя, не такое, как у твоего деда. И ты не умрешь! Тебя Сам Бог будет оберегать под своим покровом.

– А можно посмотреть, какие имена есть?

Первое имя в календаре в этот день было Ефимий.

– Хочу быть Ефимом!

И батюшка Геннадий крестил его именно этим именем. Потом, уже через несколько лет я узнала, что парнишка и в официальных документах поменял свое имя.

Жизнь паренька резко изменилась. Уверовав в Бога, приняв его покровительство, он обрел смысл жизни, поверил в кардинальное изменение своей судьбы. Уверена, что сейчас этот человек по-настоящему счастлив».

Конечно, изменения, происшедшие в жизни паренька заключались не в смене его имени. Огромный жизненный опыт сестры помог избавиться мальчику от глубочайшей психологической травмы, нанесенной ему неправильным воспитанием родителей.

Очень часто бывает, что через болезнь своего ребенка и родители приобщаются к вере, о чем свидетельствует рассказ другой сестры милосердия православного сестричества, Марины Витальевны Родиной.

«В многопрофильной больнице лежала в реанимации девочка 9–10 лет из города Березовского, Юля Т. В семье у родителей 9 или 10 детей. Они все не крещены, как и мать.

Девочка отдыхала в каком-то профилактории, когда случился аппендицит. Аппендикс лопнул, начался перитонит, сепсис. Ребенок находился в тяжелейшем состоянии. Больной провели несколько операций, но улучшения не последовало. Матери сказали, что девочка близка к смерти. Вероятность того, что она выживет, была очень маленькой. Мать с отцом непрерывно плакали под окнами палаты, висели на оконной решетке, пытаясь рассмотреть, что происходит за окном, своими мольбами и обращениями к Богу хотели помочь девочке. Они просили сестер милосердия молиться в храме за их умирающую девочку. Но взывать к помощи Бога за их некрещеного ребенка сестры не могли.

Беседуя с матерью, я говорила, что все, что происходит с их дочерью, не случайность. Господь Сам призывает их измениться, принять Крещение и через их веру, покаяние и горячие молитвы, вместе со священником и сестрами милосердия православного сестричества помочь собственному ребенку.

Отец Алексей Гузенко окрестил девочку в реанимационной палате, а родителей – в храме многопрофильной больницы. Еще 2–3 дня маленькая пациентка находилась в тяжелом состоянии, но вскоре началось заметное улучшение, ее перевели в общую палату, а потом выписали и вовсе. После этого случая мать глубоко уверовала, и жизнь этой семьи сильно изменилась.

Потом я говорила с лечащим врачом. Случай был очень серьезный: перитонит, сепсис. В такой ситуации, да еще и после нескольких, подряд проведенных, операций, редко, кто выживает. И то, что ребенок остался жив, – это чудо, которое совершилось по молитвам верующих с помощью Господа. А благодаря явленному чуду, и мать глубоко уверовала».


Путь освобождения от зависимости

Служение сестер милосердия в Центре медико-психологической помощи наркозависимым подросткам имеет другие особенности.

Как и во всех лечебных заведения, в Центре сестре приходится дежурить в часовне, ходить по палатам, рассказывать о Боге, читать и обсуждать с ребятами книги духовного содержания, беседовать с ними, готовить к исповеди, причастию, к крещению, организовывать лекции и встречи со священниками, окормляющими Центр медико-психологической помощи.

Здесь, на реабилитационном лечении, находятся ребята от 11 до 18 лет. Возраст самый сложный. Почти все они из интернатов, детских домов, неблагополучных семей. В последние годы много детей и из семей обеспеченных. Наркомания – проблема социальная и имеет много причин. Но самой главной является бездуховность, отсутствие веры, неумение жить по Божиим Законам.

В этом медицинском учреждении все двери – под ключ. Для подростков, находящихся на лечении, воровство – вещь привычная. Отношения жесткие. Режимные моменты осуществляют санитары – мужчины. Часто ребята сбегают, но их находят и возвращают принудительно обратно.

Многие подростки плохо контролируют свое поведение. К одной молоденькой сестре милосердия, Ирине, только-только начавшей служение в сестричестве и еще не накопившей достаточного опыта работы, начали приставать. Пришлось ей перевестись в другое место, в многопрофильную детскую больницу. Потом, чтобы исключить подобные прецеденты, для работы в наркологическом Центре назначались сестры постарше. Взрослым женщинам, имеющим опыт воспитания собственных детей, легче найти в отношениях с подростками «золотую середину». Они стараются проявлять искреннюю заинтересованность в судьбах ребят, уважительно относиться к ним, быть по-матерински строгой, а когда надо, и мягкой.

Чувствуя заинтересованность в своей судьбе, подростки доверчиво раскрывают сестрам свою душу, охотно беседуют с ними, пытаются анализировать свои проступки, взглянуть на них с позиции веры.

Часто такой анализ заставляет многих ребят раскаиваться, осознавать низость и несправедливость ими содеянного.

Служившая в Центре сестра милосердия Нина Петровна Алдаева рассказывала, что никогда не забудет, как горячо и искренне каялась девочка-подросток в том, как однажды принимала участие в избиении мужчины. Это привело к печальным последствиям: мужчина умер, а на душе девочки остался страшный смертный грех.

В момент душевной открытости на подростка можно оказать очень сильное духовное воздействие, заронить зерно веры в его неокрепшую душу. Ребята, в обыденной жизни крайне редко испытывающие доброе к себе отношение, с сестрами милосердия доверительны, мягче, чем с другими. Они ищут встреч, индивидуальных бесед, стараются не нарушать режимных моментов, ведь за непослушание их могут лишить бесед с сестрой. Такие беседы для измученных и неприкаянных душ очень важны.

Ребята любят ходить сюда, стремятся в церковную комнату. Здесь особая атмосфера, где царят любовь и покой. Сестры привечают детей, иногда приносят им нехитрые гостинцы, дарят крестики, маленькие, красиво напечатанные молитвы с ликами Господа, Богородицы, святых.

Несколько лет назад Знаменский собор и Центр реабилитации выделили книги духовного содержания для небольшой библиотеки часовни. Этой библиотекой, расположенной в церковной комнате, пользуются многие ребята. За три недели, которые проводят здесь юные пациенты, они успевают прочитать немало интересного. Для многих, освоивших процесс чтения уже в Центре, это настоящее достижение.

Тамара Михайловна Баранникова, сестра милосердия, работающая в Центре в настоящее время, рассказывает, что для приходящих в часовню ребят все поначалу непривычно. Многие не имеют представления о том, что здесь нужно вести себя тихо, что при наложении креста необходимо правильно складывать пальцы, девочкам в церкви нужно быть с покрытой головой, а мальчикам – без головных уборов... Почти все пытаются запомнить слова молитвы «Отче наш».

Открыв рты, подростки слушают рассказы о святых, претерпевших страдания за веру. Некоторые, те, что поменьше, от жалости начинают плакать, слушая эти рассказы, задают много вопросов, просят дать почитать книжку о жизни этих святых.

Встретив сестру милосердия в коридоре, подходят, как к давно знакомому другу, с которым пережиты сильные, хорошо запомнившиеся минуты жизни, сблизившие их.

Как-то Нине Петровне Алдаевой знакомая привезла из Петербурга масло от святых мощей Ксении Петербургской. Сестра милосердия не пожалела масла – все оно пошло на чужих ребятишек. «Им оно так нужно было! А что чужие, – смеется, – так мы для Господа все – свои! Пусть им во благо будет».

Отец Геннадий видит смысл служения священников и сестер милосердия в Центре реабилитации наркозависимых подростков в том, чтобы показать путь спасения через обращение к Богу, вызвать у ребят желание задуматься о грехе, который заставил каждого из них перейти за черту, определенную для него свыше. Он считает, что необходимо как можно больше говорить с ребятами о заповедях Божьих, о свободе – через веру и рассматривать грех, как всякое отступление от этих заповедей и нарушение Божественного закона. Следствием нарушений и отступлений является лишение свободы, рабство, зависимость и страдания.

«Мы злоупотребляем нашей человеческой волей, считаем, что нам все позволено, и уклоняемся от воли Божией. Это и приводит к повреждению человеческой природы».

К сожалению, медицинская наука и психология очень малое значение уделяет проблеме греха. Он как будто ускользает, растворяется в таких понятиях, как ошибочный поступок, психотравма, стресс и т. д.

Наблюдения священника показывают, что без духовной практики освобождение от наркозависимости происходит очень сложно, с тяжелыми рецидивами, или невозможно вообще.

Духовной жизнью считается та, в которую входят регулярные посещения церкви, исповедь перед духовником, причастие и молитва, – лучшие лекарства от греховного рабства. Человек, живущий такой жизнью, получает необыкновенную поддержку, приобретает своеобразный духовный стержень, который укрепляет его в вере, дает убежденность, решимость, желание победить грех, слабость, свою зависимость. Благодать Божия несет верующим мир и гармонию по отношению к жизни, ближним и самому себе.

Христос говорил: «сей род (бес) изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17: 15-21). Постом – значит лишениями, испытанием себя, воздержанием, трудом: «царствие Божие трудом берется и только труженики восхищают его».

 

Как-то один бывший наркозависимый (назовем его В.) рассказывал, что был момент в жизни, когда он, придя в храм как к последнему прибежищу, со слезами простерся перед образом Матери Божией «Всецарица», и совершилось чудо. Когда В. вышел из храма, то почувствовал, что ему больше не нужна для жизни очередная доза: у него не было ломок, зависимости.

Но такое бывает не со всеми; кому-то Господь, видя еще недостаточность его намерений измениться и слабость веры, дает это состояние спустя некоторое время, лишь после определенной борьбы. Но обязательно дает. Здесь же человек получил все и сразу. Однако вскоре пришла леность, возобладало небрежение. В. перестал ходить в храм, его начали посещать мысли, а может, это он такой сильный, что сам решил и бросил употреблять наркотики?

Прошло года два. В. держался изо всех сил. В храм он не ходил, не исповедовался, не причащался, не молился. Он так и не начал правильной духовной жизни, не возблагодарил достойно Бога – и греховный недуг вернулся. Молодой человек опять начал колоться.

Духовная поддержка Отца Небесного нужна всем людям, в особенности тем, кто не имеет поддержки в земной жизни. Почувствовав хотя бы один раз такую помощь, молодой человек будет знать, что придя в Храм, он всегда сможет ее получить. Именно Храм для него должен стать своеобразным маяком в исправлении собственной судьбы.

Конечно, за три-пять недель никто не сможет до конца помочь человеку справиться с его бедой, наркозависимостью. Задача священников и сестер милосердия заключается в том, чтобы вызвать и укрепить намерение подростка, выходящего из Центра реабилитации, самостоятельно прийти в храм, к Богу и с его помощью начать бороться со своей бедой, какой бы трудной эта борьба ни была.

Нина Петровна Алдаева помнит одного парня. Он запомнился ей своей внешней красотой. Молодой человек рассказывал ей, что начал употреблять наркотики еще до армии. Неся службу, старался держаться, не кололся. Вернувшись, лечился, встречался со священником. Духовные беседы произвели на молодого человека очень сильное впечатление, заставили по-другому взглянуть на жизнь. Обретя веру, парень устроился работать в храм, у него появилась мечта – уехать послушником в монастырь. К сожалению, дальнейшая судьба этого парня ей не известна, но свой рассказ сестра милосердия закончила словами:

«Молитва может сделать многое! Она лечит душу! Хорошо, если бы каждое утро все люди начинали со слов молитвы, с проповеди. Сколько бы душ тогда могло спастись!»


Любить, поддерживать

и бережно относиться к каждой душе...

У Лидии Иосифовны Ведерниковой, одной из сестер милосердия кемеровского православного сестричества удивительно нежный и добрый голос. Она боится случайно обидеть собеседника, словом и даже интонацией. Да и сама она очень ранима, как-то трогательно беззащитна. Нет в ней ничего лукавого: предельная искренность и доброжелательность. Наверное, поэтому так любят ее священники сестричества, больные, сестры в храме и дорожат каждой встречей с ней.

«Ну и что, что тебе уже семьдесят пять...Ты живи подольше. Такая мудрость, любовь, спокойствие, уверенность, сила от тебя идут!» – «Да какая от меня сила, – смеется Лидия Иосифовна,– я уже немощная».

«Апостолки маленькие» – так иногда называл сестер милосердия отец Владимир Курлюта, настоятель сестричества в самые первые годы его существования, и наставлял: «Несите слово Божие! Так, чтобы вас знали. Знали не как личность, а как человека, несущего слово Божие». Она и несет его, кропотливо, старательно и с огромной любовью.

Лидия Иосифовна по образованию филолог. Много и с большой любовью трудилась в библиотеках города. Целых двадцать лет проработала она в школе для слепых. Незрячие мгновенно ощущают малейшую фальш, безошибочно улавливают тончайшие нюансы в отношениях. И душа человека, работающего с ними, утончается и очищается.

В жизни ей повезло, на пути встретился замечательный человек, прошедший фронтовые дороги, с которым, душа в душу, они прожили много лет жизни, воспитали детей. Но так уж бывает, что один уходит раньше, чем другой – каждому Бог определяет свое время. После потери любимого мужа, Лидия Иосифовна пришла в сестричество. За долгие годы жизни любви было накоплено много. И она решила отдать всю ее людям.

Долгое время она несла послушание в железнодорожной поликлинике и один раз в неделю приходила в психоневрологический диспансер, в одиннадцатое и двенадцатое отделения, в часовенку, названную в честь святых великомучеников Киприана и Иустины. Часто Лидия Иосифовна посещала и работников Скорой помощи, что находилась вблизи поликлиники. Там всегда просили ее приходить чаще. Беседа с этой милосердной сестрой заставила много молодежи, работающей на Скорой, по-другому взглянуть на вопросы веры, начать регулярно посещать храм, соблюдать посты, принимать церковные таинства.

Свое служение в сестричестве она считала и считает самым важным делом в жизни. Отец Геннадий полностью доверяет ее решениям, интуиции, такту.

В психоневрологический диспансер Лидия Иосифовна пришла в ноябре 1996 года, в самом начале организации сестричества. Одновременно ежедневно окормляла она и больных железнодорожной больницы. Два лечебных учреждения находятся рядом друг с другом, и хотя нагрузка на немолодую уже женщину была велика, она с радостью отдавалась служению.

В психоневрологическом диспансере, до прихода новой сестры, уже была оборудована небольшая молебная комната, висело несколько икон, стояли большие сумки с переданными для больных вещами из собора, подготовлены продуктовые подарки для них к празднику Пасхи. Одних куличей собралось штук шестьдесят, гостинцев разных. Все это Лидия Иосифовна разносила в отделения.

В одиннадцатом и двенадцатом отделениях лежали люди пожилые. Многие годами прикованы к постели. Горе приводило их сюда. Не выдерживали люди испытаний жизнью, «ломались», вот и оказывались здесь. Весной состояние многих больных ухудшалось.

«Ходила я по отделениям – смелость какая-то была, – вспоминает Лидия Иосифовна. Люди там лежали сложные, даже буйные бывали. Но я страха не испытывала. Приносила иконы им, рассказывала, читала молитвы разные тем, кто просил. В первый день смотрю – бежит медсестра: «Вы что, не смейте одна ходить! Только с сопровождением. Они могут что угодно сделать!». Сестрички боялись за меня, а я страха не испытывала, спокойно заходила в отделения. Подойдешь к голубчику, погладишь, успокоишь, как сможешь, молитвочку почитаешь. Не боялась. Жалела.

А однажды на территории больницы маньяк напал. Начал душить. Я взмолилась: «Господи! Отче Николае!» – и давай читать «Да воскреснет Бог». У него руки и опустились. Говорят, этот больной одержимый был, в тот день на нескольких человек набросился. А меня Господь защитил, уберег».

Тема одержимости интересует многих. Священники четко разграничивают случаи, когда человек болен и когда он одержим бесом.

До революции в больницах проводился несложный тест. Новому больному предлагалось выбрать один стакан воды из нескольких. Во всех была святая вода, а в одном – простая. И если человек одержим, он чаще всего выбирал стакан с неосвященной водой. В особо тяжелых случаях, конечно, необходима помощь специального священника-экзорциста – священнослужителя, наделенного даром изгнания бесов.

В первом случае показано медицинское лечение. Во втором же – человек может исцелить себя воцерковлением, церковными таинствами. Бывает, что больные, начав регулярно посещать православный храм, исцеляются от депрессии, неврозов и даже более тяжких душевных недугов.

«Людей, больных или здоровых, просто любить надо, поддерживать, молиться за них, бережно относиться к каждому. Уже служение такое у нас!», – говорит сестра милосердия.

Весной 2007 года Лидия Иосифовна пришла работать в поликлинику № 5, в часовню, названную в честь Иверской иконы Божьей Матери. Раньше здесь работала другая сестра милосердия – Светлана Петровна Тихонова, вынужденная уйти по причине болезни. Уходя, она говорила, что спокойна за судьбу часовни, в хорошие руки она попала, в надежные.

Теперь на всех этажах поликлиники звенит колокольчиком звонкий голосок Лидии Иосифовны: «Как же ты, милая без крестика? Вот, возьми его! Повторяй за мной слова и запоминай их: «Благослови, Господи, и огради силою Твоего креста!». Теперь поцелуй, надень и не снимай никогда. Крест твой – вещь особая, береги его как святыню!».

Вот так живет уже более 70 лет и трудится Лидия Иосифовна Ведерникова, сестра милосердия, тихая мудрая женщина, которая ежедневно благодарит Бога за то, что он, еще и еще, дает ей возможность быть полезной людям.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.