Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


И молитва веры исцелит болящего

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Содержание материала

Сверяя мысли

с благодатным святоотеческим учением

Отцы Церкви рассматривали грех как духовную болезнь, являющуюся причиной многих физических болезней. «Испорченность души есть причина болезней телесных», – говорил св. Иоанн Златоуст, указывая на взаимосвязь душевного и телесного в развитии заболеваний.

Любые болезни нуждаются во врачевании. Церковь можно рассматривать как врачебницу для души, а труд священника, отпускающего грехи, сравним с трудом врача, с разницей лишь в том, что священник врачует душу больного, а врач – его тело.

Каждая болезнь имеет причину своего возникновения. Случайные же причины – это только явление кажущееся. Болезнь возникает не без Высшего промысла. Страсти человеческие – вот фактор, вредоносно действующий не только на душу, но и на тело человека. «Волнения, возмущения, огонь страстей различных пороков дают в нас множество болезней душевных и телесных», – писал св. Иоанн Кронштадтский.

Более всего на свете люди боятся смерти и тяжелых болезней. С позиции святоотеческого учения, заболевая, человек более трезво задумывается о смысле жизни. Болезнь – это своего рода очистительный криз. Мужественное перенесение болезни формирует в человеке такие качества, как терпение, стойкость, выносливость и некоторые другие добродетели.

Человек, оказавшийся на больничной койке, не только физически слаб, но чувствует себя слабым и духовно. Господь как бы призывает человека к покаянию, к исправлению своих грехов, к терпению, к вере. Болит тело, но более всего болеет душа.

Часто, не имея достаточного духовного опыта, больной бывает не в состоянии проанализировать причины, приведшие его к заболеванию. Вот когда ему нужна особая благодатная помощь: молитва, пост, святые Таинства, а также «врачество земное».

Часто священникам задают вопрос: «Можно ли лечиться у докторов и принимать лекарства?».

Конечно, можно, ведь врач – это помощник по промыслу Самого Бога, он нужен «для облегчения страданий и лечения болезней». Св. Амвросий Оптинский говорил, что «все от Господа Бога – и лечебные средства и самые лекаря». Грех состоит не в том, что человек прибегает к услугам врачей и действию лекарств, а в том, что всю надежду на выздоровление он возлагает лишь на это, забывая о том, что все, что происходит в нашей жизни, зависит от всемогущего Бога, который «хощет, живит, а хощет, мертвит».

«Не уповай на врачебное искусство без благодати и не отвергай по упорству своему, но проси у Бога познания причин наказания, а потом избавления от немощи, терпя сечения, прижигания, горькие лекарства и все врачебные наказания», – утверждал замечательный богослов, один из древних учителей Церкви, Св. Василий Великий.

 

Ответственность

за душу каждого, входящего в мир

Строя работу с больными, священники и сестры милосердия православного сестричества обязательно учитывают специализацию лечебного учреждения и его отделений. Без учета этих особенностей сестры не могут планировать свою работу.

В гинекологических отделениях, где делают аборты, в роддомах, где беременные женщины встречаются с угрозой прерывания беременности, сестрам приходится проводить разъяснительные беседы о том, какой грех берет женщина на себя, согласившись или решившись на эту операцию, рассказывать, как влияет прерывание беременности на ее судьбу, на судьбу близких, на будущее ее детей.

Сестры милосердия много работают с беременными женщинами. Они рассказывают будущим мамам о христианских истинах, о воспитании детей в духе православия, говорят о значении Крещения, Исповеди, Причастия, Соборования. Очень важными считаются беседы о духовном вреде абортов, курения, нецензурных выражений, о многих передачах на телевидении, развращающих людей, особенно детские души, еще не умеющие сопротивляться злу и разным искушениям.

В роддомах часто бывают случаи отказа от детей. Брошенные на произвол судьбы, беспомощные, оставшиеся без любви и родительской заботы, дети сильно отличаются от своих сверстников. Они не плачут, не требуют ничего, если голодны или лежат в мокрых, грязных пеленках. Они в основном молчат, будто чувствуют, что никто им не поможет, что они обречены на жуткое одиночество в мире людей.

Людмила Федоровна Голоднова, которая в 1997 году служила сестрой милосердия в молебной комнате роддома № 1, помнит первый в ее практике случай отказа от новорожденного. Врачи просили поговорить сестру с мамашей, отказавшейся от ребенка.

Оказалось, что супруги, люди неверующие, доведены до крайней степени отчаяния. Содержать семью, где уже росли два малолетних ребенка, было не на что. Мужа сократили на производстве, и он долгое время не мог найти новую работу, стал безработным. Жену, работающую продавцом в ларьке, грозил уволить хозяин, если она пойдет в декретный отпуск. Остаться без этой работы было невозможно: на тот момент она была единственным, хоть и небольшим источником дохода, от которого зависело материальное благополучие всей семьи. Люди оправдывали свое жестокосердное решение – отказаться от новорожденного ребенка – неспособностью выжить в непростых условиях экономического кризиса.

Но, как ни старалась сестра милосердия убедить родителей, что их поступок против Бога, как ни пыталась доказать, что Господь не оставит их на произвол судьбы, обязательно поможет семье, если они заберут ребенка, все было напрасно. Безверие сделало их слепыми, глухими и лишило возможности сопротивляться злу.

Но брошенный на произвол судьбы ребенок все же получил поддержку от Бога. Усыновить его захотело сразу несколько семей. Сестра очень надеется, что сейчас, спустя десять лет, он любим, здоров и счастлив в новой семье.

Как сложилась судьба людей, отказавшихся от ребенка, она не знает. В своих молитвах бывшая сестра просит Господа дать этим людям понимание и раскаянье в содеянном жестокосердии.

Часто роженицы вынуждены идти на прерывание беременности по медицинским показаниям, когда есть угроза жизни матери.

Людмила Федоровна и все, кто работали в роддоме, хорошо запомнили наставления духовника сестричества, отца Геннадия Князева, говорившего:

– Мы все рано или поздно уйдем в мир иной. Но разве по-христиански во имя собственной жизни лишать возможности жить другого, ни в чем не повинного человека?

«Этими слова отца Геннадия мы руководствовались в нашей работе с беременными, находившимися в патологических состояниях, – говорила Людмила Федоровна, – но однажды нам дали понять, что наша точка зрения не совпадает с точкой зрения врачей. Оказалось, доктора обязаны сохранять, прежде всего, и во что бы то ни стало, здоровье матери. Они несут за ее жизнь и здоровье большую ответственность. Но кто же в таком случае должен нести ответственность за жизнь еще не родившегося ребенка?

Сестра милосердия обязана быть не просто верующим человеком, а уметь убедительно и квалифицированно объяснить любой женщине, независимо от уровня ее развития, духовности и образования, всю греховность этого шага, помочь отыскать сильнейшие аргументы, которые смогли бы отвратить ее от необдуманного поступка.

Чтобы разговор с женщинами не был голословным, необходимо использовать в работе различную литературу по этому вопросу, начиная со Священного Писания, трудов Отцов православной Церкви, современных учителей, иметь в своем арсенале множество ярких примеров, подтверждающих теоретические рассуждения. Поэтому уровень подготовки катехизаторов должен быть чрезвычайно высок.

Строя разговор с больными, сестра милосердия должна проявлять себя и как опытный православный психолог, учитывать духовное развитие больного, его психику, интеллект, способность к анализу и оценке услышанного.

Часто бывает, что женщина, в силу каких-то особенностей своего характера или отсутствия бытовых условий, сама не может принять решение об отказе от аборта, поэтому сестра должна помочь ей стать более решительной, чтобы взять ответственность за свое будущее дитя.

Мощную поддержку женщинам дает молитва, обращение к Господу. Часто больным трудно самостоятельно начать читать молитвы, просить Господа «о своем». Сестра милосердия научит и расскажет, как сделать это правильно, а Господь никогда не остается безучастным к судьбам просящих. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф. 7:7,8).

 

«Открыть глаза им,

чтобы они обратились от тьмы к свету...».

(Деян. 26:18)

В офтальмологических (глазных) отделениях больниц находятся больные с проблемами зрения – слабовидящие, незрячие. И, если в других отделениях сестра милосердия может привлекать к своей работе книги и иллюстративный материал, то в глазных отделениях необходимо делать ставку, прежде всего, на обычную человеческую речь.

Помимо книг, библиотечки таких отделений укомплектованы еще и аудиозаписями Священного Писания, духовных бесед, утренних и вечерних правил, различных молитв и церковных служб.

На оснащение больных и палат необходимым оборудованием для прослушивания записей нужны немалые средства. К сожалению, сестричество, при всем своем огромном желании помочь больным людям, на сегодняшний день таких средств не имеет. Но с помощью Божией это обязательно будет. Голос сестры милосердия для многих офтальмологических больных является единственным источником, несущим информацию о Боге. Поэтому сестра должна уметь всецело использовать весь арсенал приемов ораторского искусства, обладать большим жизненным опытом, психологическим даром убеждения и аргументации, строя свои духовные беседы с больными.

Сестра милосердия, Зоя Павловна Абакумова, рассказала случай, запомнившийся ей из практики своей работы в областной офтальмологической клинике.

Сергей ослеп внезапно, по не известной никому причине. Его привезли на обследование и лечение в Кемерово, в областную офтальмологию. Мужчина находился в подавленном состоянии, не мог спать, его мучила бессонница, одолевали тяжкие мысли. Единственным развлечением Сергея был аудиоплеер, по которому он слушал современную музыку. Как-то, проходя мимо сидящего в коридоре больного, с наушниками, Зоя Павловна поинтересовалась, что он слушает. Из наушников раздавался грохот электронного барабана, бьющий по мозгам, будоражащий все чувства. Мужчина сказал, что слушать больше нечего. Сестра милосердия предложила записи, которые имелись в церковной комнате, открывшейся всего год назад. Это были аудиокассеты с записями Евангелия, житиями святых, молитвами, церковными песнопениями и песнями православных композиторов и поэтов. От «нечего делать» мужчина начал слушать. Потом попросил еще...

Уже несколько раз Зоя Павловна беседовала с мужчиной, рассказывала о сестричестве, о его служении в больницах, о задачах сестер милосердия, о духовной помощи больным людям. Когда заговорили о грехах, о покаянии, мужчина с радостью дал согласие подготовиться к исповеди, просил духовной беседы с батюшкой.

Отец Сергий Адодин полтора часа беседовал с больным, исповедал его.

Встретившись с мужчиной на следующий день, Зоя Павловна узнала от него, что после исповеди больной почувствовал, будто тяжкий камень свалился с его души, что всю ночь он спокойно спал, а сейчас находится в хорошем настроении, – только что врачи сказали ему, что есть надежда на восстановление зрения, но необходимы несколько операций.

Сергей начал ежедневно прослушивать утренние и вечерние молитвенные правила, молитвы разным святым-целителям. Операции оказались удачными. Сейчас он может ходить без помощи других, зрение постепенно восстанавливается.

Вера в судьбе этого человека сделала свое дело. Она дала надежду, что все будет хорошо. А мужчина решил для себя очень важное, что в его жизни теперь есть опора. И эта опора – Господь.

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.