Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Православная праздничная традиция

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Владимир Ерёменко, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников КемГУКИ, выпускник Московского Свят-Тихоновского Православного Богословского Института.

1. Православная праздничная традиция.

Рождество Христово. Крещение (Богоявление) Господне.

Третий год подряд в Кемеровском государственном университете культуры и искусств на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников на очном и заочном отделениях читается разработанный мною курс "Православная праздничная традиция".

Интерес к предмету большой, сложностей в понимании и в преподавании так же много. Это и понятно: жаждущая земля долго ждала благодатного дождя, но так окаменела, что порою душа не воспринимает, не впитывает, не слышит голос предков, живших ценностями отеческой культуры.

Православная праздничная традиция - это явленная, осуществленная, закрепленная в праздниках, традиция Православной церкви.

Православная праздничная традиция - основная, стержневая, жизнеутверждающая приемственность православного бытия, направляющая (возводящая) человека-христианина к Жизни Вечной из жизни земной, временной, выраженная в праздниках. А праздник мы понимаем как высшую форму бытия человека, полностью отвечающую его насущной внутренней потребности, смыслу жизни. Праздник - есть житие с Богом. "И что другое значит праздновать, как не прилепляться к Богу?" - вопрошает Святой Феодор Студит.

В Церкви все дни праздники.

Господни, Богородичные, Святых Бесплотных Небесных Сил, Святых, почивших в Боге, основных церковных исторических событий.

В Церкви каждый день - праздник.

Сама Церковь - это осуществленный Праздник среди земных будней. Праздник, призывающий жить по законам, заповедям его, превращающий быт в Бытие, преображающий жизнь временную в Жизнь Вечную. За каждым богослужением православные христиане обретают реальный, чувственный опыт Инобытия, Жизни Вечной, ибо в службах церковных Небо сходит на Землю, и человек восходит в Обители Небесные. И это происходит за каждым, даже малым, богослужением церковным. Опыт реального ощущения Жизни Вечной помогает в жизни земной, временной, руководит на пути возвращения в обители Отца своего Небесного.

Православная праздничная традиция - образ жизни православного христианина, закрепленный в праздниках.

Мы рассмотрим двенадцать главных (двунадесятых) праздников Церкви и ее тринадцатый (или первый) Праздников Праздник - Пасху.

Эти тринадцать праздников составляют годичный богослужебный круг Православной Церкви.

Есть еще круги недельные и дневной (суточный), где каждодневно и еженедельно осуществляются праздничные богослужения по церковному календарю.

Начало церковного года, новолетия (индикта) в Православной Церкви отмечается 1 сентября по старому стилю (Юлианскому календарю), по новому - 14 сентября. Первым праздником в череде двунадесятых праздников празднуется праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября).

Пресвятая Дева Богородица вошла в мир как Храм Божий, приготовленный к принятию Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Второй по счету двунадесятый праздник - Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября). Третий - Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря).

Рождество Христово - четвертый по счету из двунадесятых праздников в череде годичного богослужебного круга (25 декабря/7 января). Главный праздник, открывающий Спасительную миссию на Земле воплотившегося Бога Слова.

Спасти человека и через него Вселенную пришел Господь.

Христос родился в холод и ночь, в бездомии, вне человеческого жилья. Обстоятельства Его Рождения указывают на духовное состояние человечества: на глубокий сон и падшесть, на помраченность сознания и бездонность, как забытие своего Небесного Жилища. Пещера для скота и ясли, куда пастухи бросали корм для животных, стали первым местом на Земле для воплотившегося Спасителя.

Воссияла во мраке Рождественская Звезда. Воспели Ангелы: "Слава ввышних Богу и на Земли мир...". Поклонились Младенцу пастухи, созерцая и благовествуя Чудо Божие. Устремились на поклон Царю волхвы с дарами.

Начался путь Спасителя по Земле, возводящий человека в Царствие Небесное.

Весь путь его - жертва и обучение жертве Богу и ближнему своему, как обретению Любви. Жертве, как спасению своей души. Как обожению человека.

Творец воплотился в творение Свое, чтобы преподать нам Благую Весть Спасения, обучение Жизни Вечной, любви.

"Бог стал человеком, чтобы человек стал богом," - говорят святые.

Что может быть выше этого призвания?

В День Рождества Святая Церковь воспевает это событие главным песнопением - праздничным тропарем:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

На современном русском языке это звучит так:

Рождество Твое, Христос Бог наш, озарило мир Светом Разума, через Рождество Твое волхвы-мудрецы, поклонявшиеся звездам, - звездою же были научены поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и знать Тебя, сошедшего с высоты Господа. Господи, слава Тебе!

Следующим праздником в числе двунадесятых празднуется церковью Крещение Господне, или Богоявление.

Почему праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа называется еще и Богоявлением?

Потому что во время Крещения во Иордани Господа Иисуса Христа Иоанном Крестителем впервые явилось людям в полноте Своей Святая Троица - Бог наш. Родительский глас Бога Отца с Небес глаголющий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение", крещающийся Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой, в виде Голубя с Небес сходящий на Него.

Христианство - религия Откровения.

То есть, откровение тех Тайн, которые Господь благоволил явить человеку для Спасения его. Тайн, которые постепенно открываются (понимаются) для шествующих путем Божиим. Преждевременное, и, тем более, просто рассудочно-рациональное толкование их человеческому уму не доступно. На то они и Тайны, на то они и Пророчества, чтобы открыться для спасающихся в полноте своей в определенное Господом время. А пока толкуются - понимаются они богословами, Святыми Отцами, Вселенскими Соборами в пределах спасительного неложного понимания на каждый день движения по пути, указанном Господом. Потому и Тайна Тайн, Что, Кто есть Господь, как понимать Пресвятую Троицу, не по силам уму человеческому без дополнительной Благодати Божией, что произойдет лишь в Царствии Небесном, когда мы, по слову апостола Павла, увидим Господа "лицом к Лицу". Потому, оставим излишние умствования, тормозящие человека, и сердечно-опытно двинемся по пути, указанном Господом. Ничего недостаточного для Спасения не дает Господь слышащим и слушающим Его, ничем лишним не обременяет на пути восхождения.

Таинство Крещения - первое таинство христианина, услышавшего голос Божий и повинующегося Ему. Сынами Божиими нарекает Господь крещающихся, прощает (смывает грехи наши), поставляет в помощь Ангела - Хранителя, Сам помогает в трудном, но единственно верном пути вхождения в Царствие Небесное.

Откровение, явленное в Крещении (Богоявлении) Господнем, воспевается православной церковью в ее праздничном тропаре:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Сына именуя, и Дух в виде Голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде Голубя заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившейся и просветивший мир, слава Тебе.

Вспоминать, знать, исповедовать веру Христову - наше главное жизненное дело. Главная забота. Все остальное приложится нам. Все остальное будет.

Все уже есть, сын Мой, и дастся тебе, только смиренным духом моли.

Христианство, Православие, Православная праздничная традиция - наш путь к Богу, наше спасение, наша национальная идея, Смысл Жизни. 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.