Журнал Огни Кузбасса
 

150 лет основания прихода в селе Жарковском

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

150 Лет основания прихода в селе Жарковском (ныне поселок Яя)

1860 – 2010 г.г.

Автор статьи в "Томских епархиальных ведомостях" (1) протоиерей Александр Сидонский. На момент выхода статьи в 1911 году ему было 68 лет. Отец Александр состоял с 1902 года в должности Мариинского благочинного. Имел церковные награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест и орден св. Анны IIIстепени.

В Томской епархии до революции служила целая династия церковно- и священнослужителей Сидонских. Сам Александр Григорьевич был образованнейшим человеком своего времени. Окончил Томскую духовную семинарию в 1866 году. Был членом Томского цензурного духовного комитета, а так же депутатом с духовной стороны в гражданских судах. В священном сане служил 45 лет (2).


 

Протоиерей Александр Сидонский

«Икона преподобного Онуфрия Великого».

«Томские Епархиальные Ведомости», г.Томск, 1911.

Томск: Типография Дома трудолюбия.

«В 1850-е годы, в сорока верстах от села Жарковского были открыты Бароновские золотые прииски. Жена предпринимателя приискового дела, баронесса Павла Александровна, урожденная Горохова, дочь известных и видных в то время золотоискателей, с детства воспитанная в православии и благочестии, старалась воспитывать в том же духе и своих детей. Под своим присмотром для них наняла она учителем доброго старца. В кругу своего семейства и своих близких хозяйка рассказывала, что не раз ей виделась во сне какая-то Икона вниз по реке Чалы.В последний раз услышала она голос, который как бы гневно сказал: «Доколе же я буду стоять в лесу!». Этот рассказ сильно повлиял на слушателей. Хозяйка с двумя дочерьми и прислугой три раза осматривала указанную во сне местность и наконец в трех верстах от прииска, в пихтачах, под деревом, стоящая на каменистой земле, была найдена Икона. Общая радость охватила благочестивое семейство. Каждому хотелось на свои руки принять святыню, но никто не смог этого сделать. У каждого прикоснувшегося начинала либо кружиться голова, либо охватывал озноб и боль в пояснице. Усердствующих охватывал испуг, страх, робость. Испугавшееся семейство возвратилось домой и всем со страхом рассказывало о случившемся. Внимательно выслушав рассказ, добрый учитель прибавил: «Угодники Божии смиренны и молитвенники, а поэтому и приходить к ним нужно со смирением и молитвою. Припомните событие из жизни пророка Божия Илии. Два отряда, посланных от царя, с настойчивостью и важностью смело приступали к пророку, заявляя, что его требует Царь и угрожали насилием за непокорность им и два раза были пророком на смерть поражаемы огнем, падавшим с неба. Когда же со смирением и молитвою приступил отряд третий, пророк внял его молитвам, приблизился к царским посланникам и вмести с ними пошел к Царю». Этот наставительный рассказ учителя пришелся по душе баронессе и всему семейству. Оно тот час же отправилось под его руководством в обратный путь. Со смирением и молитвою подошли к св. Иконе и хозяйка приняла ее на руки свои. Икона имела изображение Преподобного Онуфрия Великого. Когда ее внесли в дом, радость семейства, и особенно хозяйки, была неописуема. В знак благоговения к угоднику Божию тот час же было решено баронессой возложить на нее серебряную под золотом ризу, что вскоре было исполнено.

Рассказы о чудесном обретении св. Иконы служащими на приисках слушались и разносились по соседним селениям, доходили и до села Жарковского, тем более, что баронесса временами в нем проживала. Окрестные жители были все позднейшие насельники, а село Жарковское, в основании своем, имело коренных жителей – ясачных инородцев и, по времени своего начала, восходит ко временам господства сибирских татар. По близости не было церквей и настала крайняя нужда в храме. Возбуждаемые рассказами баронского семейства о явленной Иконе, жарковские жители решились ходатайствовать о построении у них церкви, во имя преподобного Онуфрия. Грамотою от 30 сентября 1860 года Преосвященнейшим Парфением (3) такое дозволение было дано вследствие усердия жителей, а частию вследствие помощи поселков Судженского и Орловского, в то время малолюдных. Строительство первого храма в этой местности было незамедлительным. Он был небольшой и походил на часовню, но для числа жителей того времени довольно достаточный. По желанию и распоряжению обретательницы в этот храм внесена была торжественно и явленная Икона, но самой обретательницы, к этому времени, уж не было в живых уже три года. В 1858 году, 10 апреля баронесса скончалась от тифозной горячки и была похоронена в церковной ограде села Колыонского. Родилась же она 31 мая в 1808 году.

Крестьянин села Судженского, бывший 15 лет церковным старостой, Филипп Осовинов рассказывал: «Сын мой, Федор, будучи трехлетним, страдал от болезни всего тела. Ноги его сводило и он не мог не только ходить, но и стоять. От его постоянного плача с ним страдало все семейство, а особенно мать. Бесполезно было лечить его у старух и сельскими средствами. Мать же его, ныне покойная, настаивала отнести его к преп. Онуфрию в Жарковку. Мы послушались и в престольный праздник, 12 июня, принесли его в церковь на руках. После литургии просили батюшку О. Николая Крылова отслужить молебен угоднику Божию Онуфрию пред его явленной Иконой о здравии болящего Федора и после молебна приложили его к Иконе.

Как только мы приложили его к Иконе, он тот час же перестал плакать и стал здоров.

Когда возвращались из церкви, мать только держала его за ручку, а шел он сам на своих ножках. Он здравствует и до ныне, ему 44 года. Он два раза участвовал в военных походах против Китайцев и Японцев».

Тот же свидетель рассказывал и другие подтверждали: «Лет тридцать тому назад, в с. Судженском умирало много детей от скарлатины. Крестным ходом была поднята Икона преп. Онуфрия и в сопровождении богомольцев из села Жарковского была перенесена в с.Судженское. Прихожане с усердием приняли святыню и носили по домам своим, умоляя преподобного перед Господом. Господь помиловал и болезнь прекратилась».

Крестьянин села Жарковского Антон Наумов рассказывал и другие подтверждали: «По построении церкви в селе Судженском, причт церковный от церкви Жарковской предполагалось переместить в с. Судженское. Жарковским жителям не хотелось лишаться причта и чтобы усилить свое ходатайство в том перед начальством, стали склонять на причисление к ним деревни Новиковой. Однако же доверенный последней, крестьянин Сергей Белов не соглашался на то и пред доверенным Жарковским, крестьянином Фомою Куликовым, в присутствии лиц посторонних, кощунственно выражаясь сказал: «Нашли вашего Онуфрия на назьмах, да и хлопочете, чтобы и нас к вам перевели. Не хотим идти к вам!» Белов возвратился домой на другой день и в тот же день в пожаре сгорело все его имущество. И жители, и сам Белов заговорили, что его наказал Господь за оскорбление преподобного Онуфрия».

Подобных рассказов среди местных жителей можно встретить не мало, почему и благоговение к св. Иконе Угодника Божия имеется не малое. В день преподобного Онуфрия, 12 июня, храм с. Жарковского ежегодно переполняется богомольцами, из которых многие приходят издалека и ищут в нем исповеди и удостаиваются и божественного причащения».

Из приведенной выше статьи протоиерея Александра Григорьевича Сидонского следует, что разрешение на постройку первого Яйского храма было дано в 1860 году. В 1861 году небольшой храм, похожий по размерам на часовню, незамедлительно был построен. Второй Яйский храм уже больших размеров был построен там же в 1868 году. Он входил уже в Судженский приход и являлся приписным и территориально входил в 3-е Ишимское благочиние. Службу в нем служили священники Покровской церкви села Судженское.

В самом селе Судженском, более крупном, чем Жарковское, храм появился позже в 1867 году. Как и Жарковский храм 2-й постройки, он был возведен при епископе Томском Алексии (Новоселове) (4).

Интересным является тот факт, что жители села Ольгинского, Судженской волости, глубоко почитающие святого Онуфрия, ходатайствовали о построении храма преподобного в их селе. Деревянная церковь однопрестольная была построена в 1895 году и образован отдельный приход в составе села Ольгинского и деревни Муравьевской. В храмах и домах прихожан Судженской волости имелось и почиталось множество икон угодника Божиего Онуфрия. Сегодня, одна из таких икон конца 19-го века находится в частной коллекции в городе Кемерово и выставлялась на юбилейной выставке, посвященной 10-летию Кемеровской и Новокузнецкой епархии, в областном краеведческом музее.

Скорбно то, что сама чудотворно явленная икона ныне утрачена.

В бурные годы революции и гражданской войны по всей России и Сибири было разрушено и уничтожено множество храмов. В последующей волне гонений на Церковь и ее служителей количество святотатства и репрессий росло в геометрической прогрессии. Из множества храмов в Кемеровской области к 1949 году осталось 15 церквей. Только по одному Анжеро-Судженскому району было закрыто 12 церквей. В 1931 году закрыта церковь в селе Жарковском. Здание храма превращено в склад. Сама икона Святого Онуфрия Великого, внесенная в список Императорской Академии художеств в 1886 году (5), как особо чтимая православная святыня, бесследно исчезла. Но память о чудесном явлении иконы преподобного Онуфрия и благодатной помощи жителям Яи жива до сих пор.

В 1991 году свершилось радостное событие: возродился в районном центре храм Великого старца пустынножителя Онуфрия Великого.

25 июня 2001 года освящен закладной камень под строительство нового храма святому покровителю земли Яйской.

15 февраля 2008 года семилетнее строительство храма было завершено и в новом храме прошла первая служба. Ныне в этом храме регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства, а прихожане имеют возможность молиться перед образом святого Онуфрия, написанным в наше время.

Преподобный отче Онуфрий, моли Бога о нас!


1. «Томские епархиальные ведомости» являлись официальным печатным органом епархии,

издавались с 1880 года. При советской власти в 1917 году прекратили свое существование.

2. Справочная книга по Томской епархии за 1902-1903г.г. Томск, 1903, с. 7, 30, 196

3.Преосвященнейший Парфений, епископ Томский являлся предстоятелем кафедры с 1854 по1860г.г.

В период его святительства построено 57 храмов, что для Западной Сибири того времени было

немало. До назначения на Томскую кафедру служил ректором последовательно Орловской,

Харьковской, Херсонской семинарий и Казанской духовной академии. Открыл Томскую духовную

семинарию// Русская Православная Церковь юга Западной Сибири (19 – 20 в.в.): исторические очерки.

Кемерово: КУЗБАССВУЗИЗДАТ, 2007, стр. 29-31.

4. Там же.

5. Калишева Г. П. «Церковные летописи как краеведческие первоисточники //Разыскания,

историческо-краеведческий альманах, вып. восьмой г.Кемерово, 2010, с.46

Вадим Ермоленко
Кемеровское культурно-историческое
общество «Стягъ»
г. Кемерово 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.