Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК КО "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни КУзбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Администрации города Кемерово,
ЗАО "Стройсервис",
ОАО "Кемсоцинбанк"

и издательства «Кузбассвузиздат»


Николай Кружков. «Я назвал бы Россию Голгофой». Молитвенное слово иеромонаха Романа

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

 

 
 

Нет ничего прекрасней смерти,

Когда она ведет к Христу!

Иеромонах Роман (Матюшин)

 

 

Есть ценности вечные – духовные. Ими живет русский человек. Почему в наше столь многострадальное для России время растет интерес к поэзии иеромонаха Романа (в миру – Александра Ивановича Матюшина)? Видимо, потому, что духовное возрождение России немыслимо без великих подвижников, к коим и принадлежит выдающийся русский православный поэт, живущий ныне в скиту Ветрово, неподалеку от Пскова.

Вот что пишет о нем в предисловии к поэтическому сборнику «Внимая Божьему веленью» (Минск, 2005 г.) Валентин Распутин: «…песни его, прозвучавшие в скорбную пору нашей Голгофы так неожиданно и так необходимо… есть ответ на духовные отеческие потребности… Сказать, что это молитвенный и аскетический голос – значит, указать только на одну и, пожалуй, не главную окраску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слезы ее обретения». Поэты в России всегда были пророками. Сам иеромонах Роман в предисловии к своему последнему сборнику «Пред всеми душа виновата» (2006 г.) пишет: «Один Бог – Истина, Свет, Жизнь, Любовь, Премудрость. Один Господь – Святая Цель всего творения. И любые виды искусства – прежде всего пути, приводящие к Свету или уводящие во мрак. Творящий оправдается или осудится сотворенным. Посему – да будет сотворенное не слуху и зрению, а душе!»

Что отличает стихи иеромонаха Романа? Предельная искренность и исповедальность… Некрасовская и есенинская грусть… О самом поэте мы знаем немного: родился в 1954 году, в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен в иеромонахи. Служил в одном из приходов Псковской области, сейчас живет в скиту Ветрово, недалеко от Пскова. Мог ли стать о. Роман настоятелем храма и священнослужителем? Конечно, мог бы… Но надо было выбирать одно из двух: служение Церкви или Поэзии. Александр Матюшин выбрал последнее. И тем самым избрал своей миссией служение Христу. Духовные песнопения востребованы нашим обществом: теперь все – от Жанны Бичевской до Олега Погудина и Сергея Безрукова обратились к песням известного русского инока. Когда в обществе возникает духовный вакуум, его надо чем-то заполнять. Порнографией, уголовщиной, попсой и рекламой. Жаждой обогащения любой ценой. Но ведь есть еще «мир лучший, мир духовный» (Ф. И. Тютчев). Поэтому поэзия отца Романа оказалась столь необходимой в наше смутное и тревожное время. В стихотворении «Земля от света повернет во тьму», написанном в 1987 году по мотивам Екклесиаста, русский православный поэт признавался:

 

Людская память – вешняя вода,

Она умрет, как город осажденный.

Блажен, кто никого не осуждал,

Но преблажен за Правду осужденный.

 

Как не вспомнить в связи с этим Нагорную проповедь Иисуса Христа: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф, V, 10)! Сам поэт был «осужден» за Правду не единожды. Когда написал стихи, посвященные генералу Макашову, когда поддержал сербов в их справедливой борьбе за независимость своей родины («О, Сербия – ведомая к пропятью!»). Когда гневно бросил в лицо своим оппонентам:

 

Ты говоришь, скривив лицо в страданьи,

Что мир погиб в неправде и во зле.

Но если уж Христа, Христа продали,

То что не продается на земле?

 

Не правда ли, очень созвучно нашему времени, когда все продается и покупается – благородство, совесть и честь? Пусть упрекнут меня в невежестве, но для меня иеромонах Роман – поющий поэт. Поэт в известном русском иноке доминирует над монахом. И это – главное.

Свет своего предназначенья на земле разгадал и посвятил ему свое служение и жизнь иеромонах Роман.

 

Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней, жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

 

Мы забываем, что предназначение Человека на земле – оставить след в душах потомков. Мы погрязли в суете. И об этом пишет поэт:

 

Земное застит кругозор.

Когда кругом постройки –

Закроются вершины гор,

Откроются помойки.

 

Избрали бы другой закон,

И жизнь была бы краше,

Познали бы, как велико

Предназначенье наше!

 

Что говорить, напрасный труд,

Коль жизнь заради брашен…

Но лебеди не поплывут

Среди помоек ваших.

 

Лирическая исповедь иеромонаха Романа – это боль любящего сердца, которое страдает и сострадает, мучается и молится, верит и надеется… Исповедь души, жаждущей покаяния и просветления: «О душа, что тебе не хватает? Чистоты, чистоты, чистоты». Впервые с творчеством русского инока я познакомился несколько лет назад, когда в исполнении Жанны Бичевской услышал песню «Если тебя неудача постигла…» («Родник»), которая сейчас стала всенародно известной:

 

За родником – белый храм,

Кладбище старое,

Этот забытый край

Русь нам оставила.

 

С тех пор духовные песнопения о. Романа я слышал много раз в исполнении Максима Трошина – подававшего великие надежды православного певца и композитора, трагически ушедшего из жизни в 17 лет… Звучали песнопения поэта в устах архидиакона Романа (Тамберга), тоже трагически погибшего 4 мая 1998 года в 37 лет! Поют их «петербургская княжна» Ирина Скорик, детский хор «НИКА», вышел диск Олега Погудина, где замечательный русский певец исполняет песни на стихи иеромонаха Романа. Сподобился обратиться к его творчеству и известный киноактер Сергей Безруков. И все-таки сам поэт исполняет свои песни удивительно проникновенно и просто, чисто и мудро. Читая его стихи, понимаешь, что сам приобщаешься к живому роднику высокой русской духовной культуры. В них часто звучит боль за Россию:

 

Святая Русь, Расеюшка, Расея,

Сидишь над вавилонскою рекой,

А впереди – застенки колизеев,

До них осталось нам подать рукой.

 

Как современно звучат эти стихи, написанные двадцать лет назад! «Избави от грядущих бед Святую Русь мою», – с мольбою к Господу обращается поэт и все-таки сквозь земные скорби и страдания видит Свет Истины, через «страдальчество и искупленье» познает радость Бытия, Красоту и Гармонию. Не потому ли самое апокалипсическое по духу стихотворение «Земля от света повернет во тьму», где есть строки, поражающие воображение своей предельной и, потому, страшной Правдой:

 

Нечестию живущих нет границ,

И люди жить и умирать устали.

О, семя любодеев и блудниц,

Когда б вы знали на Кого восстали!

 

Не возноситесь, Судия воздаст,

И это будет бедствием из бедствий.

Святы твои слова, Екклесиаст:

Все, что без Бога, – суета суетствий!

 

(нет смысла скрывать, что это наш сегодняшний день), – заканчивается на оптимистической ноте:

 

Но верю я, что Истина Сама

Вовек восторжествует над землею.

И будет свет, и посрамится тьма,

И сокрушится всяк, творящий злое!

 

Есть и другие прекрасные лирические откровения нашего замечательного современника. Стихотворение «И Млечный Путь, и кроткий полумесяц», ставшее духовной песней, – предельно искреннее и исповедальное, тоже призывает плыть одинокого странника к «живому огоньку», искать путь во тьме, не отчаиваться и не унывать, ибо уныние, как известно, – тяжкий грех:

 

А без надежды суетно движенье,

И прошлого никак не понести.

И наша жизнь – не только отраженье…

Греби, родимый! Есть куда грести.

 

Гони кручину, призывая Бога,

Остави отражение-тоску,

Под небом звездным лунною дорогой

Плыви к тому живому огоньку.

           

Особое место в творчестве этого русского инока занимает тема покаяния, причем «безжалостного к себе покаяния», о чем и писал Валентин Распутин: «Когда пойду на суд душой», «Исчезну я с лица земли», «В минуту скорбную сию» – лирические исповеди поэта, призывающие нас к совести – к «глубине личности, где человек соприкасается с Богом» (Николай Бердяев):

 

Я все обеты преступил,

Неправде послужив,

Одну лишь истину открыл,

Что даром жизнь прожил.

 

И даже истины одной

И той не понести –

Прости меня, Создатель мой,

За все меня прости…

Мы счастливы в этом мире духовным и душевным общением. Поэтому и призывает иеромонах Роман в одном из своих стихотворений всех нас обратиться в детей, чтобы услышать голос нашего Небесного Отца:

 

Нас куда-то несет в непроглядную темь,

И погибельным вехам не видно конца.

Ложь и Смута окрест. Обратитесь в детей!

Обратитесь в детей, и услышите голос Отца.

 

В предисловии к своему последнему сборнику «Пред всеми душа виновата», о котором я упоминал выше, изданному в прошлом году в Минске, поэт признается: «Не миру судить, не миру и угождаю». И, обращаясь ко всем талантливым людям Русской Земли, призывает: «Имущие дарования! Вас одарили не для стяжания праха и восхваления тлена. Не мыльным забавам – дыхание человека, не суете – озарение. Земное слишком быстротечно, чтобы служить земному. Доколе богатиться нищетою? Употребите полученное на врачевание пораженного. Путеводите словом к Слову и образом к Образу! Возвращайте таланты душами Христу! Едините Божие с Богом! Да обретут ищущие, да испиют жаждущие! В этом и оправдание получения, и награда за возвращение. Большей награды не желает и мое достоинство». В наше тревожное время всеобщего хаоса, утраты духовных ориентиров и нравственных ценностей, стихи и духовные песнопения отца Романа напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный им образ Божий.

 

 Иеромонаху Роману

 

Твори молитву не спеша,

 Верь: суета всегда некстати –

 Пусть, плача, молится душа,

 Взыскуя Горней Благодати.

 

 Так Образ Божий, Божий Лик,

 Пречистая и Пресвятая,

 Я сердцем любящим постиг,

 Страницы инока листая…

 

г. Москва

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.