Адрес редакции:
650000, г. Кемерово,
Советский проспект, 40.
ГУК "Кузбасский центр искусств"
Телефон: (3842) 36-85-14
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал писателей России "Огни Кузбасса" выходит благодаря поддержке Администрации Кемеровской области, Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, Администрации города Кемерово 
и ЗАО "Стройсервис".


Михаил Замшин, Александр Мухарев. "Литературная газета" в Кузбассе

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

В городской библиотеке Ленинска-Кузнецкого прошла встреча читателей с поэтом и главным редактором «Литературной газеты» Максимом Замшевым.

– Максим Адольфович, как изменилось лицо «ЛГ» за последние годы? В чем его нынешнее выражение?

– Вы знаете, все, что касается популярности «Литературной газеты» в советское время, уже отчасти мифология. У нас есть подшивки, мы можем посмотреть, что тогда происходило. Многие материалы сейчас даже стыдно читать: идеологизированные, скучные, немало официоза. Тираж не зависел от запроса на распространение. Все было в руках государства. Благодаря таланту редакторов в то жесткое подцензурное время находились способы, лазейки для донесения различной информации. В частности, знаменитая 16-я полоса с клубом «12 стульев» давала народу познакомиться с намеками, более вольными мыслями по поводу строя, режима. У литераторов была возможность достаточно свободно высказываться на страницах газеты. Ее популярность была связана с ограниченностью источников информации. Например, в то время было всего четыре телевизионные программы. Далеко не во всех театрах шли интересные спектакли. Мы помним советское кино, которое было в постоянном прокате...

– Какая сейчас аудитория у газеты?

– Сравнивать с прошлым нельзя. Нам приходится конкурировать с огромным массивом теле- и интернет-проектов. Считаю, что мы имеем свою честную аудиторию. Она велика, и нам удается сохранять то, что было в «Литературной газете» всегда, и делается это для интеллигенции, мыслящих людей. Когда меня спрашивают, чем эта газета отличается от других, я отвечаю: другие издания стремятся сделать человека более информированным, а наше хочет сделать его лучше за счет соприкосновения с высокими образцами литературы, театра, кино, общественно-политической жизни в ее аналитическом виде. И в этом состоит традиция «Литературной газеты», имевшей большие тиражи и популярность.

– Насколько ощущается влияние бывшего главреда Юрия Полякова на «ЛГ»?

– В издании нет традиции Юрия Полякова или Льва Гущина, Федора Бурлацкого, Александра Чаковского или кого-то еще. Каждый номер редакция старается сделать как можно интересней. Естественно, у каждого главного редактора было свое представление о том, какой в идеале должна быть «Литературная газета». Мне всегда казалось, что в газете должно быть много ярких имен, как можно больше интересных мыслей вне зависимости от политических взглядов человека. Мне кажется, что Юрий Поляков тоже ставил такую задачу, но у каждого главного редактора свой вкус, свои любимые авторы, на которых он опирается. У всех главных редакторов задача одна: чтобы не падал тираж газеты и не уменьшалось количество ее выходов, чтобы она развивалась во всех актуальных форматах, участвовала во всех интересных проектах. В этом плане линия Юрия Полякова сохраняется. Знаете, главному редактору, который работает «на земле», некогда думать о каких-то высоких материях, о курсе газеты. Важно сделать хороший номер в срок: найти репортажи, рецензии на книги, вышедшие недавно. Работа довольно жаркая. Курс «ЛГ» всегда был общий: каждый номер обязан быть необычным, интересным для читателя.

– В какой степени в фокусе внимания «Литературки» региональная словесность, а именно сибирская и более локально – кузбасская?

– Я против формулировки «литература региона», это, на мой взгляд, оскорбительно. Мы все части одной большой Литературы. Каждый писатель, естественно, проживает в том или ином регионе. Например, Андрей Антипин – прекрасный прозаик, живущий в деревне недалеко от Усть-Кута, или Михаил Тарковский, проживающий за пределами города. Я бы по регионам не делил, но мы, конечно, стараемся не замыкаться на авторах, которые живут в Москве или Петербурге. Стараемся публиковать широко. Не ведется специальных подсчетов: сколько места выделяется сибирской или дальневосточной литературе. Мы слышим голос людей, живущих не в столице. Тем более что нынешние коммуникации это позволяют. Дело в том, что мы не литературно-художественный журнал. У нас нет большого места для поэзии и прозы. Стихи и проза – маленькая часть газеты. Что касается интервью и рецензий на книги, мы их размещаем. Недавно напечатали беседу с тюменским писателем. Конечно, мы обращаем внимание на то, что происходит в Сибири. Дмитрий Филиппенко из Ленинска-Кузнецкого – наш автор. Знаком я давно и с его тезкой Мурзиным из журнала «Огни Кузбасса». Валерий Казаков долго жил и работал в Кемерове. Сейчас он собкор «ЛГ» в Беларуси. Так что посланцы Кемеровской области по всему свету распространились. Яркая страница, связанная с регионом, – это и Всероссийский поэтический фестиваль имени Алексея Бельмасова... Надеюсь, после этой моей поездки количество людей из Кузбасса, которые печатаются в «Литературной газете», увеличится.

– Вы начинали как поэт, а в последние годы пишете прозу и публицистику. Как дался вам переход в новые жанры?

– Я и продолжаю как поэт. Публицист и прозаик – это добавление к моей творческой практике. Вполне логично, что каждый литератор, если ему хочется попробовать себя в другом жанре, должен это сделать не гоняясь за несвойственными для него вещами. Я всегда думал, что проза может оказаться мне по плечу. В какой-то момент захотелось поработать в новом пространстве. Этот момент произошел двадцать лет назад. Первый роман у меня вышел в 2006 году. В прошлом году вышел роман «Концертмейстер» – пятый по счету. Пишется шестой. Никакого перехода не было: стихи как писались, так и пишутся. Мне кажется, проза и поэзия вполне сочетаются. Так что никакой это не переход. «Года к суровой прозе клонят».

– Расскажите о вашем последнем романе «Концертмейстер».

– Это роман о любви, о Советском Союзе и обо всем, что тогда происходило. О музыке. О том, как преодолеть себя. О травмах душевных. И о том, что свет в человеке связан с его высоким образованием, с принадлежностью к искусству, к музыке, к поэзии. Свет способен преодолеть многое внутри человека и очень многие внешние обстоятельства.

– Прошлый год больше травмировал литераторов или дал им творческие импульсы?

– Литераторов нельзя травмировать больше, они и так много пережили и переживают. Прошлый год был сложным для издателей. Возможность реализации книжной продукции в какой-то момент стала трагически-тяжелой. Надеюсь, ситуация скоро восстановится. А писатели к изоляции привычны. Особенно никуда и не выходят. Разве что у авторов появилось ощущение, что все в мире очень хрупко. В любой момент над миром может нависнуть опасность, с которой будет сложно справиться. 

Беседовал Александр Мухарев

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.